Послушайте сказку о Василисе Премудрой
В некотором царстве, в некотором государстве, где много прекрасных лесов, населённых неведомыми животными, жила очень необычная девушка. Она умела понимать не только язык людей, но и язык зверей, птиц, язык ветра и солнца, язык огня и воды, язык матушки-земли. Звали её Василиса Премудрая.
Расписной терем, где она жила, был всегда открыт, и любой путник мог в него зайти и отдохнуть. Не было в тереме слуг, всё Василиса делала сама: еду готовила, в комнате убирала, мыла и вязала, песни сочиняла, зверюшек лечила. И славилась она своей мудростью. Её так и звали- Василиса Премудрая.
- Что значит мудрая или Премудрая?
( Она умеет научить другого, много знает, хорошие советы даёт, много читает, много размышляет, много наблюдает , умеет собой управлять, не делает глупостей)
Много чудес было ей подвластно: в один миг лёгкий ветерок по приказу Василисы мог перенести её в другое место, а чистая водица могла показать ей , как на экране телевизора, любого человека или зверя, ею загаданного. И видела Василиса много красивых девочек, которые могли бы стать её ученицами, перенять её мудрость, стать её помощницами, тех, которые смогут научиться быть счастливыми и сделают счастливыми всех, кто рядом.
Воспитатель-методист: Какая идентичность формируется при помощи этой сказки?
Здесь же можно использовать ( вводить) волшебные предметы:
7. Волшебная нить ( связи с другими, какие это связи? Натянутые? Тонкие? Слабые? И т.д.)
|
|
8. Волшебное зеркало ( на кого хотел бы быть похожим? С кем идентифицироваться? За кем повторять?)
Давайте поиграем в игру « Свет мой зеркальце, скажи…» ( обратная связь от группы).
9. Волшебные бусинки ( чёрные и белые: плохие и хорошие мысли, которые можно перебирать, отделять друг от друга).
10. Волшебные семена ( какие добрые дела смогут вырасти из семечка любви? Дружбы? Доброты? Нежности? Вежливости? ...)
11. Волшебный камень ( мудрость. Какие мудрые советы может дать камень, хранящий многовековую мудрость?)
12. Волшебная иголка ( Что можно волшебное сделать при её помощи?)
Воспитатель-методист: Для формирования семейной идентичности можно использовать сказку « Король ванильных орешков» Рихарда фон Фольхманна.
Прочитайте её на досуге.
Воспитатель-методист: ( по кругу передаётся свеча). Что полезного узнали на семинаре?
Используемая литература:
1. Литературно-художественное издание. Рихард фон Фолькманн «Сказки из волшебного сундука».Перевод и летературная обработка Р.А. Балакшина. Художник Е. Суховерхова.- Мн. – 2013. - Свято-елисаветинский женский монастырь.—96 с.
2. Наговицын А.Е., Пономарёва В.И. Симвология: От философских теорий до практики сказкотерапии. – М.: Генезис, 2014. – 304 с.- (Сказкотерапия: теория и практика).
|
|
3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
5. Психология в сказках с комментариями / сост. : М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега, ОюВ. Липская ( и др.) – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2010. – 144с. – (Серия «Психология народной мудрости»).
6. Журнал «Школьный психолог» , 2011 г.: Н. Соловьёва «Секреты Василисы Премудрой. Коррекционно-развивающая программа».
7. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Педагог-психолог: Резник С.В.
Т Е М А: «Путешествие в Райский сад, или как общаться с трудными людьми»
Цель: Выработать способы конструктивного отношения и общения с трудными людьми. Расширить диапазон восприятия тактик общения с трудными людьми.
Материалы:
Волшебная коробка; рекомендации; 2 мекета дерева; игрушки: лев, вол; «Адский» мешок; афоризмы на листочках; листы белой бумаги; ручки; запись БГ «Город золотой»; «волшебный» сундучок.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Педагог:
Уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме: «Путешествие в Райский сад, или как общаться с трудными людьми».
|
|
Тема его выбрана не случайно, ибо каждый из нас в своих повседневных отношениях со своими коллегами, родителями, своими домашними, знакомыми, друзьями, испытывает некоторые трудности, за которыми стоит духовный смысл.
С самого рождения мы завязываем, строим, формируем отношения, а они формируют нас. Боль отчаяние, страдание, которые мы испытываем порой при общении с теми или иными людьми, очень важны для нашего нравственного роста, наряду с любовью и радостью.
Невзгоды – наши учителя, они учат нас тому, чему бы мы иначе не научились. Учиться преодолевать, улаживать трудные взаимоотношения – одна из важных жизненных задач.
В трудных взаимоотношениях, у трудных людей мы учимся:
- не делать то, что не следует делать,
- учимся осторожности,
- учимся сочувствию, состраданию,
- развиваем свои скрытые способности,
- узнаем, что нас любят,
- они позволяют нам увидеть себя в зеркале своего поведения, исправлять свои ошибки,
- помогают выработать характер.
И сегодня на семинаре мы с вами поучимся преодолевать трудные взаимоотношения.
Я начну свое повествование с притчи, которая называется «Небеса и Ад»:
|
|
( читает притчу)
«НЕБЕСА И АД»
«Старый король тяжело болел и очень боялся смерти. Он позвал своего шута, чтобы тот подготовил его к путешествию в ту страну, откуда не возвращаются.
- Какова разница между небесами и адом? – спросил он.
- Что ты можешь знать о таких тонких вещах? - ответил шут. - Все, что ты знаешь, - это военные компании, грабеж и притеснение своих соседей. Ты слишком стар, глуп и бессилен, чтобы знать что-либо о столь тонких материях.
Услышав эти слова, король впал в ярость и повелел стражникам арестовать шута. Шута раздели и били плетьми, привязав к скамейке. Но шут оставался спокойным, как будто наказание совсем не задело его. Спокойствие шута разгневало короля еще больше. Он схватил меч и уже был готов рассечь шута от макушки до пупа, но улыбка в глазах шута остановила уже занесенный меч.
- Теперь ты знаешь, что такое ад, - сказал шут, пристально глядя в глаза королю.
- Ты рисковал своей жизнью, чтобы показать мне это? – воскликнул пораженный король. – Ты был высечен, тебя пытали, а ты даже не дернулся. Ты улыбался мне, когда я был готов выпустить твои кишки наружу. Ты не боишься смерти?
- Это и есть небеса, - ответил шут».
Педагог: Состояние внутреннего мира человека можно назвать адом или раем, в зависимости от того, что он переживает или чувствует в данный момент.
Пастыри церкви особенно обращали внимание на сохранение мира в душе при любых (жизненных) внешних обстоятельствах.
- «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». - Это слова преподобного Алексия Зосимивского
Вывод:
РАЙ В ДУШЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Педагог:
Сейчас мы с вами отправимся в «Райский сад» под исполнение музыкального произведения «Город золотой» и обсудим, о чем же говорится в этой замечательной песне:
- Кого встретили в райском саду?
- Что там было еще?
- Какие основные пожелания можно нам высказать для того, чтобы попасть в «Райский сад»
(ответы педагогов)
Педагог:
Давайте подойдем к дереву афоризмов и выберем тот листочек – афоризм, который наиболее объясняет близкую тактику общения с трудными людьми. А сейчас по очереди будем его зачитывать и давать интерпретацию и причины его выбора, опираясь на личный опыт общения с трудными людьми.
(обсуждение и интерпретация афоризмов)
Педагог:
А сейчас я хочу пригласить вас на поляну на привал и немного отдохнуть, но отдохнуть плодотворно. Каждый из вас анонимно на листочке бумаги опишет конфликтную ситуацию с трудными людьми. Затем мы ваши записки соберем в «адский» мешок. (Самостоятельная работа педагогов)
Педагог:
Мы будем по очереди вытягивать любую записку из «адского» мешка и еще одну из «волшебного» сундучка с первой попавшейся рекомендацией, и зачитывая, решать, подходит она к данной конфликтной ситуации, или нет, и если подходит, то вешать на дерево плодов – рекомендаций.
(работа с заданными ситуациями и их разбор)
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагог:
Я хочу в заключение предложить каждому из вас взять в райском саду что-нибудь себе на память и сказать, что это будет: одежда, предмет, воспоминание, чувство и т.д.
Высказывания педагогов:
- Крылья творчества.
- Меч веры.
- Щит Божественной любви.( и т.д.)
(Под пение Афонских монахов возвращение из райского сада в детский сад)
Используемая литература:
1. Розен М. Спасибо, что ты был моей болью… Как наладить отношения с трудными людьми. – М.: ООО «Добрая книга», 2004. – 336 с.
2. Энтони Де Мило «Когда Бог смеется».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!