Урок 38. Обряды при таинствах священства, брака и елеосвящения. Молебны и панихиды



Вы знаете, что архиереи, священники и диаконы получают благодать для своей службы в таинстве священства. Благодать Божия подается в нем, как и в других таинствах, через видимые действия. Таинство священства всегда совершается во время обедни. В архиерея посвящают не меньше двух архиереев, а во диакона и священника — один архиерей. Каждого достойного человека сначала посвящают во диакона, потом во священника и после в архиерея. Прямо во священника и в архиерея посвящать нельзя. Во диакона посвящают после того, как скажет архиерей за обедней: И да будут милости... Два диакона подводят того, кого архиерей будет посвящать, или, как говорится обыкновенно, ставленника, к царским вратам (за архиерейской службой они отворены во все время обедни). Старший диакон вводит ставленника в алтарь и обводит его три раза вокруг престола. Ставленник целует углы престола, а в это время в алтаре и на клиросе поют молитвы. Потом ставленник целует у архиерея руку и палицу, в знак своего смирения, и становится на одно колено около престола, а руки кладет на престол. Архиерей три раза благословляет его голову, а потом кладет на нее руку. Возложение руки архиерейской на голову ставленника есть главное действие в таинстве священства. Вместе с этим архиерей говорит и главные слова. Каждый человек, как мы говорили, похож на больного. Наша общая болезнь — наши грехи; для освобождения от грехов у нас своей силы недостает, а пастыри Церкви не только сами должны спасаться, но помогать и другим в спасении души. Они нуждаются в особенной благодати Божией. Эту благодать и дает им Бог в таинстве священства. Поэтому при посвящении во диакона, во священника и в архиерея говорятся слова: «Божественная благодать, которая всегда исцеляет больных и пополняет недостающее, производит такого-то во диа-кона, или во священника, или в архиерея, помолимся о нем». На клиросе в это время поют протяжно: Господи, помилуй, а архиерей читает молитвы. После молитв на нового диакона надевают орарь и поручи. Так же посвящают и во священника, только это посвящение бывает после пения «Яко да Царя...». В архиерея посвящают на малом входе. (Что называется малым входом?) При посвящении в архиерея ставленнику полагают на голову Евангелие.

В каком таинстве получают благодать пастыри Церкви? Когда оно совершается? Сколько степеней священства? Кто посвящает в них? Как называется тот, кого посвящают? В какое время обедни посвящают во диакона? Что при этом делается? Какое главное действие? О чем говорится в главных словах таинства? В какое время посвящают во священника? в архиерея?

 

Господь благословил людей на рождение детей. Дети рождаются от мужчины и женщины, когда они живут вместе. Для этого люди женятся и выходят замуж. На женитьбу и замужество нужно благословение Божие, особая сила Божия, чтобы муж и жена жили в согласии между собой. Поэтому Господь установил таинство брака. Оно зовется у нас венчанием. Для венчания жених и невеста приезжают в церковь. Здесь сначала священник берет у них кольца и кладет кольца на престол для того, чтобы Сам Господь освятил их. Этими кольцами священник благословляет жениха с невестой, а они три раза ме-няются кольцами, чтобы кольца всегда напоминали мужу и жене о благословении их любви Богом. Благословение кольцами называется обручением. Оно совершается в западной части храма. Священник при этом читает особые молитвы. В них он просит Бога благословить обручение. После обручения священник приводит обрученных на середину храма и начинает венчание, а перед этим спрашивает: «По охоте ли женятся обрученные?». Если который-нибудь из них скажет, что не по своей воле, то венчать нельзя. За венчанием также читаются молитвы, потом священник надевает на жениха и невесту венцы, благословляет обоих обрученных и говорит главные слова таинства. Какие? Венцы надеваются в знак того, что люди выше всех созданий Божиих, как будто цари над ними. В знак того, что у мужа с женой все общее: и радость и горе, они пьют при венчании вино из одного ковшичка и потом ходят вокруг аналоя. Что означает хождение вокруг купели при крещении? Так же означает радость и хождение при венчании потому, что новобрачные получили благодать Божию для семейной жизни.

 

Для чего нужна благодать Божия при браке? Как называется иначе это таинство? Почему оно называется так? Что бывает перед венчанием? Что означает обручение кольцами? Что означают венцы? Зачем новобрачные пьют из одного ковшичка? Что означает хождение вокруг аналоя?

 

Над тяжелобольными, как вы знаете, совершается таинство елеосвящения. Что называется елеосвящением? Для совершения этого таинства нужно приготовить деревянного масла, красного вина и семь деревянных палочек. Концы этих палочек обертываются ватой и ставятся по краям блюда с пшеницей, а в середину ставится стакан с маслом и вином. Во время елеосвящения читаются семь раз Апостол и семь раз Евангелие, а между ними читаются семь молитв, и одна молитва повторяется семь раз. Во время чтения ее священник помазывает больного елеем с вином. Это помазание с молитвой и составляют главные слова и действия в таинстве елеосвящения.

 

Над кем совершается елеосвящение? Что для совершения его нужно приготовить? Какие в нем главные слова и действия?

 

Кроме девяти служб и семи таинств, у нас совершаются еще молебны, акафисты, отпевание умерших и панихиды[236].

Молебнами зовутся особые службы, на которых мы молимся Богу, Богородице или угодникам Божиим. На молебнах у Бога мы просим спасения или благодарим Его за все милости, а святых просим помолиться за нас. Есть особые молебны — водосвятные, на которых освящается вода молитвами и опусканием в нее креста. В Крещение, в Преполовение (когда бывает этот праздник и что он означает?) и в первый Спас водосвятные молебны служатся на реке или на озере. Служатся еще молебны в полях о том, чтобы Бог дал урожай или дал дождь, когда его долго не бывает.

Акафисты читаются или за всенощной, или за молебном. В акафистах прославляется Господь, Богородица или святые. В акафистах поэтому часто говорятся слова радуйся и аллилуйя — «хвалите Бога».

Когда умрет христианин, то тело его приносят в церковь для отпевания. На отпевании молятся о том, чтобы Господь дал покой душе умершего. Христианин крестится, исповедуется, причащается в церкви, потому его и мертвого приносят в нее. Отпеванием дается умершему последний почет от людей за то, что он веровал в Господа. Покоя душе умершего мы просим у Бога и после. Для этой молитвы установлена служба — панихида. Бог исполняет молитвы людей, если они живут в любви и согласии между собой. Своей молитвой мы показываем любовь к людям умершим и потому надеемся, что Бог помилует их.

 

Что называется молебном? Какие бывают молебны? Что называется акафистом? Зачем отпевают покойников? Зачем служат панихиды?

 

Теперь мы с вами кончили учить по Закону Божию все, что можно выучить в училище, но вы узнали далеко не все. Поэтому не надо забывать учение и после окончания курса. Чтобы лучше знать закон Господень, читайте постоянно Евангелие. Евангелие такая книга, которую никогда не наскучит читать. Наоборот, чем больше читаешь Евангелие, тем больше хочется его читать, потому что больше начнешь понимать его. Всего дороже для нас жизнь, а в Евангелии говорится о лучшей жизни, о жизни вечной. Эта вечная жизнь словно светит при чтении Евангелия. Читаешь его, и на душе делается так сладко, как будто начал жить новой, лучшей жизнью. Читайте каждый день Евангелие и вы сами узнаете эту сладость.

 


[1] Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе / Пер. с нем. 2-е изд., испр. и доп. М., 1898. С. 16.

[2] Следует различать метод изучения от способа. Методов преподавания Закона Божия выработано до настоящего времени только три, а способов может быть весьма много. Один и тот же метод может быть употребляем разными учителями различно.

[3] В течение первой половины учебного года это, конечно, совершенно немыслимо, а во второй — затруднительно.

[4] См.: Соколов А. Ф. Методика Закона Божия для законоучителя народных школ: 6-е изд., испр. и доп. М., 1897. С. 98.

[5] Слово «Законоучитель» далее в сокращении — З.— Ред.

[6] Слово «Ученик» далее в сокращении — У.— Ред.

[7] Вставание всего класса применяется при заучивании главных положений и при ответах хором, для возбуждения внимания учеников. С этой целью и делается в начале занятий упражнение в одновременном ровном вставании всего класса. Применение вставания всего класса указываться в ходе уроков не будет, так как оно вполне зависит от настроения учащихся, и законоучитель сам может видеть, когда оно нужно.

[8] Для упражнения учеников в умении правильно построить речь некоторые преподаватели требуют от них так называемых полных ответов, т. е. ответов с повторением предложенного вопроса. В последнем случае слова в вопросе должны быть расположены в том порядке, в каком они должны следовать в ответе.

[9] При занятиях с детьми употребление местоимений неудобно и поэтому их следует избегать. В предлагаемых конспектах местоимения употребляются ради краткости, но на уроках они должны быть заменяемы именами существительными.

[10] Термин сотворил выясняется на 9-м уроке

[11] Термин Промысл Божий лучше объяснить в третьем отделении.

[12] Понятие святой остается пока невыясненным, вследствие особенной трудности его понимания, до 9-го урока.

[13] Выражения «порицать», «поносить» и тому подобные незнакомы детям, а потому здесь «хвалить» противопоставляется слову «бранить» в русском значении последнего.

[14] Это правило должно соблюдаться при изучении каждой молитвы, и в дальнейшем изложении указаний о хоровом и одиночном заучивании делаться не будет.

[15] Более глубокое значение поклонов может быть выяснено при объяснении богослужения.

[16] Время коленопреклонной молитвы, сообразно церковному уставу, может быть указано при объяснении богослужения.

[17] Здесь сначала дается общее понятие о мире невидимом и от этого общего понятия делается переход к частному — Ангелам. Вывод общего понятия из частного был сделан при сообщении понятия о мире видимом, и потому вторичное применение аналитического метода в данном случае излишне.

[18] Перевода слова Ангел не делается, так как русское слово вестник для учеников так же мало понятно, как и греческое — Ангел.

[19] Ср.: Быт. 2, 16—17.— Ред.

[20] Ср.: Быт. 3, 1.— Ред.

[21] Ср.: Быт. 3, 2—3.— Ред.

[22] Ср.: Быт. 3, 4—5.— Ред.

[23] Ответы учеников предполагаются на основании прежнего объяснения приводимых молитв.

[24] Молитва «Святый Боже...» называется по-другому Трисвятым.— Ред.

[25] Первый ответ получается: «Люди»; за ним следует вопрос: «Сколько их?» и т. д. Задача законоучителя состоит в направлении учащихся к желаемому результату сообразно ответам детей, которые предусмотреть невозможно.

[26] Ср.: Лк. 8, 11—12.—Ред.

[27] Лк. 18, 13.— Ред.

[28] См.: Иов 1, 20–21.— Ред.

[29] Урок ведется перед праздником Введения во храм Пресвятой Девы Марии.

[30] Пока дети не знают ничего о разделении храма на три час­ти, говорить о введении Девы Марии во Святая Святых — бесполезно.

[31] Ср.: Лк. 1, 28.— Ред.

[32] Ср.: Лк. 1, 30–31, 35.— Ред.

[33] Ср.: Лк. 1, 38.— Ред.

[34] Лк. 1, 42.— Ред.

[35] Лк. 11, 1.— Ред.

[36] Лк. 11, 2.— Ред.

[37] Значение отдельных выражений: иже, еси, да и т. д. может быть выяснено учащимся не ранее второго года обучения.

[38] Буквальный перевод этих слов ничего не объясняет детям, а приведенное истолкование в значительной степени соответствует тексту молитвы и доступно пониманию детей.

[39] Объяснение, что под хлебом в молитве Господней разумеются все потребности человека, для учеников первогодников непосильно.

[40] Разделение этого прошения на две части делается вследствие значительности по величине предшествующих объяснений.

[41] См.: Мф. 8, 21—35.—Ред.

[42] Хотя этими словами далеко не вполне обнимается содержание молитвы Господней, но дети не могут усвоить более, а потому в первом отделении школы достаточно и такого краткого объяснения.

[43] Ср.: Лк. 2, 10—11.— Ред.

[44] Перевод делается применительно к детскому пониманию. Впоследствии он может быть сделан более точно.

[45] Лк. 2, 14.— Ред.

[46] Ср.: Лк. 2, 15.— Ред.

[47] Ср.: Мф. 2, 8.— Ред.

[48] См.: Мф. 2, 17; Мк. 1, 11; Лк. 3, 22.— Ред.

[49] Слово раб непонятно детям, а объяснение его может вы­звать путаницу в понятии детей о Всеблагом Боге. Поэтому лучше пока оставить одно слово необъясненным, чем колебать чувство любви детей к милостивому небесному Владыке.

[50] Ср.: Лк. 2, 29–31.— Ред.

[51] См.: Лк. 2, 32.— Ред.

[52] Ср.: Ин. 20, 23.— Ред.

[53] См.: Мф. 26, 26; Мк. 14, 22; Лк. 22, 19.— Ред.

[54] См.: Мф. 26, 27–28; Мк. 14, 23–24; Лк. 22, 20.— Ред.

[55] Ср.: Лк. 22, 19.— Ред.

[56] См.: Мф. 21, 1–9; Мк. 11, 1–10; Лк. 19, 29–44; Ин. 12, 12–19.— Ред.

[57] Ср.: Ин. 12, 13.— Ред.

[58] Мф. 26, 49; Мк. 14, 45; Лк. 22, 47.— Ред.

[59] Мф. 26, 63; Мк. 14, 61; Лк. 22, 67.— Ред.

[60] Мф. 26, 64; Мк. 14, 62; Лк. 22, 70.— Ред.

[61] Мф. 26, 65; Мк. 14, 63.— Ред.

[62] Мф. 26, 66; Мк. 14, 64.— Ред.

[63] Мф. 26, 67–68; Мк. 14, 65; Лк. 22, 64.— Ред.

[64] См.: Мф. 27, 1–26; Мк. 15, 1–15; Лк. 23, 1–25; Ин. 18, 28–40.— Ред.

[65] См.: Мф. 27, 28–60; Мк. 15, 16–46; Лк. 23, 26–54; Ин. 19, 23–42.— Ред.

[66] См.: Лк. 23, 42.— Ред.

[67] См.: Мф. 27, 62—66.— Ред.

[68] См.: Мф. 28, 1—8.— Ред.

[69] См.: Мф. 28, 11—15.— Ред.

[70] Из объяснения молитвы Господней.

[71] См.: Деян. 1, 1—14; Мф. 18, 16—20; Мк. 16, 14—20; Лк. 24, 49—53.— Ред.

[72] См.: Деян. 2, 1—6.— Ред.

[73] Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28-м и 29-м.

[74] Имеется в виду 3-я утренняя молитва Макария Великого.— Ред.

[75] Эти слова известны учащимся из 4-го урока.

[76] Имеется в виду 5-я вечерняя молитва Макария Великого.— Ред.

[77] Из 26-го урока.

[78] Ученики дают полные ответы, а здесь они излагаются сокращенно. Точно так же здесь имена существительные заменяются местоимениями, что при ведении урока не рекомендуется. Изложение полных ответов и повторение имен существительных в конспектах не представляется нужным.

[79] Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то их можно навести на него вопросом же: «Чем мы показываем свою любовь к отцу с матерью?» Это ученикам известно из уроков младшего отделения и повторения пятой заповеди во втором.

[80] Необходимо разграничить два понятия: верить кому и верить в кого. Это разграничение может служить заменой непонятного для детей толкования: верить — значит иметь живую уверенность.

[81] Другие побуждения для молитвы выясняются при изучении молитвы Господней.

[82] Этот и следующие ответы предполагаются на основании 12-го урока в младшем отделении.

[83] Это объяснение не противоречит отождествлению вселенной с Римской империей, обычному во времена первых Вселенских Соборов, так как по тогдашним воззрениям границы Римской империи совпадали с границами земли.

[84] Слово символ явилось в актах Второго Вселенского Собора, в актах же первого стоят Изложение веры, поэтому перевод позднейшего термина символ русским словом образец нам представляется наиболее соответствующим существу дела в смысле примерного, образцового изложения веры. Обычно произносится символ с ударением на втором слоге от конца, но в наших богослужебных книгах печатается симв!ол, с ударением на последнем слоге. В греческом языке существует два ­си-номических слова — σύμβολον и συμβόλαιον, поэтому то и другое произношение имеет свои основания. Хотя следует заметить, что в Деяниях Второго Вселенского Собора стоит слово τ̀̀ο σύμβολον.

[85] Само понятие о завете между Богом и людьми может быть выяснено учащимся несколько позднее, что в дальнейшем и делается. Сказать, что завет есть союз Бога с людьми, значит произнести одно только слово без всякого значения для учащихся.

[86] См.: Мф. 1, 21.

[87] При наличии в школе детей старообрядцев нелишне объяснить, что Иисус и Исус есть лишь разное произношение одного и того же имени нашего Спасителя и что эти два слова означают не двух разных лиц, а единого Господа Христа, в Которого веруют одинаково и старообрядцы и так называемая ими Великороссийская Церковь.

[88] Ученикам начальной школы невозможно, конечно, точно выяснить метафизическое понятие сущности или субстанции, но приблизить несколько это слово их пониманию можно и при выяснении слов второго члена «Символа веры» — единосущна Отцу — необходимо. Наша личная практика нам показала, что приводимые здесь объяснения достигали своей це­ли и не оставались безрезультатными. В приведенном объяснении сущности часть — главный признак, взята вместо целого — суммы всех признаков. Это всегда допускается.

[89] Упоминать о гностицизме, арианстве и других искажениях истины нет надобности в начальной школе. При объяснении второго члена необходимо лишь сообщить положительное учение Церкви о втором Лице Святой Троицы.

[90] Быт. 2, 16.— Ред.

[91] Быт. 3, 4.— Ред.

[92] Это объяснение необходимо в тех видах, что на уроках природоведения ученики получают понятие о небе как о пустом пространстве с небольшой сравнительно оболочкой земной атмосферы. Поэтому предупреждение о том, что научное и мистическое понятия неба несходны и объясняют предмет с разных­ точек зрения, думается, предохранит от колебания веру детей и даст им оружие против попыток к тому со стороны всякого неверующего человека.

[93] Третий член «Символа веры» читается так: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.— Ред.

[94] Сведения о подчинении Иудеи римским начальникам (консулам или проконсулам) сообщаются во втором или третьем отделении при рассказе о рождении Спасителя.

[95] См.: Иона 2, 1.— Ред.

[96] Шестой член «Символа веры» читается так: И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.— Ред.

[97] Деян. 1, 11.— Ред.

[98] Мф. 24, 30–31.— Ред.

[99] См.: 2 Сол. 2, 4.

[100] Седьмой член «Символа веры» читается так: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.— Ред.

[101] Буквальный перевод слова Егоже дает слишком тяжелый оборот, ничего не прибавляя к точности выражения.

[102] План настоящего урока разнится от планов предыдущих уроков. Это изменение делается потому, что вывод догматического учения о Святом Духе из предварительной беседы не так естествен, как вывод других истин, и потому объяснение восьмо­-го члена ведется в виде разбора самого текста.

[103] По-гречески ζφοπριόξ образуется от ξωοποιέω — «животворю», «сохраняю в живых», «спасаю».

[104] Для лучшего усвоения учащимися славянских слов, встречающихся в восьмом члене, их полезно до начала урока выписать вместе с переводом на классной доске.

[105] Если в школе учатся старообрядцы, то не излишне вставить здесь замечание о старообрядческом чтении восьмого члена, с прибавлением слова истиннаго. Мы называем Святого Духа Господом, а Господь есть истинный Бог, значит, мы не умаляем Святого Духа, но не прибавляем слова истиннаго потому, что оно на Вселенском Соборе не было написано. Старообрядцы тоже не грешат, когда прибавляют слово истиннаго, но напрасно обвиняют и православных, будто православные не считают Святого Духа истинным Богом.

[106] Сообразно с целью урока учащимся дается понятие только о православной христианской церкви и опускается определение Церкви как вообще собрания чем-либо объединенных людей (церкви патриархальная, подзаконная, лукавнующих и пр.).

[107] ВолостнОе правлЕние — орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX — начала XX в. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом.— Ред.

[108] Признаки Церкви — единство священноначалия и таинств — не могут быть поняты детьми, так как они не имеют еще определенного знания ни о первом, ни о последних. Кроме того, в понятии православного верования, о котором говорится в уроке скрыто (implicite), содержится уже понятие о преемственнос­ти законной иерархии и о сохранении таинств.

[109] Понятие о Церкви как обществе верующих очень трудно усваивается учащимися, и потому законоучителю необходимо дольше остановиться на нем.

[110] В греческом тексте καθολικ̀η, поэтому толкование в «Символе веры» выражения Соборная, как принявшая учение семи Вселенских Соборов и управляющаяся Соборами,— неточно. Соборный в этом смысле — συνοδικόξ.

[111] Девятый член «Символа веры» читается так: Исповедую едино крещение во оставление грехов.— Ред.

[112] Мф. 16, 18.— Ред.

[113] Ср.: Мк. 16, 16.— Ред.

[114] По вопросу о происхождении человеческих душ существует два мнения: творение их Богом и рождение от родителей при содействии Бога. Первое из этих мнений имело большое число сторонников в древности, позднейшее же богословие склоняется на сторону второго мнения. Догматического положения по этому вопросу составлено не было, и потому можно трактовать его и в первом, и во втором смысле. Пятым Вселенским Собором лишь осуждено мнение Оригена о предсуществовании душ. (Пятый Вселенский Собор проходил в конце IV в. в Лаодикии.— Ред.)

[115] Объяснение обрядовой стороны таинства должно служить предметом отдельного урока при объяснении богослужения. Тогда же может быть сделано повторение и настоящего урока.

[116] См.: Мф. 9, 20–26; 15, 21–28. Также могут быть прочитаны повествования об исцелении слуги сотника и о воскрешении сына наинской вдовы (см.: Мф. 8, 5–13; Лк. 7, 2–10 и Лк. 7, 11–17).

[117] То есть или родился очень слабеньким, или серьезно болен.— Ред.

[118] Условие получения благодати Божией в таинствах при непременном наличии веры у приступающего к ним следует особенно оттенить, для отличия православного учения от католического. Согласно последнему таинство совершается ex opere operato, т. е. через одно только внешнее совершение таинства, независимо от внутренней настроенности того, над кем оно совершается.

[119] В таинстве различаются: его внутренний смысл и назначение, затем соответствующие этому смыслу существенные формы Божественного происхождения, содержимые Вселенским Преданием, неизменные и для нас безусловно обязательные, и, наконец, приводящие формы и обряды человеческого происхождения, связанные с преданиями частных церквей, изменчивые и лишь относительно обязательные,— по месту и по вре­мени (см.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Университетская типография, 1851—1879. Т. 4. С. 63). На уроках катехизиса объясняются только смысл и существенные формы таинств, а их обрядовая сторона составляет предмет уроков по объяснению богослужения.

[120] См.: Ин. 2, 27.

[121] Мф. 26, 26.— Ред.

[122] Ср.: Лк. 22, 19.— Ред.

[123] Мф. 26, 27–28.— Ред.

[124] См.: Лк. 22, 19.— Ред.

[125] Покаяние имеет один корень со словом окаянный — «бедный», «достойный сожаления».

[126] Ин. 20, 23.

[127] Более глубокий смысл понятия о духовности труден для понимания детей.

[128] Ср.: Быт. 1, 28.— Ред.

[129] Вопрос о соединении двух полов в браке считается щекотливым и неудобным для выяснения детям, но такое мнение неправильно. Этот вопрос по возможности может и должен быть выяснен. Жизненные истины скрывать от детей никогда не следует. «Ребенку можно все говорить. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать»,— говорит глубокий психолог Ф. М. Достоевский в романах «Идиот» и «Бесы». Половой вопрос опошляется только в грязных устах, а в чистых просветляется и получает истинное освещение, соответствующее его важности.

[130] См.: Мф. 10, 1.

[131] См.: Мк. 6, 13.

[132] См.: Лк. 10, 34.— Ред.

[133] Ср.: Быт. 2, 16—17.— Ред.

[134] Лермонтов М. Ю. Молитва / Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1983. С. 42.— Ред.

[135] С полной приспособленностью растительного и животного царства к окружающей среде и к удовлетворению жизненных потребностей дети знакомятся на уроках объяснительного чтения и могут сами привести доказательства премудрости устройства мира. Законоучителю остается лишь воспользоваться познаниями учащихся и осветить эти познания светом веры.

[136] Для достижения цели настоящего урока нет необходимости перечислять все совершенства Божии.

[137] АвгустИн БлажЕнный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354—430) — знаменитый учитель Церкви IV в., оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Наиболее знаменитые его сочинения: «Исповедь», «Исправления» и «Письма».— Ред.

[138] Память святого Феодора, епископа Едесского совершается 9 (22) июля.— Ред.

В книге даты приводятся по старому стилю. В редакционных примечаниях дата сначала дается по старому стилю, а в скобках — по новому.— Ред.

[139] Память святителя Алексия, митрополита Московского совершается 12 (25) февраля.—Ред.

[140] Память преподобного Пахомия Великого совершается 15 (28) мая.— Ред.

[141] Мф. 6, 7—8.

[142] ВершОк — русская мера длины, равен 4,45 см; значит 6 вершков равны 26,7 см.— Ред.

[143] Лк. 11, 1—2.

[144] См.: Мф. 7, 9—10.— Ред.

[145] См.: Ин. 4, 20.— Ред.

[146] Мф. 25, 41—43.

[147] Мф. 25, 44.

[148] Мф. 25, 45.

[149] Мф. 6, 31.

[150] Мф. 6, 34.

[151] Ср.: Лк. 12, 15—20.

[152] Нетрудно заметить, что с четвертого прошения в молитве Господней содержатся моления об устранении земных препятствий в достижении благ небесных, а потому толкование хлеба насущного в смысле принятия таинства причащения является, по нашему мнению, натяжкой. Впрочем, это традиционное объяснение легко может быть присоединено к концу объяснения четвертого прошения.

[153] Словам не введи придается три значения: 1) избавь нас от искушений, превышающих наши силы, 2) не оставь нас самим себе и 3) избавь нас от самовольного подвержения искушениям.

[154] См.: Мк. 9, 42.— Ред.

[155] Мф. 26, 28.— Ред.

[156] Исх. 20, 2—3.— Ред.

[157] При объяснении первых четырех заповедей естественным является повторение некоторых догматических истин, сообщенных детям при объяснении «Символа веры». В учебном отношении это повторение служит к закреплению их в сознании детей, а в воспитательном является твердым основанием для деятельной веры в их душах. Повторения встречаются вообще нередко в настоящих уроках, и мы их считаем при изучении катехизиса необходимыми, так как в каждом отдельном случае религиозные истины рассматриваются с новых сторон и получают должное раскрытие. Многогранность рассматривания богооткровенных истин в одном только месте способна произвести путаницу в не вполне развитом еще сознании учащихся.

[158] Мы считаем нужным укрепить в сознании детей лишь оба общих свойства Божества: духовность и бесконечность. Заучивание частных свойств только обременяет память учащихся и не дает им никаких новых понятий, так как все бесчисленные частные свойства Божии ясно заключаются в духовности и бесконечности Бога.

[159] Исх. 20, 4—5.— Ред.

[160] Третья заповедь читается так: Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7).— Ред.

[161] Исх. 20, 8—10.— Ред.

[162] 28 ноября по н. ст.— Ред.

[163] 14 августа по н. ст.— Ред.

[164] Соответственно: 18 января, 27 и 11 сентября по н. ст.— Ред.

[165] Мф. 22, 36—39.

[166] Пятая заповедь читается так: Чти отца твоего, и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.— Ред.

[167] Мф. 22, 39.— Ред.

[168] Исх. 20, 13.— Ред.

[169] РакА — пустой человек.

[170] ВерхОвный суд — синедрион.

[171] Мф. 5, 21—22.

[172] Ср.: Быт. 4, 10—12.

[173] Исх. 20, 14.— Ред.

[174] Мф. 5, 27—28.

[175] Восьмая заповедь читается так: Не укради (Исх. 20, 15).— Ред.

[176] ВолостнОй судьЯ — выборное лицо в судебный крес­тьянский орган — волостной суд, который существовал во второй половине XIX — начале XX в. для разбора мелких гражданских и уголовных дел; мог приговорить к телесному наказанию, штрафу, кратковременному заключению.— Ред.

[177] См.: Мф. 22, 39.— Ред.

[178] Девятая заповедь читается так: Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна (Исх. 20, 16).— Ред.

[179] Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20, 17).— Ред.

[180] От славянского корня искр — «близ».

[181] Такой прием имеет целью внедрить в сердца детей учение Десятословия. Пример последовательного изложения сначала дается законоучителем, и по данному образцу детям нетрудно изложить то, что они усвоили на уроках объяснения Десятословия. Законоучителю остается только направлять отвечающего при содействии других учащихся.

[182] Обычно это учение присоединяется к учению о христиан­ской надежде. Но, по нашему мнению, Блаженства представляют собою указание пути к достижению конечной цели христианства: к небесному совершенству и соединению человечества с Божеством. Это учение является раскрытием внешнего закона — заповедей — и обоснованием веры, надежды и любви на внутренней жизни человека. Поэтому мы находим более удобным объяснить Блаженства после Десятословия.

[183] Мф. 5, 3.— Ред.

[184] СокрАт (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Цель его философии — самопознание как путь к достижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением мудрости.— Ред.

[185] Мф. 5, 4.— Ред.

[186] Мф. 5, 5.— Ред.

[187] Мф. 5, 6.— Ред.

[188] Мф. 5, 7.— Ред.

[189] Мф. 5, 8.— Ред.

[190] Мф. 5, 9.— Ред.

[191] Мф. 5, 10.— Ред.

[192] Память великомученика Георгия Победоносца совершается 23 апреля (6 мая).— Ред.

[193] ДиоклетиАн (Diocletianus) (243 — между 313 и 316) — римский император в 284—305 гг. Провел значительные реформы, стабилизировавшие положение империи. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан в 303—304 гг.— Ред.

[194] Изжен!ут (церковнослав.) — преследуют.— Ред.

[195] Мф. 5, 11.— Ред.

[196] Настоящий урок удобнее всего вести в форме беседы не в классе, а возле храма и в самом храме. Этим путем может быть достигнута наибольшая степень наглядности и плодотворности урока. Затруднение в этом отношении может встретиться при занятиях с учениками не сельской, а деревенской школы. В последнем случае необходимость может заставить вести настоящую беседу при помощи картин. Для усвоения беседы учащимися в первом случае повторение ее делается в классе при помощи картин. Беседа возле храма и в храме может быть для детей не менее интересна, чем так называемые экскурсии, и может содействовать пробуждению в них интереса к изучению богослужения. Сравнительно с другими уроками настоящая беседа очень велика, но она должна занять не более часового урока и вследствие своей наглядности не может утомить внимания учащихся.

[197] Символическое толкование купола, равно и числа куполов, туманно и натянуто, да и самые купола на церквах появились не ранее XII в.

[198] Пуд — русская мера веса, равен 16,38 кг.— Ред.

[199] Оба эти слова русские, но для объяснения трудны, а само объяснение не имеет никакого воспитательного значения.

[200] При сообщении названий частей храма нами намеренно в некоторых случаях употребляется вместо творительного падежа именительный, для большей ясности произношения незнакомых детям слов.

[201] Память апостола от 70-ти, первомученика и архидиакона Стефана совершается 27 декабря (9 января).— Ред.

[202] Пока указываются только службы более или менее знакомые детям.

[203] По нашему мнению, законоучитель не погрешит, если откроет царские врата, надев на себя епитрахиль. Через царские врата и девочки-ученицы могут ознакомиться с устройством алтаря. Ради них можно вынести из алтаря и священные сосуды.

[204] В случае незнания учащихся законоучителю самому нужно рассказать о местных храмовых праздниках.

[205] Из чувства благоговения антиминс лучше не развертывать перед детьми.

[206] На жертвеннике евхаристическая жертва не совершается, а потому в смысле принесения этой жертвы жертвенником называется престол.

[207] Объяснение символического значения каждой одежды для детей малопонятно, ведет начало далеко не от первых веков христианства и не подтверждено вселенским преданием, а потому в начальной школе может быть опущено.

[208] Предыдущая беседа повторяется в классе и дает материал для целого классного урока, но мы не находим нужным ставить голую цифру и продолжаем счет уроков по порядку.

[209] См.: Пс. 49.

[210] Первоначальное значение слова LАetourgАia — «общественная повинность». Хотя первоначальный смысл слова не всегда выясняет сущность позднейшего понятия, но в данном случае исконное значение слова, без сомнения, отразилось при заимствовании гражданского термина в обиход церковного установления. Поэтому понимание присутствования при Литургии в смысле нравственной обязанности каждого христианина, думается, не противоречит истине.

[211] При объяснении богослужения в начальной школе возможно выяснить только общий смысл его, некоторые отдельные моления и символическое значение священнодействий. Усвоение же уставного порядка непосильно для детей, да и едва ли нужно.

[212] Пс. 103, предначинательный.— Ред.

[213] Так как цель объяснения богослужения в начальной школе заключается в том, чтобы дети более или менее сознательно присутствовали при богослужении, и так как большинство православных присутствует только при праздничном богослужении, то о простодневном богослужении говорить в школе не приходится.

[214] Частное значение каждения в разные моменты богослужения, вносящее несколько различных символов, может вызвать путаницу в умах детей, и потому лучше ограничиться только основным его толкованием, сообразно так называемой молитве кадила.

[215] Пс. 140.— Ред.

[216] Порядок утрени, без сомнения, содержит связь между отдельными частями, но эта связь не выяснена надлежащим образом и потому трудна для объяснения детям. Однако эта трудность не устраняет необходимости некоторой систематизации отдельных чтений и песнопений путем исторического сопо­ставления с событиями новозаветной истории.

[217] Шестопсалмие включает в себя чтение псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.— Ред.

[218] Заупокойные ектеньи представляют собою видоизменение всех четырех видов ектеньи.

[219] Буквальный перевод этого слова — принесение — и история происхождения этого названия в начальной школе может быть опущена, так как здесь имеется в виду объяснение, а не история развития богослужения.

[220] Перечисление чинов святых делается с тою целью, чтобы дети могли более или менее сознательно знать тех святых, имена которых они носят. Поэтому нет надобности стараться о заучивании детьми порядка, в каком вынимаются части из девятичинной просфоры, а достаточно, если они усвоят значение названия каждого чина.

[221] Усвоение проскомидии значения воспоминания рождения Спасителя основывается лишь на словах при поставлении звездицы и не соответствует общему смыслу ее, а соединение воспоминания о страданиях Христа способно вызвать лишь путаницу в сознании детей, поэтому то и другое толкование, как не составляющее догмата, может быть опущено в начальной школе.

[222] Милости Божии изливаются от полноты Его совершенств, но это совершенно недоступно пониманию детей, и потому приходится ограничиться побуждением к славословию Божества только со стороны Его милостей к миру.

[223] Пс. 102.— Ред.

[224] Некоторых законоучителей, при объяснении значения священнодействий, смущает то обстоятельство, что эти действия возникли постепенно, после первых веков христианства и первоначально имели лишь чисто практическое значение. Вынос книг Священного Писания производился ради чтения их, перенесение Даров вызывалось необходимостью перенести их из особого помещения — жертвенника в алтарь. Но первоначальное назначение действия, перешедшего впоследствии в обряд, не препятствует соединять с последним то или иное воспоминание о священно-исторических событиях. В этом случае следует лишь остерегаться крайностей и не соединять с одним действием несколько символов, как делают некоторые толкователи Литургии, одновременно соединяющие, например, с великим входом погребение Христа и Его второе пришествие. Первое событие совершилось в уничижении Господа, а второе будет в Его славе. Какое же сходство между ними?

[225] Объяснение этого названия от хвалебного конца песни не имеет особенного значения и потому может быть опущено.

[226] Как в настоящем месте, так и в некоторых других возглашения не разделяются на диаконские и священнические. Если в местном приходском храме служба совершается при участии диакона, то такое разделение уместно, в противном же случае оно лишь создает новую трудность для учащихся. Текст возгласов здесь полностью не приводится, так как «Конспекты» предназначаются для учащих, а не для учащихся.

[227] Это понятие знакомо ученикам старшего отделения.

[228] Победа на языке Священного Писания имеет значения «полнота», «совершенство» (см., например: 1 Кор. 15, 54). Поэтому слово победный мы переводим «наилучший», «совершенный».

[229] Путь сравнений вообще не вполне точен, так как лишь приближает к пониманию предмета, а не дает полного понимания. Но этот путь в области религиозного знания освящен издревле. Сравнение не есть тождество, как учила схоластика, а лишь приближение, как мыслили святые отцы. Поэтому в данном месте и в некоторых других мы прибегаем к сравнениям, не только вошедшим в обиход, но и к новым.

[230] Изложение Евхаристической молитвы может быть повторено законоучителем, но разбивки по вопросам лучше не делать, так как при этом чувство благоговения к возвышеннейшей части богослужения у слушателей притупляется. Не следует ждать от учеников умения последовательно изложить весь порядок Евхаристической молитвы: достаточно вложить в их сердца чувство умиления перед великой жертвой.

[231] Мф. 28, 20.— Ред.

[232] Святитель Григ!орий Вел!икий или Двоесл!ов (ок. 540/550—604) — папа Римский, занимал папский престол с 590 по 604 г. Помимо составления Литургии Преждеосвященных Даров известен как сочинитель литературно-богословских трудов, из которых наиболее известны «Толкование на Иова, или XXV книг о нравственности» и «Пастырское правило», которое на протяжении многих лет служило кодексом для духовных лиц.— Ред.

[233] При изложении обрядовой стороны таинств, по нашему мнению, следует обратить внимание на те слова и действия, которые приходятся на долю мирян.

[234] Святитель Кирилл Иерусалимский в 3-м тайноводственном Слове дает значению помазания разных частей тела несколько иной смысл. Помазание лба — снятие стыда за первородный грех; ушей — для слышания слова Божия; ноздрей — облаго­ухания Божественным миром; груди — броня против диавола. Объяснения значения помазания других частей не дается. (Святитель Кир!илл Иерусал!имский (315—386) — аскет, проповедник. Известны его 18 огласительных Слов, раскрывающих значение «Символа веры» и 5 тайноводственных Слов, где он истолковывает обряды совершения и смысл семи таинств.— Ред.)

[235] Полезно эти молитвы прочитать в классе по-славянски и перевести на русский язык. Вследствие простоты они объяснения не требуют.

[236] Объяснение этих служб не требуется программой, но вследствие их общеупотребительности о них полезно сказать учащимся.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!