Специальность «Инструментальное исполнительство» (ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)



УТВЕРЖДАЮ” Директор Донецкого музыкального училища   ____________________ А.В.Куслин “_____”______________________ 2017 г.  

ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ

Донецкого музыкального училища

Донецкой Народной Республики

На 2017 год

 

 

Специальность «Инструментальное исполнительство»(ФОРТЕПИАНО)

 

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

І сессия

исполнение программы на инструменте

    Требования к исполнению сольной программы:

а) полифоническое произведение;

б) 2 этюда, один из которых октавный;

в) одна или две части крупной формы (желательно сонатной);

г) два произведения разнохарактерного содержания (одно - кантиленного характера)

- исполнение гамм (в объеме требований ДМШ);

- чтение с листа (репертуар 4-5 класса ДМШ).

 

Критерии оценивания 

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие способностей к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2 абитуриент демонстрирует непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к професссиональному обучению не наблюдается.
3 абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132 абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5 133-141 абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6 142-149 абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений допускает некоторые ошибки.
8 159-167 абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9 168-175 абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие  способности и достаточный уровень подготовки, овладел комплексом исполнительских приемов согласно уровню художественных и учебных задач программы.

«отлично»

 

10 176-184 абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11 185-193 абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и наклон к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12 194-200 абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими навыками , понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.

 

ІІ сессия
 
проверка и оценивание способностей абитуриента по
музыкально-теоретическим дисциплинам

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения, прежде всего, практическими навыками в построении, разрешении, определении, перечня названий тех или иных музыкальных элементов и т.п. Кроме того, следует проявить знания в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).

СОЛЬФЕДЖИО

  1. Написать одноголосный диктант в объеме периода в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки, хроматизмы; ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проигрывается 10 раз на протяжении 30 мин.

 

2. Пение:

а) гаммы мажорные и минорные до 7 знаков включительно (3-х видов), старинные диатонические лады  от разных ступеней;

б) интервалы – диатонические (большие, малые, чистые), тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);

в) интервалы - увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув.5, ум.4, ув.2, ум.7 и тритоны на ступенях гармонического мажора и минора);

г) интервалы - чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы с разрешением - от данного звука;

д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенные трезвучия и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (D7) и его обращения с разрешением, вводные септаккорды, септаккорд II ступени (SII7) с разрешением;

е) аккорды от данного звука (вверх и вниз): мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; D7 и его обращение, вводные септаккорды (малый и уменьшенный), септаккорд ІІ ступени (малый минорный).

1. Слуховой анализ:

а) интервалов вне лада (4-6);

б) аккордов вне лада (с разрешением и без него) (4);

в) ладов в звукоряде или мелодии.

2. Пение по нотам: мелодии с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8; мелодии однотональные с несложными хроматизмами, отклонениями в тональности I ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли.

Абитуриент должен владеть навыками анализа мелодии (определение ладотональной основы, видов мелодичного движения, ритмических особенностей, структуры и т.п.) и несложных 2-голосных примеров (пение и игра, анализ).

 

Критерии оценивания

 

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

 

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма.
2 абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3 абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132   абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5 133-141 абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6 142-149 абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8 159-167 абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9 168-175 абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.

«отлично»

 

10 176-184 абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и привычек, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка.
11 185-193 абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять приобретенные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.
12 194-200 абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущения художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлениях, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности.

 

 

 

Специальность «Инструментальное исполнительство» (ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

 

I сессия
Исполнение программы на инструменте

Требования к исполнению сольной программы:

Класс скрипки и альта

а) одна гамма в объеме 3- х октав (мажорная и минорная) в воздержанном темпе, в ритмической группировке по 4, 8.12 и 24 звука легато, основные штрихи (мартле, стаккато, спикато, сотийе), арпеджио соответственно по 3 и 9 звуков легато;

б) двойные ноты (терции, сексты, октавы в пределах гаммы в 2 октавы);

в) два этюда на разные виды техники;

г) произведение крупной формы (одну-две части концерта или сонаты);

д) две разнохарактерные пьесы;

Класс виолончели

а) одна мажорная гамма в 3 октавы (мажорная или минорная) в сдержанном темпе, в ритмической группировке по 4, 8, 12 и 24 звука легато, арпеджио соответственно по 3, 6, 9 легато и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

б) два этюда на разные виды техники;

в) произведение крупной формы (одну-две части концерта или сонаты);

г) две разнохарактерные пьесы.

 

Критерии оценивания

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

 

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие склонности к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2 абитуриент обнаруживает непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
3 абитуриент воспринимает и выполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132   абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5 133-141 абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6 142-149 абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений случаются некоторые недостатки.
8 159-167 абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9 168-175 абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень предыдущей подготовки, овладел комплексом исполнительских навыков согласно уровню художественных и учебных задач программы.

«отлично»

 

10 176-184 абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11 185-193 абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и склонность к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12 194-200 абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение  исполнительскими приемами, понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.

 ІІ сессия
 
проверка и оценивание способностей абитуриента по
музыкально-теоретическим дисциплинам

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения прежде всего практическими навыками в построении, разрешении, определении, перечня названий тех или иных музыкальных элементов и т.п.. Кроме того, следует проявить знания в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).

СОЛЬФЕДЖИО

  1. Написать одноголосный диктант в объеме периода в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки, хроматизмы; ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проигрывается 10 раз на протяжении 30 мин.

 

3. Пение:

а) гаммы мажорные (2-х видов) и минорные (3-х видов) до 7 знаков включительно, старинные диатонические лады  от разных ступеней;

б) интервалы -  диатонические (большие, малые, чистые), тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);

в) интервалы - увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув.5, ум.4, ув.2, ум.7 и тритоны на ступенях гармонического мажора и минора);

г) интервалы - чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы с разрешением - от данного звука;

д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенные трезвучия и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (D7) и его обращения с разрешением, вводные септаккорды, септаккорд II ступени (SII7) с разрешением;

е) аккорды от данного звука (вверх и вниз): мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; D7 и его обращение, вводные септаккорды (малый и уменьшенный), септаккорд ІІ ступени (малый минорный).

3. Слуховой анализ:

а) интервалов вне лада (4-6);

б) аккордов вне лада (с разрешением и без него) (4);

в) ладов в звукоряде или мелодии.

4. Пение по нотам: мелодии с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8; мелодии однотональные с несложными хроматизмами, отклонениями в тональности I ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли.

Абитуриент должен владеть навыками анализа мелодии (определение ладотональной основы, видов мелодичного движения, ритмических особенностей, структуры и т.п.) и несложных 2-голосных примеров (пение и игра, анализ).

Критерии оценивания

 

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

 

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных привычек, развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма.
2 абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3 абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала не усвоен. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132   абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5 133-141 абитуриент владеет определенными навыками и умениями. Не всегда способен выполнить задания, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6 142-149 абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умения на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8 159-167 абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но при выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9 168-175 абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных работах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.

«отлично»

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!