Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 15 страница



Антропология коммуналки | Arzamas (http://arzamas.academy/courses/6): Курс № 15 Антропология коммуналки. Илья Утехин об устройстве мира советской коммунальной квартиры.

Коммуналка. Фото кон. 1980-х – нач. 90-х гг. И. Гаврилова. Солянка, д. 1. «В кадре – большая комната одной из коммунальных семей. Они разгородили эту комнату фанерной перегородкой, чтобы как-то отделиться друг от друга». (См. коммуналки, советская Москва, советская эпоха, советские фото, советский быт). A-DEDUSHKIN.LIVEJOURNAL.COM

Ноль - Коммунальная квартира (live, 1989 г.)

Тема: «Квартирный вопрос». Это один из самых главных «советских вопросов». Но ведь и российских тоже! Актуальность и острота этой проблемы делают её хорошей темой для учебной конференции или дебатов. Посмотрим в качестве примера идеи по решению проблемы от партии «Яблоко»:

Земля - Дома - Дороги. К жилищному вопросу: стратегия прорыва:

По такому показателю как скорость получения разрешения на строительство Россия занимает 182 место из 183 стран мира. Со дня подписания протокола о результатах аукциона по предоставлению земельного участка до момента получения разрешения на строительство жилья проходит в среднем шесть месяцев, потом еще почти два года – до ввода в эксплуатацию. Коррупционная составляющая в жилищном строительстве – до 60 %, а в дорожном – 70 %.

Сейчас в России строится очень мало типов жилья. Строительными организациями активно эксплуатируется советская промышленная база, которая уже давно морально устарела. Достаточно сказать, что в Москве более 90 % всех жилых зданий возводится из сборного железобетона, то есть по технологии середины прошлого века. Во всем мире уже давно применяются новые экологические и ресурсосберегающие технологии. Причем некоторые из них (например, технология возведения каркасов с применением трубобетона) были разработаны еще в СССР. Государство не раз пыталось добиться внедрения новых технологий в строительство, но натыкалось на противодействие коррупционеров-чиновников и монополистов-застройщиков, не заинтересованных в снижении издержек, от которых зависят их доходы. Сегодня известно множество строительных технологий. В малоэтажном строительстве это деревянные (бревенчатые, из клееного бруса), газобетонные, каменные, панельно-каркасные дома, несъемная опалубка, в многоэтажном – сборно-монолитное каркасное домостроение.

Комплексная санация жилого фонда. Программа комплексной санации зданий будет включать в себя ряд обязательных (с точки зрения повышения энергоэффективности) мероприятий, которые будут полностью финансироваться за счет государства. К таким мероприятиям относятся: ремонт и утепление кровель и чердаков, ремонт и утепление фасадов, пристройка новых или обновление имеющихся балконов и лоджий, замена окон и балконных дверей, утепление перекрытий подвалов, обновление систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции, установка внутриквартирных счетчиков воды и тепла, а также термостатов (приборов, позволяющих жильцам самостоятельно регулировать уровень тепла в квартирах). Помимо этого, программой предусматриваются мероприятия, не связанные с экономией энергии, финансирование которых будет осуществляться по следующей схеме: 1/3 от стоимости работ оплачивают собственники жилья (за счет собственных средств или беспроцентных кредитов), оставшиеся 2/3 – государство. Среди таких необязательных мероприятий: гидроизоляция кровель, замена сантехнического оборудования в квартирах, замена плит и водонагревательных приборов, облицовка кафелем кухонь и санузлов, обновление систем электроснабжения, монтаж приставных лифтов, ремонт лестничных клеток, создание архитектурно выразительных входов в здания, обновление входных дверей квартир. По расчетам специалистов, комплексная санация здания, в том числе за счет значительного сокращения потребности в энергии, позволит уменьшить коммунальные платежи граждан в 2–3 раза.

На Западе в последнее время широко применяются современные технологии строительства дорог: из сборных преднапряженных железобетонных плит, стянутых стальными канатами (эта технология позволяет в несколько раз увеличить производительность труда), технологии бетонирования дорог на месте, применение модифицированных битумов и т. д. Кроме того, в ряде западных стран успешно применяется такой способ повышения эффективности финансирования дорожного строительства, как долгосрочные контракты. Суть его заключается в том, что дорожники получают основные доходы не за само строительство дороги, а за сохранение ее качества в течение всего периода эксплуатации.

Глеб Горбовский. Поэт из коммуналки:

На кухню вызвали поэта!
И подбоченились жильцы.
Соседка пепельного цвета
взяла поэта под уздцы.
Затем на спину взгромоздилась,
затем – пришпорила бока!
Отцы-самцы заходят с тыла,
как безысходная тоска.
«Вы что же, милый, в туалете
не сполоснули унитаз?
И на общественном паркете –
дежурство ваше – ваша грязь!
У вас дебоши каждодневно:
поют, стихами говорят!» –
жильцы притоптывают гневно,
кусить десною норовят.
«Па – ает! Рифмач! Наверно, контра?!
Небось похабщина? Смотр-ри!»
Поэт отрезал руку бодро –
свою... Отдал соседке: жри.
Оттяпал ногу по колено
и протянул отцу-самцу.
Затем чугунно-вдохновенно
себя ударил по лицу.
И голова тугим арбузом
упала в мерзкое ведро...
Жильцы ушли с набитым пузом.
Их богатырское нутро
не поглотило только красный,
расплавленный комок в груди...
О, как прекрасно-безобразно
маячит слава впереди!
1957

Тема: «Хронотопы». Из «Воспоминаний об Аверинцеве»:

Раз один человек в Конотопе

Оказался в чужом хронотопе,

Но на то несмотря,

Под конец ноября

Он утоп во всемирном потопе.

364-365, I

Метро.

«Троекратное»:Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

Тридцать лет без права строить. Проекты московского метрополитена, так и оставшиеся на бумаге, и хроника строительства первой очереди столичной подземки – в спецпроекте «Ъ». KOMMERSANT.RU

Irina Surat added 3 new photos. О религиозности советского искусства. Мозаику «Мир во всем мире» в вестибюле метро Новослободская сделал Павел Корин в 1951 году; через год он получит Сталинскую премию, но не за это панно, а за плафоны на Комсомольской. В юности Корин учился в иконописной палате Донского монастыря, расписывал храмы с Нестеровым, помогал ему в Марфо-Мариинской обители, затем собирал коллекцию икон и собрал одну из самых больших в России. Фигура босоногой женщины-матери напоминает Сикстинскую Мадонну, вместо золотистого свечения за спиной ее огромным нимбом лежит золотой серп. Младенец тянет ручки к белым голубям – изначально на месте голубей был Сталин, но в хрущевские времена пришлось заменить бога-отца на символы Святого Духа. Лучи гигантской золотой звезды отсылают к Спасу в силах. Витражи тоже делались по эскизам Корина и тоже с опорой на храмовую традицию – их изготовили в Риге из цветного стекла, сбереженного в Домском соборе для реставрации тамошних витражей. Так обустраивалось подземное капище, перевернутый мир.

Булат Окуджава:

Мне в моем метро никогда не тесно,

потому что с детства оно – как песня,

где вместо припева, вместо припева:

«Стойте справа, проходите слева»

Alternative Metro Map (http://altmetromap.com/).

Декор китайского метро. A special travel-themed subway train has been put into operation in Ningbo, Zhejiang Province (China). DIANOV-ART.RU

366-367, I

Братство Бикини и Новой Земли.

В СССР было проведено 124 мирных ядерных взрыва.

Тема: «Эксперименты».

Одним из самых спорных и странных экспериментов была попытка биолога Ильи Иванова создать некий гибрид человека и обезьяны, используя искусственное осеменение (см. VIVOS VOCO: К.О. Россиянов, «Опасные связи...» и др.).

Кто и когда хотел отправить на Луну атомную бомбу?

368-371, I

Сажа – тоже лоск.

Максимов Константин Мефодьевич [1913 – 1993]. Кондрашкина Лариса's photo.

Тема: «Работа с визуальностью».

Институт европейских культур. Научные публикации.

Тема: «История и миф» (см. начало таблицы).

См.Орландо Файджес: Сейчасидетвойна – Сноб.

372-373, I

Ахматова – от профиля к фасу.

374-376, I

Утро – это целина.

377-388, I

Оттепель. Фотографии Роста.

ИгорьТер-Ованесян стал первым советским чемпионом США (1963 года). Как это стало возможно?

До хрущёвской «оттепели» импрессионисты в Эрмитаже не выставлялись (их зал был закрыт вскоре после войны).

Горсач Э. Выступление на международной сцене: советские туристы хрущевской эпохи на капиталистическом Западе: В начале 1960-х гг. «Интурист» издал путеводитель для советских туристов, отправлявшихся в круизы по европейским городам – Копенгагену, Лондону, Парижу, Риму и Афинам. Путеводитель, называвшийся «Круизное путешествие вокруг Европы», описывал типично туристическое – Эйфелеву башню и римский Колизей – но подчеркивал и политическое; описание каждого порта, куда заходил круизный лайнер, предварялось анализом политической системы страны, влияния местной коммунистической партии и наиболее важных отраслей промышленности. Как говорилось в путеводителе, главная цель международного туризма для советского туриста – «рассказать о своей Родине, о своем городе, о достижениях своей великой страны – рассказать правду о советском народе и оставить хорошую память о себе». Международный туризм, который впервые стал возможен только в 1955 г., стал средством продвижения нового, постсталинского, советского я (self). Туристы пели «советские» песни в поездах и автобусах, раздавали тысячи сувенирных значков, палехских шкатулок, открыток, встречались с высокопоставленными лицами и журналистами, отвечали на вопросы и читали лекции. Подобно экспонатам в советском павильоне на брюссельской Всемирной ярмарке в 1959 г., советские туристы, отправлявшиеся в капстраны, представали перед любопытными зрителям, которые стремились заглянуть за недавно приоткрывшийся железный занавес.

Polit.UA. Память в эпоху её технической воспроизводимости: К началу в 1960-х, и отнюдь не только у нас, но, прежде всего, в странах, переживших диктатуру, массовый террор, войну, холокост, возникает потребность в оценке и проработке прошлого. Однако многие интеллектуалы очень быстро приходят к осознанию того, что описать гуманитарные катастрофы (символами которых становятся Освенцим и Колыма) вряд ли возможно с помощью традиционных методов и источников. Необходим посредник между настоящим и столь трудно поддающимся описанию прошлым. Так происходит появление свидетеля, который и призван стать этим посредником. Особая важность роли свидетеля в этих исторических обстоятельствах стала очевидной еще во время Нюренбергского процесса. Недаром именно в 1961 к этой теме возвращается Стэнли Крамер в знаменитом фильме «Нюренбергский процесс». Спустя два года в Германии начинаются собственные суды над нацистскими преступниками (в частности, палачами Освенцима), где впервые публично выступает больше двухсот свидетелей обвинения. В 1964-м в Иерусалиме открывается также привлекший мировое внимание процесс над Эйхманом. Туда устремляется Ханна Арендт, чтобы самой (соприкоснуться и) пережить показания палача и его жертв. Именно благодаря услышанному и увиденному, она приходит к выводу о «банальности зла». Чрезвычайно важно, что все эти судебные процедуры и выступления впервые снимаются на кинопленку, показываются по телевизору, и это медийные обстоятельства стимулируют память других не задействованных в процессах потенциальных свидетелей. По мере осознания в публичном дискурсе важности фигуры свидетеля в Германии возникает термин «Zeitzeuge», который можно перевести как «свидетель времени». Эту разницу между «свидетелем» и «Zeitzeuge» еще в 20-е годы увидел Виктор Шкловский, когда в своей книге «Гамбургский счёт» написал о «современниках и синхронистах». Смысл этого деления применительно к роли свидетеля заключается в том, что отнюдь не все, кто жил в одно и то же время, могут передать его главный нерв, глубинный смысл, его «шум», если прибегнуть к мандельштамовской метафоре. Кстати, именно этого «шума времени» не обнаружил Марлен Хуциев в телесериале «Оттепель»: «Мне кажется, всех путает название „Оттепель". То, что я вижу, не имеет никакого отношения к тому явлению, которое назвали „оттепель". Это просто история о том, как снимается кино… В нашей „оттепели" были проблемы – моральные, социальные, общественные... а какие проблемы в картине решают авторы, я так и не понял. Поэтому она должна была называться по-другому». Но этот образ времени может быть соткан и из совершенного ахматовского «сора», если мы помещаем свидетельства в исторический контекст. Вот, например, такие цитаты из семейной переписки 1961-го года. Муж и жена – молодые научные работники из провинции, кандидаты наук, часто ездят в командировки: «На днях ездила в Ессентуки за маслом, купила 1 кг, там его было полно. Думаю, купить здесь бидончик литра на 3 для масла топлённого (видела такое масло в Ессентуках). В Кисловодске говорят, бывает мука, но ехать надо с утра, а воскресенье у меня только одно, посмотрю, думаю, что с жирами у нас хуже, чем с мукой»; «Я в Алма-Ате купил совершенно случайно в магазине костюм „шевиот“ ленинградской фабрики, размер 48, рост 3, тёмно-синий, мне как раз, и всего за 399 руб. Если вам он не понравится, то за 500 рублей оторвут с руками. Ещё купил себе за 50 руб. капроновую белую шляпу. Видите, какой я транжира» и т.д. Возвращаясь в ранние 60-е, можно сказать, что в это время и у нас происходит рождение «свидетеля эпохи». В оттепельное десятилетие впервые становятся слышны голоса, свидетельствующие о том, что составляло суть сталинской эпохи: о массовых репрессиях, о ГУЛАГе. Однако очень скоро эта тема вновь становится запретной, на долгие годы поселяется в «самиздате» или «тамиздате», недоступном для широкой публики. Это повлекло за собой большие информационные, психологические, аналитические потери, потому что навсегда смолкли многие свидетели. Эта память так и осталась во многом сегментарной, социально однородной и плохо отрефлексированной. Что же касается другого огромного пласта – памяти о войне, то она, хоть и в усечённом виде, всё-таки присутствует и в подцензурном пространстве, в частности и на телеэкране. Один из лучших примеров – документальный сериал Константина Симонова «Шёл солдат» (1975)... С середины 60-х интерес к истории диктатур становится настолько массовым, что на него не может не откликнуться такой новый мощнейший медиатор, как телевидение.

Театр на Таганке: 1968. Новый мир. В основе спектакля «1968. Новый мир» тексты, опубликованные в журнале «Новый мир» за 1968 год, музыка, кадры из фильмов, которые шли в кинотеатрах. «Шум времени», в котором жили тогда и в котором слышен и смысл «шестидесятничества», и то, что сформировало послевоенное поколение, и повлияло на нас сегодняшних.

UniverP1. Съемки 1964 года. Филологический факультет МГУ (А.А. Зализняк, Ю.А. Шиханович, В.М. Живов, П.С. Кузнецов, А.К. Поливанова и др. в 1964).

М.Нехорошев. На круги своя: История любит странные сближенья. Как раз в то время, когда Солженицын пишет «В круге первом», Василий Гроссман пишет роман «Жизнь и судьба». В 1961-м Гроссман передает рукопись в журнал «Знамя», где главным редактором сидит В. Кожевников. Дальше – докладная от редакции в «органы», у автора изымают все до последней странички – включая черновики, да и копирку, думаю, прихватывают! – а Гроссман пишет письмо Н.С. Хрущеву. После этого письма Гроссмана вызывает некто М. Суслов и объявляет приговор роману: 200–300 лет без права публикации. Лично писателю не дали ни статьи, ни срока – вегетарианские были времена. А что судьба уже вынесла свой приговор, что в 1964-м все сблизится до неимоверной странности, так этого никто наперед не знает. В июне 1964-го «Круг» обсуждают на редколлегии «Нового мира» и даже заключают договор с автором. В августе «Круг» еще циркулирует по высоким кругам, но вызывает только раздражение – не до него, не нужен. Все лето 1964-го Василий Гроссман умирает от рака в Первой градской больнице, он скончался в ночь на 15 сентября. Ровно через месяц, 14 октября, Н.С. Хрущева снимают с самой верховной в СССР должности.

«Четырнадцать минут до старта» исп. Владимир Трошин.

Советские космические реликвии продадут в Берлине. Торги «Советские космические реликвии» (Soviet Space Memorabilia): Фрагмент космического корабля «Восток-1», на котором Гагарин совершил первый полет в космос; шлем и перчатки от советского скафандра «Орлан»; собачий компрессионный скафандр, который использовали в 1960 году при подготовке к полету Белки и Стрелки. См. Soviet Space Memorabilia | Auctionata.

«Советский космос» на аукционе: Russian and Soviet Program Collectibles | eBay.

Мы прекрасно помним слова Гагарина - Известия. Цепочка болезненных неудач с российскими космическими запусками требует наконец прояснить эту чрезвычайно важную тему – Россия и космос. Что это, собственно, значит сегодня – жить в Космосе, – попробуем разобраться... Любопытно, что в античной Греции космос означал высшую упорядоченность природы и отличался от простого фюзиса. Греки считали, что причастность простых смертных к космосу не дана автоматически, а требует некоторых усилий – именно усилий – гармонизации, а не его преодоления вопреки всему, как в русском космосе и, соответственно, в русском космизме, требующем радикального преображения смертных тел. Остается удивляться проницательности Пелевина («Омон Ра»), где герою было необходимо ампутировать ноги, чтобы сделать его настоящим космонавтом, – тут за художественной метафорой стоит очень точная интуиция. Так ли уж отличается от этого фигура Циолковского с его слуховой трубой, да и Николая Федорова, спящего на сундуке, как в барокамере. В эту же схему легко вписывается и «бумажный солдат» Алексея Германа-младшего с его главным героем, отдающим все силы космосу и умирающим от чахотки. Да и знаменитый «Кин-дза-дза» с ржавыми пепелацами, бороздящими просторы космоса вопреки всему.

Владимир Леонович и Дмитрий Сухарев. Шестидесятники. Владимир Леонович и Дмитрий Сухарев. Разговор о шестидесятниках (фрагменты) Фестиваль «Песня булата» в Колонтаево, 7 мая 2012 года. YOUTUBE.COM

Тонко... Душевно... До слёз... 5 прекрасных стихов в исполнении 5-ти известных актеров. Окунись в атмосферу 60-х. OFIGENNO.CC

Top of Form

Bottom of Form

Десять шестидесятников о своей молодости. Режиссеры, писатели, артисты и общественные деятели размышляют о консервах, брюках, водке, гигиене, свободе и других важных для 1960-х вещах. ARZAMAS.ACADEMY

Вадим Делоне:

(Леониду Губанову)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!