ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 1 страница



В ней отдается должное великим игрокам, выступавшим между 1946-м и 1956-м, когда лига только-только вставала на ноги: Джордж Майкан, Боб Кузи, Джо Фалкс, Билл Шерман, Дольф Шэйс, Боб Петтит, Арни Райзен, Джордж Ярдли, Верн Миккельсен, Дик МакГуайер, Гарри Галлатин, Эд Маколи, Лэрри Фауст, Клифф Хэган, Нил Джонстон, Бобби Ванзер, Клайд Лавлетт, Эл Серви, Том Гола, Слэйтер Мартин, Джонни Керр, Джим Поллард, Боб Дэвис, Риччи Герин, Боб Фирик и Макс Заслофски[403].

ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ – «ГАРЛЕМ ГЛОУБТРОТТЕРС» И ДРУГИЕ ПИОНЕРЫ ИГРЫ-АФРОАМЕРИКАНЦЫ

Я недостаточно темнокож, чтобы обустроить данную секцию. Однако вот как я себе это представляю: тут будут фигуры Свитуотера Клифтона, Чака Купера, Рэя Феликса, Клео Хилла, Эрла Флойда и других; видеокомната и выставка, посвященные истории «Гарлем Глоубтроттерс»; голограммы Барака Обамы, Чарльза Баркли и Мэджика Джонсона, рассказывающих о влиянии афроамериканских пионеров на ход их жизней; и фильм Дэна Клоуреса «Черная магия» на постоянном повторе. Мы также могли бы нанять звезд баскетбола из 1960-х, 1970-х и 1980-х, чьи дела не идут в гору (например, Марвин Барнс и Спенсер Хэйвуд), в качестве почетных членов персонала секции, и платить им 50 долларов в час. Джабал Абдул-Симмонс не покидал бы эту секцию сутками.  

ТРЕТЬЯ КАТЕГОРИЯ – ВЕЛИЧАЙШИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРОКИ

Здесь будут представлены парни со специфичными навыками, которые были незаменимыми элементами крепких команд – Майкл Купер, Кей Си Джонс, Фрэнк Рэмзи, Хорас Грант, Бобби Джонс, Джордж Джонсон, Дон Нельсон, Сэтч Сэндерс, Эл Эттлз, Бен Уоллес, Эдди Джонсон, Винни Джонсон, Джон Пэксон, Билл Ламбир, Билл Брэдли, Курт Рамбис, Пол Пресси, Рикки Пирс, Брюс Боуэн, Стив Керр, Пол Сайлас, Дерек Фишер, Руди ЛаРуссо, Джеймс Поузи, Фредди Браун и Джек Хэйли[404]. Мы могли бы добавлять по одному новому игроку каждые три года; а также снабдить восковую фигуру Брюса Боуэна специальным устройством, которое опрокидывало бы на пол посетителей секции, проходящих мимо.

ЧЕТВЕРТАЯ КАТЕГОРИЯ – ОБЛАДАТЕЛИ РЕКОРДОВ

Такие парни, как Скотт Скайлз (30 передач в одном матче), Элмор Смит (11 блоков), Лэрри Кэнон (13 перехватов), Фрэнк Лэйден (58 попыток поковырять в носу), Рашид Уоллес (41 техническое предупреждение в сезоне) и Уилт Чемберлен (20 тысяч сексуальных партнеров) наконец-то получат по заслугам.

ПЯТАЯ КАТЕГОРИЯ – ИГРОКИ-КОМЕТЫ

Здесь вспомнят всех потенциальных членов Зала Славы, чьи карьеры были пущены под откос серьезной травмой, личными проблемами, непреодолимыми обстоятельствами или даже смертью – Майкл Рэй Ричардсон, Эндрю Тони, Пенни Хардуэй, Джеймс Сайлас, Марвин Барнс, Гас Джонсон, Ральф Сэмпсон, Брэд Доггерти, Морис Стоукс, Джон Лукас, Сэм Боуи, Терри Каммингс, Рой Тарпли, Реджи Льюис, Грант Хилл, Алонзо Моурнинг, Дражен Петрович и Тим Хардуэй[405]. Мы не будем включать в данную категорию Ленни Байаса по той простой причине, что я буду торчать у его восковой фигуры часами и кричать «Ну почему?! Почему?!» до тех пор, пока службе безопасности не придется вывести меня из зала.

Закончив с подземными этажами, мы поднимаемся в вестибюль, в котором будет огромный магазин НБА и различные рестораны, названные в честь ее авторитетных деятелей. И уже оттуда нам предстоит открыть для себя пять уровней Пирамиды Славы.

УРОВЕНЬ №1 (ПЕРВЫЙ ЭТАЖ)

Первый уровень – члены Зала Славы, которые с трудом в него попали из-за фактора Дэвида Томпсона (отменная, но весьма недолгая карьера), фактора Дэна Иссла (добротная долгоиграющая карьера без проблесков особого величия) или фактора Пита Маравича (запоминающаяся карьера без побед).

УРОВЕНЬ №2 (ВТОРОЙ ЭТАЖ)

Второй уровень – игроки, чье членство в Зале Славы не подлежит сомнению и которые не смогли пробиться на третий уровень по одной из пяти следующих причин: ни разу не выигрывали титул в качестве звезды элитного калибра; их карьерные статистические показатели не особо впечатляют; они ни разу не вышли на двух- или трехлетний пик в качестве одного из пяти лучших представителей лиги; как минимум еще двое парней играли на их позиции и были более заметными; или же их карьера была подкошена травмой или быстрым спадом. Вдобавок к этому на втором этаже мы разместим выставку двенадцати величайших команд всех времен (которые будут выбираться членами Приемного комитета Зала Славы) и комнаты для просмотра видео[406]. На этом же этаже будет расположена выставка про АБА.

УРОВЕНЬ №3 (ТРЕТИЙ ЭТАЖ)

Третий уровень – игроки, чье членство в Зале Славы не подлежит сомнению, которые были в числе лучших в лиге на протяжении хотя бы пары лет и чье статистическое резюме подкрепляет их присутствие на третьем уровне. Ни один игрок, становившийся MVP сезона, не может опуститься ниже третьего уровня, если только на то не было невероятно веской причины. В дополнение к этому мы разместим на третьем этаже выставку, посвященную выдающимся тренерам, рефери, писателям, владельцам, новаторам и функционерам баскетбола. Да-да, таким людям, как Байзон, наконец-то, воздадут по заслугам. На территории Пирамиды Славы даже можно раздавать 24-долларовые купюры с изображением Байзона.

УРОВЕНЬ №4 (ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАЖ)

Четвертый уровень – игроки третьего уровня, в резюме которых присутствует нечто более великое. Например, их всерьез упоминают в рассуждениях о величайших в истории. Или же они были доминирующими игроками в определенный период в истории лиги. Ну или же они были настолько велики, что вы будете помнить их даже в возрасте девяноста лет, когда уже будете ходить под себя. Здесь же мы создадим секцию, посвященную комиссионерам НБА – Кеннеди, Подолофф, О’Брайен и Стерн – а также памятную библиотеку и книжный магазин имени Скотти Брукса, в котором посетители смогут найти любую книгу, имеющую отношение к баскетболу. Включая мое произведение. На отдельной полке. Сотни и сотни копий. Возможно, даже картонную фигуру Билла Симмонса в натуральную величину. Что? Я не могу участвовать в собственной фантазии? Да как вы смеете?!

ПАНТЕОН (ПЕНТХАУС)

Вдохните поглубже. Мы находимся на вершине Пирамиды Славы, буквально и фигурально. Сюда попадают лишь величайшие игроки в истории[407]. Здесь будет множество окон от пола до потолка и несколько балконов, которые позволят посетителям увидеть весь штат Индиана как на ладони. Здесь будет расположен конференц-зал, где выдающиеся баскетбольные деятели могли бы отвечать на вопросы посетителей и проводить презентации. У меня, таким образом, наконец-то появится возможность сказать в микрофон что-то из серии: «Уважаемые посетители, напоминаем, что Элджин Бэйлор будет отвечать на вопросы в конференц-зале Пантеона в три часа». Здесь также будет огромный бар, который открывается в пять часов вечера и позволяет превратить Пантеон в модный ночной клуб. Мы бы даже могли установить эскалатор, который вел бы сюда прямо из вестибюля. Так, погодите, что-то меня заносит.

Вот почему я влюблен в концепцию Пирамиды Славы:

· Болельщики и журналисты будут бесконечно спорить о месте определенных игроков в истории; у нас наконец-то появится баскетбольный аналог дискуссии «Кто сексуальнее – Джессика Бил или Джессика Альба». Является ли Шак игроком четвертого уровня или Пантеона? Достоин ли Реджи Миллер подняться выше первого уровня? Каково место Элджина в Пирамиде Славы, если он ни разу не становился чемпионом? Что делать с Оскаром, величайшим гардом до прихода в лигу Мэджика и ЭмДжея? Был ли Кузи достаточно велик для попадания на четвертый уровень?

· После того как мы определимся с тем, кто попадает в Пирамиду, а кто опускается на этаж ниже, в секции «Пионеров», «Ролевых игроков» и «Комет», специально выбранный комитет из пятидесяти известных бывших игроков, журналистов и комментаторов будет определять место кандидатов в Пирамиде. Члены комитета будут отдавать каждому кандидату от 1 до 5 баллов, каждый из которых олицетворяет уровень Пирамиды; округленная средняя оценка и определит место кандидата. Члены комитета также проголосуют за тринадцать парней, которым предстоит войти в Пантеон. Голосование будет проходить публично – если вы, будучи полным идиотом, проголосовали за Пиппена как за игрока всего лишь первого уровня, то все должны знать о том, что вы идиот.

· Структура Пирамиды будет выглядеть круто. Помимо эстетической составляющей пятиэтажного здания, являющегося копией египетской пирамиды и хранящей в себе каждый кусочек информации об НБА, представьте себе, каково это – покорять Пирамиду уровень за уровнем, пока этажи становятся все меньше и меньше, и пока вы не окажетесь на вершине, в Пантеоне. У меня идут мурашки по коже от одной только мысли об этом[408]. Даже если это совершенно несбыточная мечта, то о ней все равно приятно думать, так ведь?[409]

Таким образом, вы теперь полностью посвящены в структуру моей Пирамиды. И если вам кажется, что вся идея была лишь завуалированным оправданием попытки запихнуть 96 игроков НБА в рейтинг значимости – то вы абсолютно правы. Мой рейтинг каждого игрока будут зависеть от следующих параметров:

 

1. Насколько хорошо он понимал Секрет баскетбола?

2. Сумел ли он поднять крепкую команду на следующий уровень? Играл ли он лучше, когда того требовали обстоятельства? Если бы ваша жизнь зависела от исхода одного матча, хотели ли бы вы, чтобы именно он пытался его выиграть для вас? Доверились ли бы вы ему полностью в последние две минуты последнего матча сезона?

3. Доставляла ли бы вам удовольствие игра в одной с ним команде? Мы пройдемся по этому пункту в главе о Стиве Нэше.

4. Обменяли ли его по ходу карьеры хотя бы раз? Данный вопрос не имеет особого значение, когда речь заходит об игроке первого или второго уровня, но вы должны дать мне чертовски хорошее оправдание для помещения подобного игрока на третий уровень и выше.

5. Я лично предпочитаю тех, кто был велик на протяжении короткого промежутка времени тем, кто был хорош на более длительной дистанции. Я с удовольствием променяю четырнадцать добротных лет карьеры Уолта Беллами на два превосходных сезона Билла Уолтона. Мне ни за что не заполучить чемпионство с Уолтом, но я точно его добьюсь в компании с Биллом.

К слову, карьера Уолта Беллами является еще одной причиной, по которой нам необходимо создание Пирамиды. Он набирал в среднем 29 очков и 17 подборов в свои первые три сезона в лиге. В 1964-м количество темнокожих игроков значительно выросло, и с тех пор Беллами ни разу не оказался на Матче всех звезд. Уолт – один из девяти игроков, набравших за карьеру сумасшедшие 20 тысяч очков и 14 тысяч подборов, однако Уилт раскатывал его с таким постоянством и легкостью, что однажды перед матчем Чемберлен пожал Беллами руку, пообещал уничтожить его, доминировал над ним в течение первой половины, а после перерыва снисходительно кинул в его сторону: «Ну все, теперь ты можешь начать набирать очки».

Команды под предводительством Беллами сумели выиграть лишь две серии плей-офф и обменяли его дважды на пике карьеры. Когда «Никс» отдали его и Хоуи Комвса за Дэйва Дебушера в 1968-м, они сразу же выдали шестилетний отрезок борьбы за чемпионство. Великий Джордж Киседа[410] как-то написал, что Уолт Беллами является скелетом в шкафу клуба игроков, набравших 20 тысяч очков[411]. Уолт оказался в лиге слишком рано – приди он в баскетбол тридцать лет спустя, его обожали бы владельцы фэнтэзи-команд и его бы помнили абсолютно в другом свете. То же самое относится и к Джерри Лукасу. 

6. Насколько обманчива была его статистика? Цифры Иссла выглядят фантастично, однако следует учесть то, что ему бы не удалось удачно отзащищаться против лучшего игрока Женской НБА. Ни один из статистических показателей Карла Мэлоуна не опишет вам то, как выглядело его лицо в решающие минуты важного матча. Но ведь подобные вещи нельзя игнорировать. Статистика – вещь чертовски полезная, она заполняет множество информационных пустот, но на этом ее роль заканчивается. Также важно учитывать, насколько одна отдельная эпоха повлияла на статистику игрока.

7. Обладал ли он хотя бы двумя невероятными навыками? Мы вернемся к этому в главе о Скотти Пиппене.

8. Был ли он отличным партнером по команде или настоящим придурком? Мы обсудим этот аспект в главе о Гэри Пэйтоне.

9. Входил ли он в первую или вторую символическую сборную НБА по итогам сезона хотя бы однажды? И если нет – то по какой причине? Нэйту Термонду, например, просто не повезло играть в одно время с Каримом, Уилтом, Коуэнсом, Ансельдом и Ридом. Мы назовем этот пункт Закономерностью Билла Ламбира, ибо я тщательно искал причину, по которой его можно было бы не включать в Пирамиду. В конце концов, он был настоящей сволочью[412].

10. Выходило ли его влияние за пределы статистических протоколов? Умел ли он находить связь с болельщиками, заставляя их думать, что им никогда не удастся увидеть никого подобного калибра и его манеру игры никогда не удастся повторить? Была ли его манера игры оригинальной? Для примера вспомните Эрла Монро.

11. Если он играл в период с 1946-го по 1976-й, то как бы он смотрелся в современной лиге?

Последний вопрос очень важен для нас. Представьте, что нам удалось перенести Уилта образца 1961-го в 2009-й и заставить его играть против современных спортсменов? Разве им не удалось бы его существенно притормозить? Возможно, ему бы удалось набирать 20 очков и 10 подборов в среднем за матч, даже 25 очков и 14 подборов, однако с большим количеством таланта, более умными защитными построениями, более сложными стратегиями и изменениями в правилах, Уилт ни за что бы не набрал 100 очков за матч[413]. Судя по множеству записей матчей с участием Уилта, ему удавалось набирать столь сказочную статистику просто потому, что он был атлетически развитым темнокожим парнем в лиге белолицых малышей. Таким образом, он опередил свое время в физическом плане, и можем ли мы приписать это к его заслугам? Стоит ли нам игнорировать то, что Шакил образца 2000-го года с легкостью превзошел бы статистику Уилта в 1961-м?

У Расселла было бы больше шансов преуспеть в современной лиге из-за его жажды побеждать и защитных инстинктов, несмотря на то, что он был бы не больше Таддеуса Янга. Удалось ли бы ему доминировать в лиге как в 1959-м? Конечно же нет, ибо нынешние спортсмены являются улучшенными копиями спортсменов 1960-х и 1970-х. Возьмите, например, Стива Нэша и Боба Кузи. Нэш лучше бросает по кольцу, он находится в лучшей физической форме, он более подготовлен. Однако его карьера и близко не стоит рядом с карьерой Кузи и его влиянием на свое поколение баскетболистов. Так кто же из них лучше? Мы словно сравниваем Порше 2009-го года выпуска с Порше 1962-го – Порше-2009 с легкостью выиграет гонку у своего предка, однако именно Порше-1962 совершил революцию в индустрии машиностроения. Таким образом, Нэш является фаворитом в споре о более талантливом игроке, однако именно Кузи выиграет дискуссию о значимости для истории баскетбола. А ведь оба вопроса имеют значение.

Именно поэтому я подчеркну следующее: нельзя всерьез сравнивать игроков из разных эпох, если только они оба не вышли на пик после 1976-го, когда баскетбол более-менее приобрел нынешнюю форму. Очень мало кто из звезд 1960-х сумел бы постоять за себя в современной лиге, остальные же затерялись бы настолько, что с трудом завоевали бы себе роль одиннадцатого и даже двенадцатого игрока в составе. Вспомните Дольфа Шэйса, лучшего в составе «Сиракьюз», чемпиона НБА-1955 и члена символической сборной НБА в год ее серебряной годовщины. Смог ли бы подобный медлительный белый парень, не умевший дотянуться до кольца, стать успешным в лиге в 2010-м? Стал бы он более полезным, чем, допустим, Стив Новак? Даже не знаю.

После основательных раздумий я закрыл доступ в Пирамиду большинству игроков эпохи до прихода Расселла. Во-первых, потому что в те годы баскетбол еще не был баскетболом до тех пор, пока в 1954-м не изобрели счетчик 24 секунд на атаку.

Во-вторых, в 1950-х в НБА играл центровой по имени Нил Джонстон. Его резюме – 8 лет карьеры, 6 вызовов на Матч всех звезд, 4 упоминания в первой символической пятерке НБА по итогам сезона, звание второго лучшего игрока в чемпионском составе «Сиксерс» в 1956-м.

Неплохо, да? В первое десятилетие существования лиги Джонстон был вторым среди ее самых эффективных центровых вслед за Майканом: парень ростом шесть футов восемь дюймов и весом в двести фунтов, который мог позволить себе не допрыгивать до кольца и не бояться, что его неуклюжие броски заблокируют. Затем появился Расселл и, по словам Сэтча Сэндерса, разрушил карьеры всех центровых старой школы (то есть белых неуклюжих парней), таких как Джонстон, Гэрри Гэллэтин, Чарли Шэйр и других. Судя по записям матчей и историческим анекдотам, приход Расселла в НБА был подобен приходу Дуайта Ховарда в ЖНБА (подобное развитие событий и желание моей дочери играть в профессиональный баскетбол – единственные причины, которые могут заставить меня смотреть эту лигу).

Отправьте в НБА 1950-х таких парней, как Дэвид Уэст и Хидо Тюркоглу, и они завоюют сразу несколько титулов MVP. Простите меня, читатели старше шестидесяти лет, но это правда. И не стоит ссылаться на умопомрачительную статистику по набранным очкам и подборам в период с 1959-го по 1967-й, ибо в то время не существовало такого понятия как голтендинг. Когда Уилт сбросил на головы «Никс» 73 очка в 1962-м, 22 из них и еще 14 подборов он заработал, занимаясь именно голтендингом и меняя направление полета броска[414]. Также помните, что все заслуги игроков (статистика, участие в Матче всех звезд и упоминание в символических сборных НБА) в период с 1970-го по 1976-й следует воспринимать с толикой недоверия, и именно поэтому такие парни, как Спенсер Хэйвуд и Лу Хадсон не попали в мою Пирамиду, а такие заслуженные игроки, как Боб Макаду и Тайни Арчибальд добрались лишь до первого уровня[415].

И напоследок – я решил ограничиться 96 игроками, дабы у меня была возможность добавить еще четверых в 2016-м во втором томе «Книги Баскетбола». Шансы нынешних звезд попасть в мою Пирамиду: Кевин Дюрэнт, -700; Пау Газоль, -100; Кармело Энтони, +250; Деррик Роуз и Дерон Уильямс, +300; Рэджон Рондо, +350; Чонси Биллапс, +400; Ману Джинобили, +500; Крис Бош, +750; Брэндон Рой, +1200; Стефен Карри, +1500; Рикки Рубио, +3000; Жоаким Ноа, +4000; Брук Лопес и ДеМаркус Казинс, +5000; Яо Мин, +7500; пенис Грега Одена, +10000. Я бы поставил на Дюрэнта (его включение в Пирамиду – факт), Газоля (второй игрок в составе двукратных чемпионов, самый одаренный «большой» в нынешней лиге), Рондо (набирает 16 очков, 8 подборов и 10 передач в среднем в последних 38 матчах плей-офф), и Энтони (24,7 очка в среднем за матч на протяжении всей карьеры, 15-й показатель в истории). Жалко, что я не могу сделать ставки просто потому, что Пирамида принадлежит именно мне – уверен, я бы одержал победу.

Таким образом, мы остановимся на 96 лучших игроках в истории. Давайте же пройдемся по их карьерам.


 


ГЛАВА 7

ПИРАМИДА. ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

ТОМ ЧЕМБЕРС

Резюме: 16 лет в лиге, 10 – на высоком уровне, 4-кратный участник Матча всех звезд… топ-10 игроков лиги (1989, 90), Самый ценный игрок Матча всех звезд 87 года… двухлетний пик: 26+8+3… двухлетний пик в плей-офф: 24+9+3 (28 игр) … играл за одного финалиста («Санз»-93) … набрал более 20 тысяч очков за карьеру.

Еще одна вещь, касающаяся Залов славы, которая меня бесит – они отказываются рассматривать вклад каждого отдельного кандидата, так что нет и не может быть «крайнего» на каждой позиции, то есть игрока, который еле-еле пролез в Зал и который будет своеобразной «стеной», которую потенциальным кандидатам предстоит преодолеть. Короче, жаль, что нет возможности оценить кандидата в Зал славы, игравшего на позиции тяжелого форварда, задав простой вопрос: «Были ли он лучше Тома Чемберса?»


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!