Информационно - перерабатывающие модели убеждения К. Ховланда и У. Мак-Гуайра.



Модель последовательных стадий К. Ховланда. К сегодняшнему дню психологами создано множество теорий, в которых объясняются процессы формирования и изменения установок. Впервые за решение этой задачи взялась возглавляемая К. Ховландом исследователь­ская группа, созданная в 40-х годах XX века при Йельском уни­верситете. Эта группа работала над проектом, получившим название «Программа исследования коммуникаций», а теоретическим фундаментом ее деятельности стала бихевиористская парадигма, то есть теория научения и принцип подкрепления. Свое название модель получила потому, что включает в себя ряд обязательных этапов, следующих один за другим, из которых складывается процесс убеждения. Отсутствие любой из стадий, то есть прерывание пос­ледовательности, делает процесс убеждения попросту бессмыслен­ным.

1. Первым необходимым условием и этапом в названной модели является внимание. Следовательно,искусство убеждения начинается с уме­ния привлечь внимание. Если сообщение не привлекло внимания, процесс убеждения, то есть формирования или изменения уста­новки, не состоится. 

2. Второе условие, или этап — пони­мание. Мало чтобы сообщение (речь, плакат, реклам­ный ролик и т. д.) было ярким и привлекательным, оно должно быть еще и понятным.

3. Третье условие и, соответственно, стадия обсуждаемой моде­ли — согласие с сообщением, без чего невозможно ни формирова­ние, ни изменение установок. Побудить человека согласиться с убеждающим сообщением, исходя из ключе­вого положения теории научения, на которой основывается мо­дель К. Ховланда, должно подкрепление: убедительно обоснованные угрозы, за­пугивания или обещание вознаграждениялучше всего, по мнению авторов модели последовательных стадий, мотивируют людей со­гласиться с агентом влияния. Йельская трехстадийная модель процесса убеждения послужи­ла исходным образцом, на который впоследствии стали ориенти­роваться другие исследователи. 

Модель процесса убеждения Уильяма Мак-Гуайра. Сохранив саму идею последо­вательных стадий процесса создания или изменения установок, Уильям Мак-Гуайр создал более детализированную модель, описывающую уже пять этапов: 1) внимание, 2) понимание, 3) со­гласие, 4) сохранение, 5) поведение. Т.е. уточнения, предложенные Мак-Гуайром, каса­ются завершения процесса убеждения. В данном варианте подчер­кивается, что помимо согласия для формирования и изменения установки необходимо также сохранение или удержание новой информации. Разумеется, это возможно лишь в том случае, когда предмет установки сохраняет свою значимость для человека. Кроме того, Мак-Гуайр выделяет еще одну стадию – поведение, так как именно оно может служить показателем того, что установка возникла и сформировалась. Именно благода­ря поведению установки могут закрепляться и сохранять свою ак­туальность.

В дальнейшем Мак-Гуайр внес новые уточнения в модель, и в процессе убеждения выделял уже двенадцать стадий. Столь дробная детализация стала возможной благодаря развитию когни­тивнойпсихологии. Начиная с 60-70-х годов, когнитивные подходы начинают доминировать в исследовании установок. Поэтому современные теории описывают формирование установок как одну из разновидностей когнитивных процессов, в которых рассматрива­ются стадии сохранения, развития представлений, уточнения, складирования в памяти, активизации представлений (прайминга) и т. д. в ходе процесса убеждения и переубеждения.

Теория социальных суждений (ТСС) М. Шерифа иК. Ховланда

Авторы исходят из того, что люди осознают, во-первых, наличие у себя определенных убеждений и установок, а во-вторых, точно знают, какие они, что собой представляют. Поэтому человек строго контролирует имеющиеся у него уста­новки, сам определяя и решая, какие изменения в них можно допустить, а какие нет.

В основе теории М. Шерифа лежат два понятия:эффект ассимиля­ции и эффект контраста. Первый (эффект ассимиля­ции) возникает в том случае, если убеждающая информа­ция близка по смыслу к имеющейся у человека установке. В этом случае новая информация будет восприниматься как полностью идентичная установке. Иначе говоря, сообщение будет человеком ассимилировано, то есть он не заме­тит имеющихся различий между его установкой и сообщением.

Второй же принцип — принцип контраста — состоит в том, что информация, хоть в чем-то отличающаяся от имеющейся установ­ки, будет воспринята индивидом преувеличенно отличающейся, более того, как целиком противоречащая его установке, хотя в ре­альности эти различия могут быть и незначительными.

Для объяснения того, как формируется решение о принятии или отвержении информации, Шериф вводит еще три понятия: сфера принятия, сфера отвержения, сфера неопределенности.По мнению Шерифа, установки являются не жесткими когнитивными конструкциями, а относительно подвиж­ными установочными позициями, в которых имеются пробелы, размытости, неясности. Если человеку предложить ряд суждений по какой-либо интересующей его проблеме, то некоторые из них он наверняка сочтет соответствующими его установке. Это и будет сфера его принятия. Здесь он чувствует себя уверенно, и те суждения, которые не вызовут его возражений будут им ассимилированы. Но какие-то суждения человек воспримет как противоречащие взглядам. Они-то и попадут в сферу отвержения. Здесь индивид тоже чувствует себя уверенно, и суждения, воспринятые им и несхожие с его установками, будут им отброшены. И наконец, сферу неопределенности составит ряд тех суждений, в отношении которых у человека нет уверенности. В соответствии с теорией социальных суждений, изменение установки человека возможно лишь тогда, когда новая информация попадает либо в сферу принятия, либо в сферу неопределенности.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!