Эпос как род литературы, эпические виды в жанрово-исторических формах



 

План

Теоретические вопросы

1. Жанр эпопеи: характерные черты, литературные примеры. Можно ли роман Дж. Джойса «Улисс» считать «романом-эпопеей»? Аргументируйте ответ.

2. Роман как доминирующий эпический жанр. История развития, жанровые разновидности.

3. Повесть, ее жанровая специфика и литературные примеры. Популярен ли сегодня жанр повести?

4. Рассказ и новелла: типологические совпадения и расхождения. Эволюция жанров в современной литературе.

5. Миф, сказка, легенда, притча. Фольклорная и литературная реализация жанров.

Практические задания

1. Напишите эссе с ответом на вопрос: чем отличается классический роман XIX в. от современного?(рассмотрите на примере сравнения конкретных прочитанных произведений)

2. Произведите анализ жанровых особенностей эпического произведения на выбор.

Литература

1. Захаров, В.Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты / В. Н. Захаров. – М. : Индрик, 2012. – 264 с.

2. Зенкин С. Работы о теории: Статьи / Сергей Зенкин. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 560 с.

3. Крупчанов, Л. М. Введение в литературоведение : учеб. / Л. М. Крупчанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 479 с.

4. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В. М. Кожевникова, П. A. Николаева. – M., 2004. – 908 с.

5. Мещеряков, В. П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учеб. / В. П. Мещеряков. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 2015. – 479 с.

6. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб. / В. Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М. : Академия, 2013. – 432 с.

Практическое занятие № 7

Лирика, ее жанровые разновидности

План

Теоретические вопросы

1. Подходы к классификации лирических жанров.

2. Сонет как твердый лирический жанр. Сонет итальянский, французский, английский. Венок сонетов.

3. Ода как жанр: особенности, литературные примеры.

4. Жанр элегии. Элегические мотивы в русской поэзии XIX и ХХ вв.

5. Сатира и эпиграмма. Развитие сатирических жанров, функционирование в отечественной литературе.

Практические задания

1. Сравните особенности сонетов Данте, Петрарки, Шекспира. Приведите примеры сонетов в русской поэзии ХХ в.

2. Произведите анализ жанровых особенностей лирического произведения на выбор.

Литература

1. Крупчанов, Л. М. Введение в литературоведение : учеб. / Л. М. Крупчанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 479 с.

2. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В. М. Кожевникова, П. A. Николаева. – M., 2004. – 908 с.

3. Мещеряков, В. П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учеб. / В. П. Мещеряков. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 2015. – 479 с.

4. Теория литературы : в 2-х т. : учеб. пособ. Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. – 5-е изд., испр. – М. : Академия, 2014. – 512 с.

5. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб. / В. Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М. : Академия, 2013. – 432 с.

6. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: практикум / А. Я. Эсалнек. – 2-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2004. – 216 с.

Практическое занятие №8

Драма как род литературы. «Новая драма»

 

План

Теоретические вопросы

1. Родовые особенности драмы. Античная драма, классицистические драматические каноны, «новая драма» (драма-дискуссия). Религиозная драма.

2. Трагедия как литературный феномен. Литературные примеры.

3. Комедия как драматический жанр. Поэтика комического.

4. Драма как жанр, типология. Промежуточное положение драмы между трагедией и комедией. Жанровые разновидности.

5. Современный театр: пути развития и поиск новых форм.

 

Практические задания

Проанализируйте особенности жанра в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» (драма-дискуссия).

Литература

1. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г. Д. Гачев. – 2-е изд. / Послесловие В. А. Незвецкого. – М. : Изд-во Моск. Ун-та; Флинта, 2008. – 288 с. 

2. Крупчанов, Л. М. Введение в литературоведение : учеб. / Л. М. Крупчанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 479 с.

3. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В. М. Кожевникова, П. A. Николаева. – M., 2004. – 908 с.

4. Собенников, А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова: типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой» / А. С. Собеннников. – Иркутск, 1989. – 196 с.

5. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб. / В. Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М. : Академия, 2013. – 432 с.

Практическое занятие № 9

Модернизм и постмодернизм

 

План

Теоретические вопросы

1. Проблема определения модернизма и его эстетических принципов. Понятие литературного авангарда.

2. Авангардистские течения начала ХХ в.: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, имажизм, акмеизм, сюрреализм, экзистенциализм, футуризм.

3. Принципиальные различия модерна и постмодерна.

4. Определение постмодернизма его теоретиками и критиками. Отечественные концепции постмодернистской эпохи.

5. Ценностное расслоение литературного потока. Классика и ее роль в литературном процессе.

Практические задания

Аргументировать принадлежность романа М. Павича «Хазарский словарь» (или У. Эко «Имя розы») к эстетике постмодернизма.

Литература

1. Ильин, И. П. Постмодернизм: Словарь терминов / И. П. Ильин; РАН, ИНИОН. – М.: Интрада, 2001. – 384 с.

2. Лейдерман, Н., Липовецкий, М. Современная русская литература / Н. Лейдерман, М. Липовецкий. – Т. 2. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 684 с.

3. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература : учебное пособие для вузов / И. С. Скоропанова. – М.: Флинта, 1999. – 607 с.

4. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб. В. Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М. : Академия, 2013. – 432 с.

5. Эко, У. Открытое произведение [Электронный ресурс] / Умберто Эко. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/eco.pdf

6. Эпштейн, М. Н. Постмодерн в русской литературе : учебное пособие для вузов / М. Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 2005. – 494 c.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ВОПРОСЫ к зачету

1. Литературоведение и система литературоведческих дисциплин.

2. Феномен понимания. Понимание и интерпретация литературного текста. Субъективная и объективная сторона герменевтических исследований.

3. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей.

4. Искусство как познавательная деятельность.

5. Классификации видов искусства по различным признакам. Специфика художественной литературы как вида искусства.

6. Определение понятия «литература». Основные этапы исторического становления литературы. Виды литературно-художественной деятельности.

7. Функции литературы. Критерии художественности искусства слова.

8. Литература и действительность. Миметическая концепция художественного творчества. Платон и Аристотель о мимезисе. Общее и различное в их понимании этого понятия.

9. Определение художественного образа. Структура литературно-художественного образа. Художественный образ как форма отражения действительности и форма бытия художественного произведения.

10. Типология литературного субъекта: характер, тип, персонаж, герой, прототип.

11. Автологический тип художественного образа. Гротеск.

12. Металогический тип художественного образа. Символ. Аллегория. Подтекст.

13. Образная система художественного произведения.

14. Системно-синергетический подход к изучению литературных феноменов, его методологическая специфика. Понятие «смыслового прыжка» и «эмерджентного качества».

15. Монологичность и диалогизм как понятия герменевтики. Понятие полифонии (концепция М. Бахтина).

16. Классификация традиционных и новых методологий литературоведческих исследований. Биографический, сравнительно-исторический, структурно-типологический методы анализа.

17. Социологический, психологический и психоаналитический методы анализа в литературоведении.

18. Структурализм и семиотика в литературоведении.

19. Компаративистика как направление литературоведческих исследований.

20. Мифопоэтика художественного текста.

21. Определение понятия «мотив». Мотивный анализ.

22. Мотивы и архетипы. Архетип по К. Г. Юнгу, юнгианская классификация архетипов.

23. Литература как дискурс. Этимология слова «дискурс», особенности понимания литературы как дискурса.

24. Концепт в литературоведении. Концептный анализ художественного текста.

25. Текст как понятие филологии. Текст как понятие семиотики и культурологии. Текст в постмодернистских концепциях.

26. Автор и его присутствие в художественном произведении. Концепция «смерти автора» и ее критика.

27. Читатель и автор. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика. Реальный читатель.

28. Слово авторское и неавторское. Чужое слово. Стилизация. Пародия. Реминисценция. Интертекстуальность.

29. Элитарная и антиэлитарная концепция искусства и литературы. Понятие о «массовой литературе».

30. Психологизм в литературе.

ВОПРОСЫ КэкзаменУ

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Неоднозначность трактовки понятий «фабула» и «сюжет».

3. Сюжет, его функции и типы.

4. Сюжет и конфликт. Конфликт и коллизия. Типы художественных конфликтов.

5. Понятие о пафосе, его виды (типы авторской эмоциональности по В. Хализеву).

6. Тема и тематика художественного произведения. Проблема и проблематика. Взаимосвязь тематики и проблематики.

7. Композиция художественного произведения. Внесюжетные элементы композиции. Техника монтажа в композиции художественного произведения.

8. Понятие «хронотоп». Основные свойства хронотопа литературно-художественного произведения.

9. Лексический уровень художественного языка.

10. Классификация тропов.

11. Классификация синтаксических фигур.

12. Звуковой и ритмический образы литературного произведения.

13. Теория стихосложения. Стих и проза.

14. Основные системы стихосложения.

15. Формы стиха. Строфика.

16. Рифма, ее роль, классификация рифм.

17. Деление литературы на роды. Происхождение литературных родов.

18. Понятие «жанр». Жанровая структура и каноны. Жанровые системы.

19. Эпос как род литературы. Эпические виды в жанрово-исторических формах.

20. Лирика. Лирические жанры.

21. Драма. Жанры драматического рода.

22. Лиро-эпические жанры и другие смежные жанровые явления.

23. Проблемы периодизации литературного процесса. Понятие художественного метода в литературоведении. Разница между стилем, литературным направлением и художественным методом.

24. Классицизм и его роль в развитии художественной литературы.

25. Характеристика сентиментализма как художественного направления.

26. Романтизм. Признаки романтизма в произведениях русской и западноевропейской литературы.

27. Реализм как художественный метод.

28. Модернизм как художественный метод. Течения и направления модернизма.

29. Типология реализма ХХ в.

30. Постмодернизм как художественная система. Типологические признаки литературы постмодернизма.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!