Исторические и идейные предпосылки декабристского движения



Война 1812 года, промышленный переворот, идеи просвещения – создавали почву для появления общественных движений. Мало кто понимал в конце 18 века понимал, что крепостное право мешает капиталистическому развитию России. В основном даже самые просвещенные люди не замечали крепостничества, и были просвещенными няшками лишь в теории. Просвещенная императрица Екатерина 2 на деле усилила бесправие крестьян, власть над ними помещиков. Идеи свободы и прав человека еще не проникали в умы российского общества.

Идеи крепостной реформы стали проникать после войны 1812 года. Матвей Муравьев-Апостол: «Мы были дети 12 года». Из 120 осужденных по делу декабристов 95 участвовали в наполеоновских войнах. Глинка, Волков, Орлунский, Лунин – участвовали в Аустерлице. Бесславное поражение при Аустерлице заставило будущих декабристов задуматься о причинах поражений. Со времен Суворова Россия не проигрывала, и тут такая оплеуха. Александр I решил покомандовать, поиграть в самодержца. Причины проблем русской армии: бездарное командование, недостаточное вооружение, старый порядок формирования армии – рекрутчина. Значит, причина поражения армии – во Франции другие общественно-политические порядки, другой строй. В армии командуют профессионалы. Напрашивается вывод, что армия не должна зависеть от далеко не самого талантливого фаворитика или случайного любимца престола. Это ставит общество в зависимость от случайности. Значит, нудна политическая система, которая исключает эти случайности. Границей, которая усиливает политическую составляющую этих размышлений армии стал Тильзитский мир. Континентальная блокада только усилила оппозицию. Именно тогда зарождаются военные кружки, в которых обсуждаются вопросы не только чисто военные, но и политические. 1805 год – возникает кружок «юношеское братство» - Матвей Муравьв-Апостол, Братья Муравьевы, братья Перовские. Желаемым строем для этих ребят становится республика. Отечественную войну встретили декабристы на пороге. Орлов встретил Наполеона на границе, а в 1815 году подписал капитуляцию Франции. 95 осужденных по делу декабристов также прошли войну от начала до конца. Пестель в сражении под Бородином получил Золотую шпагу. На батарее Раевского сражался Лунин. Якушкин и Матвей Муравьев-Апостол сражались в Семеновском полку. Солдаты наградили их Георгиевским орденом. Георгиевская награда – не только признание боевых навыков, но и признание человечного, честного отношения к солдатам. В партизанском движении участвовали Волконский, Орлов, Фонвизин. Раевские, Орловы, Волконские, Давыдов были связаны семейными узами. Декабристы шли в движение семьями – это отличительная черта движения декабристов. Все семейство Муравьевых пошли в движение – «муравейник». Орлов, Волконский участвовали в сражении при Березине. По поручению Кутузова Орлов пишет записку «Размышление русского военного» - первая историографическая записка отечественной войны 1812 года. Причиной поражения Наполеона Орлов видел в народном характере войны. Все декабристы подчеркивали, что главной причиной поражения Наполеона был отечественный характер войны. Не офицеры, не полководцы, не император, а простой народ сделал победу в войне 1812 года.

Стержнем декабризма стал не только патриотизм, но и новое отношение к народу. Открытие – для крепостного крестьянина тоже есть понятие об Отечестве, о патриотизме. Когда А1 спросил Волконского о народе и войне 1812 года, Волконский ответил «Каждый солдат герой, каждый мечтает умереть за свое Отечество», а что дворянство? «Стыжусь, что принадлежу к нему. Было много слов и мало дела».

Раньше рассуждения о гражданских правах был просто теоретической болтовней, то теперь, после войны 1812 года, когда декабристы узнали о настоящей природе народа, изменилась и их идеология. Декабристы осознали, что каждый человек имеет право быть равным перед законом. Несословное понимание гражданского общества. Разрушение сословной психологии декабристов.

Освободительная миссия русской армии в Европе. Пройдя через Европу, русские поняли, что побежденные живут лучше победителей. Уровень жизни, культуры, намного выше, чем в России. Гражданский кодекс Наполеона. Декабристы увидели, что эти преобразования способствовали не только политическому, но и экономическому прогрессу. Это тоже стало фактором формирования декабристкой идеологии.

Второй фактор – политическая ситуация в Европе на рубеже 18-19 веков. Революционная ситуация. Начинается с Французской революции и резонирует по всей Европу. Наполеоновские походы порождают науионально-освободительные движения по всей Европе. Политическая борьба за гражданское и политическое освобождение народа. Испания, Португалия, Колумбия, Венесуэла, Германия (тайное общество (Тугенбунд), Италия(карбонарии), Греция (Александр Ипсиланти), Снова революция в Испании – волна революций в Европе. Общая черта – готовились тайными обществами и поддерживались армией. Пронунсиаменто – военная революция. Это становится примером для декабристов. Также меняется отношение к революции. Раньше она воспринималась как трагическая случайность, теперь, когда революция стала повсеместным явлением, революция стала восприниматься как естественное, закономерное явление. Пестель»Каждый век знаменуется своими особенностями. Нынешний век знаменуется революциями… Дух революционный заставляет везде умы клокотать». Декабристы не просто воспринимают революцию как метод действия, а как исторический процесс.

Непоследовательность реформаторской политики Александра I привела дворянство к мысли о том, что бесполезно ждать реформы сверху, а потому нужно проводить из снизу. Александра винили в бедах России, в обманутых надеждах, в жесткой антипрогрессивной политической реакции.

Нарастание массового антикрепостнического движения в России

Субъективные причины. Идеи просвещение повлияли на создание декабристской доктрины. Бэкон, Гоббс, Дидро, Вальтер, Руссо, Мабли, Марели, Кондорсе – впервые обосновали понятие исторического прогресса, который они связывали прежде всего с развитием просвещения, науки., которые определяют движение человечества вперед. Для развития идей необходимы гражданские свободы. Показателем прогресса является то, насколько в обществе права и свободы каждого человека обеспечены законом и государством. Идея общественного договора. Руссо представляет государство как исторический институт, который возник не свыше, а как результат естественного исторического развития при переходе людей от первобытности к цивилизации. Государство – это договор между обществом и властью, в результате которого определяются право и обязанности каждой из сторон. Договор возникает потому, что такова воля народа. Концепция народного суверенитета – народ как суверен, т.е. источник власти. Закон – это и есть общественный договор, который определяет права и обязанности сторон. Народ – источник власти и закона. Как узнать волю народ? Путем представительной выборной власти. Таким образом, теория общественного договора исходит из того, что государство должно основываться на выборности. Принцип выборности государственной власти – революционная идея, когда основной формой власти является абсолютная монархия. Теория общественного договора была заточена против феодальной монархии. Произвол исходит из единоличной власти. Поэтому принципом построения власти должны быть выборность власти и разделение властей на три независимых друг от друга ветви.

Второй теорией просветителей была теория естественного права – человек рождается свободным, и все люди вне зависимости от национальности и сословия, имеют равные права, и эти права должны быть гарантированы законом. Идея равенства стала лозунгом французской революции. Эта революционная идея была подготовлена идеями просвещения, хотя просветители не выступали за революцию прямо. Однако просветители говорили, что если государство не выполняет своих функций, и народ как суверен власти недоволен государством, тогда народ имеет законное моральное право на свержение неугодной власти.

Однако идеи просветителей были идеями прошлого века. Идеи просветителей вызвали французскую революцию. Но она привела к обратным результатам – просветители говорили о защите прав, хотя революция зачастую этот принцип забывала (красный террор).

Бенжамен Констант трактат «Принципы политика». Критика народного суверенитета Руссо. Право народа, большинства, диктовать свою волю меньшинству через закон заканчивается террором отдельно взятой личности (на примере того же красного террора). Воля большинства подавляет личность.  Люди будут незаинтересованы в прогрессе, в научном развитии, если будет насаждаться воля большинства. Видно, что Констант либерал – для него свобода является высшей ценностью. Ограничителем воли большинства Констант видел в лице монарха. Таким образом он выступал за конституционную монархию. Но монарху он предлагал дать такие права, как:

· Законодательная инициатива

· Право вето

Фигура конституционного монарха по Константу была уже не декоративная, а вполне действенной. Монарх должен был отклонять законы, ограничивающие права и свободы меньшинства. Монарх как арбитр.

Конституция Никиты Муравьева основана на идеях Бенжамена Констана. Наряду с Бенжаменом Констаном влияние на декабристов оказали идеи Дестю Де`Тросси. Дестю критиковал всех либеральных просветителей. Он говорил, что их идеи – лишь пустые слова. Ни одна конституция не гарантирует эти права, хотя они и провозглашении. Право на собственность не дает собственность. Расхождение между теорией и реальностью показывала поляризацию общества. Мелкие собственники разоряются, массы людей выбрасываются на улицу, никакие права для них не существуют. Новый порядок не привел к справедливости. Разделение на богатых и бедных не только не исчезло, но и стало более масштабным. Современные либеральные конституции только усиливаю войну бедных и богатых, а она вновь порождает революции со всеми их издержками. Де’Тросси выступает за такое государство, которое могло бы обеспечить обещанные права, потому выступает за республику. Монархи – враги конституции. Рано или поздно они реставрируют свою абсолютную монархию. Идеи Де`Тросси оказали сильное влияние на политические программы южного общества декабристов.

Адам Смит, Де Кардо: экономический прогресс определяется прежде всего предпринимательской деятельностью человека. Восхваление частной собственности как основы прогресса. Протест против всякого вмешательства государства в экономику. «Невидимая рука» рынка. Только свободная конкуренция, предпринимательство и частная собственность являются основой общественного прогресса. Эти идеи подрывали основы крепостничества и феодализма. Результатом подобной политики стал рост разрыва между богатыми и бедными.

Сис Монди понял, что полное невмешательство в свободную конкуренцию рынка не идет экономике на пользу. Государство должно косвенно контролировать рынок, это создаст средний слой, что является защитой от кризисов перепроизводства.

Русская общественная мысль, в том числе и декабристы, всегда выступала к европейской мысли как к учителю. Декабристы – типичные «недоросли» в истории мировой мысли. Без ложного патриотизма нудно сказать, что декабристы, да и не только они, начинали как ученики. Но в этом нет ничего плохого. Действительно, западная мысль опережала русскую. Сказалась общая отсталость страны. Лишь с Петром 1 Россия повернулась к Европе лицом. Мы многое взяли у Европы. Но мы не полностью все копируем. Есть у нас и свои светила. Ломоносов опередил европейскую науку. Декабристы, почерпнув идеи у европейских просветителей, пошли дальше своих учителей.

В России начала 19 века зарождается собственная русская общественная мысль.

 

Ранние декабристские организации. Возникают среди военных сразу после окончания европейских походов. «Орден русских рыцарей» - одна из первых таких организаций. Возникает на рубеже 1814-1815 годов. Основатель – Орлов. Братья Тургеневы, Новиков, Денис Давыдов были причастны к этому кружку. Основной программный документ – «Пункты преподаваемого в ордене обучения». Содержал план преобразований новой власти:

· Замена абсолютной монархии представительным конституционным управлением

· Конституционная монархия

o Представительская функция монарха

· Двухпалатный парламент

o Палата пэров (пожизненная служба; не зависит от происхождения; 200 человек)

o Нижняя палата (80 человек; 400 – дворяне, еще 400 – представители разных сословий)

o Сенат определяет внешнюю политику, ведение войны, объявление мира, устанавливает налоги, отчеты по бюджету, обсуждение и принятие законов, назначает на высшие государственные должности

· Ликвидация крепостного права. Детали (земля и гражданские права) не решались. Декабристы были не против наделения крестьян землей – отслужившие 25 лет рекруты наделялись землей

· Отмена сословий и гражданское равенство всего населения

· Улучшение военной службы, но ничего не говорится о замене рекрутчины на постоянную армию

· Широкое развитие торговли и промышленности в России, внешней и внутренней. Продвижение на основные мировые рынки

· Программа русской экспансии

Средства действия – военные, революционные. Организация строится под вооруженный переворот. Конспиративное, тайное движение по примеру масонских лож.

В 1815 году возникает «Священная артель» среди офицеров генерального штаба. Основатели – братья Муравьевы. Бурцев, Колошин, лицеисты. Генеральный штаб армии располагался в царском селе, и на заседаниях часто бывали Пушкин, Пущин, Вольфовский и др. лицеисты. Программы у Артели не было. Это были просто собрания близких по духу людей, которые обсуждали политические вопросы, однако вопрос о преобразованиях не ставился. Все их разговоры были пронизаны духом антикрепостническим, антисамодержавным, пронизанным духом свободы. Заседания проходили под колокольный звон – символ новгородской вольности.

В Священную Артель входили Трубецкой, Шаховской, Муравьев-Апостол. На заседаниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, устройства государства. Только разговоры, нет четкой политической программы. Ранние декабристские общества были образовательно-культурными, теоретическими, потому были легальными и угрозы для власти не представляли. По мере того, как надежды на реформы уходят в прошлое, члены тайных обществ приходят к мысли о создании более деятельного сообщества.

«Союз спасения». Впоследствии название было изменено на «Союз истинных сынов отечества». В новое общество вошли почти все члены священной и семеновской артели. Никита Муравьев, Бурцев, Колошин, Якушкин, Трубецкой, Шаховской, Муравьев-Апостол, Илья Долгоруков, а позднее Пестель, Лунин, они составили организационное ядро нового общества. Пестелю поручили написание устава общества. Главная цель – подвязаться на пользу отечеству всеми силами. Прежде всего: замена самодержавия конституционным правлением и отмена крепостного права.

Организация взята у масонов. «Бояре» – самые классные, в курсе всех целей и задач, имели право принимать новых членов общества. «Мужи»" – вступили позже бояр, но все же посвящены в цели общества и могут принимать новых членов. «Братья» – как ученики у масонов.

Умеренное крыло союза спасения, как Бурцев, считали, что нужно ждать реформ сверху. Представители радикального направления (Муравьев-Апостол, Якушкин) считали, что нужно самим браться за дело.

На съезде союза спасения уже обсуждались революционные действия, а Якушкин даже заговорил о цареубийстве. Эту идею поддержали, и даже решили основать «гвардию смертников», которая должна была захватить Александра во время какого-либо мероприятия, и в случает угрозы его спасения убить его и застрелиться.

Кризис Союза спасения. Роспуск Союза спасения. Помимо радикализма, причиной кризиса и распада стало недовольство рядовых братьев. 1818 год

Образование Союза Благоденствия, в который вошли почти все члены союза спасения. В отличие от союза спасения, который был сугубо конспиративным тайным обществом, союз благоденствия был полулегальной организацией. Коренная управа – ядро союза. Ему подчиняли местные управы, распространенные на территории европейской России. Управы должны были подчиняться коренной управе и выполнять ее решения.                                                                               

Большое количество разных обществ, связанных с декабристской организацией. Арзамас, Измайловское общество, Военное общество, Вольное экономическое общество, Общество ланкастерского обучения, Журналистское общество и др. Это легальные общества по интересам. Для чего нужны были легальные общества новой декабристской организации. Установка декабристский просветителей – «Мнения правят миром». Они хотели действовать не только силой, но и путем просвещения. Нужно подготовить общество к грядущим преобразованиям. Общественное мнение должно было поймать нудный настрой. Через эти легальные организации декабристы готовили общественное мнение и воспитывали готовность к переменам. В обществе было 4 отрасли общественно-просветительской деятельности:

1. Хозяйственное (экономическое) – пропаганда новых видов организации хозяйства. Крепостное хозяйство менее продуктивно, чем труд наемных рабочих. Тургенев – «Опыт теории налогов». Почему казна пуста? – у крестьянина нет заинтересованности работать, потому с него мало налогов.

2. Просветительская. Декабристы считали, что мало иметь гражданские права, нудно уметь правильно их использовать на благо общества. Просвещение народа направлено на народные массы, солдат. Метод ланкастерского обучения. (суть в том, что государство не может обеспечить всеобщее начальное образование, и это задача каждого грамотного человека. Нужно создавать небольшие группы и их обучать. Эти обученные в свою очередь собирают собственный кружок. Растет пирамида просвещенных в геометрической прогрессии) Под эгидой Орлова Раевский развернул программу Такого обучения в своем полку

3. Филантропическая. Задача – сформировать новое отношение между дворянством и крепостными крестьянами. Крестьянин – такой же человек, такая же личность, как и дворяне, мещане и другие свободные люди. Следовательно, с такой точки зрения крепостное право аморально. Декабрист Глинка отказался от всех благ, копил деньги на выкуп крепостного крестьянина поэта Сибирякова. Когда декабристы узнавали, что какой-то помещик особенно свирепствует по отношению к своим крестьянам, они помогали им, укрывали их

4. Правосудия. Декабристы видели множество минусов у действовавшего судопроизводства – басманный суд. Декабристы не только критиковали судебную систему, но и лично шли в эту систему и личным примером показывали, что можно работать в этой системе без проволочек и взяток.

«Зеленая книга»:

Член союза благоденствии должен порицать:

1. Аракчеевщину

2. Военные поселения

3. Несправедливость судей

4. Милицейский произвол

5. Леность

Хвалить:

1. Мягкую цензуру

2. Помощь бедным

3. Гуманность к крестьянам

4. Просвещение

5. Справедливый суд

6. И т.д.

Эта программа была открытой, поскольку не противоречила существующему строю. Люди просто собирались и мечтали о справедливом обществе. Улыбышев написал утопию «Сон», где он во сне видит Санкт-Петербург через 50 лет, и там все плюшево и няшно. В зимнем дворце не царь, а народное собрание, вместо двуглавого орла птица феникс и оливковая ветвь, вместо православия – поклонение всесильному разуму. Люди просвещенные, гуманные. Одежда – не европейские костюмы, а старорусские.

Если общественное мнение будет готово к преобразованиям, реформы пройдут как по маслу и не вызовут никакого противодействия.

Однако мечты себя не оправдали. Вместо гуманного отношения к крепостным помещики ужесточают эксплуатации. Муштра в армии, расширение военных поселений, усиление аракчеевшены. Александр отходит от дел и передает всю полноту власти Аракчееву. В Европе в это время революции шли то там, то здесь. Особое впечатление на декабристов произвела революция в Испании. Там преобразования произошли под давлением армии. Декабристы уверились в эффективности и необходимости силовых методов и революции. Мнение это укрепляют события в армии, восстание семеновского полка. Нужно опередить нарастающий народный бунт.

В 1820 году на квартире Глинки декабристы собрались на съезд для обсуждения будущего государственного строя России. Прежде всего – КМ или республика Чтобы закрепить преобразования, сделанные с помощью армии, нужно обеспечить поддержку народа, а это можно сделать путем установления республики. Декабристы единогласно проголосовали за республику. Тургенев: «Президент без дальних споров».

Для поддержки народа нужны еще преобразования. Отмена крепостного права, дарование личной свободы крепостным. Декабристы представляли дело так: крестьянам свободу, помещикам – конституция. Она дает помещикам возможность государственной власти.

Иван Дмитриевич Якушкин, рассуждая в таком ключе, решил показать на собственном примере, как нужно освобождать крестьян. Он их собрал, и объявил им свободу. Но крестьяне почему-то не радуются, стоят и молчат. Один из крестьян наконец сказал: «А земля-то что?». «А земля моя». «Ну, тогда, батюшка, будь по-старому». Народу помимо свободы нужна еще и земля.

События в Европе убеждают декабристов в том, что одних конституционных свобод мало. Нужны еще и социальные гарантии. Уже в 1820-21 гг. декабристы убедились, что мало одной конституции, нужно решить вопрос о земле.

Таким образом, идеология декабристов сместилась на три оси: республика, революция, наделение крестьян землей. Следующий шаг – переход на нелегальную основу. Декабризм выделяется из общего просветительского потока в революционно-демократическое направление. Логика развития движения ведет декабристов к мысли отсечения ненужных попутчиков и создания четкой организации. Для того был созван съезд в Москве. Там распустили Союз Благоденствия. При этом, те, кто были появщены в истинный смысл этого мероприятия, остались для создания новых обществ. В 1821 году создаются 2 новых общества – северное и южное.

Южное общество.

От тульской управы были Бурцев и Колошин. О роспуске они рассказали в Тульчинской управе. Басаргин, братья Бобрищевы-Пушкины и др. Принято решение о создании южного общества на основе Тульчинской управы создали коренную управу –Пестель, Юшневский, Никита Муравьев (заочно). С этого времени и Пестель на Юге и Муравьев на Севере активно работают над программами. Пестель первым закончил работу и представил ее на первом съезде Южного общества в имении Каменка под Киевом (каменка стала столицей Южного общества). Съезды проходили под видом праазднования именин. На совещании Пестель познакоми членов Южного общества в первой редакицией Русской Правды. Через год они собрались вновь и единогласно приняли чуть измененную Русскую правду. На этом же съезде создаются еще две новых управы – каменская (Волконский и Давыдов) и Васильковская (Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин).

Объедиенное совещание членов южного и северного общества. Устанавляваются связи декабристов с польским тайным обществом, с Обществом Соединенных Славян, созданном в 1819 году (сугубо просветительское общество, цель – объединение всех славян и создание славянской ресбпубики). В 1825 году Общества соединенных славян влилось в южное общество.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!