Семинар-практикум «Формирование идентичности у дошкольников методами сказкотерапии»



Цель:

· Рассмотреть способы формирования идентичности у детей и взрослых, используя сказки и описание сказочных героев,

· Выявить сказкотерапевтическими методами собственную идентичность у педагогов,

· Рассмотреть этапы формирования личностной идентичности по возрастам на примере сказочных героев по Эриксону,

· Рассмотреть на примере формирование женской идентичности.

Используемые материалы: свеча в безопасном подсвечнике, презентация, картинки «Волшебные существа» из набора «Волшебный сундучок», текст сказки «Король ванильных орешков».

Ход семинара:

Воспитатель-методист: Передайте по кругу свечу и назовите своего любимого сказочного героя. Подумайте о его характеристиках, с кем и какие конфликты он переживал, как кто он состоялся?

Педагоги: (по очереди отвечают на эти вопросы).

Воспитатель-методист: Благодаря преодолению внешних ( социальных) и внутриличностных конфликтов у человека формируется личностная идентичность. Давайте рассмотрим формирование личностной идентичности на всех возрастных этапах по Эриксону на примере сказочных героев.

1.Этап. Младенчество ( до года)

Доверие Недоверие
Колобок Буратино Премудрый Пескарь Гадкий утёнок Хома

 

2 этап. Раннее детство ( от 1 года до 3х лет)

Инициатива ( уверенность) Стыд (сомнения, безиниативность)
Все герои , которые имеют имя: Карлосон Пеппи, Элли, Винни Пух Все герои, которые имеют клички: Мальчик с пальчик Дюймовочка Хаврошечка Крапивница Снегурочка Белоснежка

 

3 этап. Детство ( с 3 до 7 лет)

Совесть ( предприимчивость, способность реализовать задуманное) Вина
Лисичка со скалочкой Герои Носова Заяц из «Ну, погоди» Мышь из «Тома и Джери» Маша Эльза Крошечка Хаврошечка Буратино Пинокио Иванушка

 

4 этап. Школьный возраст ( от 7 до 11 лет)

умения Неумелость (неполноценность)
Знайка Мальвина Василиса Премудрая Принцесса Лебедь Кролик Удав Ка Иван Дурак Емеля Нехочуха Тигра Винни Пух Мачехины дочки Незнайка

 

5 этап. Отрочество ( от 11 до 17 лет)

Эго- идентичность ( кто я?) Смешение ролей ( не знаю кто я?)
Алёнушка Все принцессы Герда Мальвина Карлосон Шрек   Чебурашка Царевна-несмеяна Чудо-Юдо Маше из «Трёх медведей» Маугли Мамонтёнок Принцесса на горошине Царевна- лягушка Алиса Фиона ( пока не выбрала кем быть)

 

6 этап. Ранняя зрелость ( 23-24 года)

Интимность Изоляция
Красавица из чудовища Психея Все царевны и царевичи Все богатыри и рыцари Синдбат-Мореход Ланселот Все герои, которые хотят жениться Снегурочка Русалочка Золушка Спящая красавица Белоснежка Ведьмы различные Оборотни Троли

 

7 этап. Зрелость ( 24 - 45-47 лет)

Социальная значимость ( реализация в профессии) Профессиональное разочарование
Все короли и королевы Начальник над всеми начальниками Паны Кузнец Гончар Доктор Айболит Дядя Стёпа великан Пастух Все волшебники Гудвин великий и ужасный Неряха Деревенский дурень Умная Эльза Лентяи Бездельники  

 

8 этап. Поздняя зрелость ( от 45 до смерти)

Интеграция Эго (благость, лепота) Отчаяние
Баба Яга Старик Хоттабыч Черепаха Тартила Крёстные Феи Старцы Мудрецы Мойдодыр Гномы, которые охраняют , берегут Кощей ( жизнь в яйце) Цари, которые хотят омолодиться Старуха из «Рыбака и рыбки» Мачехи Отчимы Синяя Борода Все русалки, лесные жители Берегиня Болотница Смерть

Воспитатель-методист: Давайте задумаемся, на какой стадии формирования личностной идентичности находитесь вы? На какой дети? И рассмотрим способы формирования личностной идентичности у детей, используя сказочные образы.

- Какие сказки являются для детей дошкольного возраста наиболее актуальными для развития и воспитания? ( сказки про животных).

Воспитатель-методист: Сейчас я раздам вам карточки про сказочные существа. Выберите , не глядя. Рассмотрите попавшееся существо или сказочное животное. Подумайте, какие качества идентичности можно актуализировать у детей, благодаря анализу характеристик этого животного.

( Педагоги по очереди делятся рассуждениями).

Воспитатель-методист: Сейчас я предлагаю вам пример формирования идентичности методами сказкотерапии.

           Послушайте сказку о Василисе Премудрой.

В некотором царстве, в некотором государстве, где много прекрасных лесов, населённых неведомыми животными, жила очень необычная девушка. Она умела понимать не только язык людей, но и язык зверей, птиц, язык ветра и солнца, язык огня и воды, язык матушки-земли. Звали её Василиса Премудрая.

Расписной терем, где она жила, был всегда открыт, и любой путник мог в него зайти и отдохнуть. Не было в тереме слуг, всё Василиса делала сама: еду готовила, в комнате убирала, мыла и вязала, песни сочиняла, зверюшек лечила. И славилась она своей мудростью. Её так и звали- Василиса Премудрая.

- Что значит мудрая или Премудрая?

( Она умеет научить другого, много знает, хорошие советы даёт, много читает, много размышляет, много наблюдает , умеет собой управлять, не делает глупостей)

Много чудес было ей подвластно: в один миг лёгкий ветерок по приказу Василисы мог перенести её в другое место, а чистая водица могла показать ей , как на экране телевизора, любого человека или зверя, ею загаданного. И видела Василиса много красивых девочек, которые могли бы стать её ученицами, перенять её мудрость, стать её помощницами, тех, которые смогут научиться быть счастливыми и сделают счастливыми всех, кто рядом.

Воспитатель-методист: Какая идентичность формируется при помощи этой сказки?

Здесь же можно использовать ( вводить) волшебные предметы:

1. Волшебная нить ( связи с другими, какие это связи? Натянутые? Тонкие? Слабые? И т.д.)

2. Волшебное зеркало ( на кого хотел бы быть похожим? С кем идентифицироваться? За кем повторять?)

Давайте поиграем в игру « Свет мой зеркальце, скажи…» ( обратная связь от группы).

3. Волшебные бусинки ( чёрные и белые: плохие и хорошие мысли, которые можно перебирать, отделять друг от друга).

4. Волшебные семена ( какие добрые дела смогут вырасти из семечка любви? Дружбы? Доброты? Нежности? Вежливости? ...)

5. Волшебный камень ( мудрость. Какие мудрые советы может дать камень, хранящий многовековую мудрость?)

6. Волшебная иголка ( Что можно волшебное сделать при её помощи?)

Воспитатель-методист: Для формирования семейной идентичности можно использовать сказку « Король ванильных орешков» Рихарда фон Фолькманна.

Прочитайте её на досуге.

Воспитатель-методист: (по кругу передаётся свеча). Что полезного узнали на семинаре?

Используемая литература:

1. Литературно-художественное издание. Рихард фон Фолькманн «Сказки из волшебного сундука».Перевод и летературная обработка Р.А. Балакшина. Художник Е. Суховерхова.- Мн. – 2013. - Свято-елисаветинский женский монастырь.—96 с.

2. Наговицын А.Е., Пономарёва В.И. Симвология: От философских теорий до практики сказкотерапии. – М.: Генезис, 2014. – 304 с.- (Сказкотерапия: теория и практика).

3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

5. Психология в сказках с комментариями / сост. : М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега, ОюВ. Липская ( и др.) – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2010. – 144с. – (Серия «Психология народной мудрости»).

6. Журнал «Школьный психолог» , 2011 г.: Н. Соловьёва «Секреты Василисы Премудрой. Коррекционно-развивающая программа».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 593; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!