Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия



 

Седьмая заповедь

З.Вы знаете, что любить нужно всякого человека, как мы любим самих себя. Любить нужно одинаково и мужчин и женщин, потому что все люди одинаково дети Божии, все созданы душой похожими на Бога. Люди телом неодинаковы: одни красивы, другие непригожи лицом. Любить нужно не одно тело человеческое, а больше тела нужно любить человеческую душу. Такая любовь настоящая, хорошая. Но есть любовь только телесная или плотская. Эта любовь бывает у мужчин к женщинам, а у женщин к мужчинам. При плотской любви человек забывает настоящую любовь и любит телесную красоту больше, чем нужно ее любить, перелюбляет тело. Такую телесную любовь Бог запретил седьмой заповедью: Не прелюбы сотвори[173] или проще сказать: не перелюби.

 

Как нужно любить всякого человека? Почему нужно любить одинаково мужчин и женщин? Чем люди одинаковы: душой или телом? На кого люди похожи душой? Какая любовь настоящая? Какая зовется плотской? Кто и кого любит плотской любовью? Что забывают люди при плотской любви? Какой заповедью она запрещается? Как проще сказать: Не прелюбы сотвори?

 

Одна плотская любовь — грех. Нужно любить всего человека: его тело и его душу. Когда же человек любит только плотской любовью, то он приравнивает другого человека к скотине. В скотине мы любим только ее тело: красивой, сытой лошадью или коровой мы любуемся, а на дрянную нам и глядеть неохота. Всякий хозяин ухаживает за скотиной из-за своей корысти, и этот уход за скотиной есть просто любовь к себе. Наших же ближних нам следует любить не из корысти, а потому, что все люди братья. Кто любит только одной плотской любовью, тот непременно хочет завладеть тем человеком, которого он любит. Если, например, мужчина любит женщину, то он старается смутить ее на грех, жить вместе без венчания, как живут муж с женой. Точно так же и греховные женщины стараются о том, чтобы мужчины думали только про них да глядели на них. Значит, и женщины или девушки стараются завладеть мужчинами, заманить их на плотскую любовь, стараются не для пользы других людей, а для своей забавы. Когда человек полюбит другого человека плотской любовью, тогда он забывает всякий стыд и не задумается сделать какой угодно грех. Помните, как Ирод полюбил жену своего брата Филиппа, Иродиаду, стал без стыда жить вместе с ней и из-за нее велел убить Иоанна Крестителя. Ирод любил Иродиаду плотской любовью и жил с ней для своей забавы. Такова плотская любовь и всякого человека. Совсем по-другому любит человек настоящей любовью. Вы знаете, что всякая мать любит своих детей, хорошие братья любят своих братьев и сестер. Разве мать любит из корысти или забавы маленького ребенка? Кроме беспокойства от него ничего нет, а все-таки мать заботится о ребенке не меньше, чем сама о себе. Вот это любовь настоящая. При такой любви человек думает не о себе, а о другом человеке. Так нужно любить ближних.

 

Почему грешна одна плотская любовь? С кем равняет человек при ней своих ближних? Из-за чего любят одной плотской любовью? Чего при ней хотят? Что делается с человеком при плотской любви? Кого мы привели для примера? На чью любовь похожа настоящая любовь? О ком думает человек при настоящей любви?

 

Седьмой заповедью запрещается грех, называемый блудом или прелюбодеянием. Что такое блуд, мы говорили при объяснении таинства брака. Блудник грешит своим телом, но всякий грех начинается в душе. Сначала человеку захочется согрешить, а потому он и сделает грех. Чтобы удержаться от блуда, нужно прогонять от себя греховные мысли о телесной красоте и удерживать свой язык от разговоров про блудные дела. Кто думает, кто слушает разговоры о плотской любви, тот в душе уже грешит и ждет только случая согрешить самим делом. А кто поддастся плотской любви, тот погубит и душу и тело, поэтому не нужно много думать о телесной красоте, не нужно говорить и слушать разговоров о плотской любви. Иисус Христос так объяснил седьмую заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»[174].

 

Какой грех запрещается седьмой заповедью? Как начинается всякий грех? Как удержаться от плотской любви? Как объяснил седьмую заповедь Христос?

 

Всякий грех манит человека своей приятностью, сладостью, но эта сладость потом непременно обманет и принесет человеку беду. А разве приятно нам, когда нас обманут? Не поддавайтесь плотской любви.

 

Восьмая заповедь

З.Мы сейчас говорили, что любить людей нужно не из корысти. Нужно всем людям желать добра, потому что все они дети Божии. Все мы нуждаемся в милостях Божиих, но если мы не желаем добра детям Божиим, то и сами не стоим этих милостей. Кто любит своих ближних, тот старается помогать им во всем, как отец с матерью дают своим детям все, что им нужно. Грешные люди стараются только о себе и не боятся обижать других людей, отнимают у них то, над чем сами обидчики не трудились. Кто берет себе чужое добро, тот обкрадывает, обижает своих ближних. Этот грех называется воровством или кражей. Бог не велит воровать восьмой заповедью[175].

 

Как она читается? Что запрещается ею? Почему нужно любить всех людей? О ком стараются грешники? Что называется кражей?

 

Кража бывает разная: воруют люди тихонько, отнимают силой, выманивают обманом, не хотят ничего делать и едят даром хлеб. Все эти грехи запрещаются восьмой заповедью. Воровать чужое легче, чем самому добывать себе пищу трудом, но краденое никогда впрок не идет. Начинают воровать с мелочей, а потом доходят и до большого. Поэтому не надо никогда брать чужого ни крошки.

 

Девятая заповедь

З.Люди живут не поодиночке, а обществами. В обществе каждому человеку живется хорошо только тогда, когда всякое дело решается по правде. Если же правды в делах не будет, то люди начнут друг друга обижать. Не каждый человек в обществе знает про всякое дело: один это дело видел, а другой не видел. Чтобы узнать о деле всем, иногда бывает нужно спросить у тех людей, которые это дело видели и могут рассказать про него. Такие люди называются свидетелями. Например, займет сосед у соседа хлеба, а потом и забудет про свой заём. Кто давал, тот спросит долг со своего должника, и если тот станет говорить, что он не занимал, то давший взаймы просит в волости разобрать это дело. Волостные судьи[176] сами не знают про это дело и спросят тех, кто видел, что должник занимал хлеба у своего соседа, спросят свидетелей. Если свидетели скажут, что должник действительно занимал хлеба у соседа, то судьи велят ему отдать долг, а если скажут, что не занимал, то давший взаймы ничего не получит. Если свидетели скажут правду, то и дело решится по правде, а если покажут ложно, то давшего взаймы напрасно обидят.

 

Что такое общество? Когда хорошо жить людям в обществе? Что такое свидетели? Для чего они бывают нужны? Когда может дело решиться правильно и когда неправильно?

 

Не в одном только суде нужна людям правда. Для всякого человека не все равно, что говорят про него другие люди. Особенно же обидно бывает нам, когда нас хают понапрасну. Например, если кого-нибудь из нас начнут называть вором, а мы ничего не воровали. Такая напраслина зовется клеветой. Припомните, кто первый начал клеветать? Всякая клевета нас обижает, обижает она и всякого человека, поэтому не нужно говорить плохого про людей. Если люди даже и в самом деле делают что-нибудь, по-нашему, неладно, мы не можем осуждать и бранить их. Ведь всякий сам отвечает за свои дела, а нас за них никто к ответу не потребует. Иисус Христос не велел осуждать людей, потому что мы не лучше их. Бог прощает, а не осуждает людей за всякий грех, так неужели мы захотим быть праведнее Бога? Кто поставлен судьей над людьми, тот их и судит. Нам нужно стараться самим делать добрые дела, а не судить других, потому что на нас самих очень много грехов. «Люби ближнего, как сам себя»,— сказал Господь[177]. А разве мы про себя говорим что-нибудь плохое? Значит, никогда не нужно говорить плохое про людей, а особенно не нужно говорить ложь. Господь запретил лгать в девятой заповеди. Прочитайте ее[178]. По-русски ее можно сказать так: «Не говори ложного свидетельства на друга твоего». А так как каждого человека надо считать своим другом, значит, ни про кого не следует говорить лжи, а всегда нужно говорить правду, как на суде, так и в обыкновенных разговорах. Говорить про людей что-нибудь плохое не нужно потому, что мы можем ошибиться и напрасно их обидеть, и потому, что никто нас не назначил судить других людей, да и сами мы не лучше их.

 

Как называется напраслина? Почему не нужно осуждать людей? Кто может их судить? Что запрещается девятой заповедью?

 

Кто осуждает людей, того осудит Бог. Мы можем сказать человеку по правде, если он в чем-нибудь грешит, для его пользы, но не должны осуждать его и говорить про него, что он дрянной человек. Особенно же грешно клеветать на людей, и клеветников Бог карает страшно.

В Иерусалиме в III в. жил архиерей Наркисс. Он был человек праведной жизни. Но три злых человека оклеветали его, сказали, что он большой грешник. Народ клеветникам не поверил, а они начали божиться. Один сказал: «Пусть я сгорю живым, если говорю неверно»; другой сказал: «Пусть сгниет у меня заживо тело»; третий сказал: «Да ослепни я, если вру». И действительно, у первого клеветника загорелся ночью дом, и клеветник сгорел, на второго напала болезнь — проказа (эта болезнь в том и состоит, что тело заживо гниет), а третий ослеп.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!