Урок 21. Вторая и третья заповеди Десятословия



 

Вторая заповедь

З.Все люди начали рождаться на земле от Адама и Евы, а после потопа — от детей Ноя. Адам и Ной верили в истинного Бога, учили этой вере своих детей, их дети опять своих детей, и потому все люди знали, что есть Бог. Но многие из людей всегда заботились больше о теле, чем о душе, и потому начали забывать правильное учение о Боге. Они помнили только, что есть Бог, а Кто Он — совсем позабыли. Было время, когда правильно верующих в Бога и почитавших Бога было по две-три семьи. Помните, что Бог велел Аврааму уйти со своей родины потому, что вся родня Авраамова и все другие люди в земле Халдейской молились идолам. Но все-таки люди и по преданию помнили, и в душе чувствовали, что есть Бог, что Он выше человека и что человеку без Бога жить нельзя. Забыв Бога истинного, люди начали искать Бога везде: и на небе вверху, и на земле внизу, и в водах, ниже земли. Люди начали думать, что солнце, луна и звезды на небе — боги, что они дают человеку жизнь и все, что нужно людям. На земле люди считали богами разных животных; так, например, в Египте, где жили евреи до переселения в землю Ханаанскую, считали богами крокодилов, белых быков, мышей и разных птиц; некоторые люди называли богами разных рыб; а некоторые считали богами камни и разные металлы. Всем этим предметам люди поклонялись, делали похожих на них идолов или кумиров и приносили им в жертву разных животных, а нередко и людей. Животных и людей убивали, сжигали перед идолами и в это время молились идолам. Конечно, идолы никому ничего дать не могут, а потому и молитва им — пустая трата времени, а Бог велел нам молиться и работать; стало быть, идолопоклонник грешит и тем, что кланяется не истинному Богу, и тем, что попусту тратит время.

 

От кого произошли люди на земле? Почему они забыли истинного Бога? Почему начали почитать не истинных богов? Где люди искали Бога? Что они делали для своих богов? Почему грешно поклоняться идолам?

 

Бог любит людей, жалеет их и потому сказал им, чтобы они идолам напрасно не кланялись. Бог сказал: Не сотвори себе кумира...[159] Так начинается вторая заповедь. Кто может ее прочитать? Для того чтобы понять эту заповедь, скажем ее по-русски. Не сотвори по-русски «не делай». Кумиром называется всякий предмет, которому поклоняются, слов-но Богу. Например, для тех людей, которые считали богом быка, кумиром был бык; кто считал богом какой-нибудь камень, для того кумиром был камень. У нас больше употребляется вместо славянского слова «кумир» греческое слово идол. Поэтому не сотвори себе кумира можно сказать «не делай себе идола», т. е. не считай богом того, о чем дальше говорится во второй заповеди. Люди кланялись не только разным созданиям Божиим, но делали своими руками похожие на них вещи или подобия и кланялись им. А это поклонение подобиям не лучше поклонения и самим созданиям Божиим.

На небеси — на небе. ГорЕ — вверху. Чтобы не забыть этого слова, помните, что оно происходит от слова «гора», а гора всегда выше ровного места. Небо нам кажется над нами вверху. Там светят солнце, месяц и звезды. Люди считали их богами. Господь и не велит кланяться им словами: елика на небеси горе. Но не одним только светилам небесным, вверху, кланялись люди, а почитали разных животных и птиц, которые живут внизу, на земле: елика на земли низу; кланялись тому, елика в водах, что живет в воде, ниже земли или под землею. Скажите, что живет в воде? Всему, что есть в мире: на небе вверху, на земле внизу, что в водах под землею, Бог не велит кланяться и служить, т. е. стараться угодить, второй заповедью. Короче сказать: этой заповедью Бог запрещает идолопоклонство. Выше всего Бог, никого равного Ему нет, поэтому никому угождать и молиться так же, как Богу, нельзя.

 

Почему Бог запрещает кланяться идолам? Что значат слова: кумир, подобие, елика, горе, низу? Что запрещается второй заповедью?

 

У нас в церквах и в домах есть иконы. На них написаны или Бог так, как Он являлся людям, или Божия Матерь, или святые угодники Божии. Мы смотрим на иконы, но молимся не иконам, а Богу. Мы знаем, что икон на свете много, а Бог — один. Мы молимся не иконам, а одному Богу. На иконы мы смотрим для памяти о Боге и, значит, иконы — не кумиры. Как по книгам Священного Писания мы читаем слова Божии, так, смотря на иконы, видим дела Божии; видим, как Бог являлся людям и вспоминаем, что Он сделал для людей. Когда смотрим на иконы угодников Божиих, то вспоминаем об этих угодниках и просим их помолиться вместе с нами Богу.

 

Что нарисовано на иконах? Зачем они нужны? Почему иконы нельзя назвать кумирами?

 

Никто из нас идолам не кланяется, но мы часто забываем истинного Бога и служим разным нашим грехам. Те грехи, которым мы служим, делаются нашими кумирами, потому что из-за них мы забываем Бога. Много разных грехов, которым люди служат больше, чем Богу, и у редкого человека нет какого-нибудь главного греха, настоящего кумира для того человека. Например, пьяница больше Бога любит вино; скупой человек больше Бога любит деньги; обжора любит больше всего еду; гордый никого не хочет знать выше себя. Всякий упрямый грешник служит и поклоняется греху больше, чем Богу. Значит, он делает грех своим кумиром и на-рушает вторую заповедь Божию. Из этого вы можете видеть, что кумиры есть не только видимые, телесные, но и невидимые. Если мы грешим и в грехах забываем Бога, то мы делаемся идолопоклонниками. От грехов ничего хорошего никогда не бывает, поэтому Бог, жалея людей, и не велел кланяться всяким кумирам, и видимым и невидимым, или грехам.

 

Из-за чего люди забывают Бога? Кому служит упрямый грешник? Чем делается для него грех? Какие бывают кумиры? Почему грехи можно назвать кумирами? Почему Бог не велел служить никаким кумирам?

 

«Не делай себе кумира»,— говорит Господь; не будем ничего любить больше, чем следует любить Бога, и тогда мы исполним заповедь Божию.

 

Третья заповедь

З. Бог вездесущ и всеведущ: Он видит все наши дела, слышит все наши слова и знает все наши мысли. Бог всегда слышит нас, когда мы называем Его имя. Имя Божие свято, а потому и называть его зря, напрасно не следует. У каждого из нас есть свое имя, и мы не любим, когда наше имя говорят без дела. Если нас уважают, то не станут наше имя поминать понапрасну, потому мы и не любим, и не велим зря называть наше имя. Господа Бога нужно любить и почитать больше всего; нужно стараться, чтобы и само имя Божие все люди считали святым. Помните, как мы об этом говорили при объяснении молитвы Господней. О том, чтобы люди не поминали имя Божие напрасно, сказал Сам Бог в третьей заповеди[160].

 

Как она читается? Как сказать ее по-русски? Что ею Бог запрещает? Почему не следует поминать напрасно имя Божие?

 

Имя Божие мы поминаем или в молитвах, или в разговорах с другими людьми. В молитвах мы говорим имя Божие и просим у Бога милости или благодарим, или же хвалим Его за все добро, какое нам Бог дает. Если мы стоим на молитве, языком говорим имя Божие, а думаем совсем не о Боге, то мы произносим имя Божие напрасно или, по-славянски, всуе. И в обыкновенном разговоре мы иногда поминаем имя Божие. Если мы произносим его, а в душе о Боге не думаем или поминаем имя Божие в шутку, то мы также произносим его всуе. В разговоре, когда другие люди нашим словам не верят, мы божимся, зовем Бога в свидетели того, что говорим правду. Если мы при этом говорим неправду, то не только напрасно поминаем имя Божие, но и лжем перед Самим Богом, Который все видит и все знает. Стыдно лгать в глаза даже перед знающим про наши дела человеком, подумайте же, как грешно лгать и звать в свидетели всеведущего Бога. Иисус Христос учил христиан всегда говорить только одну правду, чтобы все нам верили без всякого сомнения. Он учил, что праведный христианин совсем не должен божиться или клясться. Правдивому человеку, если его люди хорошо знают, верят и без клятвы. Но если нас не знают, то велят побожиться. Так бывает в суде, на военной и всякой казенной службе: каждого человека на службе и свидетелей на суде заставляют клясться всемогущим Богом, и эта клятва называется присягой. Принимать присягу велит начальство потому, что нас оно не знает и не верит нам на слово. Если бы мы никогда не говорили неправды, то никто бы нас не заставлял принимать присягу. Значит, грех не в том, что нам велят принимать присягу, а в том, что мы не всегда говорим правду. Не следует без всякого приказания божиться; нужно всегда говорить только правду, тогда никто нас и не будет заставлять клясться. Мы и с присягой и без присяги должны стоять за правду до конца, хотя бы нас убили за нее. Третьей заповедью Бог запрещает напрасно поминать имя Божие в молитве и в разговорах, а особенно напрасно божиться.

 

Когда мы поминаем имя Божие? Когда поминаем его напрасно в молитве? Когда в разговорах? Почему особенно грешно напрасно божиться? Что такое присяга? Почему начальство приказывает принимать присягу? Как нужно исполнять ее? Что Бог запрещает третьей заповедью?

 

Никогда не будем поминать напрасно имя Божие, не будем без самой крайней нужды божиться! Имя Божие лучше всех имен на свете, а потому и называть его нужно с благоговением.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!