Специальность «Инструментальное исполнительство» (ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА)
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
І сессия
исполнение программы на инструменте
Требования к исполнению сольной программы:
Класс бандуры
а) одно полифоническое произведение;
б) одно произведение крупной формы;
в) два разных по характеру произведения;
г) два вокальных произведения, разные по характеру.
гаммымажорные и минорные до четырех диезов и трех бемолей правой и левой руками вместе, в сдержанном темпе, ритмическими группировками: 1-1; 1-2; 1-3; 1-4; 1-5; трезвучия главных ступеней тональностей и их обращения; арпеджио малое, большое, ломанное; штрих-стаккато; доминантсептаккорд - в тональности Соль мажор.
два этюда на разные виды техники.
Приемы игры: щипок, удар, флажолеты, тремоло одной ноты. Мелизмы: морденты, форшлаги.
Приблизительная программа
Й.С.Бах. Сарабанда си-минор.
/"Взял бы я бандуру", выпуск 10/
Й.С.Бах. Куранта Соль мажор.
/Педагогический репертуар бандуриста. Выпуск 11. Составитель А.Омельченко /
Г.Ф.Сделка. Чакона ре минор.
/Педагогический репертуар бандуриста. Выпуск 11. Составитель А.Омельченко /
К.Мясков. Вариации на тему "Если бы мне ботинки".
/Библиотека бандуриста. Выпуск 15. Составитель С.Баштан. Киев,1960/.
В.Сазонов. Вариации на тему русской народной песни "Метелица".
С.Баштан. Обработка украинской народной песни "И шумит, и гудит".
/Библиотека бандуриста. Выпуск 18. Киев, 1962/
С.Баштан Экспромт.
/Репертуар бандуриста. Выпуск 9/.
|
|
Г.Дремлюга. Лирическая песня.
/Взял бы я бандуру". Выпуск 4/.
Класс балалайки
а) одно произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
Г.Сделка. Allegro из Сонаты для скрипки G-dur, 1 ч.
Б.Барчунов .Концерт, ІІ и ІІІ части.
Г.Камалдинов. Сюита и народные темы (4 части).
б) произведение кантиленного характера обработка народной песни
(ориентировочный уровень сложности)
Ф.Шуберт. Серенада.
В.Андреев. Вальсы.
А.Шалов. «Волга - реченька глубока», «Тонкая рябина».
О.Незовибатько. Гречанинка и казачок.
в) оригинальное или виртуозное произведение
(ориентировочный уровень сложности)
Е.Авксентьев. Юмореска; В.Андреев. Полонез.
С.Рахманинов. Итальянская полька.
Й.Брамс. Венгерские танцы, № 2,5.
гаммы мажорные и минорные до 3 знаков на струне "ля" с переходом на струну "ми". Игра одноголосных гамм ритмогруппами по 2,3,6 нот акцентами.
Приемы игры: бряцанние, двойной щипок, гитарные приемы, дробь (большая и малая), тремоло;
|
|
Штрихи: при игре тремоло двойными нотами - стаккато, легато, маркато, арпеджио.
один-два этюда на разные виды техники.
(ориентировочный уровень сложности)
Н.Чайкин. Этюд;
А.Шалов. Этюд -тарантелла;
Ю.Блинов. Сборник "40 этюдов".
Класс домры
а) произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
А.Вивальди Концерт ля минор, ре минор, Соль мажор - 1 ч.;
А.Комаровский Концерты -2,3;
Ф.Зейц Концерт 1,2
б) два разнохарактерных произведения (одно - кантиленного характера, второе- оригинальное или виртуозное)
(ориентировочный уровень сложности)
Л.Боккерини. Менуэт;
К.Бом. Беспрерывное движение;;
Г.Веревка. Лирическая песня;
Г.Верикивский. "Украинская сюита" (одна из 2-х песен);
В.Гомоляка. 10 пьес для скрипки.
Две гаммы (мажорная и минорная) до 3-х знаков в 2 и 3 октавы - разнообразными оттенками, репетиции от 2 до 8 нот включительно; ритмогруппы 2-8 нот разными штрихами; арпеджио 3-х видов.
два-три этюда на разные виды техники
(ориентировочный уровень сложности)
Г.Шелест, М.Белоконев - Этюды для домры, 5 кл.;
Ф.Вольфарт Этюды для скрипки.
Класс гитары
а) полифоническое произведение
(ориентировочный уровень сложности)
|
|
две-три части из сюит Р. де Визе, И.Ропкалли, Х.Пурсел
б) произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
сонаты, сонатины (Ф.Карулли, Ф.Молино и др), рондо, фантазии.
в) две разнохарактерные пьесы
(ориентировочный уровень сложности)
О.Иванов-Крамской. Элегия,Порыв;
А.Храбовский.Прелюд.Ноктюрн и др.
Гаммы в объеме 1-2 октав до 2-х знаков разными ритмическими рисунками (дуоли, триоли, квартоли, квинтоли).
два-три этюда на разные виды техники (сложностью за V кл. ДМШ).
Класс баяна, аккордеона
а) одно полифоническое произведение (двухголосные инвенции И.С.Баха и др.).
б) одно произведение крупной формы сложностью за V кл. ДМШ (сонатины Кулау, Чимароза, Гайдн, Яшкевич, Дербенко и др.)
в) одно произведение кантиленного характера.
г) одно произведение с элементами виртуозности, построенное на народном мелосе или оригинальное (сложностью за V кл. ДМШ).
Гаммы мажорные на 3-4 октавы основными штрихами из каждого с 3-х рядов правой клавиатуры (двумя руками), терциями (по возможности); минорные гаммы одноголосные (по возможности); арпеджио мажорные, аккорды;
Один-два этюда на разные виды техники.
|
|
Критерии оценивания
5-балльная | 12- балльная | 200- балльная | Критерии учебных достижений абитуриентов |
1 | 2 | 3 | 4 |
«неудовлетворительно»
| 1 |
100-123 | абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие способностей к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается. |
2 | абитуриент демонстрирует непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к професссиональному обучению не наблюдается. | ||
3 | абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами. | ||
«удовлетворительно»
| 4 | 124-132 | абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки. |
5 | 133-141 | абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне. | |
6 | 142-149 | абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции. | |
«хорошо»
| 7 | 150-158 | абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений допускает некоторые ошибки. |
8 | 159-167 | абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки. | |
9 | 168-175 | абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень подготовки, овладел комплексом исполнительских приемов согласно уровню художественных и учебных задач программы. | |
«отлично»
| 10 | 176-184 | абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления. |
| 11 | 185-193 | абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и наклон к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств. |
12 | 194-200 | абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими навыками, понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу. |
ІІ сессия
проверка и оценивание способностей абитуриента по
музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения, прежде всего, практическими навыками в построении, разрешении, определении перечня названий тех или других музыкальных элементов и т.п. Кроме того, следует проявить осведомленность в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
СОЛЬФЕДЖИО
1.Написать одноголосный диктант в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4 на протяжении 30 минут из 10 проигрываний. Ладо-интонационные трудности - соединение 3-х видов минора, несложные скачки вверх и вниз. Ритмические трудности: ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы.
2. Пение:
а) гаммы - мажорной (2-х видов) и минорной (3-х видов) до 5-ти знаков;
б) отдельных ступеней в тональности и разрешение неустойчивых ступеней;
в) интервалов - чистых, малых и больших в тональностях мажора и минора и от звука вверх и вниз;
г) интервалов - ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и миноре, ув.4 и ум.5 в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением. Те же интервалы от звука вверх и вниз с разрешением в тональностях мажора и минора;
д) аккордов - в тональности: трезвучия главных ступеней и их обращения; D7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением и аккордов от звука: мажорное и минорное трезвучия и их обращения; D7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением в тональностях мажора и минора.
3. Слуховой анализ:
а) мажорных ладов (2-х видов) и минорных (3-х видов) в звукорядах, тетрахордах;
б) отдельных ступеней в ладу;
в) интервалов вне лада (2-3) из 2-х проигрываний;
г) аккордов вне лада (2-3) из 2-х проигрываний.
д) ладов народной музыки.
4. Пение по нотам:
Незнакомой мелодии с дирижированием в размере 2/4, 3/4 и 4/4. Интонационные и ритмические трудности - соответственно диктанту.
Критерии оценивания
5-балльная | 12- балльная | 200- балльная | Критерии учебных достижений абитуриентов |
1 | 2 | 3 | 4 |
«неудовлетворительно»
| 1 |
100-123 | навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма. |
2 | абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ. | ||
3 | абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты. | ||
«удовлетворительно»
| 4 | 124-132 | абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок. |
|
| ||
| 5 | 133-141 | абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют. |
6 | 142-149 | абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы. | |
«хорошо»
| 7 | 150-158 | абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками. |
8 | 159-167 | абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки. | |
9 | 168-175 | абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка. | |
«отлично»
| 10 | 176-184 | абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и привычек, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка. |
11 | 185-193 | абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять приобретенные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью. | |
12 | 194-200 | абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущения художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлениях, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности. |
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!