Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 13 страница



Актуальная тема: должен ли Эрмитаж «вернуть» в Москву «Танец» Матисса, произведения Поля Гогена, Пабло Пикассо и других художников?

Тема: «Пространства Утопии».

Место утопии | Михаил Рыклин | Библиотечка Эгоиста | Топос:

Именно в середине 50-х годов государственная эстетика достигает на Выставке своего апогея... Я долго хранил пластмассовое яичко, которое «снесла» в одном из павильонов пластмассовая модель курицы, демонстрировавшая процесс высиживания яиц. Поскольку посещение этих «иллюзионистских» пространств было похоже на мираж, это яйцо служило единственным доказательством того, что ВДНХ существует и что я там был.В павильоне Армении, например, стоял огромный аквариум с водой, привезенной из … Севанского озера; в ней «резвились нежнейшие форели». А вот что ожидало зрителя в соседнем павильоне Грузии: «За украшенной резьбой дверью перед посетителями неожиданно открывается субтропический сад с лимонными и апельсиновыми деревьями, кустами чая, персиками, цветущей хурмой, розами…». Перед Главным павильоном высилась скульптурная группа «Тракторист и колхозница» (общая высота сооружения более 60 метров), ставшая эмблемой выставки, перед павильоном Механизация возникла 25-метровая железобетонная скульптура Сталина (... в огромную скульптуру Сталина была вложена модель, по которой она была выполнена, так как никто не мог отважиться ее уничтожить; в соответствии с тогдашними магическими представлениями, это могло повредить вождю, что было бы актом неслыханного вредительства).

«Лучший в мире» – МИХАИЛ РЫКЛИН. На одной станции «Киевская» (второй очереди) были использованы пятнадцать сортов мрамора; на нее ходили смотреть как в музей... По приказу Кагановича, чтобы решить вопрос о глубине заложения станций, самолеты по-настоящему бомбили пробные тоннели под Москвой и только после того, как те «выстояли», стали строить тоннели в Москве... На станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года состоялось заседание, посвященное 24-й годовщине революции, на котором выступил Сталин... Существование под Москвой такого разветвленного и тайного объекта, как Метро-2 порождает многочисленные спекуляции. (Сюжет Метро-2 используется и в литературных произведениях, и в компьютерных играх; см. Метро-2).

М.Золотоносов. Парк тоталитарного периода: Одна из функций Парка тоталитарного периода – создание закрытой и устойчивой массы, «общего тела», внушение чувства «единения с народом»... Проектируя «городки однодневного рабочего отдыха», Эль Лисицкий предусматривал: «Мы попадаем в раздевальни и отсюда на веранды для лежания. Они развернуты дугой для того, чтобы лежащий, не поворачивая головы, мог видеть соседей с обеих сторон». Аналогичный проект в 1930 г. предлагал и К.С.Мельников: в «Городе рационализированного отдыха», в специальной гостинице, предусматривалась «общая палата-спальня».

Ханс Гюнтер. По обе стороны утопии: контексты творчества А. Платонова: Мотив большого дома-башни занимает центральное место не только в творчестве Платонова, но и в утопическом мышлении вообще, что объясняется его центральным положением в элементарном хронотопе «города». Пример архитектурного проекта будущей жизни в русской культуре – хрустальный дворец Чернышевского, который сочетает внешний облик Сайденхэмского стеклянного дворца с фаланстером Фурье. В утопической традиции подобные здания символизируют конструкцию новой жизни. Метаутопия Андрея Платонова| В.Чаликова. Мистическая по сути философия Платонова одета в технократическую форму, она воспроизводит «электрическую утопию», охватившую с начала XX века и Запад. Электричество в мире Платонова играет роль сказочного Солнца: оно непосредственно уничтожает бациллы зла во Вселенной. Сокровенная фёдоровская тема Платонова – физическое бессмертие человечества – в «Рассказе о многих интересных вещах» обретает контуры технотронного проекта. Операция убиения микробов электромагнитной волной неслучайный штрих в творчестве Платонова: электричество в «Ювенильном море» делает бессмертными продукты, оберегая человеческий труд.

60-е. Мир советского человека – П.Вайль, А.Генис: Эра коммунизма началась в Советском Союзе 30 июля 1961 года. Можно сказать, что этот день следует считать датой построения коммунистического общества в одной отдельно взятой стране – СССР. Хотя проект новой, третьей, Программы КПСС был принят Пленумом ЦК в июне, в газеты текст попал 30 июля. Это было воскресенье. В «Современнике», который в ту пору именовался еще «театром-студией», шло «Третье желание», в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» – легкомысленная «Девушка с веснушками». На вечер телевидение запланировало всенародный праздник – матч московских команд «Спартак» и «Динамо». Хотя их монополию уже нарушили торпедовцы, а в нынешнем сезоне к чемпионству резво шли киевляне, старая гвардия бурно волновала умы. Гагарин, распрощавшись с Фиделем, летел в Бразилию и по пути в этот день был с восторгом принят населением голландской колонии Кюрасао. Госполитиздат закончил выпуск 22-го тома Полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина со статьями о ликвидаторах, отзовистах и примиренцах. Никита Сергеевич Хрущев инспектировал сельское хозяйство. «В шесть часов утра, когда солнце только поднималось над степью, Н. С. Хрущев уже подъезжал к селу Екатериновка», где высокого гостя ждал председатель колхоза по фамилии Могильченко. Любое из этих событий привлекало внимание читателей газет в такой большой стране, как Советский Союз, и все события поблекли перед главным – текстом проекта Программы КПСС. Потому что в жизнь каждого советского человека вторглась поэзия, призванная изменить жизнь такой большой страны, как Советский Союз. Новая Программа КПСС обещала построить коммунизм, и эта задача, собственно говоря, уже была выполнена самим произнесением сакральных слов: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Строительство утопии – и есть воплощение утопии, так как все, что для этого нужно, – наличие цели и вера.

Михаил Рыклин, Пространства Ликования. Борис Гройс, Искусство утопии.

Американский материал: The Spectacle of the Innocent Eye.

Поняв громадный пропагандистский потенциал Венецианских биеннале, их стал курировать сам дуче Бенито Муссолини (организовав просмотр и для Гитлера).

http://kolobok1973.livejournal.com: Фильм Андреса Файеля«Кто, если не мы» – пока лучшее из увиденного на ММКФ-2011. Драматическая история немецкой революционной «Rote Armee Fraktion», короткая, но яркая жизнь её лидеров, которым довелось родиться в нацистской Германии и увидеть май 1968-го – как же по-разному повлияли эти обстоятельства на каждого! Спаянные единой гражданской, политической судьбой революционеров, объединенные сложными любовными отношениями, каждый из них проходит свой собственный путь, и разными путями приходят они к одному финалу – легендарному и трагически предопределенному.

315-320, I

Хрущёв.

Никита Хрущев: разрыв со сталинизмом (Отрывки из некролога, опубликованного The Times): Никиту Хрущева... будут вспоминать в первую очередь как человека, который сменил сталинистский тренд российского коммунизма. Он главенствовал в Советском Союзе более десяти лет, и под его контролем в этот период поменялись некоторые исторические направления в политике. Не только были ослаблены гайки внутри страны, но и во внешней политике он принял логику ядерного века. Каким бы жестким и коварным он ни был, ему, всегда готовому обмануть оппонента, подчас совершенно беспощадному и зачастую непредсказуемому в своих действиях, на протяжении какого-то времени удавалось убедить западных лидеров, что его тяга к миру была искренна и что она всегда будет для него ограничителем в продвижении своих инициатив... Хрущев был первым из крупных советских лидеров, который не принимал участия в революции; у него не было стажа в Коммунистической партии до 1918 года. Свой жизненный опыт он приобрел не в подпольной борьбе, а исключительно в ходе сложных и путаных попыток обустроить молодой Советский Союз.

В «Истории» есть тема экзотических животных. Она может быть продолжена и здесь. Хрущёву были подарены Че Геварой чихуахуа Мишка и Мушка, а афганским шейхом – пара борзых. Брежневу Далай-лама вручил чёрного кота. По какому случаю гражданин Нидерландов Дейкема подарил Хрущёву пару «крепких ботинок»? (Источник).

Пасха советская. После смерти Сталина уже не расстреливали священников и монахов, уже не пытали, заставляя отречься от веры, мирян. Но в идеологии и в общественной жизни коммунисты по-прежнему оставались воинствующими атеистами. Хрущев, обозначивший приход коммунизма в 1980 г., поставил себе задачу полностью освободить к этому времени страну от «религиозного дурмана». Он даже объявил, что покажет еще по телевизору «последнего попа». Понятно, что и при нем, и в последующие годы гонения на Русскую Православную Церковь не прекратились, они только приобрели новую, более «демократическую», изощ­ренную форму... Осенью 1961 г. была закрыта Киево-Печерская Лавра. На территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры и «лица в штатском» стали выхватывать верующих и помещать под арест, требуя расписок, что они больше никогда не придут в Лавру. Псково-Печерский монастырь удалось отстоять. Его наместник архимандрит Алипий, фронтовик, порвал поданную ему бумагу с подписью Хрущева прямо на глазах у курьеров. «Я лучше пойду на мученическую смерть, – сказал он, – чем закрою обитель». Сохранить обитель помогли и письма в ее защиту, и, как говорят, участие министра культуры СССР Е.Фурцевой... В альтернативу церковным старались создать новые «обряды». Вместо венчания разработали специальный ритуал для вступающих в брак, с маршем Мендельсона, с обменом кольцами и обязательным поцелуем. Для умерших стали вводить ритуал «траурной церемонии». Все эти цветы и венки, все эти стояния в карауле у гроба, сопровождение покойных на кладбище под музыку, все эти надгробные речи с неизменным «Пусть земля тебе будет пухом!» и бросанием земли в могилу – так или иначе повторяли православные традиции. (http://www.eg-online.ru/article/244822/).

Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. А.Фокин, «Коммунизм не за горами»: образы «светлого будущего» в СССР на рубеже 1950 – 60-х годов: В отчетном докладе на XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев говорил: «Сейчас на первый план в идеологической работе выдвигается задача глубокого разъяснения трудящимся новой Программы». На предприятиях, в учреждениях и просто в местах скопления людей проводились диспуты, читались лекции, посвященные коммунизму или его отдельным сторонам. Открывались учебные заведения, призванные разъяснить основные положения коммунизма. В доме культуры типографии «Красный пролетарий» проходил диспут на тему «Готов ли ты жить при коммунизме?», где обсуждался человек будущего. На заводе Уралсельмаш действовал университет «Коммунизм и быт». Его слушателями являлась заводская молодежь, которой предстояло жить при коммунизме. В нем читались лекции по моральному кодексу строителей коммунизма, выполнению ленинских заветов молодежью и т.п. Госполитиздат начал выпускать серию «Библиотечка знаний о коммунизме», которая приходит на смену серии «Библиотечка по научному социализму». Редакция газеты «Правда» выпустила шесть специальных номеров под названиями: «Коммунизм утверждает на земле Мир», «Коммунизм утверждает на земле Равенство», «Коммунизм утверждает на земле Счастье» и пр. С конца 1950-х гг., благодаря научно-техническому прогрессу, происходило бурное развитие радио и телевещания, росли их аудитория и, соответственно, идеологическое влияние на население. В сентябре 1961 г. был начат цикл передач «Здравствуй, будущее!», для подготовки которого была создана специальная группа квалифицированных радио-журналистов из всех отраслей Главной редакции пропаганды... Видное место в советской фантастике рубежа 1950–60-х гг. занимает Ефремов, с чьим именем связана первая и самая известная «коммунистическая утопия» – «Туманность Андромеды», опубликованная в 1957 г в журнале «Техника – молодежи», а в 1958 г. изданная отдельной книгой. Действие романа отодвигалось от времени написания на тысячелетия, в последнем варианте И.Ефремов остановился на 30-х веках, что возвестило о смелом прорыве границ фантастики «ближнего прицела». В то же время в поле фантастической литературы появляются А. и Б. Стругацкие, авторы цикла новелл «Полдень 22-й век», широкой панорамы далекого будущего, которая охватывала многие аспекты жизни – от грандиозной созидательной деятельности человечества на Земле и в космосе до быта, морали, системы воспитания детей, спорта, досуга и т.п. В целом, мир «Полдня» представляет социальный идеал интеллигентов-«шестидесятников», для которых творческий труд не требует иных стимулов, кроме свободы заниматься им. Поэтому люди будущего у Стругацких мало чем отличаются от лучших людей рубежа 50–60-х гг. Появлялись и произведения менее известных авторов: «Путешествие в завтра» В.Захарченко, «Репортаж из XXI века» М.Васильева и С.Гущева, «Мы – из Солнечной системы» Г.Гуревича. Писатели соцлагеря тоже привлекались для идеологической подпитки. Так, С.Лем в романе «Магелланово облако» и Я.Вейс в «Стране внуков» представляли свой взгляд на общество и людей будущего... В анекдотах обнаруживаем две группы объектов для шуток. К первой относится коммунизм как таковой, а также корпус связанных с ним идей. Вторая группа состоит из конкретных примеров строительства коммунизма, здесь обыгрываются положения Программы партии или высказывания Хрущева. Примером, иллюстрирующим содержание скепсиса первой группы, могут служить два взаимодополняющих анекдота: «Самый короткий анекдот – коммунизм» и «Самый длинный анекдот – Программа строительства коммунизма, принятая на XXII съезде партии». Особо популярным было саркастическое высмеивание представления о коммунизме как о «светлом будущем»:

«Что такое вобла? Это кит, доплывший до коммунизма».

«Скажите, это уже коммунизм или будет еще хуже?».

«Один старый большевик другому: – Нет, дорогой, мы-то с вами до коммунизма не доживем, а дети... Детей жалко!»

«Расцвет коммунизма. Объявление на дверях продуктового магазина: сегодня в масле потребности нет».

«Один еврей другому:

– При коммунизме у меня будет свой самолет!

– Зачем тебе самолет?

– А вдруг, скажем, в Калуге муку дают. Полчаса лету – и я там!».

«Плакат на Артиллерийской Академии: «Наша цель – коммунизм!».

«Рабинович работает в Кремле – он сидит на Спасской башне и смотрит вдаль, чтобы своевременно сигнализировать о приближении коммунизма. Его пытаются переманить американцы – пусть предупреждает о приближении экономических кризисов. «Нет, – говорит Рабинович, – мне нужна постоянная работа».

Тема: «Картограмма одной жизни».

Каковы поворотные, определяющие точки биографии Хрущёва? Моменты выбора. Точки бифуркации. Что можно сказать о возможных альтернативах и развилках его профессиональной и личной жизни. Где, на ваш взгляд, его могли обуревать сомнения, угрызения, страх? Что приводило в восторг? Что он вспоминал? Что – не хотел вспоминать? Что он забыл? Имел ли незримые образцы и незыблемые принципы? С кем его можно сравнить? Как о нём скажут в 2050 году (если скажут вообще)?

Тема: «Аберрации памяти. Беспамятство».

Курьер «ИЛ». Хрущёв стучал ботинком на заседании Генеральной ассамблеи ООН 13 октября 1960 года. Но многие запомнили этот эпизод очень по-разному. «Разные ботинки» в воспоминаниях современников – пример вполне шутливый. Но бывают и куда более драматические и значимые случаи «коррозии» памяти (подмен, смешений, изъятий). Эта коррозия глубже любой цензуры. Что мы забыли или предпочли забыть? Какие мифы о времени, кажущиеся их авторам чистой правдой, пытаются стать самой историей? Что мешает помнить, а не мнить?

«Хрущев» - Таубман Уильям.

Был ли Холокост? Почему Холокост стал клеем для обоев - МК (о фильме журналиста Мумина Шакирова «Холокост – клей для обоев?»).

Кстати, аберрации памяти и отсутствие памяти (например, по невежеству или нелюбопытству) – очень различные случаи.

Анекдоты

Людмила Алексеева, Пол Голдберг. Поколение оттепели:

«Обвинения Жданова в адрес Ахматовой и Зощенко положили конец современной литературе. Уже с 30-х годов в библиотеках проводились чистки. Изымались книги, написанные немарксистами и «врагами народа», а также книги, в которых таковые упоминались без должного осуждения. Лет за десять библиотечные полки опустели. Невозможно было найти первоисточники для глубокого изучения русского революционного движения. Книги по русской философии и общественной мысли периода с 1860-го по 1940 год были буквально выметены. Не осталось и следа от политических партий России, даже материалы о большевиках начинались с 1940 года.

Теперь все газеты, журналы и книги были посвящены прославлению товарища Сталина, Коммунистической партии, Советской Родины, великого русского народа и наших доблестных Вооруженных сил. Ни одна книга не должна была быть безыдейной. Просто любовная история, лирическое стихотворение или приключенческая повесть не имели больше права на существование, если не несли в себе идеологический заряд. Отвлеченные от идеологии литературные произведения к печати не принимались и расценивались как «буржуазный ревизионизм». В то время я еще ничего не читала из Цветаевой, Гумилева, Мандельштама. Зарубежные авторы тоже были запрещены, они попали под другую кампанию – «низкопоклонство перед Западом». Эта кампания выходила за рамки литературы. В один прекрасный день страна обнаружила, что «французская» булка теперь называется «городской». «Меню» заменили неблагозвучным словом «разблюдовка», а конфеты «Американский орех» превратились в «Южный орех».

Моему мужу нравилось расхваливать летательный аппарат Можайского, который был изобретен раньше, чем самолет братьев Райт. «Замечательная машина, – говаривал Валентин. – Прекрасная машина. Только одна проблема – не летает». Официально утверждалось, что радио изобрел Попов, электрическую лампочку – Яблочков, а паровой двигатель – Черепановы. Зарубежные изобретатели не упоминались даже в учебниках. Оказывается, и танк был изобретен славянами – еще в тринадцатом веке они запрягали лошадь в деревянную телегу. Позже эту идею украли и использовали на Западе.

Подобные утверждения породили серию анекдотов.

Русского, француза и немца попросили написать книги о слонах. Немец трудится над обстоятельным исследованием в трех томах под названием «Все о слонах». Француз сочиняет роман «Слоны и любовь». Русский пишет брошюру «Россия – родина слонов». В другом анекдоте Иван Грозный фигурировал как изобретатель рентгеновского аппарата, ведь это он говорил боярам: «Я вас насквозь вижу». Был еще рассказ об ученом, который защищал диссертацию, основанную на теории «великого физика Однокамушкина». Фамилия великого физика звучит вполне по-русски, но это буквальный перевод с немецкого фамилии «Эйнштейн». Не знаю, был ли это анекдот или реальный случай. Ходили слухи, что защита проваливалась, если в диссертации приводилось слишком много ссылок на работы зарубежных ученых.

Однажды я забежала к своей школьной подруге Беллочке Зинкевич.

– Как твоя сестра? – поинтересовалась я.

– Плохо, ее мужу дали десять лет лагерей за анекдот.

И она рассказала этот анекдот.

Встречаются два москвича в 2000 году. «Где ты пропадал так долго?» – спрашивает один. «Я все это время был на Красной площади, рассматривал виселицы», – отвечает другой. «Зачем?» – «Да просто чтоб не забыть форму буквы „Г“. Все остальные я уже забыл».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!