СПОРНЫЙ ВЫБОР, КОТОРЫЙ ДОКАЗАЛ СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ



 

Боб Петтит (1959)

Опять же – если судьба награды MVP лежит в руках в большинстве своем белых игроков в эру, испорченную расизмом, то у вас будут определенные проблемы. У лиги 50-х существовало неофициальное правило – каждой команде позволялось иметь в составе лишь двоих черных, и даже в 1958-м у «Хоукс» не было ни одного афроамериканца в ростере. Поэтому кажется подозрительным, что Петтит (белый парень, к слову) выиграл награду через голову действующего MVP и самого важного игрока для лиги (Расселла), когда 90% голосующих были белыми. Сравните статистику их выступлений в 1958-м (когда награду получил Расселл) и в 1959-м, когда статуэтка ушла к Петтиту, примите во внимание их игру в защите (Петтит был довольно средним в этом компоненте, с Расселлом, думаю, и так все понятно), а затем помогите мне придумать вескую причину (которая не включает в себя расизм), по которой Петтит получил в два с лишним раза больше голосов, чем его конкурент.

ИМЯ СЕЗОН ОЧКИ ПОДБОРЫ ПЕРЕДАЧИ % С ИГРЫ РЕЗ-Т КОМАНДЫ ГОЛОСОВАНИЕ НА MVP ФИНАЛ
Расселл 1958 16,6 22,7 3,2 44% 49-23 Первый Финалист[361]
Петтит 1958 24,6 17,4 2,2 41% 41-31 Четвертый Чемпион
Расселл 1959 16,7 23,0 3,2 46% 52-20 Второй Чемпион
Петтит 1959 29,2 16,4 3,1 41% 49-23 Первый Финалист
Расселл 1961 16,9 23,4 3,4 43% 57-22 Первый Чемпион
Петтит 1961 27,9 20,3 3,4 45% 51-28 Второй Финалист

 

А теперь взгляните на результаты голосования в 1959-м – Петтит: 317 (59-7-1); Расселл: 144 (10-25-29); Бэйлор: 88 (2-20-18)[362]; Кузи: 71 (4-11-18); Пол Аризин: 39 (1-7-13); Дольф Шэйс: 26 (1-6-3); Кен Сирс: 12 (1-1-4); Клифф Хоган: 7 (0-1-4); Джек Тваймен: 7 (0-1-4); Том Гола: 3 (0-1-0); Дик МакГуайар: 3 (0-1-0). В плей-офф-59 «Лейкерс» (набравшие в том сезоне лишь 33 победы в регулярном чемпионате) с Бэйлором в составе разобрались с Петитом и его «Хоукс» в финале Запада, прежде чем Расселл и его «кельты» доказали в финале, кто действительно заслуживал звания MVP в том году.

Вы когда-нибудь слышали, как в шоу «Холостяк» перед перерывом на рекламу говорят: «После перерыва вы увидите самую драматичную церемонию вручения роз в истории»? Так вот в сезоне-1958/59 состоялась самая расистская церемония вручения статуэтки MVP в истории. Петтит получил в шесть (!) раз больше первых мест, чем Расселл; половина лиги просто проигнорировала Бэйлора; Кузи получил четыре первых места, которые должны были достаться Расселлу; а белые парни типа Аризина, Шэйса, Сирса и Хогана вообще по непонятным причинам получили первые места. И не говорите мне, что выбор Петтита был чем-то сентиментальным, ибо он уже получал эту награду в 1956-м. Ну а если вы не верите в теорию о расизме, позвольте вам напомнить, что это происходило в эпоху до прихода Мартина Лютера Кинга, Джона Кеннеди и десегрегации, и атмосфера в спорте была враждебной (бейсбольные «Ред Сокс» подписали первого черного игрока, бессмертного Пампси Грина, лишь в 1959-м).

Вот вам история из «Сказа о высоких» (стр. 72-73), которая лучше всего иллюстрирует происходившее в Америке в то время. «Лейкерс» проводили выставочный матч в Чарльзтауне, Западная Вирджиния. Трое черных игроков в составе «озерников» (Бэйлор, Бу Эллис[363] и Эд Флеминг) не могли заселиться в отель и не могли поесть ни в одном из заведений города, за исключением станции автобусов «Грейхаунд».

«Люди, организовавшие тот матч, хотели, чтоб я уговорил Элджина принять участие в игре. После предматчевой разминки я спустился в раздевалку и увидел Бэйлора, сидящего в своей обычной одежде. И я сказал ему: «То, как с тобой поступают, неправильно. Я понимаю это. Но мы с тобой друзья, и это мой родной городок. Сыграй этот матч ради меня». На что Элджин ответил: «Род, ты прав, мы с тобой друзья, но ведь и я человек. Я лишь хочу, чтоб со мной обращались как с человеком». Вот тогда-то я впервые почувствовал всю его боль», – вспоминает то время Род Хандли.

«Через пару дней до меня дозвонился мэр Чарльзтауна, дабы принести свои извинения. Спустя два года меня пригласили на Матч всех звезд, который проходил в том же городке, и я поехал туда из вежливости. Мы остановились в том же отеле, который не позволял мне заночевать там два года назад. Мы, наконец, смогли поесть в любом заведении, в котором хотели. В школах начиналась интеграция. Местные черные лидеры сказали мне, что сумели использовать произошедшее со мной пару лет назад, дабы оказать давление на руководство городка и заставить их внести изменения. И мне стало хорошо от их слов. Однако непорядочность клерка отеля, который вел себя, словно меня там не было, или людей, которые отказывались продать мне сэндвич просто потому, что я черный – такие вещи забыть невозможно», – воспоминания Элджина Бэйлора.

Таким образом, порядок вещей стал меняться, и некоторые из этих изменений начались именно в 1959-м. Расселл и Бэйлор толкали спорт в лучшую для него сторону, однако некоторые из их партнеров были не совсем согласны с подобным прогрессом. Это – единственное объяснение случившегося. Я не хочу звучать, как Сэмуэл Л. Джексон, говоря «Они все заслуживали смерти, и надеюсь, что они горят в аду!», но нельзя не признать, что предубеждения повлияли на итоги голосования в 1959-м, ибо Расселл должен был получить награду.

Уэс Анселд (1969)

Будучи новичком лиги, Анселд заслужил себе славу за жесткие заслоны, точные пасы в быстрый отрыв, набирая 14 очков, 18 подборов и 47% с игры в среднем за матч в составе команды с 57 победами в том сезоне. Уиллис Рид играл такую же важную роль в «Никс», когда помог им одержать 54 победы в сезоне (22 очка, 14 подборов, 52% с игры). Однако результат Анселда в голосовании за MVP в два с лишним раза превзошел результаты Уиллиса (310 к 137), и Анселд также попал в первую символическую пятерку НБА по итогам «регулярки». Но в первом же раунде матчей на вылет Рид и его «Никс» вынесли «Балтимор» вперед ногами, и все, считавшие Анселда Самым ценным игроком сезона, почувствовали себя глупо[364].

Вот в чем я вижу проблему: если вы даете награду MVP человеку, ставшему лишь пятым по подборам в лиге, и он приносит в копилку команды лишь двадцать очков в среднем (в данном случае 14 очков и 3 передачи), то ему лучше быть кем-то вроде Дикембе Мутомбо или Билла Расселла, когда он играет в защите. Рост бедняги Анселда составлял всего шесть футов шесть дюймов, и ему даже пришлось отрастить себе афро, дабы выглядеть выше – как и Тому Крузу, носившему обувь на четырехдюймовой платформе – однако это не делало Уэса хорошим защитником и блокирующим. Его ценность неоспорима, когда речь шла о постановке заслонов или быстром отрыве. Возможно, Большой Уэс был лишь отменным ролевым игроком, превосходной поддержкой главной звезде контендера, кем-то, кто делал команду чуток лучше (ну и другие команды тоже, когда Анселд ненадолго предпринял попытку стать худшим генеральным менеджером лиги). Но он никогда не являлся доминирующим игроком, понимаете?

Несмотря на все это, к рождественским праздникам все возомнили, что этот паренек Уэс заслуживает внимания, ибо он выделялся больше, чем кто-либо другой. Он здорово начинал быстрые отрывы первым пасом, ставил крепкие заслоны, и его статистика по подборам была достаточно хорошей, дабы упомянуть его кандидатом в MVP и не быть засмеянным. Однако это не делало его лучше, чем Рид, Билли Каннингем (25 очков, 13 подборов в составе прыгнувших выше своей головы «Сиксеров») или статистический монстр Уилт (21 очко, 21 подбор, 59% с игры и умение блокировать броски). Как и в случае со Стивом Нэшем, за Уэса голосовали по схеме «Никто пока больше особо не выделился, мне нравится следить за игрой этого парня, хрен с ним». Если вы отдали свой голос за Анселда, то могли гордиться собой, ибо это значило, что вы знали в баскетболе не только суперзвезд и ценили малозаметные аспекты игры.

В следующем сезоне Анселд показал еще более интересную статистику (16 очков, 17 подборов, 52% с игры) в составе добротной команды «Буллетс», но не попал на Матч всех звезд-70 и в символические пятерки НБА по итогам сезона. После сезона калибра MVP он больше ни разу не был упомянут в символических сборных НБА и участвовал лишь в четырех Матчах всех звезд. И знаете, что это значит? Все голосовавшие за него вдруг поняли, что слегка увлеклись в 1969-м. Это все равно что отправить девушке букет цветов сразу после первого свидания[365].

Вот вам результаты голосования того года – Анселд: 310 (53-14-8); Рид: 137 (18-11-14); Каннингем: 130 (15-16-8); Расселл: 93 (11-8-22)[366].

По-моему, Каннингем заслуживал статуэтку, ведь, несмотря на обмен Уилта в «Лос-Анджелес» по схеме «Мы вам – доллар, вы нам – сорок пять центов», «Филадельфия» одержала 55 побед и заняла второе место в невероятно сильной конференции. И ключом к их игре был Каннингем. После того как их главный подбирающий Люк Джексон вылетел с травмой колена, команда перешла к смол-боллу с Арчи Кларком, Холом Гриром и Четом Уокером, передвинув Каннингема на позицию четвертого номера и взвинтив темп до невозможности. Их судьба была в руках Билла, который провел огромное количество времени (82 игры, 3345 минут) не на своей позиции (при росте в шесть футов шесть дюймов) и против таких не последних в лиге парней, как Хэйс, Лукас, Джонсон и Дебушер каждый вечер. И при этом он умудрился стать третьим по количеству набранных очков и десятым по подборам по итогам сезона. В сезоне, когда лига переходила из одного состояния в другое и искала нового альфа-дога, заслуги Билла следует признать впечатляющими. Однако всех почему-то больше интересовали заслоны и первый пас Анселда.

Я голосую за Билла Каннингема.

Боб Макаду (1975)

Один из двадцати пяти лучших игроков в истории (Рик Бэрри) вышел на пик в сезоне-1974/75 (31-6-6, лидировал в лиге по количеству перехватов и проценту попадания с линии штрафных) в составе команды, ставшей первой на Западе («Голден Стэйт»), затем помог своей уступающей по глубине состава команде победить в финале «Вашингтон» невероятным представлением (28-6-6, 50 перехватов за 17 матчей плей-офф). Один из шестидесяти пяти лучших игроков в истории (Боб Макаду) вышел на пик в том же сезоне (35 очков, 14 подборов, 52% с игры, 3539 минут за сезон) в составе команды, ставшей третьей на Востоке и уступившей в семи матчах в первом же раунде «Вашингтону»[367].

Макаду, возможно, был баскетболистом, появившимся в лиге раньше своего времени и выдавшим карьерный сезон, но умение Бэрри отдавать пас и его бескорыстность выделяли его среди всех в лиге. Однако мы по-прежнему жили в эпоху, когда «большие» считались более ценными, чем игроки на остальных позициях, и отсутствие титулов у Оскара и Уэста в 60-х не особо облегчало ситуацию, которая начала меняться лишь с приходом Берда и Мэджика.

Тот сезон был отличным примером ситуации, которая позволяла сказать: «Большинство отыгралось на одном определенном парне». Оцените результаты голосования – Макаду: 547 (81-38-28); Коуэнс: 310 (32-42-24); Хэйс: 289 (37-26-25); Бэрри: 254 (16-46-36); Карим: 161 (13-21-33). Бэрри был лучшим в лиге в том сезоне, что и доказал в матчах на вылет, и все равно оказался на четвертом месте по итогам голосования? Что произошло?

А вот что – Бэрри был самым презираемым игроком Ассоциации: он жаловался на каждый свисток не в его пользу, действовал на нервы партнерам презрительным вращением глаз и ухмылкой типа «Как ты мог выронить такой пас?» и отчаянно рвался на телевидение (даже эпизодически появившись на CBS). Нельзя забывать, сколько плохого было сказано в сторону Бэрри из-за его бегства в АБА, а также его репутацию мстительного человека, неспособного найти общий язык с черными парнями.

Какая разница, что Бэрри возродил свою карьеру, стал капитаном команды, лидировал в лиге по числу перехватов и проценту попадания с линии штрафных, стал вторым по количеству набранных очков, набрал больше передач (492) по итогам «регулярки», чем любой другой игрок на его позиции в истории, и лидировал в своей команде по всем статистическим показателям, за исключением подборов? У Рика Бэрри не было и шансов в голосовании баскетболистов, которые считали его козлом. Возможно, он действительно был таким, но не было в лиге игрока более ценного, чем Бэрри, в 1975-м.

Джулиус Ирвинг (1981)

Тот сезон ознаменовался «пробежкой» (потому что «гонкой» ее назвать нельзя) между двумя соперниками по дивизиону в лице Ирвинга (25-8-4 в составе «Филадельфии», одержавшей 62 победы в сезоне) и Берда (21-11-6 в составе «Селтикс», одержавших 62 победы и получивших преимущество домашней площадки благодаря победе над «Филадельфией» в последней игре регулярного чемпионата). Док стал главной сенсацией для СМИ потому, что «Филадельфия» вдруг показала себя командой, где каждый любит делиться мячом с партнерами, и все посреди сезона вдруг решили: «Это год имени Ирвинга».

В это же время Берд постепенно набрал ход, выдав целую серию матчей, в которых он набирал 20 очков и 20 подборов (36-21 против «Филадельфии», 35-20 против «Чикаго», 21-20 в Кливленде, 28-20 в Нью-Йорке) в период, когда «Бостон» проиграл лишь одну встречу из двадцати шести (!). Затем Берд получил травму, выходил через боль в течение месяца и выздоровел к поездке команды по Западному побережью, где выдал 23 очка, 17 подборов, 8 передач и 4 блока в выносе «Сиэтла», а двадцать четыре часа спустя на глазах у травмированного и наблюдавшего со скамейки Мэджика обрушил на «Лейкерс» 36 очков, 21 подбор, 5 передач, 5 перехватов и 3 блока.

К последнему месяцу регулярного чемпионата всем следовало согласиться, что а) Берд и Док играют на равных, и б) игрок, чья команда получит преимущество домашней площадки, должен взять статуэтку MVP. Этого не случилось, хотя в 82-й игре сезона Берд принес «кельтам» победу 24 очками, оказываясь везде, где требовалось (набрав 5 перехватов уже в первой четверти), в то время как Ирвинг с трудом выдал 19 очков. Когда «Филадельфия» и «Бостон» встретились в финале Востока, «Филадельфия» вдруг упустила победу, хотя вела в серии 3-1, а Берд положил победный бросок в седьмой игре, выдав в той серии 27-13-5 (по сравнению с 20-6-4 в исполнении Дока). Две недели спустя «кельты» завоевали чемпионство в Хьюстоне. «Год имени Ирвинга», говорите?

Означает ли это, что Лэрри был лучшим игроком лиги в том сезоне? Необязательно. Можно было голосовать за Мозеса, лучшего центрового НБА в период с 1979-й по 1983-й, хотя Мэлоун пахал в составе «Рокетс», которые одержали лишь 41 победу в сезоне-1979/80 и лишь 40 побед в следующем сезоне. (Сложно называть кого-то лучшим игроком лиги, если он не смог ни разу за два года подтолкнуть команду выше 0.500 в соотношении побед и поражений в «регулярке», несмотря на то, что партнеры по команде были слишком молоды или, наоборот, слишком стары. Или просто изначально никчемные)[368]. Но если мы отдаем награду кому-то, кто не был альфа-самцом лиги, то пусть лучше это будет отменный игрок с карьерным сезоном. Однако этого не произошло в 1981-м, поэтому нам приходится применить схему, проверенную временем – «лучший игрок лучшей команды». Именно таким и был Берд в сезоне-1980/81.

Вы можете проворчать: «К черту все, в тот год не было доминирующего кандидата на награду, и все прекрасно знали, что Берд однажды получит хотя бы одну, поэтому я рад, что мы показали Доку, как много он значит для лиги!». Во-первых, перестаньте быть глупцом: мы показали Ирвингу, как много он значит для нас, шесть лет спустя, когда его закидывали подарками в ходе прощального турне. Во-вторых, статуэтка MVP – это не приз зрительских симпатий, это не бриллиантовое кольцо и не плазменный телевизор. Это честь, которая означает, что большинство из нас считает определенного парня самым ценным игроком одного определенного сезона. И если дело обстоит именно так, то мы совершили большую ошибку, потому что через четыре месяца после финальной серии-81 Лэрри Берд украсил обложку «Sports Illustrated» с надписью «Лучший игрок НБА». Почему же это было непонятно, когда Берд выдал серию игр с показателями в 20 очков и 20 подборов? Ну вы меня поняли.

Если Берд считался лучшим игроком НБА в сезоне, когда не было доминирующего кандидата на награду MVP, и его команда выиграла чемпионство, а мы отдали титул MVP лиги другому, то это явная ошибка[369].

Дирк Новицки (2007)

Вот вам сокращенная версия того, что я написал в своей колонке в 2007-м, когда понял, что кандидатура Новицки не является ответом ни на один из трех вопросов в моей формуле определения MVP (четвертый вопрос я тогда еще не создал)[370]:

«С точки зрения статистики, сезоны-2004/05 и 2005/06 в исполнении Новицки были лучше нынешнего; его сезон-2006/07 был хуже, чем любой из девяти лучших сезонов Берда, десяти лучших сезонов в исполнении Баркли или одиннадцати лучших сезонов Карла Мэлоуна. Показатели точности его бросков (50% с игры, 90% с линии штрафных и 42% из-за дуги) были невероятны, но его результативные показатели (24,6 очка, 9 подборов и 3,4 передачи) выглядят, как карьерный пик Тома Чемберса. Если вы даете кому-либо награду MVP за его игру в нападении, то ему лучше быть в этом непревзойденным мастером, чего не скажешь о Новицки в сезоне-2006/07.

Аргумент в пользу немца звучит просто: он наиболее надежный игрок в клатче во всей лиге и лучший игрок в команде, победившей в 66 матчах «регулярки». То же самое можно было сказать о лидере «Буллс»-97 (69-13 в регулярном чемпионате) Майкле Джордане, который стал вторым в голосовании того года после Мэлоуна. Возможно, нам стоит отказаться от исторических сравнений после того, как два подряд титула MVP для Стива Нэша превратили награду Самого ценного игрока в конкурс популярности. Так как общественность хочет, чтобы немец получил награду в этом сезоне, он ее получит. Что иронично, так это то, что Нэш выдал свой величайший сезон тогда, когда его стали воспринимать как должное и начали обращать больше внимания на Новицки. Вы могли бы заменить Дирка Данканом, Гарнеттом, Бошем, Брэндом или любым другим элитным тяжелым форвардом, и «Мэвс» все равно одержали бы 55-65 побед в сезоне. Однако «Санз»-07 были построены как сложная для вождения дорогая итальянская гоночная машина, чьи характеристики подгонялись под одного определенного водителя, и Стив Нэш оказался единственным человеком на планете, способным вести эту машину и не устроить аварию. Разница в сложности между лидерством в «Мэвс» и в «Санз» просто невообразима. Для меня этот сезон – лучший в исполнении Нэша».

Проголосовал ли я за него? В каком-то смысле, да – Нэш заслужил мой голос за второе место (я не мог отдать первое место человеку, абсолютно не играющему в защите), и болельщики заслужили голос за первое место, потому что им пришлось наблюдать за одним из самых неувлекательных сезонов в истории[371].

Я бы хотел, чтобы награда MVP, так же как Оскар и Эмми, выдавались в одинаковой манере – если в определенном сезоне нет заслуживающего кандидата, то награду переносят на следующий год, и она становится в два раза более ценной. Награда должна быть заслужена, а не выдана.

В любом случае вы знаете, что произошло с Новицки в дальнейшем: «Голден Стэйт» шокировал «Мэвс» в одном из самых неожиданных «апсетов» в серии плей-офф в истории, хотя это перестало быть настолько нереальным, когда мы стали свидетелями третьего матча серии, в котором болельщики на арене «Голден Стэйт» бесновались, глядя, какое избиение их кумиры устроили «Далласу».

Вот что я написал в своей колонке между четвертым и пятым матчем серии, когда ошибка в выборе MVP того сезона стала очевидней некуда:

«Нам предстоит увидеть один из самых неловких моментов в истории НБА в течение следующих десяти дней, и вот как это будет выглядеть:

(Джим Грэй, Дэвид Стерн и Дирк Новицки неловко переминаются с ноги на ногу перед камерой в перерыве матча второго раунда плей-офф).

Грэй: А сейчас комиссионер НБА Дэвид Стерн представит награду Самого ценного игрока сезона-2006/07.

Стерн: Убирайся отсюда. Сейчас же.

(Грэм немедленно исчезает).

Стерн: Ну что же, Дирк, даже если результаты плей-офф не были такими, какими ты бы хотел, но на протяжении восьмидесяти двух бессмысленных игр одного из худших сезонов моей двадцатитрехлетней карьере на этом посту ты был лучшим в довольно слабой лиге. К сожалению, голосование за награду произошло сразу по окончании регулярного сезона, и членам комитета не дали возможности оценить твой полный крах в первом раунде плей-офф против «Голден Стэйт». Ты не только не сумел постоять за себя, как это должен делать MVP, но ты жаловался и ныл на протяжении всей серии, опозорив своих партнеров и фанатов. Ты стал первым после Дэвида Хасселхоффа человеком с немецким именем, которого стыдится Америка. Я не знаю, стоит ли передать награду в твои руки или просто дать тебе ею по голове. К твоему счастью, нас показывают по телевидению, поэтому я передаю тебе трофей и объявляю тебя Самым ценным игроком сезона-2006/07. Теперь мне надо быстро выйти, чтобы я мог как следует проблеваться.

Новицки (беря трофей в руки): Спасибо вам, господин комиссионер.

(Стерн с отвращением отмахивается и выходит из комнаты)».

Так примерно все и произошло – никогда еще недавно опозоренный игрок не принимал награду в такой неловкой манере. Бедняга Дирк улетел в Австралию, дабы очистить мозги как какой-нибудь Энди Дюфрейн. Теперь, когда мы переоцениваем все это постфактум, Нэшу следовало получить ту награду, просто потому что его не следовало награждать в 2005-м и 2006-м (мы еще к этому вернемся). Какая ирония[372].

КАТЕГОРИЯ 3:

ОТКРОВЕННЫЙ ГРАБЕЖ

Кобе Брайант (2008)

До начала сезона-2007/08 Кобе требовал обмена и публично унижал партнеров. Первые несколько недель регулярного чемпионата он отыграл на автопилоте, прежде чем «оценил по достоинству» одноклубников и взял на себя обязательства перед командой лишь с появлением Газоля. Следующие пару месяцев поднялась шумиха, что это был «год имени Брайанта», что он наконец-то «начал понимать» командную химию, это был лучший баскетбол в его исполнении, что он становился лидером на паркете и в раздевалке, что он начал проводить больше времени с партнерами, оплачивая командный счет в ресторанах. Эта телевизионная сказка набрала ход в течение первых трех раундов плей-офф и сгорела в пламени финала, в ходе которого Кобе не провел ни одного матча уровня Пантеона и вчистую отдал шестой матч серии, который было жизненно необходимо выигрывать. «Озерники» распались на части, как только ситуация приняла серьезный оборот, доказав то, о чем я твердил весь сезон: вся эта штука о том, что «Кобе – лидер» была все еще в процессе утряски.

Статуэтка того года должна была достаться Крису Полу – никто не значил для своей команды и своего города больше, чем лидер «Хорнетс». А если не ему, то тогда Гарнетту. Мне до сих пор не верится, что все купились на эту чушь о Кобе – как оказалось, все похвалы в его адрес следовало раздавать лишь в следующем году.

Стив Нэш (2005)

Непонятный выбор, который становится еще непонятней со временем. Как только офис лиги изменил правила защиты, не позволяя более прикасаться руками к игроку с мячом, дабы сделать матчи более веселыми, Нэш вдруг превратился в квотербека бегущего нападения «Финикса». Вся баскетбольная общественность (включая меня) пришла в восторг от того, что кто-то вдруг показал потенциал Кузи на позиции разыгрывающего; наконец, наступил момент, когда Нэша стали упоминать в качестве кандидата на статуэтку MVP, что изначально казалось абсурдом, учитывая, что впервые реальные шансы на награду появились у а) игрока, руководящего нападением, б) игрока, которого было сложно назвать франчайзом, и в) игрока, абсолютно неспособного играть в защите. А ведь это три довольно существенных фактора.

Были ли какие-либо расовые факторы у подобного выбора? В каком-то смысле, да. Болеть за Нэша было весело. Перед нами был канадец с длинными волосами и вечно работающим двигателем, который выглядел как Келли Лик, знал, как организовывать быстрый отрыв, умел делать партнеров лучше и всегда держался солидно. Его стиль игры и цвет его кожи (белый среди в большинстве своем темнокожих игроков) выделяли его больше, чем кого-либо в каждом конкретном матче. Он был новой изюминкой лиги и все задавались вопросом, почему бы этому парню не быть MVP[373].

Пока Шак боролся с мелкими травмами, а Уэйд поднял уровень игры до версии Джордана для бедных, в кандидатуре О‘Нила было достаточно недостатков, дабы дать шанс Нэшу. Отовсюду сыпались комментарии типа «Это такое наслаждение – наблюдать за действиями такого бескорыстного игрока, умеющего так солидно держаться» (перевод – «Я рад, что он не один из этих эгоистичных темнокожих парней с тонной татуировок, которые бьют себя в грудь после каждого забитого мяча»). К наступлению момента голосования шумиха вокруг Нэша набрала такой же ход, как и поезд, освободивший доктора Ричарда Кимбла в сериале «Беглец». Примите во внимание, что НБА была заинтересована в раскрутке Нэша, ибо человек, которого называли будущим лиги, лишь год назад был обвинен в изнасиловании. В ходе голосования члены комитета применили схему «Никто больше не выделяется своей игрой, мне нравится наблюдать за этим парнем, к черту все!», и беднягу Шака ограбили. Вот результаты голосования того года – Нэш: 1066 (65-54-7-1-0); О‘Нил: 1032 (58-61-3-3-1); Новицки: 349 (0-4-43-30-16); Данкан: 328 (1-0-40-13-19); Айверсон: 240 (2-4-20-20-23)[374].

Я проголосовал за кандидатуру Шака по математической формуле, которая базируется на двух неоспоримых фактах:

1. «Лейкерс» выиграли 57 матчей в сезоне-2003/04 и лишь 34 в сезоне-2004/05.

2. «Майами» выиграл 42 матча в сезоне-2003/04 и 59 в сезоне-2004/05.

Мне не нужно быть Биллом Джеймсом, дабы понять суть этих чисел: обмен Шака определил перекос баланса сил с Запада на Восток, и О’Нил сходу получил бы титул, если бы не травма Уэйда в финале Восточной конференции при лидерстве «Хит» в серии со счетом 3-2. Как я написал в своей колонке в том году: «Этот год был особенным в том смысле, что люди наконец-то понимают его – он совершил прорыв, но не в качестве игрока, а в качестве человека. Отныне ни в одном виде спорта нет более любимого болельщиками, харизматичного и потрясающего атлета. Когда я буду думать о сезоне-2004/05, первым мне в голову придет именно Шак. И именно это является определением слова «MVP». И я по-прежнему так думаю.

Самое забавное то, что Шак отомстил Нэшу, играя за «Финикс» в сезоне-2008/09, когда он, по слухам, украл у канадца идею для реалити-шоу, в котором Стив собирался соревноваться с другими выдающимися атлетами в их видах спорта. Нэшу пришлось нанять адвоката, пригрозить Шаку судом, но все, чего он добился – это звания продюсера шоу. А ведь во время всего этого скандала они были партнерами по команде! Вы мне не поверите, но «Санз» не попали в плей-офф в том году!

Мэджик Джонсон (1990)

Если вы нарветесь на Чарльза Баркли в любой обстановке, будь то игра в покер, боксерский поединок или собрание анонимных игроманов, упомяните гонку за MVP в сезоне-1989/90 и просто наблюдайте за Чарльзом. Вот что он скажет: «Я получил большинство голосов за первое место! Такое произошло впервые! Во-первых, хочу знать, как я мог получить большую часть голосов за первое место и умудриться остаться без награды! Считаю, что следует голосовать лишь за одного игрока, и не пойму, зачем ранжировать голоса. Во-первых, даже награду Оскар не присуждают подобным образом. И, во-первых, ты либо самый лучший, либо нет. Так что первое, что я хочу отметить, раз большая часть людей посчитала меня лучшим, я должен был получить MVP. Во-первых, я был лучшим, а поэтому и самым ценным. Мэджик должен отдать мне этот чертов трофей!»

Давайте же рассмотрим трех основных кандидатов.

Мэджик: 22,3 очка, 6,6 подбора, 11,5 передачи в среднем за 79 сыгранных матчей, 2937 минут, 63 победы в «регулярке»; абсолютное неумение играть в защите; получил признание за то, что заставил команду двигаться дальше без Карима, хотя «Лейкерс» очень помог дуэт из Владе Диваца и Майкла Томпсона; четыре лучших партнера – Джеймс Уорти, Байрон Скотт, Эй Си Грин, Владе Дивац. Показатели в плей-офф-90: 25,2 очка, 12,8 передачи, 6,3 подбора, 49% с игры в девяти матчах и вылет во втором раунде. Самый слабый из трех его сезонов уровня MVP.

Баркли: 25,2 очка, 11,5 подбора, 3,9 передачи, 1,9 перехвата, 60% с игры в среднем за 79 сыгранных матчей, 3085 минут, 53 победы в «регулярке»; довольно средний уровень игры в защите; четыре лучших партнера – Джонни Доукинс, Рик Махорн, Херши Доукинс, Майк Гмински. Показатели в плей-офф-90: 24,7 очка, 15,5 подбора, 4,3 передачи, 54% с игры в десяти матчах и вылет во втором раунде. Лучший сыгранный на тот момент сезон в его исполнении.

Джордан: 33,6 очка, 6,9 подбора, 6,3 передачи, 2,8 перехвата, 53% с игры в среднем за 82 сыгранных матча, 3197 минут, 55 побед в «регулярке»; первая символическая сборная НБА по игре в защите; лидер лиги по количеству набранных очков и перехватов; четыре лучших партнера – Скотти Пиппен, Хорас Грант, Билл Картрайт, Джон Пэксон. Показатели в плей-офф-90: 36,7 очка, 7,2 подбора, 6,8 передачи, 51% с игры в 18 матчах и вылет в финале Восточной конференции.

Результаты голосования за награду MVP – Мэджик: 636 (27-38-15-7-4); Баркли: 614 (38-15-16-14-7); Джордан: 571 (21-25-30-8-5).

Все помнят, что Баркли «кинули» в том сезоне, хотя у Джордана было больше оснований на награду. Взгляните еще раз на его невероятные статистические показатели и помните, что он был лучшим защитником лиги, не считая центровых, и что Баркли с Мэджиком не могли никого закрыть на своей половине[375].

Так почему же Джордан не получил награду? Во-первых, СМИ продолжали муссировать чушь о том, что Берд и Мэджик «знали, как побеждать», а Майкл «еще не знал, как привести свою команду к победе» (ну и фарс). Во-вторых, Баркли вдруг превратился в этакого модного кандидата, будучи лидером «Филадельфии», которая не побоялась ввязаться в драку с «плохими парнями» из Детройта в последнем матче регулярного чемпионата. Ну и в-третьих, Джордана считали единоличником, несмотря на то, что он забивал 53% своих бросков. Неужели вы бы не хотели, чтоб он продолжал бросать по кольцу с такой точностью?

В сезоне-1988/89 и 1989/90, когда все называли ЭмДжея эгоистом, у того было в среднем за матч в те два года 7,2 передачи, 23,2 попадания и 8,5 штрафных. В сезоне-1992/93, когда все стали считать, что Майкл наконец-то влился в «треугольное нападение» и начал доверять партнерам, у него значилось лишь 5,5 передачи, 25,7 попадания и 7,3 штрафных за матч. Мне кажется, что Джордан вышел на пик возможностей уже в 1988-м, но его партнерам понадобилось целых три года, дабы перестать убивать его шансы в плей-офф своей игрой. Майкл Джордан – мой кандидат в MVP-90.

Дэйв Коуэнс (1973)

Четыре важных обстоятельства повлияли на гонку за MVP того сезона: а) «Бостон» почти установил новый рекорд по количеству побед в «регулярке», выдав 68-14 (и поэтому все считали своим долгом голосовать за одного из «кельтов»), б) Карим уже получал награду в 1971-м и 1972-м (и поэтому все считали, что пора внести в голосование некоторое разнообразие), в) лига вступала в эпоху, когда баскетболистов стали считать переплаченными звездами, которым все до фонаря (поэтому такой помешанный на игре, как Коуэнс, выделялся среди всех остальных), и г) игроки (в чьих руках по-прежнему была судьба статуэтки) забыли о том, что «Бостон» выступал в одном дивизионе с «Баффало» (21-61) и «Филадельфией» (9-73), в то время как «Милуоки» закончил сезон с показателями 60-22 в намного более сложном дивизионе и имел такую же разницу забитых и пропущенных очков в среднем, что и «Бостон».

К тому же невозможно было выделить кого-то конкретного из состава «кельтов» в том сезоне – Коуэнс набирал 21 очко, 16 подборов, 4 передачи и отвечал за подборы и защиту; Хавличек выдал 24 очка, 7 подборов и 7 передач и был лучшим игроком команды в «клатче»; Джо Джо Уайт отвечал за движение мяча и набирал в том сезоне 19 очков, 6 подборов и 6 передач. Мне сложно поверить, что Коуэнс был более ценным для «Бостона», чем Хавличек. Взгляните на результаты голосования – Коуэнс: 444 (67-31-16); Карим: 339 (48-24-27); Нэйт Арчибальд: 319 (44-24-27); Уилт: 123 (12-16-15); Хавличек: 88 (12-6-10).

Такое ощущение, что нам бы пригодился предложенный мной пункт о со-MVP сезона в том году. Тем временем лучший игрок лиги (Карим) набирал 30 очков, 16 подборов, 5 передач и был лучшим защищающимся в составе проблемных «Бакс», и это все при том, что в том году семеро его друзей, проживавших в доме Карима в Вашингтоне, были убиты враждебной мусульманской группировкой (февральский номер «Sports Illustrated» вышел со статьей о Кариме под заголовком «В центре шторма»). И «Бакс» все равно умудрились взять 60 игр в том сезоне!

На провал кандидатуры Карима повлияло восхищение Нэйтом Арчибальдом – первым игроком в истории НБА, который лидировал в лиге по количеству набранных очков и передач, а также по невероятному количеству сыгранных минут (3681), совершенных и забитых бросков, совершенных и забитых штрафных – который играл в составе команды, одержавшей 36 побед в сезоне и пролетевшей мимо плей-офф. Действительно ли ты настолько ценный игрок, если твоя команда продула аж 46 матчей? И не заставляйте меня напоминать вам об идиотизме разыгрывающего, который 27 раз бросает по кольцу и совершает 10 бросков с линии штрафных в среднем за игру. Айзейя ведь мог играть в подобном стиле. То же самое касается и Криса Пола, Кевина Джонсона и Тима Хардуэя до его травмы колена. Однако они действовали в другом стиле. Почему? Да потому что стиль Нэйта Арчибальда бесполезен для команды! Ты же чертовый разыгрывающий! К счастью, нам больше не довелось увидеть плэймейкеров, играющих в стиле Арчибальда, с 1973-го, и это к лучшему. В любом случае Карима лишили заслуженной награды.

Чарльз Баркли (1993)

Если кто-нибудь из четырех журналистов, которые отдали в том году свои голоса за первое место в пользу Патрика Юинга, читают эти строки, я настоятельно прошу вас – отложите эту книгу в сторону и проведите весь следующий час, пытаясь спрятать голову у себя в заднице. Не знаю, зачем вы так поступили в 1993-м, и я бы хотел увидеть, хватит ли вас на повторную попытку. Как вы можете жить после этого? Качество игры первой тройки звезд в голосовании 1993-го позволяет сравнивать гонку за MVP того года с 62-м, 63-м и 64-м, а также с двумя подряд битвами между Мэджиком, Лэрри и Майклом в 87-м и 88-м[376].

Итак, итоги голосования в сезоне-1992/93.

Баркли: 835 (59-27-10-2-0). Лучший сезон в карьере с 26 очками, 12 подборами, 5 передачами, 52% с игры в среднем за матч в составе «Финикса» (62-20).

Оладжувон: 647 (22-42-19-12-2). Его лучший сезон на тот момент с 26 очками, 13 подборами, 4 передачами и 53% с игры в среднем за матч в составе «Хьюстона» (55-27), 150 перехватов, 341 блока (лидерство в лиге по этому показателю) и выбор в первую символическую пятерку защитников сезона.

Джордан: 565 (13-21-50-12-2). 33 очка, 7 подборов, 6 передач и 50% с игры в среднем за матч в составе «Чикаго» (57-25), 221 перехват (лидерство в лиге по этому показателю) и выбор в первую символическую пятерку защитников сезона[377].

Только представьте себе – отменный сезон в исполнении трех из двадцати лучших игроков в истории! К сожалению, аж восемьдесят шесть голосовавших не обратили внимания на то, что Майкл и Хаким были одними из самых разрушительных игроков на своей половине площадки в истории, а Чак не смог бы отзащищаться даже против Рона Ковича. Разве у баскетбольной команды не две задачи: забивать и не давать соперникам забить? Я бы отдал первое место Джордану, второе – Хакиму и отправил бы Чака на третье место. И оказался бы прав, ибо Майкл просто порвал «Финикс» в финале сезона.

Стив Нэш (2006)

Вот что я написал в 2006-м о Стиве Нэше, которого я поставил на пятое место в своей колонке:

«Выбор Нэша в прошлом сезоне был понятен, учитывая то, что никто из других кандидатов на награду особо не выделялся. Это было похоже на заказ иностранной марки пива в баре только потому, что оно разлито в тяжелую зеленую бутылку, у него странное название из тринадцати букв, которое вы даже не можете произнести, и потому, что кто-то рядом с вами его пьет, и вы думаете: «К черту все, мне надоело пиво, которое я пью каждый раз, почему бы не заказать это?» Но если вы выбрали Нэша в качестве MVP и в этом сезоне (и я не утверждаю, что Стива следовало игнорировать, но все же), то либо вы смотрите мало баскетбола, либо хотите, чтобы белый парень выиграл две статуэтки подряд».

А вот что я написал о Кобе, которого выбрал своим MVP-06, в той же колонке:

«Кандидатура Мамбы отвечает на три вопроса в моей формуле MVP[378].

Вопрос №1. Если вы замените кандидата на MVP добротным игроком его позиции на весь сезон, как это отразится на показателях его команды?

Если бы вы заменили Кобе на добротного атакующего защитника (например, Джамала Кроуфорда) на весь сезон-2005/06, «Лейкерс» выиграли бы от 15 до 20 матчей максимум. Я абсолютно в этом уверен, ибо их команда ужасна. Когда Смуш Паркер и Кваме Браун являются твоим третьим и четвертым игроками, твоей команде не должны разрешать смотреть плей-офф даже по телевизору. Однако добавьте к ним Кобе, и им будет светить минимум 45 побед. Таким образом, Брайант стоил команде 25 побед.

Вопрос №2. Если двум болельщикам, хорошо знающим НБА и имеющим доступ к каждому действующему игроку, предложат выбрать команду из пяти человек и поставить свою жизнь на кон в гипотетическом матче, кого они выберут, первым исходя из того, как прошел регулярный сезон?

Кобе. Он лучший игрок лиги по всем статьям, лучший скорер, игрок с невероятной жаждой победы и человек, которого боятся все вокруг. А если бы вы не выбрали его первым, его миссией стало бы преследование и унижение вас в составе другой команды.

Вопрос №3. Десять лет спустя какой именно игрок первым придет мне на ум при воспоминаниях о каком-то конкретном сезоне?

Кобе. Он наколотил 62 очка за три четверти против «Далласа», затем обрушил 81 очко на «Торонто» спустя пару недель. Он скоро станет пятым игроком в истории, который набирал 35 очков в среднем (наряду с Уилтом, Элджином, Риком Бэрри и ЭмДжеем). Он помирился с Шаком. Он помирился с Филом. Он помирился с Nike. Он появился на обложке журнала “SLAM” с черной мамбой, обернутой вокруг его руки. Ни одного игрока так не унижали журналисты, комментаторы и ведущие на радио, но казалось, что Кобе становится только сильней от подобного негативного отношения к себе. Он был похож на чертового Бонда. И когда начинало казаться, что он устал, Кобе набирал еще 50 очков, дабы держать вас на чеку. Кобе невозможно было остановить, и это фраза является лучшей характеристикой его сезона[379].

Вот результаты голосования в сезоне-2005/06 – Нэш: 924 (57-32-20-8-6); Леброн: 688 (16-41-33-23-7); Новицки: 544 (14-22-25-36-17); Кобе; 483 (22-11-18-22-30); Биллапс: 430 (15-13-22-18-25).

Перевод: я сдаюсь.

Уиллис Рид (1970)

Когда Расселл ушел на пенсию и у «Бостона» начались связанные с этим проблемы, «Никс» подмяли под себя Восток, выдали лучший в лиге показатель по количеству побед в сезоне (60), вдохновили Манхэттен и стали любимчиками СМИ в сезоне-1969/70. Лидерами команды были Рид (22 очка, 14 подборов, 50% с игры, защищал своих партнеров по команде) и Фрэйзер (21 очко, 6 подборов, 8 передач, был ответственным за атаку, защищался против лучшего игрока соперника и был бы лидером лиги по перехватам, если бы НБА вела подобную статистику в те годы). Если когда-либо и был сезон со–MVP, это был тот самый случай. И так как в те годы существовало поверье, что центровые более ценны, чем другие игроки, Рид (498 голосов, 61-55-28) обошел Уэста (457, 51-59-25), и никто особо не задумался над этим.

Обратите еще раз внимание на сезон в исполнении Уэста. Он набирал 31 очко, 5 подборов и 8 передач в составе «Лейкерс», которые выиграли 46 матчей регулярного сезона, при этом потеряв Уилта (в 12-м матче сезона он травмировал колено и выбыл до конца «регулярки»), Элджина и Хэппи Хейрстона (оба на двоих пропустили 55 матчей «ровного» чемпионата). Четыре лучших партнера Джерри в том сезоне? Мел Каунтс, Дик Герретт, Кит Эрикссон и Рик Роберсон. Даже у Чарльза Мэнсона партнеры были лучше, чем у Лого тогда! Однако «озерники» чудом стали вторыми на Западе, Уилт вернулся к плей-офф, и команда оказалась в финале.

Тот сезон был статистически лучшим для Уэста: он лидировал в лиге по количеству набранных очков, стал четвертым по количеству передач, бросал 50% с игры и 83% с линии штрафных. По сути, Уэст тащил на себе «Лейкерс» весь сезон и оказался в одной победе от звания чемпиона. Если вам нужен игрок на позицию альфа-самца лиги в период с ухода на пенсию Расселла и расцвета Карима, нет лучшей кандидатуры, чем Уэст. А ведь он – один из восьми лучших в истории, человек, которого изобразили на логотипе лиги и который, однако же, никогда не получал награду MVP!

Так почему же ему не дали статуэтку в том сезоне? Потому что нью-йоркские СМИ (самые влиятельные в стране на тот момент) сходили с ума по своим любимцам из «Никс». Этот восьмимесячный цирк привел к появлению семнадцати книг, описывающих тот сезон в исполнении «Никс»[380].

Таким образом, по логике СМИ член «Никс» должен был взять статуэтку, и Лого даже не дали шанса. Просто знайте, что трофей был украден у Уэста.

Карл Мэлоун (1997)

Голосование за награду MVP того года превратилось в место преступления. В прошлом сезоне Джордан набирал 30 очков, 7 подборов и 4 передачи, занял первое место в голосовании на трофей со 109 голосами за первое место и стал бы первым в истории безоговорочным MVP, если бы не четыре идиота, отдавших первое место Пенни Хардуэю, Хакиму и Мэлоуну[381].

По ходу сезона-1996/97 статистика Джордана немного упала: 30 очков, 6 подборов и 4 передачи в составе «Чикаго», выдавшем 69 побед в «регулярке». Таким образом, Джордан был на 98% так же хорош, как и в предыдущем сезоне, однако награда была украдена Мэлоуном с его 27 очками, 10 подборами и 5 передачами в составе «Юты», которая одержала 64 победы в сезоне – Карл: 986 (63-48-4-0-0); Майкл: 957 (52-61-2-0-0).

Поймите – я присутствовал при всем этом безобразии. Мы еще обсудим слабости Мэлоуна в главе о его месте в моей Пирамиде, но вот вам история, которая может служить аналогом голосования за награду в 1997-м.

В 2008-м мы организовали для нашего дружка Хауза холостяцкую вечеринку, отправившись в Вегас на четыре дня. И однажды вечером оказались в недавно обновленном Олимпийском Саду. Обычно в стриптиз-барах мы с друзьями садимся в угол и окружаем себя армадой из кресел, дабы к нам не подбирались стриптизерши средней руки, действующие по логике «Если я вдруг сяду к нему на колено, он разжалобится и купит танец». Однако в тот раз свободных углов не оказалось, и мы просто сели у самой сцены. Бедные танцовщицы не могли нападать на нас сзади, поэтому просто бродили вокруг в надежде привлечь наше внимание, что, возможно, сработало бы, если бы большинство из них не выглядело, как Хидо Тюркоглу. Одна из них кружила вокруг нас на протяжении двух часов, раз двадцать пройдя мимо и ни разу не зацепив нас внешностью, пока в двадцать первый раз наш приятель Монти не взглянул на нее, не отказался от идеи отыскать более приемлемый вариант и не поманил ее к себе. Когда на следующее утро мы стали шутить над Монти по этому поводу, он лишь пожал плечами и сказал: «Уже становилось поздно».

Так при чем тут Карл Мэлоун? Так же, как и стриптизерша Монти, он кружил вокруг голосующих за награду MVP в течение десяти лет, и ни разу не занял место выше третьего. Тем временем НБА становилась все слабее – увеличение количества команд привело к разбросу таланта, некоторые из молодых звезд (Шон Кемп, Пенни Хардуэй, Лэрри Джонсон, Крис Уэббер, Кенни Андерсон, Деррик Коулмен) пока не оправдывали авансов, Хаким, Баркли, Робинсон, Юинг и Дрекслер прошли свой пик, и «Юта», которая в 1997-м была хуже, чем в 1988-м или 1992-м, вдруг стала контендером на Западе[382].

Стоит также напомнить, что в сезоне-1996/97 не было особых сенсационных историй. Темы о переходе Шака в «Лейкерс» и прибытии в лигу Айверсона были затасканы до неприличия, так же, как и «Три будущих члена Зала Славы Хаким, Чак и Дрекслер играют в одной команде». Летрелл Сприуэлл еще не накинулся на Пи Джея Карлесимо (хотя наверняка уже подумывал об этом). «Гриззлис», «Сперс», «Селтикс» и «Наггетс» провели последние пару месяцев сезона, сливая игры в попытке заполучить Данкана. К середине марта, когда стало ясно, что «Чикаго» не выиграет 73 матча, нам было чертовски скучно, и не терпелось дождаться плей-офф.

А затем Джекки Макмаллэн из «Sports Illustrated» написала в своей колонке 19-го марта историю под заголовком «Мастер джаза». Далее следовал подзаголовок: «Мэлоун играет на уровне MVP – хотя никто и не заметил». И первым предложением в ее статье было: «Форвард «Джаз» Карл Мэлоун знает, что Майкл Джордан вновь станет MVP лиги».

Вы понимаете, к чему я клоню. Нельзя винить Джекки в том, что она пыталась найти неожиданный ракурс к сезону – в 800 словах она лишь описала, как недооценивают Карла Мэлоуна в ходе его карьеры (что было правдой в определенной мере). Однако это и стало искрой, которая была раздута в следующие пару недель. Почему Мэлоун не может быть MVP? Я тогда еще не запустил свой вебсайт, однако помню, как размышлял: «Почему Мэлоун не может получить награду? Да потому, что ЭмДжей все еще играет в лиге! Как вам такая причина?». Я просто считал подобные рассуждения глупостью.

Однако наступило время плей-офф, и пятьдесят три голосующих повели себя, как Монти в Вегасе – Мэлоун уже в который раз прошел мимо них, они пожали плечами и повели его в отдельную комнатку для VIP гостей. Именно так у Джордана украли награду MVP в 1997-м. К счастью для нас, Майкл отомстил, отыгравшись на (погодите, сейчас это прозвучит!) Карле Мэлоуне и «Юте Джаз»! В первой игре финальной серии Мэлоун промазал два штрафных в последние двадцать секунд матча, Майкл совершил победный бросок с сиреной, развернулся к трибунам и победно вскинул кулак (это движение затем было украдено Тайгером Вудсом, который даже не заплатил за его использование. ЭмДжей и тут не обошелся без мести – каким-то образом он заразил Тайгера своей страстью к азартным играм и дебошу, приведя Вудса к падению с пьедестала, разводу стоимостью в сумму с девятью цифрами, публичному унижению и уходу из числа спортивных легенд горы Рашмор наряду с Али, Джорданом и Рутом. Долг уплачен, ЭмДжей).

Именно в тот момент все, кто проголосовал за Мэлоуна, почувствовали себя очень-очень-очень глупо. Обожаю, когда случаются такие моменты.


 


ГЛАВА 6

ПИРАМИДА ЗАЛА СЛАВЫ

К этому моменту вы, наверное, уже поняли, что я люблю баскетбол. Когда вы что-то безумно любите, значит ли это, что предмет вашей страсти идеален? Конечно, нет. Я постоянно ловлю себя на мысли о том, как улучшить мой любимый вид спорта, постоянно задавая себе вопрос «Почему бы им не поступить вот так?». Вот к чему я пришел.

1. Хочу, чтобы финал НБА вернулся к формату 2-2-1-1-1.

2. Хочу, чтобы мы, наконец, заключили пакт и пришли к согласию, что а) не будет следующего Майкла Джордана, б) нам следует перестать сравнивать кого бы то ни было с ним.

3. Хочу, чтобы дедлайн обменов НБА был изменен на 4:00 утра субботы Уикенда всех звезд, просто чтобы у нас был хотя бы один мега-обмен, совершенный генеральными менеджерами после полуночи после распития огромного количества алкоголя. Уже вижу, как на ESPN в ленте новостей глубокой ночью появляется заметка: «Репортер ESPN Рик Буше сообщает, что ГМ «Портленда» Кевин Притчард и ГМ «Тандер» Сэм Прести закончили распивать текилу в баре отеля «Ритц-Карлтон» в Далласе и теперь вместе с барменом планируют обмен с помощью трейд-машины ESPN.com». 

4. Повторяю идею моего читателя Майка из Филадельфии: хочу, чтобы были запрещены эти отвратительно нелепые интервью с главным тренером во время игры, просто потому что мне надоело видеть, как Нэнси Либерман спрашивает, что нужно сделать тренеру, дабы остановить лучшего игрока оппонентов. Мужики просто не знают, как сказать: «Понятия не имею, Нэнси. Если бы я знал, мы бы сейчас вели бы в счете»[383].

5. Если подумать, нам не нужны репортеры у площадки. Но, если они должны быть в наличии – и я не понимаю зачем – я бы хотел, чтоб на эту должность мы нанимали обычных женщин, как моя жена. Зачем? Потому что обычные домохозяйки во время спортивных событий замечают мелочи, которые не замечают остальные люди. Мой дружок Стрик однажды скинул мне смску «Брюс Уиллис тут!» во время матча «Клипперс». Я тут же слил эту информацию жене, которая стала сканировать нижнюю секцию трибун со старанием Джека Бауэра, высматривающего террористов в супермаркете. Через десять секунд она обнаружила Брюса, сидящего справа от нас в первом ряду, будто у нее в голове был радар. Следующие полчаса она провела, посматривая на Брюса и обмениваясь комментариями типа «Он неплохо выглядит» со своей соседкой. Так почему же моя супруга не смогла бы быть репортером у площадки? Она могла бы заполнять телеэфир комментариями типа «Ребят, Грег Оден кажется мне очень печальным. Надеюсь, у него все хорошо» или «Я все еще пытаюсь понять, почему Амаре одет в этот костюм. Мы же знаем, что ему не идет ядовито-зеленый цвет»[384].

6. Хочу, чтобы «Юта» и «Новый Орлеан» поменялись названиями, дабы в Новом Орлеане снова был «Джаз». Давайте поступать правильно. Терпению американских граждан есть предел.

7. Хочу, чтобы результаты игр Женской НБА перестали показывать в бегущей строке на ABC или ESPN. Меня бесит видеть надпись типа «Финикс» - «Сакраменто» 52:44. Конец игры» и думать: «Эй, это что, итоговый счет?!» и только потом понимать, что речь о Женской НБА. Счета игр этой лиги нужно обводить розовым цветом. И пускать бегущей строкой с 02:00 ночи до 07:30 утра.

8. Хочу, чтобы все играли в фэнтези по одним правилам. Вот мой вариант: в формате аукциона; восемь статистических категорий, но очки/подборы/передачи вдвое ценнее; 50 долларов на свободных агентов в неделю (игрока забирает тот, кто поставил больше всех); в составе 12 игроков и одно место для травмированного; в старте выходят РЗ/АЗ/ЛФ/МФ/Ц, плюс четыре слота для каждой позиции, плюс девятый игрок; плей-офф в фэнтези проходит во время настоящих игр навылет в НБА, а еженедельные встречи заканчиваются в соответствии с концом регулярного чемпионата в Ассоциации (победитель регулярки в фэнтези забирает 35% призового фонда, а второе место – 15%); в плей-офф выходят 4 команды (в итоге так же распределяют 35% победителю и 15% финалисту); перед плей-офф у тебя остается шесть игроков, а всех остальных распределяют на повторном драфте (тот, у кого первый пик, выбирает первым в каждом раунде).

Я только что решил все проблемы фэнтези в одном параграфе. К концу сезона и началу финальной серии фэнтези-лига будет напоминать финальную сцену из «Роллербола» - все парочка фэнтези-игроков на ногах и стараются не угодить под горящий мотоцикл. У тебя - трое из «Селтикс», а у меня - двое из «Хорнетс». Деремся насмерть. Так мы станем ближе к тому, чтобы болельщики играли в фэнтези 365 дней в году. Да, мы можем[385].

9. Хочу, чтобы в фэнтези можно было объединять двух игроков воедино. Мне всегда хотелось скомбинировать Дэйла Дэвиса и Антонио Дэвиса, когда оба выступали в «Индиане» и превратить их в монстра МЕГАДЭВИСА. Можно было бы организовать голосование на ESPN.com, чтобы выяснить, каких игроков можно было бы слить в одного и сделать драфт интереснее. Я бы, например, соединил Джоэля Пжибиллу и Грега Одена. Получился бы Гроэль Одебилла, который в сезоне-2009 набирал 14+16 и 2,4 блок-шота. Все бы болели за Гроэля Одебиллу.

10. Хочу, чтобы голосование за претендентов на награды по итогам сезона и представителей символических сборных НБА проходило публично. Я против некомпетентности в любой форме.

11. Хочу, чтобы все записи игр из локаутного сезона-99 были уничтожены. Так же, как и все записи игр плей-офф «Никс» против «Хит» из 90-х и игр плей-офф между «Пистонс» и «Нетс» из 2000-х. Я против некачественного баскетбола.

12. Украду идею у Рашида Уоллеса: хочу, чтобы главный тренер команды-чемпиона в новом сезоне носил чемпионский пояс в стиле WWE на каждой игре. Если его команда упустит титул, то он должен снять пояс и передать его главному тренеру команды-победителя (и рыдать при этом как Джонни Лоуренс на турнире по карате в Ол-Вэлли в 1984-м).

13. Помните, как я мечтал о специальных программках, объясняющих происхождение каждой татуировки в НБА? Хочу, чтобы НБА создала специальные тату-салоны в каждом городе, где есть команда, поставила там камеры, дабы игроки могли делать себе тату только в тех тридцати официальных тату-салонах. Зачем? Для нашего нового реалити-шоу «НБА: Где случаются татушки».

«Далее в «НБА: Где случаются татушки» - Майкл Бизли набивает надпись: «БИЗ-умец» у себя на шее!»

14. Хочу, чтобы на аренах запретили играть музыку во время матчей. Я не хочу слышать саундтрек «Челюстей», когда «Сперс» пытаются остановить Кобе за две минуты до конца. Действительно не хочу. Также, если ваш комментатор считает своим долгом вдохновить фанатов во время игры криком «Под-ни-ми-тесь!» или «За-щи-та! За-щи-та!», то вам просто не нужна баскетбольная команда. Это просто.

15. Хочу, чтобы чемпионский трофей НБА вновь сделали похожим на хоккейный кубок, как это было в конце 70-х. И зря мы назвали чемпионский трофей в чести Ларри О’Брайана, который был настолько недальновиден, что его помощникам пришлось уговаривать его дать согласие на проведение первого конкурса по слэм-данкам. К черту его. Давайте назовем наш кубок в честь Дэвида Стерна. Именно он делал все за Ларри О’Брайана в его последние годы на посту.

16. Вы знаете, что каждому члену команды-победителя НХЛ дается возможность провести один день с Кубком Стэнли в течение лета? Я хочу, чтобы каждый из членов команды-победителя НБА мог на один день взять себе Кубок Дэвида Стерна. Поговорим о потенциальных комедийных ситуациях – вы можете представить себе некоторых проблемных игроков, берущих во временную собственность Кубок Стерна? Вернется ли он в целости и сохранности? Они потеряют его? Или будут пытаться курить из него травку? Кто из игроков будет первым потерявшим кубок на пару часов?

17. Хочу, чтобы в течение первых трех четвертей матча все броски, забитые с центра площадки или дальше, считались за четыре очка. Назовите мне хоть одну причину, почему мы не можем сделать это правилом. Вы не сможете.

18. Хочу, чтобы Айзейя Томас был героем собственного релити-шоу, где по сюжету он становился бы главой любой компании и просирал бы весь ее успех (эдакая смесь «30 дней» и «обмен женами»). В одном из эпизодов он бы стал главным управляющим популярной кофейни из сети «Старбакс» и в первый же день уволил всех хороших барист, задрал выше крыши цены на маршмеллоу и обменял единственную эспрессо-машину на шестимесячный запас соевого молока. В другом эпизоде он бы стал пит-боссом в казино в Вегасе и тут же поднял минимальную ставку на всех столах для блэкджека до 25 долларов, запретил курить, избавился от всех дилеров-американцев и заставил бы официанток носить больше одежды. Успех этому шоу гарантирован[386].

19. Хочу, чтобы операторам больше не позволялось брать лица игроков крупным планом ближе, чем на полметра. Не хочу больше видеть прыщи и волосы из носа на экране.

20. Хочу, чтобы Аллен Айверсон занялся благотворительностью и учредил собственный турнир по гольфу. Что может быть увлекательнее Первого Ежегодного Турнира по Гольфу имени Аллена Айверсона? Правильно, ничего. Уже вижу, как Айверсон приезжает к началу собственного турнира с опозданием на пять часов. Мне одному интересно, как он будет при этом одет? Как он отреагирует, когда промажет элементарный удар с полутора метров? Представляете себе лицо Кайла Корвера, когда он узнает, что будет выступать одновременно с 50 Cent, Роном Артестом и Айс Кьюбом? Я уже слышу голос Джима Нэнца, который произносит: «Давайте посмотрим, что в данный момент происходит на 16 лунке, поскольку Верн Лундквист сообщает, что там слышны выстрелы».

Я обязуюсь посвятить остаток жизни тому, чтобы сделать эту идею реальностью. Почему даже у Майкла Дугласа есть свой гольф-турнир для звезд, а у Айверсона нет?[387]

21. Хочу, чтобы в пакете трансляции матчей на сайте НБА была возможность выбрать домашних комментаторов и местную рекламу на любом матче. Какого хрена я должен платить за трансляции, если я не слышу родных комментаторов? Я хочу, чтобы Томми Хайнсон даже на гостевых матчах орал на судей после любого решения не в пользу «Селтикс». Хочу видеть рекламу казино Фоксвуд и бостонских Giant Glass! Хватит лишать меня этого кайфа!

22. Если родители приводят ребенка на матч, садятся с ним в первом ряду, а затем в попытке достать уходящий в аут мяч на него обрушивается огромный баскетболист, то эти беспечные родители должны терять свои права, чтобы ребенка могла усыновить Анджелина Джоли или Мадонна.

23. Хочу, чтобы мы отказались от двойных технических. Если двое игроков лезут в конфликт или обмениваются колкостями так часто, что их приходится разнимать, и рефери не могут продолжить матч – тогда понятно. Но судьи в НБА раздают двойные технические, даже если двое игроков посмотрят друг на друга, скосив глаза на нос![388]

Что такого плохого в духе соперничества и атмосфере сражения? Разве щепотка трэштока не сделал бы НБА более привлекательной?

24. Хочу, чтобы в субботней программе Всезвездного Уикенда были добавлены конкурс H-O-R-S-E, соревнование по броскам с центра площадки и данк-контест, в котором высота кольца с каждым раундом будет увеличиваться.

25. Хочу, чтобы на экране больше не было Дьявольской таблички. Помимо Виагры и интернета, нет ничего более разрушительного для брака, чем эта Табличка дьявола. Речь о табличке в углу экрана, которая постоянно показывает счет игры и время в углу экрана. Раньше жизнь была прекрасна – ты мог сказать жене/подруге «Дорогая, всего пара минут осталась, скоро конец», и она тебе верила. На самом деле, в игре могла только-только начаться четвертая четверть, но она могла об этом узнать только если бы во время паузы на экране бы появилась огромная графика с информацией о матче.

Теперь же стоит тебе заикнуться про «две минуты до конца» и ей достаточно взглянуть на эту Табличку дьявола, чтобы понять, что ты ей врешь. Идиотизм, как по мне. Как только прогресс дойдет до того, что интернет будет подключаться напрямую к любой вещи в доме и все будет управляться через один пульт управления, то я тут же сделаю все что в моих силах, чтобы у зрителя появилась опция убрать эту табличку с экрана. Все для настоящих пацанов, которым есть что скрывать от своей второй половинки[389].

26. Хочу, чтобы создатели «South Park» Мэтт Стоун и Трэй Паркер купили команду НБА. Мы нуждаемся в их присутствии в лиге ради смеха. Давайте продадим им «Наггетс» по хорошей скидке![390]

27. Ворую идею у читателя из Луисвилла по имени Джейсон Уиллэн – хочу, чтобы команды посылали на лотерею в качестве представителя какую-нибудь знаменитость, которая в баскетболе ни сном, ни духом не разбирается, но у нее есть что-то общее с городом или некая странная связь с клубом. Представитель «Мемфис Гризлиз» … Лиза Мария Пресли! Представитель «Нью-Джерси Нетс» … Джо Пископо![391] Представитель «Майами Хит» … Филип Майкл Томас![392]

28. Хочу, чтобы командам было запрещено брать тайм-аут сразу после предыдущего тайм-аута, потому что последние три минуты игры не должны занимать полчаса. Почему бы не запретить командам брать два подряд тайм-аута, если только мяч не был введен в игру? Ведь это будет наградой защищающейся команде и наказанием команде в нападении, которая не смогла разыграть свою комбинацию. Разве игры не будут более зрелищными? Также хочу, чтобы было запрещено брать тайм-аут, если ваша команда проигрывает больше шести очков и на табло осталось меньше двадцати секунд.

29. Хочу, чтобы Матч всех звезд изменили на следующий формат: двое лучших игроков лиги решают, кто делает выбор первым, а затем набирают игроков себе в команду. То же самое касается и плей-офф НБА: если ваша команда выигрывает первое место в конференции, вы получаете право выбрать себе соперника по первому раунду; затем наступает очередь второй команды в конференции делать свой выбор; затем третья и т.д.

30. Хочу, чтоб NBA TV выкупило у «Saturday Night Live» права на «Шоу судьи Питтмана» и вернуло его в эфир с участием рефери НБА. Получасовое шоу с участием зрителей из студии, которые будут задавать Дику Баветте и Беннетту Сальваторе серьезные вопросы типа «Каково это – судить игру НБА со своей башкой в заднице?» или «Мы тут с сыном думали – мы знаем, что у судей нет души, но что занимает ее место? Человеческие экскременты или собачьи?»

31. Хочу, чтобы мы создали трофей Мокески и выдавали в конце регулярного сезона лучшему белому игроку лиги, рожденному в Америке. Например, в 2009-м эту награду получил бы Дэвид Ли. Вас бы точно зацепил трофей Мокески[393].

32. Хочу, чтобы лига сократила регулярный сезон на шесть игр и место в плей-офф было бы гарантировано только для шести лучших команд каждой конференции, а оставшиеся команды конференции играли бы отдельный мини-турнир за седьмую и восьмую путевку в плей-офф. Во-первых, это было бы охренительно зрелищно. Давайте так и назовем этот турнир – Охренительное Зрелище. Во-вторых, я практически уверен, что специально для него можно было бы найти спонсора. В-третьих, двенадцать лучших команд получают бонус в виде двух недель отдыха на время проведения Охренительного Зрелища. В-четвертых, это был бы турнир до двух побед в серии, и регулярно появлялась бы какая-нибудь Золушка, которая сенсационно побеждала более сильного соперника, хваталась бы за восьмое место и становилась бы любимицей болельщиков. В-пятых, Охренительное Зрелище решает проблем «слива» игр, поскольку у каждой команды появляется шанс, и никто не будет настолько наглым, чтобы нарочно проиграть свою серию в этом турнирчике и оскорбить болельщиков до глубины души ради пика на драфте. Зачем платить за билет, чтобы увидеть 48 минут «мусорного времени» и то, как четыре из пяти игроков стартового состава симулируют травму и сидят на скамейке запасных?[394]

33. Хочу взорвать Зал Славы и перестроить его по-новому.

Из составленного мною списка инноваций, необходимых НБА, последняя – уничтожение нынешнего Зала Славы – имеет особое значение. Почему? Потому что меня выводят из себя аргументы из серии «Да ладно вам, мы же всегда так делали, это традиция!». Когда эти десять слов остаются единственной мотивацией для чего-либо, то они превращаются в тревожный знак. Прогресс – дело хорошее. Прогресс приводит к появлению шлемов для хоккейных голкиперов, колесиков на чемоданах и специальных детских кресел для автомобилей. Прогресс приводит к появлению iTunes, видеоигр, плазменных телевизоров, телефонов BlackBerry, JetBlue и подкастов. Прогресс приводит к тому, что руководство казино в Лас-Вегасе решает: «А не поставить ли нам столы для блэк-джека рядом с бассейном для купания нагишом?». Если вы перестали двигаться вперед – значит, вы остановились.

В случае с Залом Славы баскетбола имени Джеймса Нейсмита мы остановились. Это место больше не работает так, как следует. Данная концепция является неудачной на протяжении последних двадцати пяти лет. И я объясню почему.

Из всех моих друзей единственным, кто сходит с ума по НБА так, как я, является мой приятель Хауз. Мы подружились на первом курсе в колледже, часто совместно ездили по всей стране, вместе слопали огромное количество еды, провели несчетное количество часов в телефонных разговорах о спорте, да мы однажды даже разыграли высокий пик-н-ролл в стиле Стоктона и Мэлоуна. Мы наверняка входим в когорту 0,0000000000000000001% самых лютых фанатов НБА, свидетельством чему является тот факт, что я написал эту монструозную книгу, а Хауз купил себе игровые майки Тома Гуглиотты, Манута Бола и Бобби Суры[395]. Если бы в штате Массачусетс вдруг нашлись два приятеля-студента, которые однажды решили бы прогулять занятия и отправиться в Спрингфилд, то это точно были бы мы двое. Даже после окончания колледжа, когда я жил в Бостоне в течение целого десятилетия, Хауз навещал меня дважды в год, и мы были всего в девяноста минутах езды от Зала Славы[396].

Угадайте, сколько раз мы с Хаузом съездили туда в период с 1988-го по 2002-й? Ни разу! Да-да, мы ни разу туда не съездили!

Вы понимаете, что это означает? Что концепция Зала Славы в Спрингфилде не работает, в отличие от Зала Славы бейсбола в Куперстауне. Поездка в Куперстаун стоит того, чтобы ее совершить, потому что туда не очень-то легко попасть – ближайший аэропорт находится аж в часе езды. Однако это не беда – вам предстоит проехать по верхней (и самой красивой) части штата Нью-Йорк. Вам предстоит остановиться в гигантском отеле в Отсего, частью которого является шикарное поле для гольфа. Концепция Зала Славы в Куперстауне работает из-за 150 лет бейсбольной истории и артефактов, размещенных в нем, и из-за преемственности самого любимого спорта в истории Америки – мой отец отвозил меня туда, потому что его отец поступил точно также. И по той же причине я когда-нибудь отвезу туда моего сына (если мне повезет им обзавестись), а иначе я буду неадекватным отцом.

У Спрингфилда же нет преемственности просто потому, что НБА не была популярна достаточно долго. Поездка туда не доставит вам удовольствие – вам будут мозолить глаза старые шоссе и комплексы самого Спрингфилда, который изо всех сил старается не походить на Хартфорд для бедных[397].

Что касается самого Зала Славы, то его постоянно обновляют. Несмотря на это, он по-прежнему производит хаотичное впечатление, потому что пытается разом отобразить историю баскетбола в целом, и университетского и профессионального баскетбола в частности. В 2002-м они открыли новое – третье на моем веку – здание площадью 80 тысяч квадратных футов и стоимостью 45 миллионов долларов рядом со старым Залом Славы, и окружили его супермаркетами и ресторанами. Помогли ли это? Едва ли – Зал Славы нынче похож на ресторан, который отпугнул большую часть потенциальных посетителей качеством еды, а теперь пытается заполучить их обратно, наняв лучшего повара, доступного на рынке труда.

Так почему же НБА не перенесет Зал Славы из Спрингфилда куда-нибудь в другое место? Да ладно вам, мы же всегда так делали, это традиция! Поэтому то, что вам сейчас предстоит прочитать, является лишь несбыточной мечтой, которой не суждено воплотиться в реальность просто потому, что НБА слишком многое инвестировала в Спрингфилд, как и в случае с Женской НБА[398]. Что жизненно необходимо для Зала Славы моей мечты? Новое идеальное местоположение.

Штат Индиана.

Другого варианта попросту нет. Штат Индиана является баскетбольной столицей мира. Баскетбольный Иисус родился именно здесь. Здесь тренировал Бобби Найт. Здесь снимали фильм «Команда из штата Индиана». Здесь проживают самые неистовые баскетбольные болельщики в мире. Если вы хотите повторить элементы, составляющие концепцию Куперстауна – далекая поездка, преемственность и ощущение того, что нет на свете ничего важнее баскетбола, – то Индиана является идеальным местом. Я бы разместил новый Зал Славы в городке Френч Лик. Именно здесь вырос Лэрри Берд, здесь уже есть казино[399], и есть что-то экзотичное в поездке в место под названием Френч Лик. Самое сердце штата Индианы как нельзя более подходит для сердца мирового баскетбола.

Нужно полностью отделить концепцию нового Зала Славы от Спрингфилда. Вот тут-то в дело вступает идея, которая пришла мне в голову в 1997-м, когда профессиональный бейсбол начал проводить матчи между лигами, и я отправился на первый в истории матч регулярного сезона между «Метс» и «Ред Сокс». Компанию мне составили мой приятель Гас Рэмзи и его отец Уолли – два самых ярых фаната «Метс», которых мне довелось повстречать в своей жизни. По пути на матч Уолли начал кидаться идеями о том, как внести нечто новое в процесс голосования за новых членов Зала Славы бейсбола. Так все и началось.

Мы втроем сразу же согласились, что Зал Славы должен быть особым местом, в котором болельщики могли бы проводить недели напролет, пока не узнали бы все возможное об отдельном виде спорта. Куперстаун, Спрингфилд и Кэнтон заняты тем, что просто демонстрируют все подряд без какой-либо общей идеи, стоящей за своими выставками; даже восковые фигуры в них выставлены без понимания места одного отдельного игрока в истории отдельно взятого спорта. Мы согласились, что игроков обязательно следует разделять на уровни, и провели остаток поездки, пытаясь определиться с количеством уровней[400]. Мы знали, что нам довелось набрести на гениальную идею – всякий раз, как обмен мнениями превращается в ожесточенные споры в старой машине, взятой напрокат, с использованием многозначительных аббревиатур типа «Л4» и «Л5», то вы двигаетесь в правильном направлении.

Если мы собираемся построить новый Зал Славы баскетбола, то почему бы не создать пирамиду из пяти уровней (которая будет точной копией казино «Люксор» в Лас-Вегасе[401], за исключением дырок от сигарет на ковре), куда игроки будут избираться не в целом, а определяться по степени своего влияния на историю баскетбола? Налейте себе немного скотча и приготовьте сигару – сейчас начнется все самое лучшее.

Итак, представьте – вы прилетаете в штат Индиана, берете напрокат машину и совершаете поездку длительностью в девяносто минут во Френч Лик. Вы останавливаетесь на территории роскошного гольф-курорта имени Лэрри Берда, оставляете свои чемоданы в номере и направляетесь в Пирамиду Славы. Ваша экскурсия начинается на втором подземном этаже, заполненном артефактами, представляющими семидесятилетнюю истории НБА: старые игровые майки и мячи, сидения из старого «Мэдисон Сквер Гарден», куски паркета из старого «Бостон Гарден», первый счетчик 24 секунд, выставка эволюции баскетбольной экипировки и видеоигр. Считайте данный этаж самым исторически наполненным в Зале Славы. Затем вы поднимаетесь на эскалаторе на первый подземный этаж, который посвящен величайшим матчам в истории баскетбола. Здесь вы также найдете восковые фигуры игроков из пяти категорий, из которых лишь некоторые станут непосредственными членами Зала Славы, но без которых данная концепция была бы невозможна[402].


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!