Русская правда. Характеристика



История написания начинается в 1821 оду, хотя первые наброски у Пестеля появились еще со времен обучения в пажеском корпусе. \

Русская правда имеет 3 редакции:

· 1821 - 1822

· 1824

· 1825 – краткое, конспективное изложение Русской правды «Государственный завет»

Когда начались гонения, Пестель понимал, что Русская правда – главный компромат на декабристов, поэтому, когда Пестеля арестовали 13 декабря, он дал распоряжение товарищам закопать русскую праву там, где ее не найдут. Во время допросов правительство давило на Пестеля, чтобы он выдал местоположение. Правду нашли в деревне Кирнасовка. Русская правда хранилась в секретном архиве до первой русское революции. В 1908 году историк Дубровин опубликовал фрагменты Русской правды

Структура: введение и 10 глав. 5 глав из 10 дошли полностью, еще 5 – во фрагментах.

Декабристы были любимой темой советских историков, потому фрагменты пяти глав были ретроспективно восстановлены

Введение. Пестель теоретически обосновывает преобразования. Объясняет что такое государство (точка зрения Руссо, т.е. теория общественного договора). Озвучена идея о народном суверенитет. Пестель проговаривает принцип «Благоудобства большинства». Этот принцип проходит через все вопросы, затронутые в Русской правде. Государство должно проводить такую политику, чтобы отражать интересы народа. Поскольку власть принадлежит одному человеку – императору, то это устройство является зловластием, ведь нарушается принцип благоудобства большинства, т.е. власть нелегитимна. Значит, власть незаконна и народ имеет право на ее свержение. Т.е. Пестель идет дальше просветителей, приходит к идее неизбежности и законности революции.

Глава 1. О земельном пространстве и административных границах. Обзор границ, административного деления. Будущее административное деление должно строиться на сохранении территорий. Дальний Восток, Монголия, Северо-восточных Казахстан, Кавказ, Молдавия – объекты расширения русского государства. Вся территория должна быть разделена на 10 уделов и 3 области, а уделы – на губернии; губерния на уезды; уезды на волости. Т.е. сохраняется административная структура, вводятся лишь более широкие единицы – уделы. Пестель разделял положения федерализма, но касательно практического устройства считал, что государство должно быль сильным и централизованным, т.е. унитарным. Принцип благоудобства большинства – государство большинство, и его интересы превыше всего.

Глава 2. О народе, Россию населяющих. Народы делятся на:

Народ русский (не только этнические русские, но и украинцы и белорусы, не разделяя их, их ходя из того, что мы объединены обей культурой, религией, историей)

Племена, к России присоединенные. Народы, присоединенные к России в процессе образования государства.

Иностранцы, к которым Пестель относит те народы, которые прибыли в Россию из сопредельных ей стран и живут компактными этническими группами на территории России, сохраняя свои этнические особенности.

Первые две группы не разделяются в гражданско-политическом отношении. В отношении третьей группы Пестель менее толерантным. Иностранцы, живущие в России и сохраняющие свою культуру, являются подданными России, служат в армии и платят налоги, но политическими правами не обладают. Оговорка: иностранец, принявший язык, религию и культуру России, считаются русскими. Обособленно живущие иностранцы являются инородцами. В решении этого вопроса Пестель исходил из желания объединить два права: права народности и права государства. Право народности – право каждого народа на свою государственность. Но если это право приходит в противоречие с правом государства, народность подавляется, народы должны отказаться от создания народного государства. Народы не смогут осуществить своего суверенитета, попадут к кому-нибудь в зависимость, нарушат мировой баланс и т.д. «Они [неславянские народы] сольются в единый народ [в политическом отношении]». Пестель допускал существование другой этнической культуры, выступает против колониальной политики европейских государств, т.к. это приводит к ущемлению гражданских прав. Провозглашая русский народ государственно образующим народом, Пестель не делает его высшим народом. Никакой русификации, никакого подавления. Миссия русского народа заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за благосостояние малых народов. Эта ответственность должна быть обоюдной. Малые народы должны подчиниться общим правилам государства. Если они не пожелают этого делать, то ради блага большинства, большой народ может применить силовые санкции. Депортировать во внутренние территории Российского государства особо непокорных.

Еврейский вопрос. Он появилс в России на рубеже 18 и 19 веков в связи с тем, что в Россию вошли земли бывшего польского государства. Поскольку в польских землях евреи сталкивались с жестким антисемитизмом, то после присоединения еврей свалили во внутренние земли империи. Екатерина 2 и Александр 1 либерально к этому относились. В руках евреев стали все экономические ресурсы тех земель. Пестель, по принципу благоудобства большинства, предлагал склонить евреев к отказу от подобной изоляции. При отказе евреев против них должны быть применены санкции – выселение на историческую родину.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!