Глава 3. О сословиях в России



Начинается с фразы «рабство в России должно быть уничтожено, а дворянство должно отказаться от гнусного права управлять людьми». Крестьяне получают свободу и равные права без дополнительных условий и доплат. Говорится также о других сословиях. Все сословия отменяются, становится одно – сословие граждан России.

Глава 4. О народе в политическом отношении.

Пестель выступает как сторонник разделения властей, высшим органом законодательной власти является народное вече – выборные законодательный орган, принимающий законы, бюджет, налоги, назначающий на государственные должности. Народное вече – однопалатный орган. Революционная мысль – на то время не было однопалатных парламентов. Каждый год парламент обновляется на одну пятую состав. Право выбирать получают все граждане кроме иностранцев начиная с 20 лет. Пестель – сторонник всеобщего избирательного права. Депутаты не засиживаются, власть широко доступна народу. Демократия.
Из состава Наролного вече извирается Державная дума – центральный орган исполнительной власти. Состоит из 5 человек, каждый год один заменяется новым выбранным членом.

Бюрократия – под контролем Державной думы и Верховного собора.

Верховный Собор – орган «блюстительно» власти. Контролирует всю власть на соответствие действий принципам конституции.  Своеобразный коснтитуционный суд. Члены избираются из Вече пожизненно. Надзор за законодательной деятельностью, назначение верховноо главнокомандующего.

Внесение поправок к конституцю возможно только через прлебисцит.

Глава 5. О народе в гражданском отношении.

Попытка соединить право частной собственности на землю как необходимогосчитмула для эконом.деятельности. Собственность должна быть священна и неприкосновенна.

Земля делиласьН

: частная собстенность

Помещичьи замели

Дворяне, у которых в собственносит от 10 до 5 тысяч. Отдают в состав гос.фонда, (с возмещением)

Дворяне, к торорых от 5 до 20 тыс.земель.

· Обзественнач осчбствонннг

§ Кабинетские земли, удельные земи

Проект Пестеля означал, что кретььяне получат свои земли на очень выгодных условиях. Пестель предлагает половиду жемель изъясть из подпола. Обведение на время образования диктатуры монархии. Все эти оргпничения

1823 год – Рволбция испании.

 

Установление диктатуры ради проведения других активной протекционастской полоитики, защиты камнала

, гллоги, гос. Серк

Прицип благоудобства бльшинства. Жесткий принцип в обшкствкнных. Если дворяне не станут, госудастаимеет право щакрыть jer?

Государственная религия – вера

 

 

Отличается отрусской правды констиуция Никиты Мравьева.

Муравьев несколько раз переписывал ее: 1823, 1824, 1825 годов.

Конституция имеет 12 глав и введение, дает обоснование необходимости преобразования во введении.

Глава 1. О народе русском. Русский народ не может являться собственностью одного лица. Именно народ является источником этой власти.

Глава 2. О гражданах. Гражданские права получают все лица, достигшие 21 года и имеющие постоянное место жительства. Отказывает в полит.правах иностранцам и русским, получившим награды от иностранных государств.

Глава 3. О правах граждан. Равенство всех перед законом. Отмена крепостного права, сословий и табели о рангах. Свобода передвижения, предпринимательства, совести, слова, собраний, распоряжения собственностью. О неприкосновенности собственности помещиков. Для крестьян предполагается наделение из приусадебным участком (безземельно освобождение крестьянства). В следующей редакции он уже говорит о наделении крестьян двумя десятинами пахотных земель, но не сказано, на каких условиях.

Глава 4. О России. В отличие от Пестеля, Муравьев сторонник федеративного устройства. Разделение на 14 держав. Державы имеют свое правление, независимы, но входят в Российскую федерацию. Границы по чисто территориальному признаку. Это залог от сепаратизма. Столица переносится с Нижний Новгород, который переименовывается во Владимир (Он в центре и там создавалось народное ополчение)

Глава 5. О внутреннем устройстве. Конституционная монархия. Принцип разделения властей. Высшую законодательную власть составляет народное вече (двухпалатный - Верховная Дума и Палата руководства)В Верховную Думу выбирается по 3 человека от каждой державы. Функции – обсуждение и принятие законов, право вето, право назначения на высшие государственные должности, руководство военными силами. Палата руководства – 1 человек от 50000 населения. Главная функция – обсуждение и принятие законов, бюджетов, налогов. Обе палаты избираются на 6 лет, и каждые 2 года обновлябтся на 1/3 своего состава.

Монарх обладал широкими правами в области законодательной и исполнительной власти, обладал законодательной инициативой, имел право вето, имел право распускать чиновников, управление вооруженными силами страны, объявлял войну, заключал мир. Эта первая редакция подверглась критике. По новой редакции монарх – орган представительной власти, имеет право содержать двор, на который ему выделяется по 8 млн рублей в год. Если император не может исполнять свои функции, собирается регентский совет.

Постепенное преодоление либеральных идей, развитие в революционно-демократическом направлении.

В конце своего пути декабристы приходят к радикальным программам. Пестель понимал, что население будет расти, и избыточное население в селе пойдет в города и будет развивать промышленность.

Идеология декабристов от идеи конституционной монархии к республике, от идеи неприкосновенности частной собственности, от идеи формального равенства к социальной справддивости.

Декабристы эволюционируют в социалистов.

Историки говорят, что программа Песте дыла угопичной. Росссия пошла п поумеждународной

Программа Муравьева более равлистичная.

Провозглашен декрет на знаеи. Пестель делает упор на общинный социализм. Не по пути европейцев, не европоцентристский подход зесть важен, а  

 

Проблема декабристов в дореволюционной, советской и постсоветской историографии. Как в прошлый раз

 

 

Движение декабристов стало первой попыткой дворянской интеллигенции выступить против самодержавно-крепостнического порядка. Наказание декабристов стало потрясением для российского общества, и оно раскололось на две части: одни сочувствовали их участи, но осуждали за недоведенность до конца, другие видели в этом крах надежд на реформы сверху и обвиняли декабристов в том, что они поторопились. Те, кто встал в позицию против декабристов, сплотились около царя, и поспешили отречься от любых, даже дружеских и родственных связей с декабристами.

Казалось бы, после восстание нет никаких надежд на продолжение общественных движений. Тем не менее, вторая четверть 19 века ознаменовалась не только расширением движения и его социальной базы, но и развитием идеологии. Герцен писал, что после восстания декабристов, несмотря на потери и преследования, движение не только не умерло, но и развилось гораздо больше, чем во время декабристов. Если декабристы были почти полностью представлены дворянами, то теперь происходит расширение социальной базы. Декабристов не понимали крестьяне, даже считали, что декабристы хотели не допустить проведения крестьянской реформы. Пропасть между солдатами и дворянами также была огромна – солдаты просто не понимали целей движения. Во второй половине 19 века в общественных движениях 18% было представлено разными сословиями. Кружки последователей декабристов распространяются по всей стране, доходят даже до Урала, и себя они позиционировали как продолжатели дела декабристов. Тем не менее, это были именно кружки, разрозненные, малочисленные и недолгоживущие. За 1-2 года деятельности кружки не могли даже выработать программных установок. Движение выросло в количественном отношении, но отставало в качественном. Последователи декабристов в цели ставили только освобождение крестьян, но до идеи освобождения крестьян с землей они не дошли.

Новый этап развития общественного движения происходит в 30-50 гг. Встает проблема о путях развития России. Декабристы считали, что исторические законы универсальны. Поскольку мнения правят миром, то мир развивается по универсальным законам в поступательном движении. Все народы идет от низшей ступеньки к высшей. Для декабристов Европа – это авангард прогресса, Россия просто отстала от Европы, и свою задачу они видели в ускорении шествия страны по пути прогресса. Уже в 20-30 годы для участников движений Европа не была таким примером, как для декабристов. Произошел промышленный переворот, что привело к разорению мелких собственников, обнищанию населения и росту социального неравенства, а значит нет никаких свободы равенства братства. Последствием соц.неравенства Европа переживает новые потрясения в середине 19 века. Для российских современников эти революции свидетельствовали о разочаровании в революционных лозунгах. Революции воспринимались как проявление глубокого социального кризиса. Возникает вопрос, а стоит ли России идти европейским путем? Для декабристов этого вопроса не стояло и не могло стоять. Встает вопрос о месте России в мировой истории. Первым, кто поставил этот вопрос, стал Чаадаев. Для современников Чаадаев выл представителем российской интеллектуальной элиты. Он происходил из просвещенной семьи, был прекрасно образован и обучен. Чаадаев считал, что стоит внедрить в общественное сознание идей просвещения, и все реформы пройдут быстро и безболезненной. Однако скоро произошло разочарование в этих идеях. С 1821 по 1826 он путешествует по Европе. Во время следствия над декабристами Чаадаева вызвали в Россию для допроса, но на него ничего не нашли. Расправа над декабристами породили в Чаадаеве пессимизм. Он видел декабристов как попытку поставить Россию на европейские рельсы. Чаадаев пишет свои философические письма. По жанру своему письмо было философской публицистикой, и в нем содержалось об истории вообще и о месте России в современной истории. Это письмо распространилось в списках и гуляло по российскому обществу. Чаадаев стал знаменитостью; его дом стремились посетить дом Чаадаева. В 1836 году первое философическое письмо было опубликовано, предварительно пройдя цензуру. Александр, прочитав это, написал на полях: «Это достойно дерзости умалишенного». Чаадаева посадили под домашний арест. Это только усилило популярность Чаадаева. Что же такое написал Чаадаев? В этом письме ничего крамольного не содержалось; просто абстрактные рассуждения об истории. И в этих рассуждениях крылись опасности. Чаадаев вторит Шеллингу, который считал, что история движется под влиянием божественного провидения. История каждого народа предопределяется свыше, и судьба каждого народа проявляется через его религию. Какова религия, такова и история народа. Чаадаев выделяет две крупных цивилизации – Западная и Восточная, и ни к одной не принадлежит Россия. «Мы стоим вне времени, вне истории. Вселенское воспитание рода человеческого . Когда Россия приняла православие, она отрезала он Европы пути к общению. Россия оказалась вне прогресса. Католичество увидело в крестьянстве возможность императива. Если заповедь гласит, что благой католик должен защищать и распространять веру, то надо брать копье и завоевывать новые земли. В Европейской цивилизации сильно право человека. Человек горд выполнением заветов христианства. Поэтому европеец не только в гражданской, но и в другой сферах жизни, горд своим послушанием заповедям, он понимает, чувствует свой долг, стремится к порядку. Католическая церковь сама являла пример исполнения христианских догматов. Она первая подала пример отпущения крестьян. Это стало императивом для европейских феодалов. Слово Папы означало для монархов више, чем мораршья воля. Если церковь не признавала власть, она становилась нелигитимность. Все это сформировало общественные, государственные и правовые институты в Европе.

А Россия? Православие от Византии. Византия в момент принятия Россией православия, была в упадке, и это передалось православной. Она не могла развить в человеке развитие чувства долга и ответстконности. Действительно, со времени Петра I, церковь как самостоятельная сила, в России не существовала. Поэтому не сложилось такое влияние на мораль и нравы.

Чаадаев раскритиковал основные устои русского общества. У нас человек не воспринимает себя как личность, отсюда и рабство, причем не только крепостных. Подобная всесторонняя критика российской культуры и стала основой для познания Чаадаева Умалишенним. В общем восхищении Россией, характерной для официальнго мнения того. Сторонники Чаадаетва проявляли ненависть к России. Россия – это империя Зла, средоточение варварства, которой состоит революциооныя Европа.

Печорин. В 27 лет стал процессором филологии. Зналь 18 языков. Уехал в Европу, не дали вернуться, стал священникос. Потом приехал в Рим. Разочаровался в Папах и католицизме, но честно выподлнял общества о плти Владимиру Печорину. В конце жизни Печ.

Такая оценка российской отстонии восногом оскорбила русских патриотов. В письме Чаадаеву он высказывает свою точку зрения. Да, Россия не Европа, и она не может быть повторена. Для просветителей история развивается по-простому. Пушкин со товарищи шли глубже- У России лежит другая формула, в основе которой лжит православие. Религия в традиционном обществе является ядром, вокруг которого формируется явдром, матрицей, на которой строится культурно-цивилизационный подход.

Европеец выполняет нравственно-религиозный долг формально, без сочувствия. Осюда, считает Пушкин, на Западе действуют двойственные стандарты. Крестовые походы и инквизиция нарушают учение христианства. Православие же не запятнало себя двойной моралью. Именно православие сформировало в человеке не страх перед Богом, а любовь к Богу. Европа ушла вперед по пути просвещения потому, что Россия спасла Европу от нашествия монголов. Россия, а не Польша, как считает историография европейских стран. А Россия – «империя зла».

Пушкин принимает Россию всю, со всех ее преимуществах и недостатках. Русские жертвовали собой ради спасения Европы.

Эти споры дали толчек для размежевания российского общества на западников и славянофилов.

Уже в 1835 году Чаадаев пишет Тургеневу «Мы отстали, но нам незачем бежать за длругими. Нам следует выйти из лжи, подражания этому опыту, и утвержиться в собственных началах. Тогда м пойдем быстрее европы». Чаадаев писал, что мы враждебны прогрессу, но теперь он говорит, что развитие возможно на основе собственных наблюдений. Следущий шаг Чаадаев делает в Апологиии Сумашедших.з Здесь дана другая оценка европейской цивилизации. Европейская цивилизация заменяет ценности группой искусственных потребностей. Чем дальше развивается прогресс в Европе, тем дальше оно уходит от духовных ценностей. Это и является причиной кризиса в Европе. Отсюда Европа уже не может на этом мути , она будет идти к крзису и краху. Выхода у Европу не аснове собственных ценностей. Православное христианство же не омрачено этими противоречиями, и только православие и его ценнсои могут преподать ценности. Они никогда не исчезали в русской культуре. Наука – вовсе не прогресс, а антипрогресс. Современной цивилизации не хватает скорости духовного развития человека. Техника опережает мораль. Нужна скромность ума – т.е. нравственное должно превалировать над остальным.

Чаадаев писал «Мы призваны обучить Европу обучить множуству вещей, которых ей не понять». Только Россия может спасити Европу. Миссианская роль Росссии в развитии Европы. При этом Чаадаем причисляется к славянофилов. Чаадаев стал между западниками и славянофилами. Он так и остался человеком-загадкой в российской истории.

 

Славянофилы.

Славянофильство формируется в связи с выходом записки «О старом и новом» Хомякова в 1839 году, хотя многие историки видят истоки в кружке любомудров Владимира Одоевского.

Ответом на записку Хомякова стало письмо Киреевского. Начались споры славянофилов. Салоны стали основной формой, в которой развивалась политическая и социальная мысль. Киреевские, Аксаковы, Самарин, Кошелев и др. – идеологи славянофильства. Они сформировали основное ядро и программу славянофильства. Славянофильство поддерживали многие писатели: Гоголь, Даль, Островский, Тютчев, Языков; ученые: Срезневский, Соболевский. Славянофильство – это еще и широкое культурное течение.

 

Суть славянофильства.

Оно носило полемическую окраску. Философские идеи Хомякова и Чаадаева одни и те же, основаны на идеях о божественном провидении истории. Славянофилы говорят о том, что существуют исторические и неисторические народы. Эту идею они почерпнули у Гегеля. Исторические народы должны развивать самобытную культуру и историю. Неисторические народы не могут развивать самобытную культуру и историю, и их роль – следовать за историческими народами. Славянство относят к историческим народам.

Славянофилы предпочитали, чтобы их называли славянолюбами или восточниками.

Самобытным у славян является:

· Православие. Чем коренным образом православие отличается от католичества? Католицизм основан на внешней правде, а вера – это закон. У православных вера – это внутренняя правда, основа веры – совесть.

·

Западники считали, Что исторический процесс идет от простого к сложному, И через определенные стадии проходят все народы. Госудасртво – институт, гарантирующий права и свободы человека. История российского государства они представляли как историю борьбы центральной власти и родовых начал – анархического элемента, разрушающего государство. Община – тоже родовое начало. Это институт, который противостоит государству. Славяне же с общиной связывали самобытность, стабильность. Западники связывали все преобразования с деятельностью государства. Как и славянофилы, они были против революционного пути решения проблем. Революция – проявление родового, анархичного начала. Программа – отмена крепостного права, освобождение крестьян с землей, отмена сословных ограничений, гражданские права, сторонники фритредерства. По мере того, как государство проводит эти реформы, результаты реформ разочаровывают теоретиков западников, потому что они привели не к прогрессу страны, а, наоборот, к регрессу. Особенно западники разочаровались из-за того, что развитие свободы рынка выродилось в грабительском капитализме. По мере того, что получается в России из европейских идей, западники не только разочаровываются в реформах, но и в самой модели западной цивилизации. Происходит изучение европейской цивилизации, вывод о дуализме европейской цивилизации – прогресс достигается за счет других народов. Индивидуализм приводит к борьбе интересов и ослаблению общества, отдаляя от прогресса. Ковелин, оценивая Европу, все надежды вкладывает в Россию. «У России особая формация», и эту формацию Ковелин называет «крестьянской». Западники понимают, что община – это не только пережиток, но своеобразная форма гражданского устройства. У славянофилов тоже было встречное движение – они понимали, что невозможно вернуться в допетровскую цивилизацию. Левое крыло западников: Белинский, Граносвкий. Было более радила==в=кальным. Левая ие=деология предсатавлена в творчесвте геценаа.

Герцен. Отец Герцена был направлен как парламентер от Наполеона к Александру. Герцен закончил физико-математический факультет МГУ. В отрочестве видел казнь декабристов. В университете вокгур Герцена и Огарева скадывается крудок. Они занимались чтенимем немецких филофофов. После окончания университета Герцен приезжает на службу в Москву. Вступил в общетсвенного лиут. Общим для западников было поклоение Гегеля. Герцен уважал диалектические законы. Герцена привлекала бесконечного пространтсва. Герцен в 30-40 годы синтезировал идеи материалистической философии Фейербаха и идеализма Гегеля. Герцен был атеиством. Для западников история – это подъем по ступения, путь вверх. Западники занимают враждебную позицию к самобытности слано. Для Герцена не жтом этаопеп. Пока он спорил и участвовал в кружке. За революционные песни отправлна оп. 

В 1847 году Герцен уезает в Европу, в 1850 году отказалс вернуться в Росси.. В 1847 году приездает в Праижс, заметил, что идет борьба не за политические, а за социальные. Герцен разочаровался в пролетрате:

· Французские рабочие водновняются, обыкновенными попвтки проб и ишиолбо юз

· Мечта любого франуза стать буржуа

· Герцен пришле выводу, что европа – земля мещан

· Крах надежд на Европейскую цивилизацию как авангладэ

Герцен в это время отходит от примитиной стадиона. Осмысливая историю, герцен гооворо. Герцен пришел к альтернативному историюъсескому зарактера. Исторический путь России не обязательно будет идти по европейскому пути. «О развитии революционных путей России», «Письма русского офичера России», и т.д.

Герцен повторяет еще мысли Чаадаева. Мессианская роль России, спасение РоССией европу.

Идея особого исторического пути России и ее мессиаеских развития. Лачало году затесает ПМЖ в лондо, галереи, где выставляли неугдняе картины. С 1857 в  основана «Колокол». Название – для того, чтобы пробудить русского общество. Топор и метла – разрубить и очистить. Герцен принимает призывы от революционной Роа. Их включабжь, и заочно Герцен и Огарев вошли в исп.коминиет р, та: ЛИстока «что нужно народа?». Ответ – Земля и воля. Это ответ всял аобщую похциэ. Е революционной молодежи обращались, чтобы сподвигнуть народ и з дг. В результате реформ у крестььян отрезали значительные участки земли. Герцен никогда не идеализировал общину.Герцен понимал, что существующая община – часть государственного аппарата, механизма насилия.Препо

Что должно обеспечить трансформацию из общины в социум свобод. Развитие отношению. Дело строится на стремлении к успеху. Община низжшая ступень общества. Герцен разочаровывается в европейскм парламентаризме. Когда Герцен увидел, что демократия мнимая. Свобода ограничивается. Глубокое разочарование в государстве. Государство – в любом случае диктатура. Поэтому, отсюда идея о том, что общество должно развиваться на общине. Сельская община – областна общ – … - земский собор. Земский собор решает вопросы всей страны. Земский собор – не парламент, это консультативный орган, призванный координировать общины. Герцен говорит, что централизованного государство нем ожжет отказаться от противопоставления общет. Отрицание власти, склоннк к анархизму.

Важное условие социализма для Герцена – свободное развитие каждой личности, но не как на западе, а доброоль . Герцен не исключал революцию. Сближается со сторонниками социализма. Высстрел Каракозского испугал Герцена – слишком рано. Революционеры станут жертвой народа и госудасртва. Пока не подготовить народ, пока не внушить мысль о правильном обществе. Герцен в последствии пересмотрел свои взгляды, не оспорил их, но скзал, что время не пришли.Крестьянину ближе поп, помещик и , потому герцен говрил повременить. Герцен реально смотрел на вещи. Учение Гегеля Герцен считал «алгеброй революции». После смерти Герцена начинается борьба за его идеи – к какому течению их отнести. Ленин объяснял непоследовательность Герцена дворянским происхождением.

Два направления в советской историобрации.

Западная мысль признает Герцена представителем западной философии.

Цель Герцена  - социализм – равенство социальное. Отсюда вытекают моральные критерии общества. Последовательный принцип демократии. Соцализм – продолжение, логичекое развитие демократии. Герцен – представитель демократического направления мысли.

«Не забегая вперед, но и не отставать». 

Герцен не исключал революции, если власть бует сильно стоять на своему.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!