ОЦЕНКА С ПОМОЩЬЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ БОЛЬШИХ КОЛЛЕКЦИЙ



Цель оценки сравнительным методом для больших коллекций – определение справедливой рыночной стоимости, т.е. стоимости передачи актива независимым продавцом независимому покупателю. Справедливая рыночная стоимость определяется как цена, по которой фотография или сравнимая фотография может быть продана по отдельности на открытом розничном рынке. Метод сравнительной оценки базируется на сравнении произведений авторов коллекции фотопроизведений с текущими рыночными ценами произведений этих же авторов или их аналогов на основе анализа данных об аукционных и галерейных продажах. Применение данного метода основано на предположении, что произведения при усреднении цены на единичное значение коэффициента будут иметь близкую стоимость.

 

Наиболее распространенный метод оценки в рамках сравнительного подхода — метод коэффициентов, в процессе которого выявляется группа объектов с подтвержденной рыночной стоимостью, сопоставимых по разным признакам с объектом оценки, анализируется набор подходящих для сопоставления факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, и сравниваются коэффициенты, показывающие отношение рыночной стоимости к значениям соответствующих факторов. Подтвержденной рыночной стоимостью произведений искусства признаются результаты аукционных и галерейных продаж. Полученные коэффициенты применяются для оценки стоимости объекта оценки путем умножения их средних значений на значения соответствующих параметров коллекции фотопроизведений и последующего расчета средневзвешенной величины.

 

При расчете стоимости неделимых комплексов фотопроизведений, находящихся в составе больших коллекций, оцениваемых по методу коэффициентов, в том числе: фотоальбомов; наборов фотоокрыток; исторических фотоархивов, содержащих значительное количество фотографий, негативов, а также иных объектов – рукописей, документов, книг и пр.; неатрибутированных фотографий, являющихся неотемлемой частью коллекции известных авторов:

- если это не оговорено особо, стоимость иных объектов, кроме фотографий и негативов, не рассчитывается и не учитывается, однако их наличие экспертно рассматривается, как фактор, повышающий значимость фотопроизведений;

- в следствие разнородности объектов, составляющих неделимые комплексы фотопроизведений и, следовательно, невозможности разработки для них отдельных коэффициентов, применяются единая система коэффициентов для известных авторов, при этом значения присваиваются экспертно, по аналогии с учетом сопоставимости информации.

 

Для расчета стоимости коллекции фотопроизведений сравнительным методом были отобраны следующие коэффициенты:

 

PR/API – коэффициент, отражающий ориентир средней стоимости группы произведений в зависимости от значения API (Artist’s Popularity Index), индекса популярности автора.

PR/AWPI – коэффициент, отражающий ориентир средней стоимости группы произведений в зависимости от значения AWPI (Art Work Provenance Index), индекса провенанса произведений.

PR/AWQI – коэффициент, отражающий ориентир средней стоимости группы произведений в зависимости от значения индекса AWQI (Art Work Quality Index), индекса качества произведений.

 

В качестве факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, используются следующие композитные индексы:

 

API (Artists Popularity Index, Индекс популярности) – индекс, рассчитываемый на основе Рейтинга популярности авторов (APR). Базовое значение API (Artists Popularity Index, Индекс популярности) рассчитывается дискретно на основе рейтинга APR следующим образом:

API = 100 – 12,5 (APR-1).

Рейтинг популярности авторов (Artists Popularity Rating) присваивается автору на основе анализа пяти факторов:

§ Profile Variety (PV) - Наличие персональных профайлов, обширной биографии, библиографии и других источников;

 

§ Modern Exhibition Activity (MEA) - Участие в значимых выставочных проектах своего времени и современности;

 

§ Museum Collections (MC) - Произведения автора находятся в коллекции музея его страны, города; в коллекциях крупных государственных и частных музеев.

 

§ Art Resources Publications (ARP) - Публикации произведений автора и информации о нем в специализированных журналах, интернет-ресурсах и прочих публичных репрезентативых источниках информации по фотоискусству, истории фотографии и т.п.;

 

§ Galleries (GS) - Произведения автора представлены в галереях России, Европы и США.

Значения APR (Artists Popularity Rating, Рейтинг популярности авторов):

 

1-2. Фотографы, от новаторов до родоначальников новых направлений в фотографии; ключевые фигуры в истории фотографии; фотографы имеют обширную биографию, монографии, публикации, участие в самых значительных выставочных и издательских проектах; работы фотографов общепризнанно обладают важнейшим художественным и/или историческим значением, находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей мира.

 

3-4. Известные мастера фотографии; играют заметную роль в истории фотографии; по творчеству фотографов написаны статьи и публикации; являются участниками значительного числа важных выставок; работы фотографов представляют собой несомненное художественное и/или историческое значение, музейную и коллекционную привлекательность.

 

5-6. Фотографы, чье влияние на историю фотографии в настоящее время не считается существенным; имеют малое число публикаций; участники незначительного числа заметных выставочных проектов; уровень художественного и/или исторического значения работ фотографов не очевиден; произведения представлены, как правило, в местных музеях и галереях;

 

7-8. Фотографы, о биографии и творчестве которых практически нет публичной информации; не являются участниками заметных выставочных проектов; нет публичной информации об интересе к их произведениям со стороны музеев и профильных галерей.

Присвоение авторам рейтинговой категории APR (Artists Popularity Rating, Рейтинг популярности авторов) - итог консенсуса многочисленных экспертных мнений. Значения APR для авторов, приведено в Приложении 2 к отчету №ФЭ-18/01.10 от 20 января 2011 года. Значение APR (Artists Popularity Rating, Рейтинг популярности авторов) коллекции рассчитывается как средневзвешенное по авторам и группам произведений коллекции.

AWPI (Art Work Provenance Index, Индекс провенанса произведений)– композитный индекс, рассчитываемый по четырем факторам:

 

§ Provenance (Prov) - Происхождение произведений;

§ Expert’s Support Level (ESL) - Уровень экспертной поддержки;

§ Exhibition History (EH) - Выставочная история произведений

§ Uniqueness (Uniq) - Уникальность произведений

Provenance (Prov) - Происхождение произведений.Для вывода о подлинности произведения фотографии, важнейшее значение имеет информация о провенансе конкретного произведения, коллекции, в т.ч. о фондообразователе, что важнейшим образом влияет на стоимость произведения. Значение PR рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

67-100. Произведения, имеющие важное, с историко-культурной точки зрения происхождение, несомненную историю создания и владения;

34-66. Произведения, имеющие частично известное происхождение и историю владения;

1-33. Произведения с неизвестной историей владения.

Expert’s Support Level (ESL) - Уровень экспертной поддержки (признание коллекции широким кругом специалистов).Для определения стоимости произведения фотографии, в силу специфики рынка фотографии, важнейшее значение имеет информированность и признание конкретного произведения, коллекции, или фондообразователя мировым профессиональным фотографическим сообществом.Значение ESL рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

67-100. Высокий уровень экспертной поддержки (признания специалистами). Произведения, по мнению экспертов, обладающие большим рыночным потенциалом в силу несомненной подлинности, большого культурно-исторического значения, тематической привлекательности, высокой эмоциональной притягательности и т.п.

34-66. Средний уровень экспертной поддержки (признания специалистами). Произведения, по мнению экспертов, имеющие рыночный потенциал и низкие риски подлинности (аутентичности).

1-33. Низкий уровень экспертной поддержки. Произведения имеют высокие риски подлинности (аутентичности), не вызывают уверенности широкого круга экспертов в авторстве, времени создания и пр. 

Exhibition History (EH) – История публикаций, выставочная история произведений.Для определения качества и стоимости произведения фотографии важнейшее значение имеет популяризация произведений, история выставок и иных публикаций. Значение EH рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

81-100. Произведения имеют большую, исторически значимую, авторитетную выставочную историю, если: значительная часть фотографий оцениваемой группы экспонировалась; в группе представлен ряд широко-известных, «знаковых» фотографий; ряд оригиналов фотографий (фотоотпечатков) непосредственно экспонировались на важных выставках; изображения (фотоснимки) коллекции многократно экспонировались и публиковались и/или входят в авторские серии (варианты и т.п.) с фотоснимками, которые многократно экспонировались и публиковались.

61-80. Произведения имеют заметную выставочную историю, если: в группе представлен ряд известных изображений (фотоснимков), которые экспонировались и публиковались и/или входят в авторские серии (варианты и т.п.) с известными фотоснимками, которые экспонировались и публиковались; некоторые оригиналы фотографий (фотоотпечатков) непосредственно экспонировались на выставках.

41-60. Произведения имеют некоторую выставочную историю, если: в группе представлен ряд изображений (фотоснимков), которые экспонировались и публиковались и/или входят в авторские серии (варианты и т.п.) с известными фотоснимками, которые экспонировались и публиковались.

21-40. В группе представлены отдельные фотопроизведения, входящие в авторские серии (варианты и т.п.) с фотоснимками, имеющими выставочную историю.

1-20. В группе нет (отсутствует достоверная информация) произведений, имеющих выставочную историю и/или входящих в авторские серии (варианты и т.п.) с фотоснимками, имеющими выставочную историю.

Uniqueness (Uniq) - Уникальность коллекции. Для определения качества и стоимости произведения фотографии, коллекции или архива, в силу специфики рынка фотографии, важнейшее значение имеет представление об уникальности, т.е. единственности и неповторимости конкретного произведения, коллекции или архива. Значение UL рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

76-100. Группа уникальна: в группе представлен ряд оригинальных фотопроизведений (фотоотпечатков), обладающих высокой общепризнанной культурно-исторической ценностью и являющихся уникальными, т.е. единственными и неповторимыми; отдельные коллекции, включенные в группу, обладают общепризнанно высокой культурно-исторической ценностью и являются по своему составу и истории уникальными, т.е. единственными и неповторимыми; группа в целом, как единая коллекция, обладает общепризнанно высокой культурно-исторической ценностью и является по своему составу и истории уникальной, т.е. единственной и неповторимой. Произведения и/или коллекции, представленные в группе, занимают важное (важнейшее) место в творческом наследии соответствующего автора (авторов), не имеют аналогов (или единичные аналоги) среди музейных и частных мировых собраний.

51-75. В группе представлен ряд оригинальных фотопроизведений (фотоотпечатков), обладающих культурно-исторической ценностью и являющихся уникальными, т.е. единственными и неповторимыми; отдельные коллекции, включенные в группу, обладают культурно-исторической ценностью и являются по своему составу и истории уникальными, т.е. единственными и неповторимыми; группа в целом, как единая коллекция, обладает культурно-исторической ценностью и является по своему составу и истории уникальной, т.е. единственной и неповторимой. Произведения и/или коллекции, представленные в группе, занимают заметное место в творческом наследии соответствующего автора (авторов), имеют единичные аналоги среди музейных и частных мировых собраний.

26-50. В группе представлен ряд оригинальных фотопроизведений (фотоотпечатков), и/или коллекций, обладающих культурно-исторической ценностью, но не являющиеся уникальными ни по одному из общепринято существенных признаков. 

1-25. Произведения и/или коллекции не обладают очевидной культурно-исторической значимостью и коммерческим интересом (широко распространенные и непопулярные сюжеты, плохое состояние и т.п.), не представляющие заметного интереса для профильных музейных или галерейных собраний, как не имеющие существенных отличий от большого числа им подобных произведений и коллекций.

Индекс AWPI (Art Work Provenance Index, Индекс провенанса произведений)рассчитывается на основе значений указанных факторов следующим образом:

AWPI = 0,31 Prov + 0,31 ESL + 0,19 EH + 0,19 Uniq

AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ) – композитный индекс, рассчитываемый по шести факторам:

§ Rarity (Rar) - Редкость произведений;

§ Key Period (KP) - Период творчества автора по степени значимости;

§ Vintage (Vin) – «Винтажность» произведений;

§ Size (Sz) - Размеры произведений;

§ Signature (Sig) – Авторские подписи на произведениях;

§ State of conservation (St) - Состояние сохранности произведений.

Rarity (Rar) - Редкость произведений.В силу особенностей как рынка фотографии в целом, так и самого произведения фотографии, являющегося потенциально тиражируемым объектом, для определения стоимости фотоотпечатка важное значение имеет фактор уникальности, т.е. единственности и неповторимости. Значение рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

67-100. Группы произведений, в которых представлены: фотоотпечатки, известные в единственном экземпляре; авторские оригинальные фотоотпечатки, выполненные или сохранившиеся в количестве не более нескольких (обычно до 5 экзепляров с одного негатива); фотоотпечатки, другие известные экземпляры которых (включая разноразмерные варианты печати с тех же негативов) находятся только в музейных коллекциях; «винтажные», а при их отсутствии на рынке, самые ранние отпечатки из известных; фотоотпечатки, о которых известно, что их негативы утрачены; фотомонтажи, фотоколлажи, фотограммы, фотоотпечатки ретушированные авторами, пикториальные фотографии, а так же любые авторские фотопроизведения, которые ввиду техники их создания, создавались в единственном экземпляре.

34-66. Группы произведений, в которых представлены: авторские оригинальные фотоотпечатки, выполненные или сохранившиеся в количестве не более нескольких (обычно до 5 экземпляров с одного негатива); фотоотпечатки, относящиеся к наиболее ранним из доступных на рынке.

1-33. Группы произведений, в которых представлены фотоотпечатки, выполненные с авторских негативов, как правило, после смерти автора, возможно, его правопреемниками, и не являющиеся редкостью на рынке фотографии.

 

Key Period (KP) - Период творчества автора по степени значимости. Для определения значимости произведения фотографии с художественной, исторической, коллекционной и, как следствие, коммерческой точек зрения, важнейшее значение имеет время (период творчества), когда был сделан фотоснимок. Едва ли меньшее значение имеет стилистика, тематика и сюжет произведения. Оценивается, как комплексный фактор.

Значение рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

67-100. Группы произведений, в которых в значительном количестве представлены: работы «ключевого», т.е. наиболее важного, как правило, новаторского периода творчества авторов, выполненные в характерных стилях, важные с точки зрения тематики и сюжетов.

34-66. Группы произведений, в которых в значительном количестве представлены работы «зрелого» периода творчества авторов, характерной стилистики, тематики и сюжетов, интересные для коллекционирования.

1-33. Группы произведений, в которых в большей части представлены работы наименее значимых периодов творчества авторов, не интересные и не популярные по стилистике, тематике и сюжетам.

Vintage (Vin) – «Винтажность» произведений.Для определения значимости произведения фотографии с художественной, исторической, коллекционной и, как следствие, коммерческой точек зрения, в соответствии со сложившимися традициями рынка фотографии, важнейшее значение имеет определение времени создания отпечатка фотографии: непосредственно после фотосъемки – “vintage” («винтаж») или в более позднее время.

Значение рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции:

81-100. Группы произведений, в которых в значительном количестве представлены: «винтажи», т.е. фотоотпечатки, сделанные самим автором, либо под его непосредственным руководством с авторских негативов, как правило, в течение не более двух-трех лет со дня фотографирования; избранные особые фотоотпечатки, выполненные автором в более позднее время, но особенным способом (например, большие, т.наз. «выставочные принты», фотомонтажи и пр.)

61-80. Группы произведений, в которых в значительном количестве представлены: «винтажи», т.е. фотоотпечатки, сделанные самим автором, либо под его непосредственным руководством с авторских негативов, как правило, в течение не более двух-трех лет со дня фотографирования; избранные особые фотоотпечатки, выполненные автором в более позднее время, но особенным способом (например, большие, т.наз. «выставочные принты», фотомонтажи и пр.); т.наз. “mid-vintage”, или “period prints”, т.е. фотоотпечатки, сделанные самим автором, либо под его непосредственным руководством, в течение не более 10 – 20 лет со дня фотографирования (создания авторских негативов).

41-60. Группы произведений, в которых «винтажи» отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве. В значительном количестве представлены: фотоотпечатки, сделанные с авторских негативов в течение 10 – 20 лет со дня фотографирования (создания авторских негативов); оригинальные авторские фотоотпечатки, напечатанные автором, либо под его непосредственным руководством, с авторских оригинальных негативов, как правило, более, чем 20 лет спустя после создания самих негативов («поздние принты»).

21-40. Группы произведений, в которых «винтажи», “mid-vintage” (“period prints”), отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве. В значительном количестве представлены «поздние принты», т.е. фотоотпечатки, напечатанные в поздние годы жизни автора, с его оригинальных негативов, как правило, более, чем 20 лет спустя после создания самих негативов.

1-21. Группы произведений, в которых «винтажи», “mid-vintage” (“period prints”), отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве. В значительном количестве представлены «современные принты», т.е. фотоотпечатки, сделанные после жизни автора с его оригинальных негативов, в последние 10-20 лет.

Size (Sz) - Размеры произведений.В силу особенностей рынка фотографии, для определения стоимости произведения фотографии во многих случаях важное значение имеют размеры фотоотпечатков.

Произведения распределяются по размерным группам в процентах (%) от общего количества произведений в коллекции, исходя из площади каждого произведения, выраженной в квадратных сантиметрах.

Большие. «Сверхбольшие», крупноформатные фотоотпечатки, включая т.наз. «выставочные». Для каждого исторического периода фотографии, а также для некоторых отдельных направлений и техник печати фотоизображений, представления о больших и малых размерах различны, определяются экспертно. Произведения площадью превышающие 1200 см2 (30х40 см.).

Средние. Произведения площадью от 120 (10x12 см.) до 1200 см2 (30x40 см.).

Маленькие. Произведения площадью до 120 см2 (10x12 см.). 

В то же время, при отнесении каждого конкретного произведения к той или иной размерной группе, Эксперты исходят из специфики оценки размеров фотопроизведений в зависимости от времени и техники их создания. Например, фотоотпечатки, являющиеся безусловно большими для технологии середины XIX века, по физическому размеру должны быть отнесены к средним или малым, если они созданы во второй половине XX века.

Значение Sz рассчитывается как средневзвешенное по произведениям коллекции по следующей схеме:

 

%

Балл

Итог

Большие

Big

3

0,9

Средние

Middle

1

0,6

Малые

Small

0,2

0,02

Sz = (B*3+M*1+S*0,2)*100/3,где

коэффициенты при процентных значениях отражают среднестатистические отношения между размерами средних фотографий каждой размерной группы.

 

Signature (Sig) – Авторские подписи на произведениях.Для атрибуции фотографического отпечатка и определения его места в культурно-историческом наследии, принципиальное значение имеет наличие на отпечатке (как правило, на его обороте), на конверте если фотография наклеена на него, на странице фотоальбома и т.п. авторской подписи и/или штампа, а также любой другой исторической индивидуализирующей информации. Наличие надписей и информации, как правило, существенно увеличивает стоимость фотопроизведения.

Наличие авторских подписей, штампов и другой индивидуализирующей информации на произведениях определяется в процентах (%) таких произведений от общего количества произведений в коллекции.

Значение рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции.

67-100. Произведения, имеющие, как правило, на оборотной стороне фотоотпечатка: подпись автора и/или авторский штамп; разнообразные авторские надписи и пометки, а так же пометки других правообладателей.

34-66. Произведения, имеющие, как правило, на оборотной стороне фотоотпечатка: написанное неизвестными лицами имя автора, разнообразные надписи и пометки, а так же пометки различных правообладателей; авторский штамп, о котором не известно, мог ли он использоваться после смерти автора;

1-33. Произведения: не имеющие авторской подписи или штампа; имеющие подписи и надписи и т.п., по которым не удается установить имя автора, имена иных правообладателей и/или время создания фотоотпечатка.

State of conservation (StC) - Состояние сохранности произведений.В силу особенностей произведений фотографии, как объектов материальной культуры, для определения значимости фотографического отпечатка важнейшее значение имеет его состояние сохранности.

разделить фотографии, содержащиеся в коллекции, на три группы по состоянию сохранности: «хорошее», «среднее», «плохое». Произведения распределяются по группам в процентах (%) от общего количества произведений в коллекции.

Без учета времени создания фотоотпечатков, принимаются следующие критерии отнесения к соответствующей группе по состоянию сохранности:

«Хорошее» состояние означает сохранность от хорошей до идеальной. Идеальная сохранность: фотоотпечаток в отличном состоянии; отсутствие следов повреждений – трещин, микротрещин, потертостей, загибов, загрязнений, царапин. Хорошая сохранность: небольшие микротрещины и загибы по краю фотоотпечатка; отсутствие крупных трещин, царапин, загрязнений.

«Среднее» состояние означает сохранность от удовлетворительной до средней. Средняя сохранность: на поверхности фотоотпечатка возможны мелкие трещины, царапины, загрязнения. Удовлетворительная сохранность: поверхность фотоотпечатка местами повреждена; несколько крупных трещин, царапин, загибов и загрязнений.

«Плохое» состояние означает сохранность от неудовлетворительной до удовлетворительной. Удовлетворительная сохранность: поверхность фотоотпечатка местами повреждена; крупные трещины, царапины, загибы и загрязнения. Неудовлетворительная сохранность: изображение фотоотпечатка не поддается целостному прочтению, частичная утрата изображения; на значительной части поверхности фотоотпечатка следы повреждений – крупные царапины, трещины, загрязнения, потертости. Фотоотпечаток нуждается в срочных реставрационных работах.

 В то же время, при отнесении каждого конкретного произведения к той или иной группе по состоянию сохранности, Эксперты исходят из специфики оценки сохранности фотопроизведений в зависимости от времени их создания. Например, фотоотпечатки, находящиеся в «хорошем» состоянии как произведения, созданные в середине XIX века, должны были быть отнесены к группе «среднего» состояния, если бы они были созданы во второй половине XX века.

Значение StC рассчитывается как средневзвешенное по группам произведений коллекции по следующей схеме:

 

%

Балл

Итог

Отл

Best

2

180

Норм

Middle

1

10

Плохое

Bad

0,5

0

StC = (Best*2+Middle*1+Bad*0,5)*100/2,где

коэффициенты при процентных значениях отражают среднестатистические отношения между качеством средних фотографий каждой качественной группы.

Индекс AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ) рассчитывается на основе значений указанных факторов следующим образом:

AWQI = 0,11 Rar + 0,28 KP+ 0,28 Vin + 0,17 Sz + 0,11 Sig+ 0,06 StC

Композитные индексы для оцениваемой коллекции и сопоставимых групп произведений рассчитываются следующим образом:

Индексы оцениваемой коллекции фотопроизведений рассчитываются оценщиком на основе разработанной методологии расчета, путем усреднения оценок экспертов[1] по значениям каждого из составляющих его факторов. Значения учитываемых факторов для произведений авторов, входящих в оцениваемую коллекцию, устанавливались экспертами на основе изучения самих произведений.

Индексы сопоставимых групп произведений рассчитываются оценщиком на основе разработанной методологии расчета. Для произведений сопоставимых авторов оценки значений устанавливались на основе комплиментарной интерпретации информации, сопутствующей продажам учитываемых произведений (так, отутствие информации по отдельному фактору трактовалось, как высокое значение соответствующего фактора), а также путем отбора максимального значения при наличии диапазона по составляющим его факторам, что делает итоговую оценку существенно более консервативной. Оценки значений составляющих индексы факторов произведений сопоставимых авторов приведены в Приложении 1 к данному Отчету.

Значения композитных индексов (API, AWPI, AWQI)оцениваемой коллекции фотопроизведений приведены в Таблице 3:

Таблица 3. Значения индексов оцениваемой коллекции произведений

Количество работ API AWPI AWQI
Коллекция 78 90 81 87

 

Индекс API (Artists Popularity Index, Индекс популярности) оцениваемой коллекции рассчитывается на основе значений APR (Рейтинг популярности авторов) путем взвешивания усредненных в составе коллекции значений APR.

APIколл = 100 – 12,5 * ((СРЗНАЧ (APR) * Количество работ автора) / Общее количество фотографий коллекции)-1).

Расчет значений индекса API (Artists Popularity Index, Индекс популярности) оцениваемой коллекции фотопроизведений приведен в Таблице 4:

 

Таблица 4. Расчет индекса API оцениваемой коллекции произведений

Автор / Архив

 Количество

APR

API (Artists Popularity Index, Индекс популярности)

                90

 

Экспертные оценки значений составляющих индекс AWPI (Art Work Provenance Index, Индекс провенанса произведений) факторов коллекции приведены в Приложении 1 к данному Отчету. Расчет значений индекса AWPI (Art Work Provenance Index, Индекс провенанса произведений) оцениваемой коллекции фотопроизведений приведен в Таблице 5:

Таблица 5. Расчет индекса AWPI оцениваемой коллекции произведений

Prov ESL EH Uniq AWPI
Коллекция 90 90 48 85 81

 

Экспертные оценки значений составляющих индекс AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ) факторов коллекции приведены в Приложении 1 к данному Отчету. Расчет значений индекса AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ) оцениваемой коллекции фотопроизведений приведен в Таблице 6:

 

Таблица 6. Расчет индекса AWQI оцениваемой коллекции произведений

Rar KP Vin Sz Siq StC AWQI
Коллекция

80

90

100

75

70

90

87

Для оценки стоимости методом коэффициентов производится отбор групп произведений с подтвержденными результатами аукционных продаж и прозрачными критериями расчета композитных рейтингов, сопоставимых по различным признакам с объектом оценки. В этом качестве выбираются группы произведений авторов коллекции и группы произведений сопоставимых авторов (далее – «Бенчмарк»), отбираемых по разработанной оценщиком методологии составления хронологическо-типологических групп (ХТ-групп).

 

Методология составления ХТ-групп опирается на хронологические и типологические рамки – в зависимости от общей истории фотографии. Формирование ХТ-групп предполагает нахождение как можно большего количества авторов и поиска достоверной информации об их творчестве. В качестве референтной базы используются:

 

 - общие труды по истории фотографии;

 - монографии и справочники по тематике ХТ-групп;

 - специализированные фотографические интернет-ресурсы;

 - музейные собрания и коллекции крупных и известных фондов и галерей;

 - публицистические источники и выставочные каталоги.

 

Также были изучены результаты торгов сравнимыми фотопроизведениями, были проведены консультации с дилерами, специалистами музеев, галерей и специализированных центров, структурированы и изучены собственные массивы данных и соответствующая литература. В результате, ХТ-группы представляют собой максимально точный список сопоставимых между собой фотографов, классифицированный по хронологическим и типологическим признакам. Описание ХТ-групп российских (советских) фотографов приведено в Таблице 7.

 

Таблица 7. ХТ-группы

Условное название ХТ-групп

Описание (формулировки профессиональных участников рынка фотографии )

Группа «Pioneer» Ранняя фотография, первые фотоснимки; развитие дагерротипии и «любительской» фотографии. (1839 – 1850-е годы).
Группа «Mid» Развитие фотоателье и фотомастерских; распространение фотографии в других странах (1850-е -1880 -е годы).
Группа «LastImp» Фотография от 1880-х годов до начала Первой Мировой войны.
Группа «Pic» Первая волна пикториальной фотографии в Европе и США. (1880-е – 1920-е годы).
Группа «Prop» Пропаганда, авангард, конструктивизм, первая репортажная и рекламная фотография (1920-е - 1945 годы).
Группа «PostWar» Послевоенная фотография (1946 – 1950-е годы).

 

Списки авторов, включенных в ХТ-группы по соответствующим категориям приведены в приложении 2 к отчету №ФЭ-18/01.10 от 20 января 2011 года. Из общих списков авторов был сформирован Бенчмарк, в который вошли наиболее репрезентативные с точки зрения оценки авторы.

 

Таким образом, была получена выборка «Бенчмарк», состоящая из групп произведений авторов коллекции и «сопоставимых авторов», максимально схожих по выбранным критериям с авторами, входящими в состав оцениваемой коллекции фотопроизведений. Выборка «Бенчмарк» приведена в Таблице 8.

 

Таблица 8. Бенчмарк

Авторы

ХТ-группа

Krull, Germaine

PROP

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

PostWar

Avedon, Richard (1923-2004)

PostWar

Doisneau, Robert (1912-1994)

PostWar

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

PostWar

Erwitt, Elliott (b.1928)

PostWar

Giacomelli, Mario (1925-2000)

PostWar

Bing, Ilse (1899-1998)*

PostWar

Halsmann, Philippe (1906-1979)

PostWar


Расчет индексов для групп произведений авторов выборки «Бенчмарк» произведен соответственно методологии расчета индексов и путем отбора максимального значения при наличии диапазона по составляющим его факторам, что сделало оценку более консервативной. Значения индексов для групп произведений авторов выборки «Бенчмарк» приведены в Таблице 9:

 

Таблица 9. Значения индексов групп произведений авторов выборки «Бенчмарк»

Авторы Средняя приведенная цена к дате оценки, USD по автору API AWPI AWQI

Krull, Germane (1897-1985)

18 448

50

93

79

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

96 592

100

93

81

Avedon, Richard (1923-2004)

214 361

88

98

93

Doisneau, Robert (1912-1994)

35 285

88

93

83

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

22 241

88

93

90

Erwitt, Elliott (b.1928)

7 102

88

93

75

Giacomelli, Mario (1925-2000)

10 436

88

93

87

Bing, Ilse (1899-1998)*

13 520

75

93

81

 

Расчет значений индекса API (Artists Popularity Index, Индекс популярности автора) для выборки «Бенчмарк» произведен на основе APR (Artists Popularity Rating, Рейтинг популярности авторов). Авторам, чье творчество в различные периоды отнесено по основным признакам (эпоха, стиль, направление и пр.) к различным ХТ-группам, в рамках каждой группы присвоен отдельный рейтинг APR. При расчете индекса API, для авторов, указанных в 2х и более ХТ-группах, использовалось усредненное значение индивидуального рейтинга APR. Списки авторов с присвоенными им рейтинговыми категориями APR (Рейтинг популярности авторов) по каждой ХТ-группе отдельно  приведены в Приложении 2 к отчету №ФЭ-18/01.10 от 20 января 2011 года.

Таблица 10. Расчет индекса API Бенчмарка

Автор API

APR

Krull, Germane (1897-1985)

50

5

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

100

1

Avedon, Richard (1923-2004)

88

2

Doisneau, Robert (1912-1994)

88

2

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

88

2

Erwitt, Elliott (b.1928)

88

2

Giacomelli, Mario (1925-2000)

88

2

Bing, Ilse (1899-1998)*

75

3

Halsmann, Philippe (1906-1979)

63

4

 

Расчет значений индекса AWPI (Art Work Provenance Index, Индекс провенанса произведений)для каждого из авторов Бенчмарка приведен в Таблице 11. Значения учитываемых факторов для произведений авторов, входящих в оцениваемую коллекцию, устанавливались экспертами на основе изучения самих произведений. Тогда, как для произведений сопостовимых авторов значения устанавливались на основе комплиментарной интерпретации информации, сопутствующей продажам учитываемых произведений - так, отутствие информации по отдельному фактору трактовалось, как высокое значение соответствующего фактора, что делает итоговую оценку существенно более консервативной. Оценки значений составляющих индекс AWPI факторов групп произведений различных авторов приведены в Приложении 1 к данному Отчету.

 

Таблица 11. Расчет индекса AWPI Бенчмарка

Группа

Автор Prov ESL EH Uniq AWPI

PROP

Krull, Germane (1897-1985)

92

95

93

91

93

PostWar

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

92

95

93

91

93

PostWar

Avedon, Richard (1923-2004)

100

95

98

100

98

PostWar

Doisneau, Robert (1912-1994)

92

95

93

91

93

PostWar

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

92

95

93

91

93

PostWar

Erwitt, Elliott (b.1928)

92

95

93

91

93

PostWar

Giacomelli, Mario (1925-2000)

92

95

93

91

93

PostWar

Bing, Ilse (1899-1998)*

92

95

93

91

93

PostWar

Halsmann, Philippe (1906-1979)

92

95

93

91

93

Оценки значений составляющих индекс AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ)факторов групп произведений различных авторов приведены в Приложении 1 к данному Отчету. Расчет значений индекса AWQI (Art Work Quality Index, Индекс качества работ)для каждого из авторов Бенчмарка приведен в Таблице 12.

Таблица 12. Расчет индекса AWQI бенчмарка

Группа

Автор Rar KP Vin Sz Sig StC AWQI

PROP

Krull, Germane (1897-1985)

89

90

93

21

87

92

79

PostWar

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

90

92

87

30

94

96

81

PostWar

Avedon, Richard (1923-2004)

92

95

88

100

91

93

93

PostWar

Doisneau, Robert (1912-1994)

92

94

94

31

91

89

83

PostWar

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

89

95

93

82

87

89

90

PostWar

Erwitt, Elliott (b.1928)

86

87

89

12

91

87

75

PostWar

Giacomelli, Mario (1925-2000)

88

92

95

62

88

91

87

PostWar

Bing, Ilse (1899-1998)*

92

94

89

27

94

90

81

PostWar

Halsmann, Philippe (1906-1979)

96

92

89

66

93

89

87

 

Для расчета коэффициентов PR/API, PR/AWPI, PR/AWQI по каждому из авторов бенчмарка производится подсчет средней цены продажи (PR) той же группы произведений данного автора, для которой рассчитаны индексы API, AWPI, AWQI. Средняя цена продажи (PR) рассчитывается как среднее значение между выборкой максимальных значений продаж и минимальным значением, что делает оценку более консервативной.

Минимальная цена корректируется путем применения поправочных коэффициентов в зависимости от вида указанной в источнике стоимости: «hammer price» - без комиссии аукциона, либо «premium price» - цена, включающая комиссию аукционного дома. Полученная минимальная цена консервативно приводится к дате оценки путем учета инфляции доллара США за период к дате оценки. Средняя максимальная цена продажи произведений автора корректируется путем применения поправочных коэффициентов в зависимости от вида указанной в источнике стоимости: «hammer price» - без комиссии аукциона, либо «premium price» - цена, включающая комиссию аукционного дома. Полученная средняя максимальная цена продажи консервативно приводится к дате оценки путем учета инфляции доллара США. Подробные данные о прецедентных продажах предоставлены компаниями ArtPrice, ArtNet, аукционными домами Sotheby's и Christie's, а также другими аукционными домами и приведены в Приложении 4 к данному Отчету.

 

Таблица 13. Цены продаж групп произведений авторов выборки «Бенчмарк»

Автор Приведенная сглаженная максимальная цена, USD Минимальная цена, USD Средняя цена (PR), USD

Krull, Germane (1897-1985)

36 728

167

18 448

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

192 799

386

96 592

Avedon, Richard (1923-2004)

428 471

250

214 361

Doisneau, Robert (1912-1994)

70 413

157

35 285

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

44 285

196

22 241

Erwitt, Elliott (b.1928)

13 925

279

7 102

Giacomelli, Mario (1925-2000)

20 754

118

10 436

Bing, Ilse (1899-1998)*

26 717

323

13 520

Halsmann, Philippe (1906-1979)

43 902

791

22 346

 

Значения ценовых коэффициентов, рассчитанных на основе средних результатов продаж и значений индексов API, AWPI, AWQI для групп произведений авторов выборки «Бенчмарк» приведены в Таблице 14:

 

Таблица 14. Значения ценовых коэффициентов групп произведений авторов

выборки «Бенчмарк»

Автор Значение Pr/API Значение Pr/AWPI Значение Pr/AWQI Взвешенное среднее

Krull, Germane (1897-1985)

369

198

234

275

Cartier-Bresson, Henry (1908-2004)*

966

1 039

1 198

1 071

Avedon, Richard (1923-2004)

2 450

2 186

2 301

2 326

Doisneau, Robert (1912-1994)

403

380

426

405

Eisenstaedt, Alfred (1898-1995)*

254

239

246

247

Erwitt, Elliott (b.1928)

81

76

95

85

Giacomelli, Mario (1925-2000)

119

112

120

118

Bing, Ilse (1899-1998)*

180

145

167

166

Halsmann, Philippe (1906-1979)

358

240

256

290

Среднее

576

513

560

554

Коллекция фотопроизведений оценивается сравнительным методом для больших коллекций как целое на основе средних значений коэффициентов, путем умножения среднего значения ценового коэффициента Бенчмарка на значение соответствующего индекса коллекции. Средняя взвешенная величина стоимости рассчитывается в процессе согласования результатов, полученных с помощью различных коэффициентов. Простой расчет среднего арифметического между скорректированными ценами аналогов, в силу различного влияния факторов, неприменим. В практике проведения определения стоимости итоговая величина цены объекта чаще всего рассчитывается как средневзвешенная величина скорректированных результатов. Весовые коэффициенты различным коэффициентам определяются в зависимости от значимости влияния коэффициента на стоимость и достоверность ценовой информации, используемой в коэффициенте.

Итоговая величина стоимости рассчитывается путем умножения средней взвешенной величины стоимости на коэффициент AMIC(Art Market Influence Coefficient, Коэффициент влияния на рынок соответствующих произведений искусства)- отражающий влияние группы произведений коллекции на конкретный сегмент рынка фотоискусства. Каждый автор коллекции, в соответствии с методологией составления ХТ групп, имеет рынок групп произведений сопоставимых авторов, расширенный за счет сопоставимых групп других авторов коллекции. Коэффициент AMIC рассчитывается следующим образом:

AMIC = 1+0,01%*AMIP,

где AMIP (Art Market Influence Potential, Потенциал влияния на рынок соответствующих произведений искусства)значение,отражающее возможное влияние коллекции фотографических произведений на рынок групп сопоставимых авторов (вероятность влияния изменения цен на фотографические произведения авторов в составе коллекции в результате публичных продаж на цены фотографических произведений этих же и сопоставимых авторов вне состава коллекции)принимает значение от 0 до 10 000 б.п., присваиваемое коллекции на основе анализа трех факторов:

§ Количественная доля произведений каждого автора ко всем его произведениям (Quantity Share);

§ Доля авторов, наиболее значимых для истории фотографии в группе (Major Share);

§ Доля произведений авторов, наиболее значимых для истории фотографии в группе (Concentration);

Расчет стоимости коллекции фотопроизведений по каждому коэффициенту, веса коэффициентов и значение итоговой стоимости приведены в Таблице 15:

 

Таблица 15. Расчет средней взвешенной стоимости коллекции фотопроизведений


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!