Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 18 страница



Две узкие полоски поролона, наклеенные на дно полки, – прекрасное средство для того, чтобы книги на книжных полках не скользили.

Кусок ластика с несколькими надрезами, закрепленный в старой кисти, сможет послужить отличным плакатным пером.

Кусок пористой резины, вставленный в портфельный замок, будет хорошей заменой сломанной в нем пружины.

Устройство, сделанное из лески или веревки, натянутое на реечки, может стать прекрасным приспособлением для сушки белья.

Очень много советов дается по использованию старых автомобильных покрышек: покрышка с деревяшкой – изоляционная подставка при работе с током; инструменты, необходимые для работы с автомобилем, можно разместить на старой покрышке непосредственно рядом с местом работы; покрышка с установленными в нее деревянными распорками может служить импровизированным вольером для цыплят; из куска покрышки можно сделать сушку для белья; покрышка с надрезами на ее фронтальной части – прекрасный держатель для ботинок с коньками; из покрышки можно сделать крепление к стене для банок с краской; кусок покрышки, прикрепленный к деревянному брусу, – отличный держатель для велосипеда; если положить покрышки друг на друга, можно облегчить колку дров – отколотые куски не будут разлетаться в стороны; с помощью покрышки можно сделать буксирный трос упругим.

Вторичное использование изделия, не требующее доработки.

Использование бельевой прищепки: вместе с чулком – как самодельное устройство для проявки фотопленки; несколько прищепок, прикрепленных к рейке, – удобный сушитель для полотенец. Использование бельевой прищепки в качестве: изделия для поддержания растущего цветка; длинного пинцета; защелки; рычажка для заливки трещинок клеем; автомата для включения радиоточки; закрепления фильтровальной бумаги в воронке; крепления для ручки; держателя гвоздя при его забивании; страховки от предохранения пальца руки от удара молотком; крепления для воронки из бумаги; приспособления для резки острых кустарников и цветов (например, чтобы срезать розу, не уколовшись).

Использование пробки из-под вина в качестве поплавка на рыбалке.

Использование газеты для утепления цветов на даче.

Картонная упаковка от лампочки надевается на скрученные чертежи, чтобы они не раскручивались.

Полиэтиленовые пробки от бутылок, резиновые пробки от пузырьков из-под пенициллина – прекрасный резиновый уплотнитель для электрического чайника.

С помощью спицы удобно переливать жидкость из одного узкого горлышка в другое.

Полиэтиленовый мешочек, натянутый на масленку, защитит руки от масла.

Для предотвращения копоти сковороду с внешней стороны натирают мылом.

При отсутствии ключа или ручки вантуз прекрасно подходит для выдвижения ящиков из стола.

Лист пластмассы, сложенный гармошкой, может послужить прекрасным устройством для хранения и сушки посуды.

С помощью резинки и пластмассового стаканчика можно сделать миниатюрное и декоративное приспособление, служащее для маскировки дырки из-под перевешенного на другое место светильника.

Пластилин прекрасно подойдет для закрепления гвоздя под углом.

Как уже говорилось, экономика Советского Союза была ориентирована в основном на военную промышленность. Приведем еще один пример, полученный из устного интервью. Этот случай произошел на севере, близ поселка Уват Тюменской области: «В нашем районе с определенной периодичностью падали остатки отработанных ракетных ступеней. Не знаю, из чего они были сделаны. Скорее всего, это титановый сплав. Что представляли собой эти ступени? Это большая труба длиной метров пять. Так вот, летом – когда она падала – толку не было, местность-то болотистая. А вот когда зимой – тут другой разговор. Если ты нашел в снегу ступень – это сродни кладу. В наших краях и так ничего нельзя было достать – а тут такое… Так вот брали мы эту ступень, распиливали на несколько частей вдоль и поперек. Получалась отличная волокуша. А приспосабливалась она везде. Кто загнет конец и привяжет к упряжке собачьей или к снегоходу, чтобы легче было перевозить всячину всякую. Кто на забор ее пустит или на крышу. Кто как трубу оставит. В общем, что хочешь, то с ней и делай» (Людмила Ивановна, 70 лет).

Сборник «Разрывы и конвенции в отечественной культуре». О.Смоляк, «Абажур», «аборт», «абрикос»: репрезентация советской повседневности в книгах по домоводству: Примечательны следующие факты: книги, вышедшие в 1960-80-е гг., как правило, не запрашивались с середины 1990-х гг.; страницы из многих книг вырезаны или вырваны (как правило, не доставало страниц из трех разделов: вязание, шитье, кулинария); многие книги не удалось получить вообще, т.к. они числятся как утерянные. Данные «варварские» факты говорят не только о востребованности этих изданий, но и служат косвенным доказательством того, что спрос на книги по домоводству превышал предложение. И, несмотря на то, что интерес читателя к разным разделам книги был разный, стоит признать, что в домашних условиях книга читалась полностью. Наибольшей практической пользой обладали главы, посвященные изготовлению, чистке и стирке одежды; ремонту обуви, мебели или жилья; уборке помещения и избавления от насекомых и грызунов; приготовлению еды и заготовке продуктов впрок; уходу за кожей лица и волосами; выращиванию комнатных цветов, огородных и садовых растений; выкармливанию домашнего скота. Хозяин и хозяйка делали надписи на полях, загибали нужные страницы или делали закладки; вкладывали и вклеивали рецепты, взятые у знакомых и написанные от руки, отдельные странички отрывных календарей или вырезки из газет и журналов, дополняя информацию самой книги, как бы продолжая ее написание. Так стандартное полиграфическое издание превращалось в действительно «свою» книгу советов.

Вещь в биографии. Со своего привычного места (13-го в девятом ряду) Юрий Любимов руководил таганковской репетицией, манипулируя фонариком (сперва был фронтовой) для подводной охоты.

В.Пацюков: Пространство в новейшей русской культуре высвобождает место для объектов традиционно банальных и утративших свою функцию, как в случае со «спичками» Михаила Рогинского, «табуреткой» Кабакова, «дверью» Владимира Янкилевского и «фрагментами окон» Ивана Чуйкова.

Телеканал «Культура»: Магнитофонные бобины, радиоприемник «ВЭФ», часы «Полёт», пианино «Родина» и др (см. Торговые марки СССР). Авоська. Гранёный стакан. Одеколон «Шипр».

Из постановления Совета министров СССР «О денежном вознаграждении т. Гагарина Ю.А. за образцовое выполнение специального задания» (13 апреля 1961 г.): Денежное вознаграждение 15 000 рублей. Из распоряжения Совета министров СССР о подарках Ю.А.Гагарину (18 апреля 1961 г., секретно): Четырехкомнатная квартира по месту службы. Приложение: 1. Меблировка спальни, столовой, детской, кабинета, кухни; 2. Автомашина «Волга»; 3. Телевизор «Рубин»; 4. Радиола «Люкс»; 5. Стиральная машина; 6. Холодильник; 7. Пылесос; 8. Ковровые дорожки; 9. Пианино; 10. Постельное белье – 6 комплектов; 11. Одеяла – 2 штуки. Для родителей Ю.А. Гагарина: 1. Сборный дом из трёх комнат; 2. Телевизор; 3. Радиоприемник; 4. Мебель на три комнаты. Экипировка для Ю.А. Гагарина: 1. Пальто демисезонное; 2. Пальто легкое летнее; 3. Плащ; 4. Костюм – 2 (светлый и темный); 5. Обувь – 2 пары (черная и светлая); 6. Рубашки белые – 6 шт.; 7. Шляпа – 2; 8. Носки – 6 пар; 9. Белье нижнее шелковое – 6 пар; 10. Трусы, майки – 6 пар; 11. Платки носовые – 12 шт.; 12. Галстуки – 6 шт.; 13. Перчатки – 1 пара; 14. Электробритва – 1; 15. Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное); 16. Чемоданы – 2. Экипировка для жены: 1. Пальто демисезонное; 2. Пальто летнее; 3. Плащ; 4. Платья – 3; 5. Черный костюм; 6. Шляпы – 2; 7. Гарнитуры- 6; 8. Чулки – 6 пар; 9. Туфли – 3 пары; 10. Сумки дамские – 2; 11. Перчатки – 2 пары; 12. Косынки – 2 (шерстяная и шелковая); 13. Блузки – 2 шт.; 14. Кофта шерстяная – 1 шт. Экипировка для детей: 1. Кровать детская; 2. Детская коляска; 3. Платья шерстяные – 4; 4. Пальто – 2 (зимнее и летнее); 5. Шапочки – 2 (зимняя и летняя); 6. Обувь – 4 пары; 7. Белье – 6 пар; 8. Куклы, игрушки; 9. Детское приданное. Экипировка для матери: 1. Пальто летнее; 2. Пальто зимнее; 3. Плащ – 1; 4. Платья – 2; 5. Платок пуховый; 6. Туфли – 2 пары; 7. Белье – 6 пар; 8. Чулки – 6 пар; 9. Кофта шерстяная – 1 шт. Экипировка для отца: 1. Пальто летнее; 2. Пальто зимнее; 3. Плащ; 4. Фуражка; 5. Белье – 6 пар; 6. Рубашки – 6 штук; 7. Костюм – 2 (темно-серый и темный); 8. Ботинки – 2 пары (светлые и темные); 9. Галстуки – 4; 10. Носовые платки – 6 штук; 11. Носки – 6 пар. Двум братьям и сестре т. Гагарина Ю.А. – по 1000 рублей. (Батурин Ю.М. – Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964 гг (Страницы: 166,174))

«Миражи» ностальгии. Варёная колбаса «Ностальгия по докторской»: «Колбаса, имеющая вкус и качество, о которых мы успели забыть». Жёлтая упаковка чая «со слоном» с надписью «Тот самый индийский чай». И т.д.

Бренды Советской эпохи. «Золотая шайба». И др.

Жизнь в фоторамке (http://urokiistorii.ru/media/col/2010/26/zhizn-v-fotoramke): плиссированные юбки, домашние занавески в салоне Ту-104, причёска «платформа», переводные картинки на кухонном кафеле и т.д. См. Уроки истории (http://urokiistorii.ru/).

 76-82: Энциклопедия нашего детства – о портале, посвященном воспоминаниям людей, которые родились с 1976 по 1982 год; много фотографий и артефактов.

«Воочию видим»: фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости: Фотографии в советской прессе – важный ресурс советского проекта и источник для его анализа. В буйстве газетных фотографий 30-х проявляется связь утопии и визуальности в СССР этого периода, особенно очевидная на фоне визуального аскетизма 20-х и «слепого» послевоенного десятилетия. Фотография 30-х – это способ определения реальности, в которой «воочию» осуществляется победа социализма, это ежедневная школа видения, где взгляд на страну и человека опосредовался фотоизображением, а реальность постепенно приводилась в соответствие со свойствами фотографии... И «Правда», и «Известия», бесспорно, предпринимали попытки использовать фотографию в деле обличения и разоблачения. В январе 1926 года в обеих газетах появляются фотографии беспризорников, в 1928 публикуется ряд панорамных снимков с шахтинского процесса... Параллельно со старых фотографий исчезают враги народа, которым больше нет места ни в пространстве памяти, ни в советской реальности. Новые фотографии (в отличие от литературы и кинематографа) не показывают врага, невидимость которого в советском политическом дискурсе сохраняется до момента разоблачения. С этого момента враг уже исключен из советской реальности, о чем свидетельствуют снимки с затяжных публичных процессов, на которых видно лишь дружное негодование советского народа (например, фотосерия М. Калашникова). Истинное – нечеловеческое – лицо подсудимых, принадлежащих иному миру, должна была показать, и показывала, политическая карикатура.

Фотографии: «Классики фотоискусства» – большие коллекции фотографий (в том числе) советских фотографов; фотоработы собраны по сериям и хронологии, много фотографий 1930-х гг., сделанных Александром Родченко, Аркадием Шайхетом,Иваном Шагиным, Борисом Игнатовичем, Евгением Халдеем и др.

Не обязательно советской тематики: 32 публикации Михаила Сидлина (и другие авторы), фотография - Большой город. LIFE Dmitri Kessel | LIFE.com. Magnum Photos Home, Фотография — Look At Me. Поиск: Поиск по сайту "Уроки истории", NYTimes.com Search, New York Magazine и т.д.

Сайт «Старые газеты» – первоисточники для самостоятельного изучения, много материалов разных газет 1930-х гг.

Казусы. Телефонный аппарат в виде глобуса с серпом и молотом: Подарок И.В. Сталину к 70-летию от рабочих авиационных мастерских № 1 города Лодзь, Республика Польша, 1949. Металл, эмаль, пластмасса, дерево.

Советские вещи в музеях и собраниях. Музей индустриальной культуры. Музей советских вещей|Fresher. Музей «Вещи 20-го века». Приметы Советского Союза вокруг нас. Книга-альбом «Советский стиль. Время и вещи». Альбом «Москва на упаковках и этикетках». И т.д.

Советское детство на душевных картинах художницы из Израиля – Культурология.Ру (http://www.kulturologia.ru/blogs/030815/25631/). Зоя Черкасская приехала из Киева в Израиль в возрасте 15 лет. Именно в этой стране она стала знаменитой художницей. KULTUROLOGIA.RU

20 душевных картин об СССР от художницы из Донецка.

Архитектура Здоровья, 28 new photos. Сталинский ампир в общественных интерьерах.
«Советское» в интерьере. Ресторан «Петрович»: Здесь собрано множество вещей, которые до сих пор можно встретить в старых квартирах. Древний аккордеон, подшивки журналов, черно-белый телевизор, нелепый по нынешним временам телефон, старая радиола, бабушкина швейная машинка, разнокалиберные стулья, многочисленные таблички, старые фотографии, документы. Желающие могут взять с книжных полок «Целину» Брежнева, «Материалы ХХII съезда КПСС», журналы «Огонек» тех времен. Фотографии Брежнева и Гагарина на стенах, радиоприемники величиной с коробку из под компьютера, песни Пахмутовой и Яна Френкеля, пионеры в красных галстуках и пионерки в школьной униформе – все это не кадры из старой кинохроники, а интерьер клуба «Петрович». Столичный салат носит название «Кремлевские куранты». Бифштекс, обернутый корейкой, наречен «Луноходом». А как вам нравится ассорти соленых и маринованных овощей – «Посол Советского Союза»? Или блины с икрой – «Нет расизму!»? Даже к фондю прилагается инструкция, составленная в стилистике бюрократических директив. Один из пунктов просто врезается в память – «фондю не отпускается лицам в состоянии алкогольного опьянения».

Вещь – себе. Художник Владимир Архипов – Новая Газета Лукошко для ягод, вырезанное дедушкой из резинового мяча. Снегоуборочная лопата сделана дворником – дорожный знак прибит к деревянной палке. Вечный календарь из деревянных счетов, с цифрами на костяшках, а без цифр – готовый «массажор». Шахматная доска, нарисованная на табуретке, готова для дворового турнира, только автор, не обученный игре в шахматы, ошибся числом клеток. Настоящие шахматы стали крышкой рыбацкого ящика – для другого спортсмена. Встречаются вещи заводские: рабочий в обеденный перерыв выплавил для жены дюралевую вафельницу. А железная канистра в форме портфеля так и просится в кабинет – к министру топлива и энергетики. Из тысячи предметов в коллекции художника Архипова нет ни одного, сделанного его руками. Уже десять лет он собирает по деревням и коммуналкам «вещевой фольклор».

Популярная рубрика в журнале «Наука и жизнь» «Маленькие хитрости» («Мастеру на заметку») – образец изобретательного отношения к вещи.

Задание. Сделайте описание какой-нибудь современной профессии.

Тема: «Вещи в кино и в литературе». Чтобы «тема» не разрасталась чересчур в таблицах, её можно «отсаживать» на отдельный участок.

ГУМ, 1954 год.

Валентин Катаев. Белеет парус одинокий. Здесь усатый сразу проявил такую щедрость, что Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом, стоившей две копейки, господин потребовал не больше не меньше, как целую большую бутылку воды «Фиалка» за восемь копеек. Мальчик даже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой и раскупорил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка. Бутылка выстрелила, но не грубо, как стрелял квас, а тоненько, упруго, деликатно. И тотчас прозрачная вода закипела, а из горлышка пошел легкий дымок, действительно распространивший нежнейший аромат самой настоящей фиалки. Гаврик осторожно взял обеими руками, как драгоценность, холодный кипучий стакан и, зажмурившись против солнца, стал пить, чувствуя, как пахучий газ бьет через горло в нос. Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумф смотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянные лошадки карусели, кассирша городской купальни… И все они говорят: «Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду „Фиалка“!». Даже маленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисерную спину, висела, схватившись лапкой за камень, и смотрела на мальчика прищуренными глазами, как бы говоря тоже: «Смотрите на этого счастливого мальчика: он пьет воду „Фиалка“!».

О «Шляпе».

«А еще в шляпе…» Эта фраза из М. Зощенко стала важной советской метафорой.

Василий Шукшин ДЕБИЛ (отрывок):

Анатолия Яковлева прозвали на селе обидным, дурацким каким-то прозвищем – «Дебил». Дебил – это так прозвали в школе его сына, Ваську, второгодника, отпетого шалопая. А потом это словцо пристало и к отцу. И ничего с этим не поделаешь – Дебил и Дебил. Даже жена сгоряча, когда ругалась, тоже обзывала – Дебил. Анатолий психовал, один раз «приварил» супруге, сам испугался и долго ласково объяснял ей, что Дебил – так можно называть только дурака-переростка, который учиться не хочет, с которым учителя мучаются . «Какой же я Дебил, мне уж сорок лет скоро! Ну?.. Лапочка ты моя, синеокая ты моя... Свинцовой примочкой надо – глаз-то. Купить?»

Так довели мужика с этим Дебилом, что он поехал в город, в райцентр, и купил в универмаге шляпу. Вообще он давненько приглядывался к шляпе. Когда случалось бывать в городе, он обязательно заходил в отдел, где продавались шляпы, и подолгу там ошивался. Хотелось купить шляпу! Но... Не то что денег не было, а – не решался. Засмеют деревенские: они нигде не бывали, шляпа им в диковинку. Анатолий же отработал на Севере по вербовке пять лет и два года отсидел за нарушение паспортного режима – он жизнь видел; знал, что шляпа украшает умного человека. Кроме того, шляпа шла к его широкому лицу. Он походил в ней на культурного китайца. Он на Севере носил летом шляпу, ему очень нравилось, хотелось даже говорить с акцентом.

В этот свой приезд в город, обозлившись и, вместе, обретя покой, каким люди достойные, образованные охраняют себя от насмешек, Анатолий купил шляпу. Славную такую, с лентой, с продольной луночкой по верху, с вмятинками – там, где пальцами браться. Он их перемерил у прилавка уйму. Осторожненько брал тремя пальцами шляпу, легким движением насаживал ее, пушиночку, на голову и смотрелся в круглое зеркало. Продавщица, молодая, бледнолицая, не выдержала, заметила строго:

– Невесту, что ли, выбираете? Вот выбирает, вот выбирает, глядеть тошно.

Анатолий спокойно спросил:

– Плохо ночь спали?

Продавщица не поняла. Анатолий прикинул еще парочку «цивилизейшен» (так он про себя называл шляпы), погладил их атласные подкладки, повертел шляпы так, этак и лишь после того, отложив одну, сказал:

– Невесту, уважаемая, можно не выбирать: все равно ошибешься. А шляпа – это продолжение человека. Деталь. Поэтому я и выбираю. Ясно? Заверните. – Анатолий порадовался, с каким спокойствием, как умно и тонко, без злости, отбрил он раздражительную продавщицу. И еще, он заметил: купив шляпу, неся ее, легкую, в коробке, он обрел вдруг уверенность, не толкался, не суетился, с достоинством переждал, когда тупая масса протиснется в дверь, и тогда только вышел на улицу. «Оглоеды, – подумал он про людской поток в целом. – Куда торопитесь? Лаяться? Психовать? Скандалить и пить водку? Так вы же успеете! Можно не торопиться».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!