ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 4 страница



Может, уже этим летом, может, следующим, может, через 15 лет, когда по ESPNClassic будут показывать пятый матч финала-2005, я позвоню своему приятелю Хаузу и скажу, мол, включай Classic, там показывают ту самую игру Роберта Орри. И я вам гарантирую, что он спросит у меня: «Какую из?»

КЛИФФ ХЭГАН

Резюме: 13 лет, 7 – на высоком уровне, 6-кратный участник Матча всех звезд (1 раз в АБА) …топ-10 игроков НБА (1958, 1959) …четырехлетний пик: 23+9+4… второй лучший игрок в составе чемпиона («Хокс» в 1958) и двух финалистов (1960, 61) …в плей-офф-1958 набирал 28+11 (11 игр) …пятигодичный пик в плей-офф 23+10+3

Важный игрок недооцененного состава «Сент-Луиса», который на пике завоевал один титул и четырежды выходил в финал. Знаете, если вы отыграли десять лет в пятидесятых или шестидесятых, были на пике лет пять, присутствовали в составе чемпионской команды и парочки финалистов, значит, вам не о чем жалеть и вы провели действительно классную карьеру в эпоху «Безумцев», когда клубы ездили от города к городу на автобусе, в гостиницах жили по несколько человек вместе, все смолили сигареты и пили кофе, бухали после матчей, толком не тренировались, ели что попало, не следили за своим телом, а на площадке бодались словно регбисты.

Еще один момент, на который надо обратить внимание при разговоре о Хэгане. Если бы в программе «Best Damn Sports Show Period»[446] решили бы составить хит-парад 50 главных расистов в истории спорта, то «Хокс» с Хэганом в составе заняли бы достойное место в одном ряду с Джимми Снайдером, Элом Кампанисом, Дикси Уокером, Томом Йоки и многими другими[447]. В разделе о Ленни Уилкенсе в книге «Breaks of the Game» говорилось, что Хэган был единственным партнером Уилкенса по команде, кто общался с ним на равных. Как сказал бы Крис Руссо: «Так держать, Клифф!» Тваймен и Хэган явно были бы в составе сборной Белых, с которыми ты был бы рад вместе играть, будь ты черным.

ВИНС КАРТЕР

Резюме: 11 лет в лиге, 9 – на высоком уровне, 8-кратный участник Матча всех звезд… Новичок года (1999) … топ-10 игроков НБА (2001) … топ-15 игроков НБА (2000)… трехлетний пик: 26+6+4… 10 сезонов подряд набирал больше 20 очков за игру… в плей-офф набирал: 26+7+6 (42 игры)… обладатель рекорда плей-офф по дальним броскам за одну половину (8)

Я всегда остерегался игроков, обладающих невероятными талантами в нападении, но не умеющих (или не желающих) выкладываться в защите, которые плевали на интересы целого города и показывали страсть к баскетболу лишь на конкурсе данков, а не в матчах плей-офф.

Винс провел одиннадцать сезонов, ни разу не пройдя в плей-офф дальше второго раунда. Что еще более странно, так это то, что его кузен Макгрэйди так и не смог пройти дальше первого раунда. Говорят, что их ежегодный семейный матч по софтболу продолжается лишь до шестого иннинга и неожиданно прекращается.

Карьера Картера была сомнительной по целому ряду причин. Самый известный игровой эпизод с участием Винса? Его прыжок через Фредерика Вайса по ходу Олимпиады в Сиднее[448]. Единственный запоминающийся поход Винса в плей-офф? Дуэль с Айверсоном в 2001-м, когда они набрали по 50 очков в третьем и четвертом матче серии, и Винс упустил шанс вытащить команду в следующий раунд, промазав решающий бросок в конце седьмой игры. Стоит ли напоминать, что утром в день матча Винс взял в аренду самолет и слетал в Северную Каролину, дабы присутствовать на церемонии вручения дипломов, затем вылетел обратно в Филадельфию? Типичный Картер, ставивший свои интересы выше командных. Характерная для него привычка? Падать от каждого прикосновения и столкновения так, словно его подстрелили. Никто в истории НБА не слышал от зрителей «Вставай, слабак!» так часто, как это довелось Винсу Картеру. Его наследие? Звание главного таланта своего поколения, который должен был достичь большего.

Однако не эти причины заставляют меня отворачиваться от Картера. По ходу сезона-2004/05 разочарованный Винс так часто действовал спустя рукава (занижая собственную ценность), что «Торонто» пришлось согласиться на предложенные «Нетс» Алонзо Моурнинга (которого пришлось выкупить), Эрика и Аарона Уильямсов и два нелотерейных пика. Уже тогда можно было предсказать, что «Рэпторс» уничтожили свое будущее, не расчистив этим обменом платежку, не получив достойных игроков или высоких пиков на драфте[449]. Но «Рэпторс» просто были в отчаянном положении, ибо редко когда профессиональный спортсмен показывает такое пренебрежение к клубу и болельщикам.

Три месяца спустя заигравший в «Нью-Джерси» Винс признался (да-да, вы не ослышались – он публично признался), что перестал даже стараться в Торонто, что является одним из самых депрессивных откровенностей в истории спорта[450]. Это одна из причин, по которой я взялся за написание «Книги Баскетбола» – я не хотел, чтобы спустя пятьдесят лет какой-нибудь болельщик НБА насмотрелся видеонарезок и решил, что Винс был стоящим баскетболистом.

Любые вопросы по поводу его наследия отпали в сезоне-2009/10, когда он играл за свою лучшую команду («Орландо»). Картер плохо смотрелся весь год и даже не показал ничего в финале Восточной конференции, выведя из себя даже обычно спокойного Стэна Ван Ганди. Его выступление против «Бостона» оказалось настолько блеклым, что множество читателей с ESPN.com написали мне с просьбой выкинуть Картера из моей Пирамиды. Я отбросил его на семь позиций назад.

У карьеры Винса есть единственный светлый момент. Каждый раз, когда он приезжает в Торонто, фанаты на трибунах освистывают его словно Берни Мэдоффа, вернувшегося объявить об открытии нью-йоркской биржи. Свист в его сторону звучит на протяжении всех 48 минут матча. По непонятным причинам именно это заставляет Винса выкладываться – он начинает действовать со страстью, с гордо поднятой головой, и очень часто кладет победные броски в матчах против «Рэпторс».

Это и является превосходной эпитафией карьеры Винса – игрок, которого вдохновляла лишь ненависть болельщиков и которого безмерно уважали игроки-ровесники. Не за то, чего он добился, а за то, на что он был способен. Из всех выступавших в лиге в последние пятнадцать лет ровесники считали именно Винса Картера единственным способным на все игроком. Ну кроме умения придавать значение баскетболу.

Когда-нибудь, Винс, ты пожалеешь обо всем этом[451].

КРИС МАЛЛИН

Резюме: 16 лет, 8 – на высоком уровне, 5-кратный участник Матча всех звезд…топ-5 игроков НБА (1990) … четырехлетний пик в НБА: 26+5+4 (52% с игры, 88% штрафные) … двухлетний пик в плей-офф: 27+7+4, 54% с игры (16 игр) … лидер сезона в лиге по минутам (дважды), проценту реализации трехочковых (один раз) … игрок «Дрим Тим»-1992

Первые три года в НБА потратил впустую из-за проблем с лишним весом и алкоголем, зато после курса реабилитации Маллин начал носить на голове армейский «флэттоп», привел себя в отменную форму и выдал впечатляющий пятилетний пик, после чего его начали беспокоить разного рода травмы, и он стал медленно сдавать позиции. Он немножко поздновато стал демонстрировать на площадке все на что способен, но это не отменяет того, что очень мало современных ему игроков столь же умно и красочно действовали в нападении. Он был леворукой миниатюрной копией Лэрри Берда – если не брать в расчет менее выделяющуюся прическу, более бледную кожу и акцент, который превращал Маллина в смесь Брюса Спрингстина и Майка Франчеса.

Маллина невозможно было спрятать в защите, но зато он любил, как и Берд, перекрывать линию паса и в трех сезонах за карьеру набирал больше двух перехватов в среднем. Также он входит в сборную Игроков, с которыми было приятнее всего играть в баскетбол (вместе с Бердом, Мэджиком, Нэшем, Уолтоном, Данканом, Киддом, Пиппеном, Стоктоном, Орри, Бобби Джонсом и Уэббером)[452].

Если верить Кэмерону Стауту и его книге «Golden Boys», то когда Чака Дейли назначили тренером «Дрим Тим», то он предоставил список игроков сборной (по порядку): Джордан, Мэджик, Робинсон, Юинг, Пиппен, Мэлоун, Маллин. Получается, что лучший тренер того времени выбрал Маллина в качестве третьего лучшего игрока периметра после Джордана и Пиппена в самый богатый на таланты период в истории НБА. В итоге в сборную сначала отобрали восемь кандидатов: Берд/Мэджик/Эм Джей (три как костяк команды), Пиппен, Робинсон, Мэлоун, Юинг и Баркли. Маллин получил девятое приглашение. Джон Стоктон стал десятым. (Дрекслер и Кристиан Леттнер[453] присоединились к сборной гораздо позднее, весной).

К чему я веду? Крис Маллин был очень хорош.

ДЭЙВ БИНГ

Резюме: 12 лет, 8 – на высоком уровне, 7-кратный участник Матча всех звезд…топ-5 игроков НБА (1968, 71) … топ-10 игроков НБА (1974) … четырехлетний пик в НБА: 25+5+6…лидер сезона в лиге по очкам (один раз) … не выиграл ни одной серии плей-офф

Бинг поймал волну статистического взлета на фоне соперничества с АБА и расширения лиги, так что его статистика на пике, с 1967-го по 1973-й, выглядит очень впечатляюще, даром что он играл рядом с Дэйвом Дебушероом и Бобом Ланиром и всего однажды вышел в плей-офф. После восьмого сезона Бинга в лиге (в 1975-м он набирал 19,0 очка и 7,7 передачи), «Детройт» обменял его и пик в первом раунде в «Вашингтон» на Кевина Портера. Кевин Портер? А Бинг вообще был ли хорошим игроком? Как он тогда попал в официальный список 50 величайших игроков в истории НБА в 1996 году вместо баскетболистов под номерами 53, 57, 58, 63, 64 и 65 моей Пирамиды?

Он был хорошим парнем[454].

Назовем это Следствием имени Боба Ланира: если какого-то игрока любят и уважают его партнеры и журналисты как человека, то его способности на площадке тоже будут сильно преувеличены. Резюме Бинга украшают два попадания в символическую сборную лучших игроков НБА, но оба раза его кандидатура выглядит не слишком убедительно. В 1968-м году Бинг пролез в сборную, поскольку Джерри Уэст пропустил 31 игру. В 1971-м году Бинг занял в сборной место Уолта Фрейзера, который всего лишь выдавал 21+7+7, одержал с «Никс» 52 победы и был лучшим разыгрывающим лиги оборонительного плана. Выбор стоял между Бингом на пике (играл за пятую команду Запада) и Клайдом (лучшая команда Востока) … и жюри выбрало Бинга. Абсурд.

Был ли Бинг лучше хотя бы Лу Хадсона? Пик обоих пришелся на период с 1967-го по 1976-й, и по итогам карьеры цифры у них получились очень схожие (20+4+3 и 49% с игры у «Свит Лу», 20+4+6 и 44% с игры у Бинга), при этом Хадсон семь раз подряд выходил в плей-офф (с 67-го по 73-й), а Бинг за тот же промежуток попробовал плей-офф на зуб всего однажды. И кто был более эффективным игроком? На меня не смотрите, я их игру не застал. Но знаю, что Бингу не место в топ-50[455].

БЕЙЛИ ХАУЭЛЛ

Резюме: 12 лет, 10 – на высоком уровне, 6-кратный участник Матча всех звезд… топ-10 игроков НБА (1963) …четырехлетний пик в НБА: 22+12+2…выходил в стартовом составе двух чемпионских команд («Селтикс» 1968 и 1969)

БОББИ ДЭНДРИДЖ

Резюме: 13 лет, 9 – на высоком уровне, 4-кратный участник Матча всех звезд… топ-10 игроков НБА (1979) … пятилетний пик в НБА: 22+7+5…второй лучший игрок в составе команды-чемпиона («Буллетс»-1978) и двух финалистов («Бакс»-1974 и «Буллетс»-1979) … третий лучший игрок в составе команды-чемпиона («Бакс»-1971) … в плей-офф в среднем набирал 21+8+4 (98 матчей)

Дэндридж остается моим любимым «забытым» классным игроком из семидесятых. Он был легким форвардом, который умел компенсировать свои некосмические физические данные, в чьей игре не было пробелов и который заслужил следующий комплимент от Карри Киркпатрика, репортера SI, в 1979-м году: «Дэндридж – уже несколько лет как лучший универсальный игрок на своей позиции, и эти слова подтвердят многие его партнеры или конкуренты». Бобби Ди сочетал лучшие качества Кэрона Батлера и Биг Шот Боба – он брал на себя всю мелкую и грязную работу, закрывал три позиции, защищался против форварда любой формации (и умудрился выиграть дуэль у Джулиуса Ирвинга в плей-офф 1978-го года) и буднично клал в цель архиважные броски (вроде решающего попадания через троих защитников в седьмом матче серии против «Сперс» в 79-м, которое он совершил еще и после того, как его поставили опекать поймавшего ритм Джорджа Гервина, и Дэндридж полностью перекрыл Айс Джорджу кислород в последние несколько минут).

Он был четвертым в списке лучших легких форвардов в семидесятых, позади Ирвинга, Рика Берри и Джона Хавличека, и одним из наиболее известных спортсменов, вышедших из колледжей для афроамериканцев и сделавших отменную карьеру в профессионалах[456]. Это даже не обсуждается.

Ральф Уили под конец жизни писал, что титул 1978-го года для «Вашингтона» ассоциируется в первую очередь с Хэйсом и Анселдом, но «в сердце настоящего болельщика та победа связана именно с мягким броском Бобби Ди». Уили также называл Дэндриджа «бородатым и замкнутым джазменом-виртуозом» и считал, что «мягкий бросок Бобби Ди столь же эстетичен, как броски Сэма Джонса, Дэйва Бинга, Лу Хадсона, Джерри Уэста и Джо Дюмарса». Рискну предположить, что Ральф отвел бы Бобби Ди место в топ-75 в своей Пирамиде.

А как же Хауэлл? Он был Дэндриджем шестидесятых и сыграл ключевую роль в двух чемпионских командах. Хауэлл двадцать семь лет не мог пробиться в Зал славы. Дэндридж до сих пор туда не попал.

Не устану повторять, Зал славы – отстой[457].

ПОЛ УЭСТФОЛ

Резюме: 12 лет, 5 – на высоком уровне, 5-кратный участник Матча всех звезд… топ-5 игроков НБА (1977, 78, 80) … топ-10 игроков НБА (1979) …пятилетний пик в НБА: 23+3+6, 52% с игры… лучший игрок в составе команды-финалиста «Санз»-1976), набирал 21+5+3, 51% с игры (19 игр)

Ред Ауэрбах – самый успешный ГМ в НБА за всю историю, так что не принимайте следующий пассаж слишком близко к сердцу, ибо невозможно делать все правильно (или в случае с Билли Кингом – делать хоть что-нибудь правильно). Тем не менее, Ред упустил как минимум один титул двумя неоднозначными решениями – отдал Пола Уэстфола за Чарли Скотта перед сезоном 1976-го года и заменил Пол Сайласа на анти-кельтов Сидни Уикса и Кертиса Роу перед сезоном 1977-го года. То были мотивированные исключительно деньгами ходы в исполнении упрямого дядьки, который не хотел мириться с новым направлением развития лиги. Если бы Ред оставил в составе Сайласа и Уэсти, то «Бостон» взял бы титул в 1977-м и, возможно, в 1978-м.

Но Ред был самым везучим сукиным сыном в истории (и это я говорю как комплимент). В сезоне-1977/78, в последнем сезоне Хавличека, «Селтикс» разваливались прямо по ходу сезона и Ауэрбах обменял Скотта на Кермита Вашингтона, Дона Чейни и пик в первом раунде. На драфте 1978-го года «Бостон», таким образом, имел 6 и 8 общие пики. Пик (№6) было решено потратить наудачу, на еще не имевшего права играть в НБА парня по имени Лэрри Берд. Под восьмым пиком они выбрали снайпера Фримана Уильямса в надежде, что он заменит Хавличека[458]. Но без лишнего пика Ред ни за что бы не рискнул брать на драфте кого-то, кто еще целый год не сможет играть за «Бостон». Пик №8 в обмене Скотта позволил подобрать на драфте Берда. C 1950-го по 1986-й годы у Реда если что-то сначала не работало (как обмен Уэстфола/Скотта), то позднее все кусочки все равно собирались воедино[459].

Уэстфол так бы и остался очередным забытым великим игроком, если бы не его героический перфоманс в известном матче с тремя овертаймами, где он собственноручно несколько раз спасает «Санз» своими нечеловеческими действиями – безумными перехватами, сумасшедшими бросками с фолом и  ставшим легендарным броском в прыжке с разворота на 360 градусов, когда он сначала несся во весь опор в левую сторону, потом сделал резкую остановку футах в восьми от кольца, выпрыгнул, в прыжке сделал полный оборот и при этом умудрился бросить мяч в кольцо и забить. Если бы Хавличек промазал тот бросок от щита во втором овертайме, то «Финикс» бы дома не выпустил титул из рук, а Уэстфол присоединился бы к почитаемой когорте Лучших игроков в чемпионских командах (и поднялся бы мест на тридцать в этой Пирамиде). Вместо этого ему пришлось довольствоваться званием лучшего защитника лиги на протяжении пяти лет (с 76-го по 80-й), статусом запоминающегося шоумена на Матчах всех звезд и местом стартового атакующего защитника в символической сборной белых парней, игравших как черные.

ДЭН ИССЛ

Резюме: 15 лет, 13 – на высоком уровне, 7-кратный участник Матча всех звезд (6 из них – в АБА) … топ-5 игроков АБА (1972) … топ-10 игроков АБА (1971, 73, 75, 76) …трехлетний пик: 29+11+2…лидер АБА по очкам (один раз) … в плей-офф АБА набирал 24+11+2 (80 игр)… второй лучший игрок в команде-чемпионе АБА («Колонелс»-75)… член клуба 25К+10К (больше 25 тысяч очков + больше 10 тысяч подборов)

АРТИС ГИЛМОР

Резюме: 17 лет, 12 – на высоком уровне, 11-кратный участник Матча всех звезд (5 из них – в АБА) … Самый ценный игрок АБА (1972) и плей-офф АБА… новичок года АБА (1972) … топ-5 игроков АБА (1972, 73, 74, 75, 76) … пятилетний пик: 22+17+3… лидер сезона по подборам (четырежды), проценту с игры (шесть раз), минутам (трижды), блок-шотам (дважды)… лидер НБА/АБА по проценту с игры за карьеру… лучший игрок двух команд-чемпионов АБА («Колонелс» в 1972 и 75) … член клуба 20К+15К

Я не могу себе позволить поставить Иссла выше Артиса по одной простой причине: после чемпионства «Кентукки» в АБА в 1975-м, «Колонелс» из финансовых побуждений надо было обменять одного «большого» (Гилмора или Иссла). Кого они оставили? Гилмора. Все просто.

Иссл блистал в шести сезонах в АБА, но после перехода в НБА только один раз попал на Матч всех звезд. Что как бы намекает. Хотя все же не стоит принижать достоинства цетрового, который очень редко пропускал матчи и всегда выдавал нечто между 19+8 и 25+11. Будучи новичком в 1971-м году, он набирал 29,9 очка, а будучи ветераном с четырнадцатилетним стажем за плечами в 1984-м – 19,8. И за недостаток успеха в НБА его тоже сложно винить – «Наггетс» в 1978-м году не хватило двух побед до выхода в финал, после чего они развалились из-за проблем Дэвида Томпсона с наркотой и одним из тупорылейших обменов в истории (Бобби Джонс на Джорджа Макгинниса[460]). Персонально для меня Иссл был одним из любимейших игроков из всех приезжавших в гости команд, поскольку у него не было четырех передних зубов и – каждый раз когда проходил мимо нас в Гардене – он был похож на вампира. Да, такие вещи тебя несказанно радуют, когда тебе восемь лет.

Артис, в свою очередь, был бы стартовым центром в команде парней, которые на бумаге выглядят лучше, чем оказываются на практике, если бы не Беллами. Я достаточно стар, чтобы помнить Артиса на пике в НБА, когда он был человеком-горой (7 футов 2 дюйма, 300 фунтов) с сочетанием усов и козлиной бородки, которое превращало его наполовину в китайца, наполовину в черного графа[461]. Он выглядел угрожающе до стартового свистка, но когда начиналась игра, ты понимал, что (а) он был несколько заторможенным и на все реагировал на долю секунды дольше, чем надо (за что в итоге заработал прозвище «Окоченелый Артис») (б) он бросал только из выгодных позиций (данки, легкие броски из-под кольца и крюки левой рукой) и (в) создавалось впечатление, что у него не было пульса (на фоне Артиса Карим выглядел как Кевин Гарнетт после 20 «Ред Буллов»). Артис в детстве рос во Флориде в такой нищете, что в школе носил кроссовки на два размера меньше нужного, и во всем его образе сквозило нечто сломленное, как будто его уверенность в себе не соответствовала внушительному внешнему виду. Болельщикам всегда казалось, что Артис должен доминировать и превосходить соперников гораздо серьезнее, нежели это было в жизни. Тем более что физически более матерые и жесткие парни заталкивали его без последствий[462]. В быстрой АБА не было подходящих ему по размеру соперников и Артис доминировал, как и любой другой великан, выделяющийся размерами в той же игре университетских команд. Так что ему не удалось перенести свой успех и на НБА.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!