Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 8 страница



«Ники». «Город невест» (Иваново), «город металлургов» (Мончегорск), «город энергетиков» (Полярные Зори), «студенческий город» (Апатиты) и т.п.

Постсоветское. Авторы коллективной монографии «Городская жизнь в постсоветской Азии», посвященной изменениям в Ташкенте, Алма-Ате, Астане и Улан-Удэ, важнейшим (и сугубо негативным) фактором, определяющим вектор их развития после 1991 г., считают последствия наплыва сельских мигрантов (ruralization), приносящих в города свои привычки, потребительские практики и т.п. Тема для дискуссии. Переносы и переименования. Перенос «Бронзового солдата» в Таллине в апреле 2007 г. и т.п.

«Города в кино». Артур Аристакисян, «Ладони» (1994 г., Кишинёв). Шарунас Бартас, «Памяти минувшего дня» (Вильнюс).

Театры. Сегодня в Москве национальных театров немного: цыганский театр «Ромэн», еврейский театр «Шалом» и несколько других. Их премьеры редко становятся крупным событием. А ведь Государственный еврейский театр (ГОСЕТ), созданный Соломоном Михоэлсом и закрытый Сталиным, был могуч и всемирно известен («Король Лир» и т.д.).

«Советское» в наши дни

Какие производства сохранились (и работают) и сегодня? Речь может идти не только о фабриках и заводах. Но и о профессиях, процессах, рецептах, трассах, правилах и т.д. См. о заводе им. Климова в приложении.

Каковы на всё ещё работающих предприятиях: зарплата, число работников, их возраст, текучка кадров, арендные площади, социальное обеспечение и т.д.

По предварительным оценкам, сейчас действует порядка 45 тысяч правовых актов, принятых еще при советской власти. Несмотря на все реформы жилищного хозяйства, продолжает действовать постановление «О праве пользования дополнительной жилой площадью», принятое в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров. На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать больные люди, но список заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 г. (Советское навынос).

См. советские-заводы.рф, English Russia» Daily AWESOME news from Russia., http://ussrvopros.ru/ и т.д.

Фотограф Денис Есаков отснял к 125-летию со дня рождения Константина Мельникова 12 его построек. Публикуем работы Дениса из серии и его интервью о фотографировании сооружений авангарда и послевоенного модернизма http://archi.ru/russia/63635/yubileinaya-seriya

Актуальные понятия: индустриальный туризм, сталкинг, индустриальная археология, психогеография и др. Возможна, например, разработка индустриального тура по Лондону (связь с «Английским»). Индустриальный туризм: диггеры и промзоны. См. Блог диггеров Саратова, ЗАВОДЫ И ПРОМ.ЗОНЫ, Flickr: Arqueología – Industrial – Archaeology, фотоальманах Себастио Сальгадо «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era», Sebastiao Salgado - Workers) и т.д. Связь с темой «ландшафтов» в «Истории».

«В музеях». Музей тракторов в Чебоксарах (Музей истории трактора - Сделано у нас). Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Музеи артиллерии и железнодорожного транспорта, военно-морской музей в Петербурге. Монинский авиационный музей. Кубинковский танковый музей. Музей военной техники в Верхней Пышме. Ульяновский музей гражданской авиации. Мурманский музей авиации Северного флота. Мемориальные комплексы в Волгограде и Прохоровке. Музей истории космонавтики в Калуге.

Музей «Бородинская панорама» как бы сращивает разные периоды российской истории. Действительно ли это так? Где ещё мы можем наблюдать сближение событий и смыслов из, казалось бы, разных исторических «эонов»?

Государственный музей политической истории России.

Символы и стили эпохи

Рубиновые звёзды Московского Кремля.

Кремлевские звезды (http://takiedela.ru/stars/). Документальный проект информационного портала Такие Дела. TAKIEDELA.RU. Кремлевские звезды – спецпроект информационного портала «Такие Дела», приуроченный к 80-й годовщине водружения звёзд на башни московского Кремля.

«Футбольный марш» М.Блантера открывал матчи чемпионата СССР.

Московский международный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года.

В связи с чем Олимпиаду-80 бойкотировало более 60 государств?

Американцы охотятся за книгой о советской вкусной и здоровой пище - Первый канал. История страны в кулинарных рецептах. Книга о советской кухне стала популярной в Америке. 1TV.RU

Top of Form

Bottom of Form

Фредерик Шобен осуществил поиск самых необычных произведений советской архитектуры. И издал альбом «СССР. Фотографии космическо-коммунистических зданий» («СССР – Cosmic Communist Constructions Photographed»). См. [Фото] Космическая коммунистическая архитектура, The space-age superstructures that signalled the downfall of the US - Daily Mail.

Город заборов-2. Советское наследие. Возвращаюсь к обзорам нежилых долгостроев Новосибирска. Предлагаю вниманию 10 «призрачных» советских проектов, которые за десятки лет так и не были доведены до логического конца. MATVEEV12345.LIVEJOURNAL.COM

Невоплощенные проекты советской архитектуры.

«Брутальная» архитектура. Beautiful Brutalism - Pinterest, Brutalist architecture.

В теме «Символы» речь может идти не только о советской символике. Но и, например, фашистской. Или американской (Гадсденовский флаг и т.п.).

Ямпольский М. - Физиология символического: Политическое (а также социальное, этическое, религиозное) так и останется сложным структурным образованием, если оно не будет интегрировано в некое органическое единство. Символы и являются инструментами такой интеграции. Вот как описывает их функцию Пьер Бурдье:

Символы – это инструменты «социальной интеграции» par excellence: в качестве инструментов познания и коммуникации они позволяют возникнуть консенсусу относительно значения социального мира, консенсусу, который играет фундаментальную роль в воспроизведении социального порядка. «Логическая» интеграция – это лишь предварительное условие «нравственной» интеграции.

Символ обладает интегрирующей силой (только ему и подвластно восстановление единства политического и религиозного) потому, что он не относится к области логического, рационального знания. Ни одна рациональная политическая доктрина не может создать органического социального единства, в то время как дракон на стяге Юлиана Отступника может объединить воинов во время битвы. Интегрирующая роль символа связана с тем, что он не обладает денотативным значением. Он обращается скорее к эмоционально-чувственному опыту.

См. Анри Лефевр «Производство пространства» и т.д.

Konstantin Bugrov added 12 new photos. 3 августа был день рождения архитектора Константина Мельникова, «русского Гауди», как сейчас пишут. Сравнение более меткое, чем можно подумать: так же, как Гауди поднялся на заказах растущей каталонской буржуазии, точно так же Мельников достиг успеха на заказах мощных профсоюзных организаций эпохи позднего нэпа. И так же, как Гауди творил в окружении плеяды блестящих современников, так и Мельников приходится выдерживать сравнения с великолепными Весниными, Щусевым, Фоминым и прочими творцами архитектурного авангарда межвоенной России. Но все же Мельников выделяется даже на этом фоне: самый талантливый, самый яркий российский архитектор всех времен. Космическое, сокрушительное вдохновение – и драматическая судьба, о которой большинство изданий, писавших о Мельникове, не упоминали: он не пришелся ко двору пятилетки (как, впрочем, и профсоюзы); конструктивисты считали его «трюкачом», а после наступления «сталинского ампира» у Мельникова шансов и вовсе не было. Большую часть жизни он не мог строить – только преподавать. Сегодня постепенно происходит «переоткрытие» Мельникова, и все же мы не относимся к его наследию достаточно бережно. Мне посчастливилось в июльской Москве посетить некоторые из его творений. Два – те, что находятся около парка «Сокольники»: клуб союза коммунальников, он же клуб имени Русакова, он же – ключевое здание всего отечественного авангарда; и клуб обувной фабрики «Буревестник».

Konstantin Bugrov added 9 new photos. КОНСТРУКТИВИЗМ ПО-АРМЕЙСКИ. Лев Руднев – крупный архитектор 1920-30-х гг. – больше всего известен, наверное, памятником жертвам революционных событий на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. А с конца двадцатых годы он был главным архитектором Наркомвоенмора. Для индустриальной провинции эпохи пятилеток этот заказчик – далеко не самый заметный, уступающий всесильному Наркомтяжпрому (в ведении которого была и военная промышленность) и крупнейшим заводам. А вот в столице – все наоборот: здания военных выделяются, а вот Наркомтяжпром представлен слабо. Московские здания, построенные Рудневым для РККА – ярчайшие воплощения того стиля, который к концу тридцатых будет бороться за доминирование: смесь конструктивизма с ар-деко, послужившая в итоге одним из источников послевоенного ампира. Руднев создал для Красной армии здания Военной академии имени Фрунзе (это недалеко от РГАДА) и собственно здание Наркомвоенмора в Колымажном переулке – его башню со звездой хорошо видно с Гоголевского бульвара, но мало кто к ней подходит. И мало кто поэтому видит удивительный барельеф, украшающий вход в Наркомвоенмор – стилизованные громадные танки, те самые «сухопутные линкоры», что символизировали мощь Красной армии и ее технологическое совершенство. Такой «сухопутный линкор» стоял и на постаменте около Военной академии. Ныне, к сожалению, его нет, из-за чего композиция несколько обеднела.

Konstantin Bugrov added 39 new photos. ПРОЛЕТАРСКИЙ БАСТИОН. Наконец выдался свободный вечер в Москве, который удалось посвятить походу на ЗИЛ. Краснознаменного трижды ордена Ленина ЗИЛа сегодня больше не существует, его цеха демонтируют или перепрофилируют, и я шел посмотреть на них, пока еще что-то осталось. (Максимум для советских заводов – три ордена Ленина, и этот максимум имели только ЗИЛ, питерское ЛОМО, Севмашстрой в Северодвинске и, конечно же, Уралмаш).ЗИЛ не был крупнейшим автозаводом страны (даже в первую пятилетку волжский гигант ГАЗ был крупнее), но это, конечно же, важнейший пролетарский бастион Страны Советов. ЗИЛ должен был помочь Москве сохранить ее пролетарское – не чиновное, не научно-техническое, не инженерное – а пролетарское лицо; ЗИЛ вскормил легендарное «Торпедо»; ЗИЛ – это, в конце концов, наш первый автозавод, основанный еще до революции как АМО. Соцгорода в строгом смысле у ЗИЛа нет – наступление Москвы размывало его структуру и, поскольку и снабжение было хорошим, и станцию метро открыли в 1943 году, ЗИЛ все же стал районом города, а не заводским поселком. Да и развитие автомагистралей сильно изменило его лицо. Однако ЗИЛ на рубеже 20-30-х годов построил два фантастических общественных здания, которые ясно показывают, кто был флагманом советской индустрии в межвоенный период. Это Дом культуры ЗИЛ и Бани-купальни Пролетарского района. ДК ЗИЛ – это сказка, лучшая работа гениальных Весниных. Веснины были самыми последовательными конструктивистами; их работы были удивительно спокойными. На фото ДК ЗИЛ может показаться массивным и серым, но на деле он очень легкий, очень гостеприимный, очень изящный. Тут нет никаких доминирующих элементов, нет взмывающих башен – ДК уютно расположился в парке и приглашает зайти. Я побродил внутри, но это никак не передать – все эти лестницы, переходы, проходы, открытые веранды – множество интересностей, как коробка с шоколадными конфетами. Недаром ДК ЗИЛ попал и в оформление станции метро «Автозаводская». Совсем другое – бани-купальни, возведенные в 1930 году. Эта баня, какого-то древнеримского размаха (внутри притаился большой купальный бассейн), выглядит очень динамичной; прошедшее перед ней транспортное кольцо только усиливает впечатление из-за снующих туда-сюда автомобилей. По сравнению с этими гигантами соцгород не выглядит таким уж интересным. Но, конечно, впечатляет и проходная ЗИЛа, обрамленная двумя громадными корпусами, которые, наверное, поражали зрителей 80 лет назад; рядом с ними – дореволюционный корпус, который сохраняют как музей. Об особой роли ЗИЛа говорит и памятник, на который я набрел, возвращаясь на метро. Великая Отечественная война – рядом с солдатами шагает суровая рабочая милиция в кепках. Сейчас ЗИЛа фактически более нет. ДК ЗИЛ работает как культурный центр, и работает хорошо. Исполинские бани, кажется, на реконструкции. Что будет с корпусами ЗИЛа, не знаю. В центре района – благостно и хорошо, улыбаются корпуса соседнего завода «Динамо», которые уже перепрофилированы в торговые центры (выглядит, кстати, отлично – привет родному городу). Люди ездят на роликах и гуляют с детьми. В фабрике-кухне завода «Динамо» мирно соседствуют БургерКинг и ПиццаХат.

178-217, I

Геометрия и нумерация.

218-219, I

ГУЛАГ осваивает страну

О.Лекманов, «Осип Мандельштам: Жизнь поэта».

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, дарит за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина,

И широкая грудь осетина.

Доподлинно известно, что кроме, разумеется, Надежды Яковлевны, Мандельштам читал свою эпиграмму на Сталина родному брату жены Евгению Хазину, своему брату Александру Мандельштаму, Борису Кузину, Эмме Герштейн, Владимиру Нарбуту, Анне Ахматовой и ее сыну Льву Гумилеву, Борису Пастернаку, Виктору Шкловскому, Семену Липкину, Нине Грин, Георгию Шенгели, Сергею Клычкову, Николаю Харджиеву, Александру Тышлеру, Александру Осмеркину. Также текст антисталинской эпиграммы был известен поэтессе и переводчице Марии Сергеевне Петровых, которой посвящено несколько любовных стихотворных посланий Мандельштама 1934 года... Так или иначе, но уже на первом допросе Мандельштам назвал имена семерых слушателей своей антисталинской эпиграммы (А. Мандельштама, Е. Хазина, Э. Герштейн, А. Ахматовой, Л. Гумилева, Д. Бродского, Б. Кузина). Имя переводчика Давида Григорьевича Бродского он затем вычеркнул, приписав, что указал его ошибочно. На следующем допросе, который состоялся 19 мая, были названы еще два слушателя: Мария Петровых и Владимир Нарбут. Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что целый ряд имен Мандельштам от Шиварова скрыл. Вряд ли это было просто ошибкой памяти: трудно поверить, например, что поэт забыл о том, как он читал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» Борису Пастернаку. Выслушав стихотворение, Пастернак сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас не читать их никому другому».

corporatelie - LiveJournal. Нормы питания 1932-1933-1934гг. для лагерей ГУЛАГ ОГПУ: Самое любопытное, что в 1920-е годы советская система по некой инерции продолжала исповедовать «старорежимные» концепции в очень многих административных нюансах, в том числе и в вопросах формирования пайков. Советская пенитенциарная система 20-х годов в плане организации выдачи питания еще находилась в очевидной преемственности к имперской,- еще не было ни огромной системы трудовых лагерей, ни невиданного для дореволюционных тюрем числа заключенных (рост был в среднем в 15-20 раз к концу 1930-х), ни принципа Френкеля, положенного в основу уникального эксперимента в рамках преобразования системы выдачи питания в тюрьмах и лагерях. Хорошо описал этот переход В.Шаламов, попробовавший на себе и старорежимную пайку 1920-х (срок отбывал в Вишерском лагере в 1920-х), и «чисто советскую» (срок отбывал в СевВостЛаге в 1930-1950-е): «Кормили тогда (в 1920-е) по-особому. Еще никто не додумался сделать из пайки средство выколачивания плана – каждый получал один и тот же казенный паек, арестантскую пайку. Каждый имел право на восемьсот граммов хлеба, на приварок – каши, винегреты, супы с мясом, с рыбой, а то и без мяса и без рыбы – по известным раскладкам на манер тюремных. Хлеб выдавался на каждый барак, и хлеборез барака резал пайки с вечера. И каждому клал на постель его пайку. В лагере никто не голодал. Тяжелых работ не было. На работе никто не понукал. Дневальные приносили к обеду в бачках суп и второе, и тот же хлеборез раздавал суп и кашу черпаком. Мясо было порезано на кусочки и выдавалось с весу. Вечером давали то, что положено вечером… Перековка открыла, что унизительное принудительного труда – сущие пустяки, пережитки наивного XIX века, что из заключенного можно не только и не столько «выбивать» работу, а лишь достаточно ударить по животу и угрозой голода заставить арестанта работать, перевыполнять план. Довольно сентиментальностей. Заключенные будут сами пожирать друг друга, сами будут охранять друг друга – выписывать наряды, проверять, давать и принимать работу. Перековка на Беломорканале привела к страшному растлению душ – и заключенных и начальства – и именно из-за процентов, из-за выполнения плана. Перековка провозглашала, что только в труде, активном труде – спасение. Маленькие сроки перестали давать – сыпались пятерки и десятки, которые надо было разменивать по «зачетам рабочих дней»... Перековка показала, как легко человеку забыть о том, что он – человек. Была создана, все сложнее и тоньше год от году, система поощрения. Святая тюремная пайка была заменена питанием по тонко разработанной шкале так, чтобы каждый рабочий час и день отражался на еде будущего дня; обычно питание менялось раз в десятидневку, иногда в пятидневку, а позднее на ключе Алмазном с вечера объявляли, кому не дадут хлеба завтра. Вместо восьмисотки арестант стал получать трехсотку, пятисотку, шестисотку, семисотку, восьмисотку и килограммную пайку. Целая гамма ударов по желудку. А приварок, начав с премиальных блюд, перешел на стахановское, ударное и производственное питание – и далее До 8 различных пайков. Лагерь – его устройство – есть величина эмпирическая. То совершенство, которое было встречено мной на Колыме, не было продуктом чьего-то гениального злого ума – все создавалось мало-помалу. Копился опыт» (В.Шаламов «Вишера»). По некоторым сообщениям, изобретателем этой «рационализаторской схемы» был заключенный-уголовник Нафталий Френкель (впоследствии он сделает карьеру в системе НКВД: станет начальником Управления лагерей железнодорожного строительства и уйдет на почетную пенсию в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы). Суть его «изобретения» заключалась в том, что питание узников ставилось в зависимость от выполнения ими нормы выработки. Для этого устанавливалось пять видов продовольственных пайков: гарантированный (за 75 – 99 % нормы); трудовой (за 100 – 124 %), усиленный (за 125 – 149 %) и «стахановский» (за 150 % и более). Еще один паек – штрафной – предназначался для провинившихся и для тех, кто выполнял меньше 3/4 нормы. Не случайно, что даже в официальных постановлениях Верховного Совета СССР на первом месте упоминалось именно снабжение и питание, никак не денежное вознаграждение, зарплаты в ГУЛАГе не будет до 1950г. Из указа Президиума Верховного Совета СССР № Вс-30/с «О лагерях НКВД СССР» 15 июня 1939 г.: «Основным стимулом для повышения производительности труда в лагерях установить: улучшенное снабжение и питание хороших производственников, дающих высокие показатели производительности труда, денежное премирование этой категории заключенных и облегченный лагерный режим с общим улучшением их бытового положения». Изменение принципа выдачи питания нужно напрямую связывать с кардинальным сломом старой «имперской» концепции содержания заключенных на прямых дотациях от государства и началом использования заключенных в экономике в гротескных (по сравнению с дореволюционными) масштабах.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!