Малая секунда Большая секунда



На одной струне        на соседних струнах          на одной струне на соседних струнах

3. Аккорды sus2, sus4, aug – строение.

Sus2 – это трезвучие, состоящее из большой секунды и чистой кварты: 1 тон + 2.5 тона. Susозначает suspended, т.е. задержание, это значит что в аккорде задержана терция, вместо нее используется секунда. Аккорд приобретает специфическое «секундовое» звучание.

Аккорд Sus2

 

Sus2 – это трезвучие, состоящее наоборот, из чистой кварты и большой секунды: 2.5 тона + 1 тон. В аккорде вместо терции чистая кварта, от этого он обладает «квартовым» звучанием.

АккордSus4

 

Aug – трезвучие, состоящее из двух больших терций. Augозначаетaugmented, т.е. увеличенный аккорд, две подряд большие терции в результате дают увеличенную квинту, что является отличительной чертой данного аккорда. Используется он довольно редко, но знать его нужно.

АккордAug

И так, всего существует 6 видов трезвучий:

Мажор: 2 тона + 1,5 тона

Минор: 1,5 тона +2 тона

Уменьшенный аккорд (dim): 1,5 тона + 1,5 тона

Увеличенный аккорд (aug): 2 тона + 2 тона

Аккорд с задержанной секундой (sus2): 1 тона + 2,5 тона

Аккорд с задержанной квартой (sus4): 2,5 тона + 1 тон

 

Упражнение: построить на грифе аккорды sus2, sus4, aug четырьмя способами, от одной ноты по образцу 9 урока. Запомнить звучание этих аккордов в гармоническом виде.

 

4. Аккордыsus2, sus4, aug – формы.

Для того чтобы пользоваться этими аккордами, необходимо в каждой из пяти форм знать местонахождение терции и квинты. Например, чтобы сыграть аккорд sus2, нужно найти в аккорде терцию и заменить ее на секунду, чтобы сыграть аккорд sus4, находим терцию и меняем ее на кварту. Чтобы сыграть aug, нужно в аккорде повысить квинту на пол тона. Это самый лучший и правильный подход к этой теме. Естественно, для того чтобы это уметь делать, нужно знать строение форм и научиться их трансформировать. Рассмотрим, как это делается на примере аккордовой формы ля:

 

Мажор sus2 sus4 aug

 

 

5. Строение аккордовых форм. Зная устройство форм, можно легко создать аккорд любого типа, поэтому нужно хорошо понять и запомнить эти схемы:

Ми Ля Ре Соль До

Упражнение: построить аккорды sus2, sus4, aug во всех пяти формах.

 

6. Примеры применения аккордов sus2, sus4, aug

Дляаккордаsus2 – прогрессия | Em, G, Dsus2, Dsusu2 | C, C, Asusu2, Asus2 |

Дляаккордаsus4 – прогрессия | D, Dsus4, D, Dsus2 | A, Asus4, A, Asus2 |

Для аккорда aug – прогрессия |C – Caug – F – G/B |

 

Песня – LimpBizkit «BehindBlueEyes» для примера использования аккорда sus2.

Песня – Ария «Беспечный ангел» - аккордsus4.

 

Упражнение: сыграть прогрессии, запомнить звучание новых аккордов.

 

7. Создание прогрессий с аккордами sus2, sus4, aug.

Упражнение: создать свои прогрессии с использованием новых аккордов. Упражнение проделать во всех пяти формах.

 

8. Функции T, S, Dпродолжение – медианты, субдоминантовая и доминантовая группы аккордов.

Медианта – III ступень, общие звуки с тоникой и доминантой, обозначается – TD

Субмедианта – VIступень, общие звуки с тоникой и субдоминантой, обозначается – TS

 

Аккорды доминантовой группы – III (TD) слабый, V (D) средний, VII сильный (редкий)

Аккорды субдоминантовой группы – VI (TS) слабый, IV (S) средний,II сильный

 

Функцией доминанты обладают три ступени – III, V, VII. IIIступень обладает самым слабовыраженным эффектом, Vступень средняя по силе, наиболее часто употребляется, VIIступень наиболее неустойчива и обладает самым ярко выраженным эффектом, но используется редко в современной музыке. Субдоминанта может быть представлена тремя ступенями – VI, IV, II. VIступеньсамая слабая, потому что имеет много общих звуков с тоникой, IVступень обладает средней силой, IIступень наиболее сильная, т.к. состоит из неустойчивых ступеней.

 

Упражнение: сыграть оборотыT – S – D – Tс использованием медиант, послушать отличие разных доминант и субдоминант:

I – VI – III – I

I – IV – III – I

I – II – III – I

 

I – VI – V – I

I – IV – V – I

I – II – V – I 

 

I – VI – VII – I

I – IV – VII – I

I – II – VII – I

 

 

Исключения: ход D – Sиз-за слабо выраженного характера функций возможен между следующими ступенями III – VI, III – IV, V – VI. Также можно нарушать все эти правила ради получения необычных эффектов, например, в песне Боба Дилана- Knockin' onHeaven'sDoor используется прогрессия |I – V – II–II | I – V – IV – IV |. В первом квадрате ход из доминанты в самую сильную субдоминанту, во втором квадрате так же используется противоположное движение из доминанты в субдоминанту, что противоречит общепринятым правилам, но звучит вполне хорошо.

 

Урок 14.

1. Формы интервалов – септима. Септима состоит из 7 ступеней, малая септима – 5 тонов, большая септима – 5,5 тонов. Септима, как и секунда, относится к диссонансам.

 

Септимы

 

Малая                            Большая

 

 

2. Виды аккордов. Аккорды подразделяются на категории по разным признакам. Во-первых, аккорды бывают состоящие из трех или четырех звуков. Бывают аккорды, состоящие из пяти и более звуков, но здесь они не рассматриваются. Во-вторых, аккорды делятся на мажорные и минорные. В-третьих, имеет значение какой интервал добавляется к трезвучию в аккорде, состоящем из четырех звуков – секста или септима. При этом, все эти аккорды могут быть в виде обращений:

Аккорды

 

                                      3 звука                            4 звука

 

Трезвучия Аккорды с секстой Септаккорды

C, Cm, Cdim, Caug, Csus2, Csus4                              C6, Cm6                 C7, Cmaj, Cm7, Cm7-5, Cdim7

 

2. Аккорды с секстой – С6, Cm6. Эти аккорды состоят из трезвучия, к которому добавлена большая секста от тоники. Если добавляется малая секста, то аккорд будет называться C-6, Cm-6.На схемах показаны интервалы, которые нужно построить на гифе, понять суть и запомнить. Это нужно для того чтобы понимать, как устроены аккорды, также для того чтобы уметь самостоятельно строить аппликатуры. Примеры добавления большой сексты к трезвучию:

 

Далее приведены примеры аппликатур полных аккордов в пяти формах, но возможны и другие варианты, главная идея состоит не в том, чтобы обязательно запомнить эти формы, а в том, чтобы понять смысл, как они создаются. Понимая принцип построения, можно создавать свои уникальные комбинации. Например, аккорд можно построить так что в нем будут все необходимые ступени, но они будут в непоследовательном порядке или некоторые будут вовсе пропущены, как в форме-соль и форме-до, в них отсутствует квинта, она исключена за ненадобностью и в целях удобства игры. В некоторых случаях можно сыграть эту квинту через октаву, как в форме-ми, в ней квинтой является самая высокая нота. В этой же форме терция также сыграна через октаву. Экспериментируя, можно прийти к уникальному звучанию аккорда. Вот для чего нужны разные формы одного и того же аккорда, чтобы получить разнообразные оттенки звука.

Довольно неплохо аккорд с секстой звучит на IVступени, получается усложненная субдоминанта. Пример применения субдоминанты с секстой: I – VI – IV6 – V(T – SVI – SIV6 – DV)

Аккорды с секстой

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!