Христианские ценности в детских сказках                                                                      (Слайд 1)



Жанр сказки удивителен простотой и даже наивностью. Они обращают более к сердцу нежели к уму. На сказку откликается живое сердце, которому дороги правда, добро, любовь , - всё достойное и истинно ценное(Слайд 2). Простота и доверчивость сердца открывают в сказках таинственные уровни глубокой внутренней жизни.

Сказки христианского периода русской истории – драгоценность в народном сознании. В них под пёстрым покрывалом сказочного бытия сокрыта «закваска» жизни, которая могла бы исчезнуть в бурях истории с её многими «провалами во тьму», если бы сохранялась только в открытом виде. Несомненно, что сокровище сказок хранится в народной памяти Промыслом Божиим.

Истоком русских и белорусских христианских сказок вполне могли быть Господни Евангельские притчи. К сказкам вполне относимы слова Спасителя : « имеющий уши слышать – да слышит»: кому Господь положит на сердце, тот поймёт и не только поймёт, но и возьмёт с собою в жизнь.

В глубине народных и авторских сказок скрыто действие противоборствующих сил, поле борьбы которых – сердце человеческое, по слову Ф. М. Достоевского. Ради этой борьбы и победы в ней, ради сохранения в духовном опыте образов и способов победы над злом в себе, в своём сердце, - пребывает мир сказок. Вникая в таинственный их смысл, убеждаешься несомненно, что о каждой душе человеческой действует Промысл Божий во спасение ей. Сказки помогают жить чутко, со вниманием к тому, что с нами происходит в нашем земном странствии, чтобы различить волю Божию и согласовать с нею нашу волю, чтобы спастись.(Слайд 3)

Сказки Пушкина, Даля, Аксакова, Ершова выявляют глубокую православную настроенность их авторов. Глубокое сердечное приятие Истины жизни и знание законов духовной жизни открыли им путь и способы выразить эту Истину сказочным языком с любовью и убедительностью. То, что сказки любили и ценили замечательные писатели, убеждает нас открыть для сказок своё сердце.

 Особое значение сказки имеют в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Без неё невозможно полноценное освоение основ православной культуры в детском саду. Ведь за тысячу лет устное народное творчество вобрало в себя многие христианские смыслы и ценности. А именно христианский смысл стал основой самих сказок.(Слайд 4)

Роль русских и белорусских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему, основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей : сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе и годовой церковный круг. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок насыщен афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Русские мыслители Ильин И. А. и Трубецкой Е. Н. видели в сказке отражение души народа. « Представляется несомненным тот факт, что сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; её подъём от житейского к чудесному, её искание «иного Царства» представляют собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству»,- писал Е.Н. Трубецкой. Через неё старшее поколение учит строить жизнь по законам добра и красоты. Сказки позволяют естественно вернуть в жизнь ребёнка и семьи принципы православия. Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие из них давно используются в православном воспитании для освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога, как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например, « доброму Бог помогает» , ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни, и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

 Какова же технология работы со сказкой ?

На подготовительном этапе важно определить основную нравственную идею сказки или идеи. Например, в сказке « Колобок» : « Лучше горькая прада, чем сладкая ложь». Хвастовство не доводит до добра. Опасно быть самонадеянным и непослушным. (Слайд 5)

Затем необходимо поставить обучающие, развивающие и воспитательные задачи к занятию со сказкой. Обучающие задачи связаны с механизмом познания ребёнком окружающего мира и направлены на развитие нравственного сознания . Должны что-то сформировать в сознании, мировоззрении ребёнка. Например в сказке «Репка» : подводить детей к понимаю значимости малой помощи в общем деле. В сказке «Кот и петух» : формировать представление о дружбе и послушании.

Воспитательные задачи связаны с механизмом нравственного поступка, формированием мотивационной ( эмоционально- волевой сферы личности) и направлены на формирование нравственного поведения.

Например в сказке « Репка» : формировать навыки совместной работы, учить делать дело вместе, дружно, слаженно.

Развивающие задачи связаны с формированием внутреннего ( духовно-душевного) мира и механизмом нравственной оценки и выбора ( в процессе самоанализа и самооценки) и направлены на развитие нравственной позиции.

Опираясь на подготовительный этап, технологию работы со сказкой можно представить в виде четырёх последовательных действий(Слайд 6)

4.Восприятие сказки. В нашем детском саду для этого используются театр батлейка (Слайд 7), фланелеграф (Слайд 8), и теневой театр(Слайд 9), музыкальные записи.

5.Беседа по сказке с выяснением её основной нравственной идеи. Вопросы задаются для решения задач которые мы поставили перед собой. Обучающие вопросы могут быть такими: _ Почему герой попал в беду( победил)? Что помогло героям справиться с задачей? Чему учит нас сказка? Воспитательные задачи могут быть такого плана : - Как надо поступать, чтобы добиться успеха? Какие поступки совершал герой (герои) и что вышло? Какое поведение нужно, чтобы….? Развивающие задачи достигаются с использованием таких вопросов : _ На кого ты хотел бы быть похожим? Почему? А как бы ты поступил на месте героя? Почему? (Слайд 10 ) .

6.

7. Сказка «Репка»

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«Там, где дружат – живут не тужат» Обучающие задачи: подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. Воспитательные задачи: содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности ребёнка: умения детей откликнуться на просьбу, принимать даже самую малую помощь, подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. Развивающие задачи: развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно. - Почему деду не удалось вытащить репку одному? -Кто ему помог? - Можно ли сказать, что эта семья дружная? Почему? -Можно ли сказать, что все в семье отзывчивые? Почему? -Много ли сил у мышки? -А смогли бы без её помощи вытащить репку? -Имеет ли значение самая маленькая помощь в общем деле?

 

Сказка «Колобок»(Слайд 11)

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» Обучающие задачи: расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми; обогащать словарный запас детей в процессе освоения слов: лесть, месть, самонадеянность, беспечность, выражений «горькая правда», «сладкая ложь». Учить понимать смысл пословицы: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».Дать детям представление, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным. Воспитательные задачи: формировать нравственные эталоны, необходимые для регуляции поведения человека, вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям беспечности, самонадеянности, хвастовства. Развивающие задачи: учить детей быть осторожными в поступках, учить послушанию. Способствовать формированию у детей представлений и навыков различения нравственных качеств: хитрость-осторожность, самонадеянность-осмотрительность, хвастовство. - Как вы думаете, почему колобок попал в беду? Почему его съела лиса? -Можно ли верить, когда тебя хвалят незаслуженно, чтобы обманом добиться своего? -Почему лучше горькая правда, чем сладкая ложь? -Можно ли быть хвастливым? Почему? -Можно ли быть самонадеянным? Почему? -Можно ли быть непослушным? Почему? -Как надо было вести себя колобку, чтобы его не съела лиса?

Сказка «Волк и семеро козлят»(Слайд 12)

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«Живи смирнее, будешь всем милее» Обучающие задачи: расширять представления детей о необходимости послушания. Учить различать обман и правду. Помочь детям усвоить урок этой сказки: герой попадает в беду из-за непослушания. Воспитательные задачи: воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным. Воспитывать послушание, приветливость, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. Развивать чувство сопереживания, ответственности за свои поступки. Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.   -Как вы думаете, почему козлята попали в беду? -Можно ли доверять злым и хитрым, как волк? - Можно ли быть непослушными? Почему? -Почему надо быть внимательным к своим родным и близким? -Хорошо ли козлята знали свою маму, если перепутали её с волком? - Какими надо быть козлятам, чтобы снова не попасть в беду?

 

 

Сказка «Зимовье зверей»(Слайд 13)

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«В согласии жить - никто не одолеет» Обучающие задачи: способствовать пониманию таких нравственных качеств, как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берёт»и « В согласии жить- никто не одолеет». Воспитательные задачи: дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми. Развивающие задачи: развивать коллективизм: учить детей дружить и согласованно выполнять общую работу. -Как вы думаете, почему волкам не удалось съесть зверей? - Что умели звери из зимовья, что делало их непобедимыми? -Как можно научиться дружить на их примере? -Как можно научиться совместно работать на их примере?  

 

 

Сказка «Заюшкина избушка»(Слайд 14)

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«Только трудом держится дом» Обучающие задачи: продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно-нравственных категорий: добро-зло, мудрость-хитрость, гостеприимство-коварство, осмотрительность-неосторожность, беззащитность - неблагодарность. Учить понимать и использовать поговорки: « Всё делай с рассуждением», «Храни домашний очаг», и « На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай». Воспитательные задачи: воспитывать сочувствие и желание помочь, рассудительность и осмотрительность в своих поступках. Развивающие задачи: развивать навыки управления своим поведением. - Почему лиса была неблагодарной? Хитрой? Коварной? Ленивой? - Почему зайчик был гостеприимным? Неосторожным? Беззащитным? Добрым? Трудолюбивый? -Как петуху удалось помочь зайчику? Что он сделал с рассуждением? - Что значит «храни свой домашний очаг»? Почему мы это можем посоветовать зайчику? - Что значит « На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»? Кому из сказки мы можем это посоветовать?  

 

Сказка «Морозко»(Слайд 15)

Основная нравственная идея Программное содержание Вопросы к беседе по сказке
«Без труда нет плода» Обучающие задачи: учить детей понимать и различать нравственные категории и качества героев сказки, такие как трудолюбие- лень, послушание- своеволие, вежливость-грубость. Понимать смысл пословиц: « По труду и честь» и «Без труда нет плода». Воспитательные задачи: учить давать нравственную оценку поведению и поступкам героев сказки, поощрять стремление подражать положительным персонажам. Способствовать воспитанию усидчивости и трудолюбия. Развивающие задачи: развивать эмоционально-волевую сферу. Содействовать развитию у детей навыка произвольного, внимательного слушания сказки; умения не отвлекаясь следить за развитием сюжета. -Какими качествами обладала падчерица? Почему её все полюбили? Как ей удалось достичь успеха? -Какими качествами обладали дочь и мачеха? Почему они были наказаны? -Как вы понимаете смысл пословицы «По труду и честь»? К кому из героев сказки мы можем её отнести? -Что значит «Без труда нет плода»? Про кого из сказки эта пословица?

 

3.(Слайд 16) Игры, драматизации или музыкально-двигательная деятельность, предметные уроки, которые реализуют деятельностный принцип освоения нравственных норм и правил. (Эксперимент)

8. (Слайд 17) Художественно-продуктивная деятельность практической направленности : рисование, лепка,(Слайд 18)аппликация, конструирование на тему сказки. (Слайд 19)

Индикатором сформированности духовно-нравственных качеств у

ребёнка будет его поведение в повседневной жизни, его отношение к сверстникам и взрослым, его каждодневный выбор между добром и злом.(Слайд 20)

Используемая литература:

1. Сычёва М. Долг и желания. Экзистенциальное понимание желания, долга и возможности. Мн. 2010. – Издательский отдел ОО «Диалог», -112 с.

2. Сычёва М. Экзистенциальная терапия для жизни и бизнеса или как непонятное помогает многому стать понятным. Мн. 2006. – Издательский отдел ОО «Диалог», -36 с.

3. Научное издание. Тенатотерапия в публикациях. Редакционная коллегия: В.Ю. Баскаков, Е.Э. Газарова. – М.,- Институт общегуманных исследований, - М. 2011, - 84 с.

4. Гладких, Л.П. Основы православной культуры: науч.- метод.      Пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. Гос. Ун-т. – Курск, 2008. – с. 324.

 

Конспекты семинаров-практикумов для педагогов по формированию личностной и социальной идентичности, по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Воспитатель-методист Резник С.В.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!