Урок 36. Окончание и повторение Литургии верных. Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров



З. Во время пения «Тебе поем...» совершается чудо Божие. Священник благословляет хлеб и вино, а Бог делает их Телом и Кровию Христовою. Мы приносим Богу жертву из даров Божиих же (хлеб и вино) и от наших душ — хвалу, и Бог принимает нашу жертву, делает хлеб и вино Телом и Кровию Христовою. Не по одним нашим только молитвам Бог дает нам такую милость, а по молитвам нашим и всех святых, которые жили на земле и теперь живут на небе. Об этом священник говорит в молитве, которую читает в алтаре про себя (не вслух), а потом вслух говорит: «Особенно (изрядно) по молитвам Пресвятой, Пречистой...» Пресвятая Богородица постоянно молится Богу за всех людей, и Ее молитва особенно помогает нам. В ответе на слова священника: Изрядно о Пресвятей... певчие поют: Достойно есть, яко воистину... Господь дает нам великую милость тем, что принимает от нас жертву в таинстве причащения, а мы знаем, что и умершие люди нуждаются в помиловании от Бога. Поэтому во время пения «Достойно есть...» священник про себя молится за всех людей: и живых, и умерших. Эту молитву он кончает вслух молитвой: В первых помяни... Священник просит Бога помянуть архиереев в первых потому, что им особенно нужно и жить в мире со всеми, и уцелеть от врагов, и иметь здоровье для трудов, и праведность во всех делах. А так как и все другие люди нуждаются в этих милостях Божиих, то певчие поют: И всех и вся, т. е. помяни, Господи, и всех мужчин, и всех женщин, а священник благословляет народ и говорит: И да будут милости... Этим кончается принесение Богу жертвы и поминовение за ним всех людей. Хлеб и вино делаются Телом и Кровию Христовою для того, чтобы христиане принимали их в себя и получали вечную жизнь. Чтобы принять Святые Тайны с пользой для спасения души, нам надо приготовиться к этому принятию. Поэтому на Литургии, после совершения таинства, мы готовимся к причащению. После слов «И да будут милости...» священник читает просительную ектенью. В ней мы просим Господа о принесенных и освященных честных Дарах, чтобы Господь дал нам через них благодать Святого Духа. Эта ектенья кончается пением молитвы Господней. В ней мы просим у Бога всего, что нам нужно в жизни для спасения души.

 

Что мы приносим в жертву Богу при совершении таинства причащения? По чьим молитвам хлеб и вино делаются Телом и Кровию Христовою? Чьи особенно молитвы помогают нам? Как об этих молитвах говорит священник после освящения хлеба и вина? Что значат слова: Изрядно о Пресвятей?.. Какой молитвой потом прославляем мы Богородицу? О ком молится в это время священник про себя? Какие слова он говорит вслух? Почему поминаетв первых архиереев? Что поют на это певчие? Что значат слова: И всех и вся? Какими словами благословляет потом священник народ? Чем мы готовимся к принятию Святых Таин после их освящения?

 

То время, в которое хлеб и вино делаются Телом и Кровию Христа, главное во всей Литургии. Эта часть Литургии начинается приготовлением молящихся к совершению таинства. Сначала мы вспоминаем крестную смерть и погребение Спасителя, просим Его помянуть всех нас в Его Царстве, как помянул Он благоразумного разбойника, и просим у Бога духовных милостей просительной ектеньей. Во время Литургии верных нам особенно нужна одна милость Господня,— чтобы Бог принял от нас жертву: хлеб, вино и нашу хвалу Богу. Для получения этой милости нужно твердо верить в Бога и на словах сказать о своей вере всем одинаково. Мы тогда можем высказать все одинаково нашу веру, если будем любить друг друга. Возлюбим друг друга для того, чтобы исповедовать одинаково Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Теперь будем внимать премудрости Божией, пусть никто не мешает нашему вниманию, никто не входит и не выходит церковными дверями. Мы веруем во единого Бога Отца... Все мы веруем так, как сказано в «Символе веры». Теперь будем стоять хорошенько, с опаской, будем слушать каждое слово, будем следить за своими мыслями — это нужно для того, чтобы приносить спокойно святую жертву. Бог в нашей жертве не нуждается, Он Сам позволил нам приносить ее по Своей милости, после того как Христос помирил людей с Богом; нам остается только хвалить Бога за эту милость мира Его с нами. Христос назначил и тех людей, которые эту жертву приносят. Эти люди — пастыри Церкви. Один из этих пастырей, который сейчас служит обедню, молится теперь за нас и говорит нам: «Милость Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца и соединение со Святым Духом пусть будет у всех вас». Батюшка! Пусть это же будет и с твоей душой. «Будем теперь думать только о небесном, о Боге и о милостях Божиих»,— опять он нам говорит. «Думаем про Господа»,— отвечаем мы. Будем благодарить Господа! «Благодарить Его следует непременно (достойно и праведно)»,— отвечаем мы, а за всех нас бла-годарит Господа священник. «Благодарим тебя, Господи, за все. Ты нас сотворил. Ты нас, грешных, спас. Ты нам дал силу получить Царство Небесное. Много милостей мы получаем от Тебя. Благодарим Тебя за все. Благодарим и за теперешнюю службу, которую Ты от нас принял, хотя Тебя прославляют Ангелы лучше нас, поют Тебе, вопиют, взывают и говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, все небо и вся земля Тебя прославляют; небо и земля полны этой хвалой». Мы Тебе говорим: «Спаси нас, Живущий на небесах. Ты к нам идешь, Господь от Господа, слава Тебе! Спаси нас. Слава Твоя бесконечно велика, и Ты так возлюбил людей, что дал Сына Твоего единородного, чтобы через Него все верующие получили жизнь вечную. Он все сделал для нашего спасения, и в тот вечер, когда отдал Себя на страдания, взял хлеб, благословил его, освятил, разломил, дал Апостолам и сказал: «Возьмите, ешьте, это — Тело Мое, которое за вас разламывается для прощения грехов». Потом взял чашу и сказал: «Пейте из нее все, это — Кровь Моя Нового Завета; она проливается за вас и за многих для прощения грехов». Мы помним, что Ты велел делать это, помним и Твои крестные страдания, Твое погребение, Твое воскресение, вознесение на небо, помним о Твоем втором пришествии и поэтому приносим Тебе Твои дары, из Твоих же даров о прощении всех наших грехов и в благодарность за все Твои милости. Принося эти дары, мы Тебя воспеваем...» Мы прославляем Бога этим пением, а священник в это время священнодействует, и хлеб и вино делаются Телом Христовым и Кровию Его. Не по нашим только одним молитвам дает нам Господь такую благодать, а по молитвам всех святых, особенно же (изрядно) Пресвятой Богородицы. Она, Пречистая, молится за нас, грешных. Следует поистине — Достойно есть... — прославлять Ее. «Господи, по молитвам Ее и по молитвам Твоих угодников, приди к нам. Помяни всех умерших, помяни и всех живых. Прежде всего помяни пастырей Церкви, дай им жить для Церкви Твоей со всеми в согласии, невредимыми, почтенными, здоровыми, долголетними, все делающими по правде. Помяни, Госпо-ди, и всех других людей, дай им всем Твою милость. Дай нам всегда силу хвалить Тебя и словами, и мыслями в полном согласии». Теперь нам дал Свою милость Господь, нужно только быть готовыми принять ее. На это принятие благословляет нас священник и говорит: И да будут милости[230]...

Этими словами кончается освящение Святых Даров, а дальше идет приготовление к самому принятию Причастия. Мы приготовляемся к нему просительной ектеньей и молитвой Господней. После нее сначала причащается священник в алтаре, а потом он отворяет царские двери и выносит Чашу на амвон. «Со страхом Божиим и (с) верою подходите (приступите)»,— говорит священник. Как все подходят к Причастию, об этом мы будем говорить после. В Чаше находятся Тело и Кровь Христова вместе. Нам является Сам Христос. После великого входа мы воспоминаем погребение Христа, а в этом явлении — Его воскресение из мертвых. После воскресения Христос являлся народу, и это явление означается выходом священника к царским вратам. Священник при этом говорит: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследников Твоего царства (достояние Твое — plhoonomian)». В последний раз Христос явился Своим ученикам в тот день, когда вознесся на небо. Это событие вспоминается на Литургии тем, что священник выходит с Чашей к царским вратам и говорит: Всегда, ныне и присно... Эти слова похожи на те, которые сказал Иисус Христос при последнем явлении Апостолам: «Я с вами во все дни до скончания века»[231].

После этого явления Святых Даров мы благодарим Господа за то, что Он сподобил нас причаститься Святых Таин, а потом священник выходит из алтаря и за амвоном читает молитву, которая поэтому называется заамвОнной. В ней он просит у Господа спасения и благословения всем христианам и кончает прославлением Бога. После заамвонной молитвы поется молитва праведного Иова. Какая это молитва?
В ней мы хвалим за все имя Божие, а священник благословляет именем Божиим всех молящихся и кончает службу прославлением Христа: Слава Тебе, Христе... Певчие поют: Слава Отцу и Сыну... а священник после этого говорит последнюю молитву — отпАуст. После него можно всем выходить из церкви, а до отпуста уходить нехорошо. Уход до отпуста походит на то, будто человек начал делать дело, но, его не кончив, бросил.

 

Что означает выход священника со Святыми Дарами, когда он говорит: Со страхом Божиим?.. Что — когда говорит: Спаси Боже?.. Всегда, ныне?.. Чем эти действия похожи на Воскресение Христово, Его явление народу и вознесение? Что такое заамвонная молитва? О чем в ней священник молится? Чем кончается Литургия? Что такое отпуст? Когда он говорится? (Расскажите, что воспоминается во всей Литургии.)

 

Мы говорили, что существует две Литургии: Василия Великого и Иоанна Златоуста. В Великий пост по средам и пятницам и в первые три дня Страстной недели служится третья Литургия — неполная. На ней таинство причащения не совершается, а причащаться могут христиане Дарами, освященными на обедне, которая служится в предыдущее воскресенье. Потому эта обедня называется Литургией Преждеосвященных Даров или просто Преждеосвященной. Написал ее святитель Григорий Двоеслов[232], римский архиерей. Преждеосвященная Литургия начинается вечерней. После входа, когда поется песнь: Свете тихий... начинается обедня молитвой об оглашенных. Потом говорится: Оглашении, изыдите, и начинается Литургия верных. Вместо Херувимской песни поется песнь: Ныне силы небесныя... Прочитаем ее по-славянски. По-русски ее можно сказать так: «Теперь Ангелы с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь славы, вот тайная Жертва, уже освященная, переносится». После этих слов с жертвенника на престол переносятся Тело и Кровь Христа, а после пере-носа песнь «Ныне силы...» оканчивается. С верой и любовью будем подходить (к Причастию) для того, чтобы получить вечную жизнь. После этой песни мы прямо готовимся к причащению так же, как и на обедне Иоанна Златоуста. Значит, что читается и поется? Конец обедни такой же, как и на Златоустовой Литургии. Скажите этот конец.

 

Что называется Литургией Преждеосвященных Даров? Когда для нее освящаются Святые Дары? Чем она начинается? Какая песнь поется вместо Херувимской? Что бывает после нее? Как кончается Преждеосвященная обедня?

 

Во всякой молитве наша душа соединяется с Богом. Во время молитвы помогают нашей душе соединяться с Богом слова, а во время богослужения — слова и священные действия. Самое главное богослужение — Литургия. На ней мы соединяемся с Богом не только невидимо, но и видимо, если мы причащаемся через принятие Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа. Бог дал людям для спасения все, что нужно. Если мы не спасемся, то только по своему непониманию или по своему упрямству.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!