Урок 28. Краткое повторение «Символа веры», молитвы Господней, заповедей Десятословия и Блаженств



З.Начиная с первого греха Адама и Евы, все люди гибнут во грехах. Всякий погибающий нуждается в спасении. Самому погибающему спастись своими силами нельзя, он нуждается в спасителе. Всех людей может спасти и всегда хочет спасти Бог. Он спасает всякого человека, но не против его воли, а по желанию каждого. Для нашего спасения нам нужно веровать в Бога, молиться Богу и делать добрые дела. Во что нужно веровать, об этом говорится в «Символе веры», о чем молиться, мы знаем по молитве Господней; какие дела добрые и какие греховные, сказано в десяти заповедях; а как приучить себя к правильной вере, к настоящей молитве и к деланию добрых дел, об этом сказал Иисус Христос в Своем учении, которое начинается словом «блажени». От этого начала и самое учение называется Блаженствами. Всех Блаженств девять. Мы веруем в одного Бога в трех Лицах. Веруем в Бога Отца. Он правит всем миром, Он сотворил небо и землю, все видимое и невидимое. Веруем в одного Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, рожденного от Бога Отца вечно, как свет рождается от света. Иисус Христос такой же истинный Бог, как и Бог Отец. Он один только рожден от Бога Отца, а не сотворен Им. Сын Божий вместе с Богом Отцом сотворил весь мир. Для нас, людей, и для нашего спасения Иисус Христос сошел с небес, принял человеческое тело от Духа Святого и Марии Девы и сделался человеком. За нас Он был распят при Понтии Пилате, страдал, был погребен и в третий день воскрес, как было об этом написано прежде пророками; вознесся на небо и стал равным Богу Отцу вместе с телом. Иисус Христос опять придет на землю со славой судить живых и умерших, и Царству Его конца не будет. Веруем мы и в Духа Святого Господа, дающего всем жизнь; Он исходит от Бога Отца; Ему нужно поклоняться и Его нужно прославлять одинаково с Богом Отцом и с Богом Сыном. Дух Святой говорил с людьми через пророков. Мы веруем в одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Признаем одно крещение для прощения грехов. Ждем воскресения умерших и жизни на том свете.

«Символ веры» вы знаете. Теперь пусть один из вас читает его по членам, а другой рассказывает, о чем говорится в каждом члене, а потом расскажите весь «Символ веры» по порядку.

 

Такой прием содействует, по нашему наблюдению, твердому и сознательному усвоению учащимися краткого изложения православной христианской веры и дает твердую опору для укрепления ее в сердце и воле детей, а потому мы и считаем нужным после прохождения краткого катехизиса в школе делать повторение его в общих чертах, при деятельном участии учащихся.

 

Кто верит в Бога, тому всегда хочется молиться Богу, потому что в молитве душа человека непосредственно соединяется с Богом. Как нужно молиться, этому научил людей Иисус Христос молитвой Господней. В ней мы называем Бога Отцом нашим Небесным и хотим душой, чтобы все люди жили так, как нужно жить в Царстве Божием, чтобы они любили жить по воле Божией, как Ангелы и святые на небе. Просим у Господа всего необходимого для нашей жизни, прощения наших грехов, сохранения нас от соблазнов и избавления от всяких бед и от всякого зла. Мы надеемся получить все эти милости от Бога потому, что Он правит всегда всем миром.

 

После изложения содержания молитвы Господней законоучителем читается учащимися славянский текст ее и делается ими же объяснение текста: сначала по частям, а потом связно.

 

Мы веруем и молимся душой, а хорошая душа всегда хочет делать добро. Отличить добро от зла может человек своей совестью, но чтобы люди знали вернее, какие дела добрые и какие плохие, Бог дал заповеди. Во всех десяти заповедях говорится о том, что нужно любить Бога больше всего и любить всех людей, как мы любим сами себя. Нужно верить и почитать только одного истинного Бога и не следует кланяться никому так же, как мы поклоняемся Богу. Только один Бог велик и свят, а потому даже имя Его нужно почитать и не говорить напрасно. Для того чтобы мы могли знать Бога и волю Божию, нам следует соблюдать особые дни, в которые работать не должно, а нужно учиться любить Бога и любить наших ближних. Такие особые дни называются праздниками и постами.

Все люди — наши ближние, как дети одного Отца Небесного, но ближе всех для нас наши родители: их прежде всего нужно любить и почитать. Грешит против ближних тот, кто вредит жизни других; кто любит не всех людей одинаково и любит только телесной любовью; кто присваивает себе чужое добро; кто говорит неправду про других и кто завидует людям. Кто хочет себе счастья, тот должен беречься всякого греха и делать только добрые дела.

На земле никто полного счастья получить не может. Люди сами испортили всю землю своими грехами и потому могут получить счастье или блаженство только в будущей жизни. Блаженство получат только те люди, которые спасут свою душу от грехов и сделаются праведными. Как сделаться счастливым, об этом сказал людям Иисус Христос в девяти Блаженствах.

Для того чтобы сделаться праведнее, нужно каждому человеку видеть свои грехи и твердо помнить о своих грехах. Только тогда человек может стать лучше, когда он считает себя грешником и не надеется на свои силы в добрых делах. Если же человек знает свои грехи, то он скорбит, плачет о них и старается загладить свои грехи против людей кротостью, оправдаться перед Богом делами милости к людям, чистотой своей души, мирной жизнью со всеми людьми и старанием мирить людей друг с другом, хотя бы люди обижали его за правду и мучили бы за веру Христову.

Для того чтобы получить вечное счастье, всякому христианину нужно прежде всего верить только одному Богу и ждать помощи от Него. Первые люди захотели своими силами сделаться равными Богу и погубили такой гордостью свое счастье. Если бы они слушались Бога, то блаженствовали бы в раю и не знали бы никакого горя. Мы знаем, что они за свою гордость приняли на земле много всякой нужды: стали хворать, умирать, тяжелой работой добывать себе пищу и одежду, поэтому нам нужно стараться заслужить хорошую жизнь на том свете. Бог всегда желает всем людям добра, на Него и нужно надеяться. Бог дал нам все, что нужно для нашего спасения и для вечного счастья. Неблизко оно, не здесь, не на теперешней земле, но его Господь даст непремен-но всем, кто любит Бога, любит своих ближних и показывает эту любовь своими делами.

Кто ищет счастья только на земле, тот не по-лучит его ни в теперешней, ни в будущей жизни, тот человек навеки несчастный, а кто старается о Царстве Небесном, тот настоящий счастливый или блаженный человек, хотя бы он и в горе жил на земле.

 

Урок 29. О храме и принадлежностях храма[196]

З.Сегодня мы будем говорит о храме. Церковь или храм вы видите каждый день. Что мы часто видим, на то не обращаем особенного внимания, хотя и не знаем, зачем и для чего существует та или другая часть того, что мы видим. А иногда бывает и так, что мы задумаемся над чем-нибудь непонятном для нас, но потом забудем об этом спросить знающего человека. В церкви немало разных отдельных частей, и все они сделаны не зря, а со смыслом. Теперь мы осмотрим всю нашу церковь и поговорим, для чего в ней все устроено. Я вам буду все по порядку объяснять, а что вы сами еще заметите, о том спрашивайте.

Прежде всего церковь строится отдельно от домов, и место вокруг церкви загораживают или, по-славянски, ограждают. Оттого это место называется оградой. Храм строится не для обыкновенной житейской нужды, а для молитвы, потому он и выделяется из ряда простых домов. Церковь низом своим похожа на обыкновенный дом, а отличается от него только верхом. Поэтому церковью, или вернее храмом, называется дом, куда христиане собираются молиться Богу. Вы помните, что Церковью Христовой называются все христиане, общество христиан. Христианское общество собирается на молитву в отдельный дом или храм, потому и сам храм называется церковью. Посмотрите, чем отличается верх церкви от верха обыкновенного дома? Крест на церкви ставится потому, что в нее собираются на молитву верующие в Христа, а Христос спас всех людей Своей смертью на кресте. Обратите внимание на сам крест и сосчитайте, сколько у него концов. Всего концов на церковном кресте восемь. Поэтому такой крест называется восьмиконечным. А эти восемь концов составляются так: продольная сторона, перекладина, на которой были прибиты гвоздями руки Спасителя; нижняя перекладина, где были прибиты ноги Его; и верхняя дощечка, на которой Пилат сделал надпись. Припомните, какую? Крест иногда делается без верхней дощечки и тогда он называется шестиконечным. Бывают кресты без обеих — верхней и нижней — перекладин, только с одной средней; тогда будет крест четырехконечный. На церкви обыкновенно ставится крест восьмиконечный, но христиане одинаково почитают крест восьми-, шести- и четырехконечный. Ниже креста сделан шар. Называется этот шар главою или куполом. Он делается для красы[197]. Куполов на церкви бывает неодинаковое число: на маленьких церквах — один, два, три, а на больших их делается много. Рядом с церковью или вместе с ней строится колокольня. На ней вешают колокола. Весом колокола бывают разные. Большие колокола бывают по 3—4 тысячи пудов[198]. В Москве есть Царь-колокол, он весит 10 тысяч пудов. Когда его стали поднимать, то он упал, и у него отбился край. Царь-колокол и теперь лежит с отбитым краем. Зачем существуют колокола вы, конечно, знаете, а вешают их на высоких колокольнях для того, чтобы звук разносился дальше. Когда начинают строить церковь, когда поднимают кресты или колокола, тогда служится молебен, а на нем читаются особые молитвы.

В это время собирается много народа, потому что при начале постройки церкви, при поднятии крестов, когда церковь снаружи готова, и при поднятии колоколов у всех прихожан бывает радостно на душе, бывает праздник. Дома строятся обыкновенно четырехугольные, а церковь — или похожей на крест, или круглой, или похожей на корабль. Почему крестом, вы догадаетесь сами, а почему кругом и кораблем, мы сейчас поговорим. Нарисуйте на земле круг и попробуйте найти у круга конец. Конца у круга нет. А будет ли конец Христовой Церкви на земле? Тоже нет. Поэтому и церковь строится круглой. Припомните, кто спасся во время потопа? Только те, которые были в ковчеге, а все прочие погибли. Спастись от вечной погибели может только тот, кто верует в Христову Церковь и соединяется с христианами молитвой в Божием храме. Грехи — словно море, а Церковь Христова как корабль на воде. Чтобы христиане всегда помнили об этом, церкви и строятся похожими на корабль. А теперь скажите, на что похожа наша церковь?

Как у всякого дома, так и у церкви есть лицо (фасад). Посмотрите в какую сторону стоит церковь лицом? Все церкви строятся лицом на восход потому, что Иисус Христос жил в восточной стороне. В ту же сторону лицом стоят и молящиеся в церкви.

Теперь пойдемте в сам храм. Когда входят в храм, то из уважения к нему мужчины снимают шапки. После этого нужно помолиться и вспомнить, что мы входим не в простой дом, а в дом Божий. Благочестивые люди, помолившись, кланяются на все четыре стороны. Этими поклонами они просят прощения у всех людей, которых чем-нибудь обидели. В храме мы молимся Святейшему Господу, поэтому нам нужно стряхнуть со своей души всякий грех и всякую вражду к людям. Только тогда мы можем ждать милости от Бога. Помните слова: ...и остави нам... Вот это место, куда мы вошли сейчас, называется притвором или папертью[199]. Здесь в старое время, когда крестилось много людей взрослых, стояли те, которые только хотели креститься, но еще не крестились. Взрослых людей до крещения учат вере Христовой. Учат их не по книге, а с голоса (по-славянски гласа), отчего те люди, которые только еще хотят креститься, называются оглашенными.

Оглашенные в церковь не ходили, а стояли на паперти, потому что они до крещения еще не состоят детьми Церкви Христовой. Они стояли во время обедни только до тех пор, когда диакон, скажет: «Оглашении изыдите». Эти слова говорятся и теперь за каждой обедней. Здесь же стояли такие люди, которые виноваты были в больших грехах. Они всем кланялись и просили за них помолиться. Теперь у нас оглашенных почти не бывает, и потому паперть отделяется от церкви дверями и делается холодной. К паперти выходят только в большие праздники во время всенощной или заутрени и здесь читают особые молитвы, после которых много раз поется Господи, помилуй. Эти молитвы с пением называются лития[200]. С паперти или притвора мы входим в сам храм, где молятся все христиане или верные. В храме на стенах и на потолке много икон разных святых. В каждой церкви на стенах развешивают и рисуют разные иконы, какие захотят прихожане или тот, кто жертвует деньги на постройку церкви. Впереди стоит целая стена с иконами. Она зовется иконостасом. За ним находится еще часть храма — алтарь. Значит, сколько всего частей храма? Где мы стоим сейчас, эта часть находится в середине между алтарем и папертью, а потому называется средней частью. Припомните, сколько частей и какие части были в Моисеевой Скинии и ветхозаветном храме? По примеру их устраиваются и наши церкви. Прежде чем подойти близко к иконостасу, мы поднимаемся на ступеньки. Место возле иконостаса называется солея, а выступ посередине — амвон. Оба эти слова нерусские и оба означат «высокое место». На амвоне молится за службой диакон. Здесь же он читает Евангелие. Евангелие кладется на высокий столик; этот столик называется аналой, по-русски «высокий стол».

Солея делается для того, чтобы всем молящимся в церкви было видно священника и диакона и чтобы народ не теснился близко к иконостасу и не мешал службе. По бокам солеи делаются две загородки для певчих. Певчие по другому называются клиром, оттого и эти загородки называются клиросами, правым и левым. За клиросами ставятся на высоких подставках иконы; эти иконы называются хоругви. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе делаются три двери. Средняя дверь называется царскими вратами. Зовется она вратами потому, что в ней два раствора, а царскими потому, что в них выносят для причащения христиан Тело и Кровь Царя Небесного, Господа Иисуса Христа. На царских вратах помещаются обыкновенно иконы Благовещения и четырех евангелистов. Назовите их и посмотрите на царские врата. Куда церковь строится лицом? Какая сторона от востока будет вправо и какая влево? Вот эти двери потому и называются северной и южной. На них рисуют разных святых, но больше — первого мученика за веру Христову, первого диакона или архидиакона Стефана[201]. В диаконы его выбрал народ при Апостолах, а Апостолы помолились и возложили на него руки или посвятили. Святой Стефан совершал много чудес, спорил о вере с неверующими. Те не могли совладать с его умом, наняли ложных свидетелей и донесли еврейским начальникам, будто Стефан не почитает Моисея. Начальники привели Стефана в свой главный суд. Там Стефан стал говорить, что евреи убили напрасно много пророков и даже Самого Христа, о Котором предсказывали пророки. Судьи рассердились, вывели Стефана за город и убили его камнями. А святой Стефан, когда в него бросали камни, молился за своих мучителей: «Господи! не вмени им этого греха!» И, сказав эти слова, умер. На другой двери рисуют Архангела Михаила. По правую сторону от царских врат ставится икона Спасителя, а по левую — Божией Матери. Эти две иконы всегда ставятся на этом месте и потому называются местными. От них направо и налево ставятся разные иконы.

 

Здесь называются иконы, находящиеся в местной церкви, причем об изображенных на них ликах делаются краткие сообщения законоучителем.

 

Мы рассмотрели сейчас иконы в нижнем ряду. Над ним есть еще ряды. Каждый такой ряд в иконостасе называется ярусом. Во втором ярусе ставятся иконы двунадесятых праздников. Припомните их и назовите иконы второго яруса. В середине, над царскими вратами, рисуется образ Тайной Вечери. Укажите на ней Спасителя, Апостола Иоанна Богослова и Иуду. Иуда собирается уходить, а Апостол Иоанн припал ко Христу. Под этой иконой над царскими вратами прикрепляется изображение голубя. Оно означает Святого Духа. Когда Его люди видели в виде голубя? Над Тайной Вечерей в третьем ярусе — икона Спасителя, сидящего на престоле. Возле Него стоят Богородица и Иоанн Креститель; они молятся, поэтому и сама икона называется «Молитва» или по-гречески ДЕисус. По обе стороны от этой иконы нарисованы апостолы. Назовите, каких вы знаете, и расскажите, что знаете о них. В четвертом ярусе нарисованы пророки. Расскажите, каких вы знаете пророков. На самом верху поставлен крест. Ярусов в иконостасах бывает один, два, три, четыре и больше, смотря по величине церкви. Иконостасов в больших церквах бывает также по нескольку, и за каждым иконостасом находится алтарь. Самый большой алтарь называется главным, а остальные приделываются к нему и называются приделами. Перед иконами ставятся подсвечники для свеч и лампады для деревянного масла. Под куполом помещается висячий подсвечник для нескольких свеч. Он называется паникадило или люстра. Паникадило — значит «много свеч», а люстра — «светлая». Паникадило зажигается в большие праздники, для отличия бОльших праздников от меньших. На подсвечниках и паникадиле горят свечи из воска, а деревянное масло выжимается из плодов так называемого оливкового дерева. Это дерево растет в теплых странах: в Греции, в Италии, в Палестине и др. Свечи ставят перед иконами молящиеся, желая показать свое усердие к Богу и угодникам Божиим. Всякий человек всегда хочет показать чем-нибудь свою любовь к тому, кого он любит. Посмотрите на маленького ребенка, как он старается помочь матери в работе, хотя мать в этой помощи и не нуждается. Бог, конечно, ни в каких жертвах не нуждается, но людям хочется показать чем-нибудь свое усердие к Нему, поэтому люди и жертвуют свечи или деньги на церковь от своих трудов. От этих жертв бывает польза всем молящимся в храме: на деньги церковь содержится, а от свеч бывает светло во время службы. Значит, когда мы жертвуем на храм, то показываем свое усердие к Богу и вместе любовь к ближним.

Служба в церкви правится по особым книгам, которые называются богослужебными. В этих книгах есть службы на каждый день. Все книги мы не будем смотреть, а поглядим только Часослов, Псалтирь и Апостол. По Часослову читаются часы, служится вечерня, утреня, а в пост еще повечерие, т. е. такая служба, которая правится после вечерни[202]; по Псалтири читаются псалмы. Припомните, кто их написал? По Апостолу читается за Литургией, около амвона, Апостол. Эта книга называется так потому, что в ней написано про жизнь, про дела и про учение Апостолов.

За иконостасом находится третья часть храма — алтарь. Какие люди стоят в притворе и какие — в средней части?

В алтаре полагается стоять архиерею, священнику и диакону. Но так как в приходских церквах духовных мало, а в алтаре бывает нужно подмести, свечи поставить, кадило подать, то в алтарь у нас входят и недуховные люди; им не положено входить только в царские двери и проходить между престолом и царскими вратами.

В алтаре, против царских врат, стоит неподвижно четырехугольный стол, который называется престол[203]. Алтарь есть главная часть храма, а престол — главная часть алтаря. На нем совершается таинство причащения.

Престол освящается за особенным молебном: его моют душистой водой, кропят святой водой, помазывают миром и одевают в две одежды — нижняя одежда полотняная, а верхняя — шелковая, шерстяная или парчовая. Престол освящает архиерей или священник, с благословения архиерея. Каждый престол ставится в память о каком-нибудь празднике или святом, поэтому тот праздник зовется престолом или храмовым. Какой у нас престольный праздник? Расскажите о нем[204]. На престоле лежат Евангелие, крест и стоит особая часовенка, в которой берегутся запасные Дары для причащения больных, поэтому она называется дарохранительница. Об этих Дарах вы слышали при объяснении таинства причащения. Напрестольное Евангелие выносится из алтаря за Литургией и за утреней. Во время утрени к нему прикладываются молящиеся, а крест выносится для того же после Литургии. Евангелие мы целуем потому, что в нем написано про Иисуса Христа и Его учение, а крест — потому, что Христос спас нас от греха Своими страданиями на Кресте. Поцелуем мы показываем свою любовь к Богу, то же показываем, когда прикладываемся к иконам. На престоле под Евангелием лежит шелковый платок. На нем нарисовано то же, что и на Плащанице, и в нем зашита частица мощей. Мощами зовутся тела и кости святых. По милости Божией, тела святых не гниют и пахнут, точно хороший души-стый цветок. На каждом престоле лежит такой платок с мощами. Называется он антимАинс. Его развертывает священник во время Литургии[205] и ставит на него чашу и дискос, которые я вам сейчас покажу. Без антиминса служить Литургию нельзя. Без антиминса и не церковь, а часовня. За престолом ставятся крест и икона Божией Матери, а между ними — подсвечник с семью свечами. Он поэтому называется семисвечник. Теперь мы царские двери затворим и пойдем на северную сторону алтаря. Где она? Царские врата закрываются занавесом или завесой. Ее во время службы то открывают, то закрывают. Зачем это делается, узнаете, когда будем говорить о церковных службах. На северной стороне от престола стоит похожий на него стол, который называется жертвенником. Вы знаете, что для таинства причащения приготовляются белый хлеб и вино. В старину хлеб и вино жертвовали сами христиане. Их жертвы складывались на этом столе, оттого и сам стол стал называться жертвенником. На нем теперь священник приготовляет все, что нужно для таинства причащения[206]. Для этого он берет просфору и вырезает из нее по печати четырехугольную часть копием. Эта часть называется Агнец.

Вот — копиАе. Эту часть он кладет на блюдце с подставкой. Вот это блюдце. Оно называется по-гречески дИскос, по-русски значит «блюдо». Потом священник наливает красного вина с водой в чашу. На дискос кладутся еще частицы, которые священник вынимает из других просфор. О них мы будем говорить после. Поверх Агнца ставится вот эта звезда или звездИца, а потом дискос и чаша покрываются вот этими покровцами и сверх них одним платком, который зовется воздАух. Чаша и дискос покрываются для того, чтобы в них не попадало пыли и не садились мухи. Причащает христиан священник ложечкой; она зовется лжицей. Кроме этих сосудов есть еще чаша для освящения воды во время молебнов и блюдо для освящения хлеба, пшеницы, вина и елея после литии за всенощной или за утреней. Во время служб священник или диакон кадит. Для этого в кадило кладутся горячие угли и лАдан. Ладан — душистая смола разных растений. Что означает каждение, о том будем говорить после.

Священник и диакон служат в церкви не в той одежде, в какой они ходят дома, а в особенной. Особенную одежду они надевают для памяти себе, что в церкви они не простые люди, а служители Божии, и потому в церкви ни о чем житейском им думать не следует. Видя их в особенной одежде, и молящиеся помнят, что священник и диакон не простые люди.

Самая верхняя одежда священника называется риза. Под нее надевается длинная одежда, вроде рубашки,— подризник. На шею издевается полоса, которая называется епитрахИль. Она самая главная одежда священника. Без нее священник никакой службы править не может. На бедро с правой стороны надевается набедренник. Подпоясывается священник поясом, а на руки надеваются пОручи. Пояс и поручи надеваются для того, чтобы широкий подризник и рукава не мешали священнику совершать за службой разные действия[207]. У диакона одежд меньше, и они похожи на одежды священника. Диакон надевает одежду, сходную с подризником, но называется она стихАарь. На руки диакон надевает также поручи, а вместо епитрахили перевешивает через левое плечо длинную ленту — орАрь. Если эту ленту сложить вдвое и надеть на шею, то выйдет священническая епитрахиль. У архиерея те же одежды, что и у священника, только поверх подризника он надевает одежду вроде диаконского стихаря — сАаккос, вокруг шеи надевается широкая полоса — омофор, а на правое бедро привешивается четырехугольный кусок из парчи — палица. На голову архиерей надевает золотую шапку — митру, а священников награждает скуфьей и камилавкой. Скуфья — шапочка с острым верхом, а камилавка круглая. Архиерей, священник и диакон надевают особые одежды только за службой. Псаломщик хотя и не принадлежит к чину священства, так как только три степени священства, но во время службы и он надевает стихарь. Стихарь могут, с архиерейского благословения, надевать и простые христиане, когда они прислуживают в церкви.

Все в храме устроено для службы Богу. Все предметы в храме не обыкновенные житейские вещи, а потому называются священными. Церковь и церковные вещи надо почитать больше простых домашних вещей, потому что они священны, назначены для службы Богу.

 

Урок 30. Понятие о богослужении, смысл его. Церковные службы[208]

З.Каждый христианин молится Богу. Мы молимся дома в обыкновенное время одни, а в праздники или в особых случаях христиане собираются для молитвы вместе по нескольку человек в церковь или в другое место, например в поле. Тогда не каждый из нас читает молитвы, а делают это диакон, священник или архиерей. Тогда наша молитва называется службой, служением Богу или богослужением. Служением или службой вообще называется такое дело, которое человек делает не только для себя, но и для других людей. Например, в военной службе солдат защищает от врагов не себя одного, а вместе и всех людей, которые живут с ним в одном государстве. Когда человек служит у хозяина, то он не на себя только работает, но и на хозяина. В церкви служит кто? Священник и диакон молятся в церкви не про себя, а вслух для всех, кто приходит в церковь молиться. Молящиеся хотят своей душой соединяться с Богом, говорить обо всем, что у них есть на душе, Богу, и за всех молящихся читают молитвы и совершают священные действия диакон, священник или архиерей. Значит, богослужением называется такая молитва и такие священнодействия, которые совершаются для христиан архиереем, священником и диаконом. Богослужение совершается больше всего в церкви, так как для этого и строятся церкви, но бывают службы и не в церкви. Не знаете ли, какие службы бывают не в церкви? Молебны на полях и в домах, панихиды, на дому крестят младенцев, если нельзя принести ребенка в церковь, причащают, исповедуют и соборуют больных, но Литургию служить нельзя нигде, кроме церкви.

 

Что называется службой вообще? (Придумайте сами примеры службы вообще.) Что называется богослужением? Какие службы совершаются не в церкви?

 

Бог ни в чем не нуждается. Для Него и наша служба не нужна, но мы сами нуждаемся в службе Богу, потому что весь мир и все в мире Божие. Мы только тогда можем жить по-настоящему, если мы чувствуем, что Бог с нами.

Возьмем такой пример. Солнце на небе светит одинаково, чувствуют ли растения его свет или не чувствуют. Но если растение закрыто чем-нибудь от солнца, то оно чахнет. Видели вы, что делается, например, с картофелем, когда он начинает расти в подполье? Так и человек, хотя живет и забыв Бога, но жизнь такого человека ненастоящая, неполная. Человек нуждается в Боге, нуждается в том, чтобы душа его чувствовала на себе силу Божию. Наши грехи и наши заботы только о теле мешают нам чувствовать близость Бога, а в службе Богу мы приближаемся к Нему, т. е. чувствуем, что Бог близко от нас. За все, что мы делаем для себя, мы хвалим в душе себя, свое умение, свои труды, но когда служим Богу, то забываем похвалы себе, жертвуем своей гордостью и хвалим Бога. Значит, во время богослужения пастыри служат и для себя и для других людей, а молящиеся приносят в жертву Богу хвалу за все Его милости[209]. Помните, как молился фарисей? Он хвалил себя за свои дела, и его молитва никакой пользы его душе не принесла.

 

Кому нужно богослужение — Богу или людям? Почему оно нужно людям? (Припомните пример для пояснения.) Что нам мешает чувствовать близость Бога к нам? Когда мы чувствуем эту близость? Кого мы хвалим за труды для нас самих? Чем жертвуем Богу при службе? Какие люди называются пастырями Церкви? Для кого они служат? Что приносят в жертву Богу молящиеся?

Молиться Богу можно везде каждому христианину, но мы уже говорили, что молиться без службы по-настоящему могут только святые люди. Мы все — грешники, и потому все нуждаемся в богослужении и в таинствах. Таинства же без священника совершать нельзя. Никто не может сам себя окрестить, например, или помазать миром, а всякое таинство есть также богослужение. Все семь таинств останутся в Церкви Христовой до второго пришествия Спасителя на землю, и совершать их будут пастыри церковные. Значит, без богослужения мы обойтись не можем.

Богослужение хотя и может совершаться во всяком хорошем месте, но больше оно совершается в храме. У нас богослужение совершается два или три раза в день. Рано поутру служится утреня, после нее Литургия[210] и вечером — вечерня. Три названия служб происходят от времени совершения их: утреня называется так, потому что служится утром, вечерня — вечером, а обедня — около обеда. Литургия по-русски значит такая служба, на которую нужно непременно ходить всякому христианину. А бывать у Литургии необходимо потому, что за Литургией совершается таинство причащения; без причащения же человеку и спастись нельзя. Литургия — самое важное из всех богослужений, и служить ее священник может только отслужив вечерню и утреню или помолившись во время их при службе другого священника. Точно так же и всякому христианину нужно помолиться за вечерней и утреней, если он хочет причащаться за Литургией. Вечерня и утреня часто соединяются вместе и тогда эта служба называется всенощной. Так она называется потому, что в старину шла всю ночь.

 

Для каких людей нужны богослужение и таинства? Где богослужение совершается больше? Сколько раз в день оно совершается? Какие службы бывают в церкви? Что такое Литургия? Как называется соединение вечерни с утреней? Для чего соединяются эти службы?

 

Мы назвали только три церковных службы, но их всего девять, и остальные шесть служб присоединяются к утрене, Литургии и вечерне. Перед утреней правится особая служба, которая называется полунощницей. Ее надо было бы править в полночь, но для удобства молящихся она служится утром. Святые же отцы вставали на молитву в полночь. В полночь будет второе пришествие Христово, а потому на полунощнице говорится в молитвах о Страшном Суде и о том, что людям надо быть всегда готовыми к смерти и к Божиему суду. После утрени служится первый час. У нас начало дня считается с полночи, а прежде оно считалось с 6 часов вечера. Значит, первый час по-теперешнему приходится на 7 часов утра. В это время Иисуса Христа евреи вели на суд к Пилату. В память об этом и установлена служба — первый час. Кроме первого часа служатся еще часы третий, шестой и девятый. Сосчитайте, сколько времени будет это по нашему счету. В третий час сошел на Апостолов Святой Дух, в шестой был распят на кресте Христос, а в девятый Он умер. Часы третий и шестой служатся перед Литургией, а девятый — перед вечерней. На всех часах одинаково читаются по три псалма, а потом особые молитвы.

 

Порядок часов всего лучше показать по Часослову и при этом указать на содержание тропарей постных, из которых видно значение каждого часа.

 

В Великий пост часы третий, шестой и девятый служатся и без Литургии, а после них служится вечерня. Вечером же в пост читается служба после вечерни, или повечерие. Так как она читается перед ночью, то в ней мы молимся, чтобы Бог дал нужный отдых нашему телу и нашей душе и простил нам грехи, которые мы сделали за день.

Сколько всего церковных служб? Какие главные? Какие к ним присоединяются? Что присоединяется к утрене? О чем говорится в полунощнице? Какие служатся часы? (Назовите их по нашему времени.) Почему установлены службы каждого часа? О чем мы молимся в повечерии?

Теперь вы знаете, какие существуют церковные службы, и видите, что они установлены не зря, а со смыслом. Когда будете молиться в церкви, припомните смысл каждой службы.

 

Урок 31. Всенощное бдение

З.Мы говорили, что существует девять церковных служб, но в церкви служат чаще всего только два раза: или вечером и около полудня, или утром и около полудня. Вечером служится вечерня вместе с утреней, и тогда эта служба может называться всенощной. Всякую церковную службу начинает священник. Без него никто начать служить не может. Священник начинает всенощную тем, что прославляет Святую Троицу: Слава Святей[211]... Всякое богослужение есть жертва Богу от людей. Мы жертвуем Богу тем, что хвалим за все не себя, а Бога, поэтому всякое богослужение и начинается хвалой Богу. Во время всенощной сначала идет вечерня, а потом утреня. На вечерне, после хвалы Богу за все Его милости, мы хвалим Бога за то, что Он сотворил весь мир. Эту хвалу очень хорошо сказал царь Давид в одном псалме, который начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа»[212]. Этот псалом и поется на всенощной. В нем говорится о сотворении мира и о том, как премудро его устроил Бог. Во время пения священник кадит алтарь и всю церковь. Дым от ладана поднимается вверх, и это напоминает нам, что и наши мысли должны за службой подниматься к Богу, ко всему небесному[213]. После сотворения мира люди жили в раю, но жили там недолго, потому что согрешили перед Богом. В знак того, что люди в раю жили в мире с Богом, во время пения «Благослови, душе моя...» царские двери бывают отворены, словно небо и земля соединены вместе; из среднего храма через царские двери можно видеть престол в алтаре. После грехопадения люди отделились от Бога, и в знак этого царские двери затворяются. До греха люди не знали никакой нужды, а после него они узнали горе и нужду и стали просить Бога о разных милостях. Поэтому после псалма о творении мира читаются нараспев, протяжно молитвы о разных милостях Божиих. Эти протяжные молитвы читает диакон или священник, а певчие поют: Господи, помилуй или, по-другому: «Дай нам, Господи, Свои милости». Эти молитвы называются греческим словом ектеньЯ. Слово ектенья по-русски и значит «протяжная молитва». Как Адам и Ева стали просить милостей у Бога после своего грехопадения, так и мы за всенощной вспоминаем после сотворения мира о грехе первых людей и просим милостей у Бога в ектенье. Люди не захотели жить в мире с Богом, но потом узнали, что без Бога жить плохо, и захотели помириться с Богом. Христос это сделал за всех людей, но, чтобы получить милости Божии, надо жить мирно со всеми людьми. Первая ектенья на всенощной так и начинается: Миром, т. е. помирившись со всеми людьми, Господу помолимся. После этого мы просим у Бога милостей сначала для души, а потом и для земной нашей жизни. Для души мы просим вышнего мира с Богом, спасения, любви и согласия между всеми людьми, благополучия нашему храму и всем, кто молится в нем, и благополучия всем пастырям церковным и всем христианам. Для телесной жизни просим здоровья разным начальникам, воинству просим победы над врагами, сохранения в целости всего нашего государства, здорового воздуха, хорошего урожая и мирного времени. Молимся о тех, кто плавает по морю, кто путешествует, кто хворает и кто томится в плену у врагов. Просим, чтобы Господь избавил всех нас от всякой беды и спас Своей милостью.

После краткого объяснения великой ектеньи следует чтение ее славянского текста, причем ученики сами определяют смысл каждого прошения. Эта работа заинтересовывает учащихся, и они довольно правильно понимают ектенью.

 

Ектенья, которую мы прочитали, называется великой, потому что в ней много отдельных прошений. Есть еще другие ектеньи, но все они меньше великой.

 

Сколько всего служб церковных? Сколько раз обыкновенно служат в церкви? Что такое всенощная? Как она начинается? Чем начинаются все службы? Почему хвалой Богу? За что мы хвалим Бога на всенощной после хвалы за все милости Божии? Кто и в чем хорошо выразил эту хвалу? Как этот псалом начинается? О чем говорится в нем? Что делает во время пения псалма священник? О чем напоминает нам каждение[214]? Где и как жили первые люди после сотворения мира? Чем это обозначается при начале всенощной? Что случилось с людьми в раю? От кого они удалились через грех? Чем это удаление означается? Что люди узнали после грехопадения? Что они стали делать? Что делается поэтому после пения псалма? (Пусть один читает эти молитвы, а вы объясняйте, что каждая из них значит.) Что поют певчие после каждой молитвы? Как называются все эти молитвы вместе? Что значит слово ектенья? Почему эта ектенья называется великой?

 

Великой ектеньей мы просим у Бога разных милостей для души и для нашей земной жизни, как стали просить милостей и первые люди после грехопадения. Они, конечно, молились Богу не этими словами, но одинаково просили милостей у Бога. Горько было людям терпеть всякое горе, соблазны диавола и горько было вспоминать про то, что они сами удалились от Бога. Но Бог, по Своей милости, обещал людям, что придет на землю Спаситель, победит диавола и помирит людей с Богом. Люди стали ждать Спасителя, а Бог по временам говорил опять людям о Нем. По внушению Святого Духа пророки предсказывали о Христе, и люди утешались этими предсказаниями. Поэтому после великой ектеньи за всенощной поются самые первые псалмы Давида, в которых он предсказал о пришествии Спасителя на землю и о Его страданиях. В псалмах предсказания соединены вместе с молитвой, а потому за всенощной и поются псалмы.

 

Здесь полезно прочитать по-русски 1-й и 2-й псалмы и обратить внимание на их мессианское значение. Этим путем учащиеся сознательно усвоят значение псалмов для потребностей богослужения, и слова законоучителя не будут для них сухим изложением учения о богослужении.

 

Время шло. Люди томились и ждали Спасителя. Все больше и больше они стали понимать свое горе от удаления от Бога и усерднее молились Ему о пришествии Спасителя на землю. Это усердие опять хорошо выразил царь Давид в псалме: «Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня![215]» Эти слова вы, конечно, слышали в церкви. Скажем их все по порядку по-славянски и по-русски.

Во время пения «Господи, воззвах» священник или диакон кадит, и это каждение напоминает нам о том, чтобы мы молились усерднее. К псалму Давида прибавляются еще другие молитвы, составленные благочестивыми людьми. В этих молитвах мы просим у Бога милостей и прославляем Его за них. Долго ожидали люди Спасителя, и Бог посылал к людям святых, которые своей жизнью предсказывали о Христе. Эти предсказания (прообразы) обозначаются тем, что диакон со священником выходят из алтаря северной дверью и входят в царские врата. Диакон говорит слова: ПремУдрость, прОсти. Премудрость — значит, что дальше будет читаться особенно важная молитва об Иисусе Христе; прости — слово греческое, значит «стойте хорошенько». После этого поется про Христа песнь: Свете тихий... В ней Христос называется Сыном Божиим, Которого прославляет весь мир. После пения молитвы «Свете тихий...» мы просим милостей у Бога, которые нужны всем христианам. Об этих милостях мы просим в двух следующих ектеньях. О них мы будем говорить после. Спаситель родился на земле от Девы Марии, поэтому прославляют в конце вечерни и Ее молитвой «Богородице Дево...». Этой молитвой вечерня и кончается.

 

Что Бог обещал людям после грехопадения? Кто говорил о Спасителе после? Кто предсказывал о Спасителе в молитвах? В каком псалме Давид изобразил молитвы людей о пришествии Спасителя? Чем за всенощной означается это пришествие? Что значат слова: Премудрость, прости? О чем мы просим Бога после? Чем кончается вечерня? Почему этой молитвой?

 

Во время вечерни воспоминается: сотворение мира, жизнь людей в раю, их грехопадение, их молитвы о помиловании; пророчества о Спасителе, молитвы людей о Его пришествии и в конце прославляется Богородица. Вы уже учили Священную историю, а теперь знаете, что Она вспоминается на каждой вечерне. Вспоминаем мы Ее для того, чтобы яснее видеть горесть жизни людей без Бога, а через это стараться быть ближе к Богу нашей душой.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!