Ми (Е)          Соль (G)         Ля (A)          До (С)       Ре (D)



Основной курс

Содержание:


Урок 1

1. Названия нот

2. Знаки альтерации

3. Тон, полутон

4. Интервалы между нотами

5. Названия открытых струн

6. Ноты на 1-й струне

7. Ноты на 6-й струне

8. Нота = ступень

9. Мажорная гамма форма-ми

 

Урок 2

1. Виды аккордов

2. Аккордовая форма

3. Аккордовая форма-ми. Строение и применение

4. Упражнение на форму-ми

5. Гамма, арпеджио и аккордовая форма-ми

6. Минорная гамма форма-ми

7. Арпеджио

8. Мажорное арпеджио форма-ми

9. Минорное арпеджио форма-ми

10. Секвенция в арпеджио

 

Урок 3

1. Ноты на 5-й струне

2. Аккордовая форма-ля

3. Упражнение на форму-ля

4. Гамма, арпеджио и аккордовая форма-ля

Мажорная гамма форма-ля

Минорная гамма форма-ля

Мажорное арпеджио форма-ля

Минорное арпеджио форма-ля

 

Урок 4

1. Ноты на 4-й струне

2. Аккордовая форма-ре

3. Упражнение на форму-ре

4. Гамма, арпеджио и аккордовая форма-ля

5. Мажорная гамма форма-ре

6. Минорная гамма форма-ре

7. Мажорное арпеджио форма-ре

8. Минорное арпеджио форма-ре

 

Урок 5

1. Ноты на 3 струне

2. Ноты на 2 струне

3. Метод октавного поиска

5. Аккордовая форма-соль

6. Аккордовая форма-до

7. Упражнение на форму-соль и форму-до

8. Мажорная гамма форма-соль

9. Минорная гамма форма-соль

10. Мажорное арпеджио форма-соль

11. Минорное арпеджио форма-соль

12. Мажорная гамма форма-до

13. Минорная гамма форма-до

14. Мажорное арпеджио форма-до

15. Минорное арпеджио форма-до

16. 5 форм - обобщение

17. Контрольные вопросы по теории после пяти уроков

 

Урок 6

1. Ноты в 1-й позиции

2. Упражнение на запоминание нот

3. Лад

4. Ступени лада

5. Упражнение на запоминание ладов

6. Тональность

7. Упражнение на создание тональности

 

Урок 7

1. Пентатоника форма-ми и форма-ля

2. Менее распространенные формы – соль, ре и до

3. Все формы пентатоники на всем грифе

4. Задания по пентатонике, основы импровизации (6 упражнений).

5. Нотный алфавит

 

Урок 8

1. Система октав

2. Система октав на грифе гитары

3. Музыкальный слух

4. Разновидности музыкального слуха

5. Интервалы

6. Консонанс и диссонанс

7. Формы интервалов – чистые интервалы

8. Упражнение на запоминание интервалов

 

Урок 9

1. Формы интервалов – терции

2. Строение трезвучий

3. Упражнения на построение аккордов на одной струне

4. Четыре способа построения трезвучий

5. Упражнение на построение аккордов

6. Одна нота на всем грифе

7. Упражнение на нахождение любой ноты

 

Урок 10

1. Гармонизация мажорного лада

2. Функции ступеней

3. Гамма терциями

4. Формы интервалов – тритон

5. Строение уменьшенного аккорда и его форма от 5-й струны

6. Тональность до-мажор

7. Аккордовая гамма

8. Упражнение на прогрессии в тональности до-мажор

9. Квадрат

10. Упражнение на создание прогрессий

11. Гармонический анализ песни Чайф «Ой – йо»

12. Упражнение на определение прогрессии по аккордам

 

Урок 11

1. Аккорд dim во всех пяти формах

2. Прогресси с аккордом dim

3. Секвенция

4. Функции T, S, D

5. Каданс (Каденция)

6. Ступени лада

7. Тяготение и разрешение

8. Создание прогрессий по функциям T, S, D

 

Урок 12

1. Дробные аккорды

2. Трезвучие с октавой

2. Обращения аккордов

3. Формы интервалов – сексты

4. Построение обращений на грифе от любой ноты на каждой струне

5. Обращения в 5 формах

6. Аккордовая гамма обращениями

7. Создание прогрессий с обращениями

8. Песни с использованием обращений

9. Названия нот трезвучий

10. Нотный алфавит – часть 2. Терции

 

 

Урок 13

1. Ноты в 5-й позиции

2. Формы интервалов – секунды

3. Аккорды sus2, sus4, aug – строение

4. Аккорды sus2, sus4, aug – формы

5. Строение аккордовых форм

6. Примеры применения аккордов sus2, sus4, aug

7. Создание прогрессий с аккордами sus2, sus4, aug

8. Функции T, S, D продолжение – медианты

 

Урок 14

1. Формы интервалов – септима

2. Виды аккордов

2. Аккорды с секстой – С6, Cm6

3. Септаккорды – C7, Cmaj, Cm7, Cm7-5, Cdim7

4. Доминантсептаккорд строение и формы

5. Примеры применения доминантсептаккорда

6. Создание прогрессий с доминантсептаккордом


 

 


Урок 15

1. Минорный лад

2. Гармонизация минорного лада

3. Функции ступеней

4. Гамма терциями

5. Параллельный минор

6. Аккорды в тональности ля-минор

7. Аккордовая гамма в тональности ля-минор

8. Песни в ля-миноре

9. Прогрессии в минорной тональности

10. Создание прогрессий в ля-миноре

 

Урок 16

1. Виды минора

2. Гармонический минор – формула

3. Гаммы гармонического минора в пяти формах

4. Гармонизация гармонического минора

5. Аккорды в тональности ля-минор

6. Песни в гармоническом ля-миноре

7. Создание прогрессий в гармоническом миноре

Урок 17

1. Тональность соль-мажор

2. Тональность ми-минор

3. Анализ песен в соль-мажоре

4. Анализ песен в ми-миноре

5. Прогрессии в соль-мажоре

6. Прогрессии в ми-миноре

7. Создание прогрессий в соль-мажоре и ми-миноре

8. Транспозиция

9. Задания на транспозицию

 

Урок 18

1. Модуляция

2. Родство тональностей

3. Модуляция при помощи доминантового аккорда

4. Песни с применением модуляции.

5. Прогрессии с модуляцией

6. Создание прогрессий с модуляцией

7. Ноты на грифе в 8-й позиции

 

Урок 19

1. Тональность фа-мажор

2. Тональность ре-минор

3. Анализ песен в фа-мажоре

4. Анализ песен в ре-миноре

5. Прогрессии в фа-мажоре

6. Прогрессии в ре-миноре

7. Создание прогрессий в фа-мажоре и ре-миноре

8. Ноты на всем грифе

 

Урок 20

1. Тональность ре -мажор

2. Тональность си-минор

3. Анализ песни в ре-мажоре

4. Анализ песен в си-миноре

5. Прогрессии в ре-мажоре

6. Прогрессии в си-миноре

7. Создание прогрессий в ре-мажоре и си-миноре

8. Конструирование любой тональности и создание в них прогрессий

9. Определение тональности по аккордам



 

Предисловие

История создания учебника. Учебник написан по опыту преподавания в музыкальной школе-студии по классу рок-гитары и по опыту преподавания частным образом. Материал формировался на протяжении нескольких лет методом проб и ошибок в процессе преподавания. В результате сформировалась последовательная методика, следуя которой можно научиться играть на гитаре, освоив музыкальную теорию, развив музыкальный слух и научившись одновременно сочинять свою музыку.

Для кого рассчитан учебник. Книга эта не для тех, кто решил учиться играть с нуля.Минимально необходимый уровень, необходимый для того чтобы начать заниматься по этому курсу – это пройденный базовый курс для начинающих. Материал рассчитан для тех, кто хочет уметь играть на гитаре и понимать все что играет, для тех, кто хочет сочинять свою музыку, для тех, кто хочет играть песни по аккордам на всем грифе. Очень хорошо подойдет тем, кто играет в группе или хочет создать свою группу, без этих знаний и навыков заниматься такой деятельностью будет очень сложно.

Что будет в результате прохождения курса. Пройдя учебник, Вы приобретете навыки довольно высокого уровня владения инструментом, научитесь не только играть на гитаре, но и лучше понимать музыку, узнаете много полезного: ноты на грифе, гаммы, арпеджио, пентатоника, аккордовые формы, лад, тональность, тональные функции, строение самых распространенных видов аккордов (трезвучия, аккорды с секстой, септаккорды), прогрессия, модуляция, родство тональностей, квинтовый круг, интервалы, обращения аккордов, гаммы аккордами, импровизация, композиция, анализ песен, музыкальный слух, техника игры аккордами на всем грифе.

Структура учебника. Материал организован в уроки, всего 20 уроков. Объем одного урока рассчитан на неделю, 20 уроков означает 20 недель, т.е. примерно 5 месяцев. Обычно, этот материал преподаватель объясняет на уроке, но здесь он преподнесен таким образом, чтобы любой желающий сумел освоить его самостоятельно. Это вполне возможно, если внимательно изучать материал и выполнять все приведенные задания.

Очень большое внимание в учебнике уделено практическому применению теории музыки, чтобы не просто знать теорию только для того чтобы знать, а именно для того чтобы уметь ее применять на практике, понимать для чего она нужна.

В учебнике находится не вся информация, а только базовая, минимально необходимая для объемного понимания. Пройдя этот учебник, Вы сформируете базу для дальнейшего серьезного развития, дальше можно приступать к продвинутому курсу, в котором вся информация опирается на этот учебник.

Структура материала учебника линейная, т.е. каждая последующая тема опирается на предыдущую, нельзя перескакивать через темы. Усвоив один урок в полном объеме, переходите к следующему, так пока не пройдете все. В результате образуется единая картина, каждый фрагмент соединяется между собой, формируя целостное понимание. Очень важно видеть картину целиком, а не осколками.

 

Урок 1. Ноты на грифе

1. Названия нот. Существуют слоговые и буквенные названия:

до – C

ре – D

ми – E

фа – F

соль – G

ля – A

си – B

 

В классической теории музыки нота Си – H, в джазовой теории Си – B, в этом курсе для обозначения нот и аккордов будет использоваться джазовая теория, потом что она чаще используется в современной музыке. Нужно запомнить соответствия слоговых названий буквенным чтобы понимать, что значат названия аккордов, например аккорд Cзначит аккорд до-мажор, Am – ля-минор.

 

2. Знаки альтерации: # диез – повышает ноту на пол тона, bбемоль – понижает ноту на пол тона.

Это нужно знать, чтобы понимать, что значат аккорды такого типа: C#, Amb, Fm# и т.д.

 

3. Тон = 2 гитарных лада, полутон = 1 гитарный лад. Это нужно запомнить, чтобы понимать интервалы между нотами и расположение из на грифе.

 

5. Названия открытых струн: 1 – ми, 2 – си, 3 – соль, 4 – ре, 5 – ля, 6 – ми. Нужно запомнить это одним словом – МиСиСольРеЛяМи чтобы пользоваться как шпаргалкой, если нужно вспомнить название струны

 

4. Интервалы между нотами: между всеми нотами – тон, кроме ми-фа, си-до – полутон, это нужно запомнить. Зная это, можно построить натуральный звукоряд от ноты До:

До – тон – Ре – тон – Ми – полутон – Фа – тон – Соль – тон – ЛЯ – тон – Си – полутон – До

Зная при этом название открытых струн, можно построить по этой схеме ноты на всем грифе. Для начала нужно потренироваться построить ноты на каждой струне с 1-го до 12-го лада и обратно. Затем надо запомнить ноты на 1-й и 6-й струнах.

6. Ноты на 1-й струне:

7. Ноты на 6-й струне:

Упражнение: играть ноты на 1-й и 6-й струнах в восходящем и нисходящем порядке, запомнить сначала точки на грифе, а затем и их названия

 

8. В звукоряде ноты называются ступенями. Натуральные ступени – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до; альтерированные ступени – до#, ре#, фа#, соль#, ля#, реb, миb, сольb, ляb, сиb.

Например, 2-й лад на 1-й струне может называтьсяили фа# или сольb, в зависимости от ситуации.

Упражнение: сыграть все альтерированные ступени на 1-й и 6-й струне, называя их диезными и бемольными названиями, затем запомнить их местоположение. Это нужно для того чтобы легко ориентироваться на грифе при поиске нужной ноты или нужного аккорда.

 

Мажорная гамма форма-ми

Что это такое.Гамма – звукоряд, построенный по определенным правилам. Существуют разные гаммы (мажорные, минорные и др.)Данная гамма, играется на всех шести струнах в одной позиции на грифе.

Позиция – это такой способ игры левой рукой, при котором каждому пальцу назначается свой лад. Позиция всегда имеет порядковый номер, который определяется по положению первого пальца на грифе. Например, мажорная гамма форма-ми играется в 7-й позиции: первый палец играет все ноты на 7-м ладу, второй – на 8-м, третий – на 9-м, четвертый – на 10-м. Позиционная игра является самым рациональным способом создания аппликатуры – положения пальцев на грифе («то, как стоят пальцы»). Аппликатура обозначается цифрами над табулатурой.

Форма-ми – это название аппликатуры.

Существует пять аппликатурных форм, при помощи которых можно сыграть мажорную гамму: две формы от 6-й струны, две – от 5-й и одна – от 4-й. Гамма в форме-ми начинается от 6-й струны. Название форма получает по аккорду, который играется в открытой позиции и строится по данному типу гаммы.

Цель. Игра гамм развивает беглость пальцев левой руки поперек грифа, а для правой руки – умение играть переменным штрихом не только на одной струне, но и с переходами со струны на струну.

Это очень важная способность, которая позволит играть различные гаммаобразные соло и пассажи – быстрые, яркие, виртуозные музыкальные фразы или их фрагменты.

Техника.При игре медиатором,следите, чтобы правая рука играла все время переменным штрихом и не сбивалась. Это очень важно! Не допускайте двух ударов медиатора вверх или двух ударов внизподряд. Чаще всего эта ошибка возникает при переходах между струнами. при игре пальцами, следите за равномерным чередованием пальцев i, m.

Обязательно играйте под метроном,рекомендуется также отбивать доли ногой вместе с ударами метронома: это очень помогает в развитии чувства ритма. Начинающим можно ставить темп 60 -70 увм.

 

 

Как правильно разучивать гаммы:

Шаг 1. Запомнить расположение точек, из которых состоит гамма, на грифе гитары.

Шаг 2. Левая рука - запомнить правильную аппликатуру, соответствующую данной гамме.

Шаг 3. Правая рука - научиться играть правильными пальцами (i, m) или правильныммедиаторным штрихом (переменный штрих, если используется медиаторная техника).

Шаг 4. Хороший звук – добиться качественного звучания каждой ноты, а также устранить паузы и шумы во время переходов между нотами.

Шаг 5. Ритм – научиться играть гамму под метроном (одна нота на один удар метронома).

 

Упражнение: разучить гамму и играть ее под метроном в темпе 70 увм четвертными, затем, при достижении достаточного мастерства, играть восьмыми, триолями и шестнадцатыми. Постепенно повышать темп метронома.

 

 

Секвенция

Что это такое. Для того чтобы понять, что такое секвенция, нужно изучить строение гаммы:

· гамма состоит из ступеней;

· ступени имеют порядковый номер;

· всего в гамме семь ступеней;

· после 7-й ступени идет снова 1-я, 2-я и т. д.

Секвенция – это серия одинаковых мелодических идей, играющихся каждый раз с новой ступени гаммы. Мелодическая идея представляет собой формулу и называется звеном секвенции. Например, формула 123: мелодия движется вверх, то есть ступени гаммы играются начиная с 1‑й ступени – 123 (первое звено), затем от 2-й ступени – 234 (второе звено), потом от 3-й ступени – 345 (третье звено) и т. д. – 456, 567, 671, 712, 123. Играем так, пока не закончится гамма. Затем играем гамму вниз по формуле 321: от 1-й верхней ступени (на 1-й струне) – 176, затем от 7-й ступени – 765, от 6-й – 654 и т. д., пока не закончится гамма.

Цель.Фрагменты секвенций часто встречаются в музыке, и надо уметь их играть. А еще лучше – уметь их самостоятельно строить. Для правой руки играть секвенции трудно, сложнее, чем гаммы, потому что движение неравномерное и при игре медиатором переменный штрих может нарушаться. Поэтому важно сформировать устойчивый навык игры переменным штрихом – независимо от того, в каком направлении идет мелодия, последовательно или рывками. При игре пльцами сложность сотоит в смене струн.

Техника.Для того чтобы играть секвенцию без ошибок, требуется безупречное знание аппликатуры гаммы. Если гамма еще не выучена как следует, нужно хорошо ее отработать, пока исполнение не дойдет до полного автоматизма. Иначе ошибки неизбежны.

Играть в медленном темпе. Упражнение относится к числу сложных, поэтому темп будет расти не быстро.

Полезно также попробовать также сыграть данное упражнение, не глядя в табулатуру и помня формулу «123 вверх, 321 вниз». Табулатура здесь приведена в основном для демонстрации конечного результата.

 

 

Упр. 1: Выучить секвенцию и играть ее под метроном

 

Упр. 2: Самостоятельно, в целях тренировки техники, построить и научиться играть под метроном секвенции по формулам: 1-2-3-4, 1-3, 1-2-3-4-3-2, 1-2-3-4-5-6, 1-3-2-1, 1-2-3-1, 1-2-3-2.

Упр.3: Играть секвенции 1-3, 1-2-3, 1-2-3-4 под метроном восьмыми, триолями и шестнадцатыми каждую.

 

Урок 2.Форма-ми

1. Виды аккордов – мажорные (A, C, E и т.д.) и минорные (Am, Cm, Emи т.д.).

2. Аккордовая форма – аппликатурный шаблон, создающий аккорды. Тоникааккорда – главная нота, от которой начинается аккорд.

3. Аккордовая форма-ми. Строение и применение.

 

Аккордовая форма-ми

 

МажорМинор

4. Упражнение: сыграть последовательности аккордов, пользуясь данной аккордовой формой.

Пример: | Gm – Bb – F – Gm |, чтобы сыграть данную последовательность, нужно перевести названия нот аккордов в слоговые, затем найти их на грифе и поставить соответствующие аккордовые формы. Gm – нота Соль, на грифе 3-й лад, форма минорная, Bb– Си-бемоль, 6-й лад, мажор, F – Фа, 1-й лад, мажор и снова Gm – Соль, 3-й лад, мажор.

 

1.)  | Bm, A, Fm#, G |

2.)  | C, Am, F, Em |

3.)  | Am, G, F, E|

4.)  | Gm, Bb, F, C |

5.)  | Fm#, E, A, E |

6.)  | Am, Fm, Am, G# |

7.)  | Am, D, G, Em |

 

 

Минорная гамма форма-ми

 

Упражнение: разучить гамму и играть под метроном обычным способом и в виде секвенций

 

Арпеджио

Арпеджио – такой способ исполнения аккорда, при котором звуки аккорда исполняются последовательно, один за другим (то есть звуки не должны сливаться).

Цель.Упражнение развивает умения:

· при игре медиатором – игратьсвипом, скользящим движением медиатора по струнам (правая рука);

· делать перекат пальцем со струны на струну (левая рука);

· играть две далеко расположенные друг от друга ноты, находящиеся на одной струне (левая рука).

Свип нужен для быстрого исполнения арпеджио, в котором ноты находятся на разных струнах – по одной на струне. Переменным штрихом играть арпеджио такого рода было бы очень неудобно из-за слишком большой амплитуды движений правой руки, отнимающих время и силы. Свип решает эти проблемы.

Техника:

1. Для игры медиатором:

Свип – скользящий удар;отличается от переменного штриха тем, что медиатор ударяет струны последовательно сначала все время вниз, затем – все время вверх. Это означает: по одному удару на каждой струне.

Ударьте медиатором вниз 6-ю струну, затем исполните хамер четвертым пальцем, ударьте медиатором вниз по 5-й струне, затем по 4, 3, 2 и 1-й струнам. После этого направление меняется: зажмите четвертым пальцем ноту на 12-м ладу и ударьте ее вверх, затем сделайте пул на 8-й лад и ударьте медиатором вверх по 2, 3, 4, 5 и 6-й струнам.

2. Для игры пальцами: играть, чередуя пальцы– i, m.

 

Растяжка – положение пальцев левой руки на грифе, при котором нужно игратьноты, расположенные на одной струне, но находящиеся далеко друг от друга (на расстоянии пяти ладов и более).

При растяжке пальцев правильно прижимайте большой палец с тыльной стороны грифа – к центральной его оси, а также следите, чтобы большой палец был направлен вверх. Трудности во время растяжек чаще всего возникают именно из-за неправильного положения большого пальца.

Перекат – технический прием, при помощи которого расположенные на одном ладу ноты исполняются таким образом, чтобы они звучали раздельно.

В двух местах здесь встречаются перекаты: между 5-й и 4-й, между 2-й и 1-й струнами. А на 6-й и 1-й струнах встречаются ноты, отстоящие друг от друга на пять ладов.

Для того чтобы выполнить перекат, зажмите одним пальцем сразу две струны. Затем сыграйте первую ноту и перекатите палец на другую струну, просто увеличив нажимна нее. При этом нажим на первой струне ослабьте, тем самым ее заглушив, и после этого сыграйте вторую ноту. Во время звучания второй ноты первая звучать не должна – это очень важно! Иначе образуется слитное звучание двух звуков, что очень нежелательно: потому что при игре на перегрузе это будет звучать как резкий диссонанс.

Мажорное арпеджио форма-ми

Упр. 1: Играть арпеджио под метроном

Упр. 2: Свип с теппингом

Это более продвинутый вариант игры арпеджио: здесь самая верхняя нота извлекается теппингом на 1-й струне. В данном упражнении ее нужно играть средним пальцем (теппинг обозначается в аппликатуре латинской буквой m, в нотах – знаком «+», поставленным над нотой, в табулатуре – буквой Т над номером лада). В данном случае это будет нота на 15-м ладу.

Основная сложность упражнения в том, чтобы сыграть его ритмически ровно и без «грязи». Следите, чтобы все звуки были одинаковой длительности. Для чистоты звука глушите неиспользуемые струны правой рукой.

 

Минорное арпеджио форма-ми

Упр. 3:Разучить минорное арпеджио и играть его под метроном. Можно играть разными длительностями – четвертными, восьмыми и шестнадцатыми.

 

При помощи арпеджио обыгрываются аккорды и целые аккордовые последовательности, например, можно используя мажорное и минорное арпеджио обыграть последовательность аккордов C – Am – F – G. Чтобы сыграть С используя арпеджио, нужно найти ноту До, 8-й лад на 6-й струне и сыграть от этой ноты мажорную форму-ми, затем аккорд Am – нота Ля, 5-й лад, минорная форма-ми, F – нота Фа, 1-й (или 13-й) лад, мажорная форма-ми, G–нота Соль, 3-й лад, мажорная форма-ми.

Упр.4: Сыграть при помощи арпеджио аккордовую последовательность C – Am – F – G

 

Секвенция в арпеджио

Ступени арпеджио можно играть не по очереди, как в предыдущем упражнении, а в виде секвенции, что значительно сложнее.Используется теппинг, пулы и хамеры (легатные приемы) на 1-й струне, что очень полезно для развития координации.

Цель.При игре медиатором, научиться играть переменным штрихом с частыми переходами медиатора между струнами. Это достаточно сложно – играть вверх-вниз, часто меняя струны, и при этом не сбиваться. Для переменного штриха это вообще самый сложный способ игры, поэтому если вы освоите его, ваш переменный штрих будет безупречен в любой ситуации.

При игре пальцам, научится переходить со струны на струну, сохраняя равномерное чередование пальцев правой руки (i, m).

Техника.Прежде всего, следите, чтобы медиатор делал движения строго по очереди вниз-вверх, вниз-вверх. Не допускайте двух ударов вверх или двух ударов вниз. Постарайтесь также сделать на 1-й струне плавный переход от игры медиатором к легато и наоборот.

Упр. 1: Сыграть секвенцию в мажорном арпеджио форма-ми

 

Упр. 2: Сыграть секвенцию в минорном арпеджио форма-ми

5. Гамма, арпеджио и аккордовая форма-ми начинаются из одной и той же тоники на 6-й струне. На схемах показана взаимосвязь гамм, аккордов и арпеджио:

Мажор

 

 

 

 

Минор

 

 

 

Урок 3. Форма-ля

1. Ноты на 5-й струне:

2. Аккордовая форма-ля:

Аккордовая форма-ля

 

МажорМинор

3. Упражнение: сыграть последовательности аккордов, пользуясь данной аккордовой формой

1.)| Em, D, Bm, C |

2.)| Dm, F, C, Bb |

3.)| Cm, Bb, Eb, F |

4.) | Em, D, C, B |

5.)| C, C,Bm,Bm | Am, Bm, Em, D |

6.) | Am, C, D, F | Am, C, E, E | Am, C, D, F | Am, E, A, E |

 

Мажорнаягаммаформа-ля

 

Минорная гамма форма-ля

 

 

Мажорное арпеджио форма-ля

 

Минорное арпеджио форма-ля

Урок 4. Форма-ре

1. Ноты на 4-й струне:

2. Аккордовая форма-ре:

Аккордовая форма-ре

 

МажорМинор

3. Упражнение: сыграть последовательности аккордов, пользуясь данной аккордовой формой

1.) | Am, G, Em, F |

2.) | Dm, F, Gm, A |

3.) | Gm, F, Eb, D |

4.) | Em, D, G, G |

5.) | Am, F, G, Em|

 

 

Мажорная гамма форма-ре

 

Минорная гамма форма-ре

 

 

Мажорное арпеджио форма-ре

 

Минорное арпеджио форма-ре

Урок 5. Форма-соль и форма-до

1. Ноты на 3 струне:

Метод октавного поиска (через лад и через струну):

 

 

2. Ноты на 2 струне:

Метод октавного поиска (через 2 лада и через струну):

 

Октава– интервал между двумя одинаковыми по названию звуками, равный 6 тонам.

Задание: выучить ноты на 3-й и 2-й струнах, запомнить метод октавного поиска.

 

 

Аккордовая форма-соль

 

МажорМинор

 

Аккордовая форма-до

 

МажорМинор

 

Упражнение: построить при помощи этих аккордовых форм последовательности аккордов по образцу предыдущих уроков.

 

Мажорная гамма форма-соль

 

Минорная гамма форма-соль

 

 

Мажорное арпеджио форма-соль

 

Минорное арпеджио форма-соль

Мажорная гамма форма-до

 

Минорная гамма форма-до

 

 

Мажорное арпеджио форма-до

 

Минорное арпеджио форма-до

 

 

Всего существует пять аппликатурных форм, в которых могут встречаться все возможные аккорды, гаммы, арпеджио и пентатоники (пентатоника будет рассмотрена в 7 уроке). На данный момент мы изучили два вида аккордов – С и Сm, а также два вида гамм и арпеджио – мажорные и минорные. В следующих уроках будут изучены еще другие виды аккордов во всех пяти формах – трезвучия Сsus2, Сsus4, Сdim, Сaug, также аккорды с секстой – С6, Cm6 и септаккорды – C7, Cmaj, Cm7,Cm7-5, Cdim7.

5 форм

 

Ми (Е)          Соль (G)         Ля (A)          До (С)       Ре (D)

АккордыАккордыАккордыАккордыАккорды

  Гаммы                      ГаммыГаммыГаммыГаммы

  Арпеджио               АрпеджиоАрпеджиоАрпеджиоАрпеджио

ПентатоникаПентатоникаПентатоникаПентатоникаПентатоника

 

 

Контрольные вопросы по теории:

название нот – назвать слоговые и буквенные названия

название нот на открытых струнах – назвать в обоих направлениях и в случайном порядке

натуральные и альтерированные ступени – объяснить отличия и назвать их

тоника аккорда – объяснить суть понятия

октава – объяснить суть понятия

два вида аккордов – их названия и суть

тон и полутон – сыграть на грифе интервал от ноты на заданное количество тонов вдоль струны

ноты на каждой струне на всем грифе – сыграть заданную ноту на всем грифе

5 аккордовых форм – назвать их названия, построить по формам заданный аккорд в пяти позициях

сыграть во всех формах последовательность аккордов: Am, G, Em, F

*сыграть 10 гамм и 10 арпеджио, назвать их названия (сыграть минимум 2 гаммы и 2 арпеджио разных типов)

 

Урок 6. Ноты в 1-й позиции. Лад. Тональность

1. Ноты в 1-й позиции:

Упражнение: играть ноты, одновременно проговаривать (пропевать) про себя их название в восходящем и нисходящем порядке, играть и запоминать их местонахождение и звучание.

 

2. Лад – система звуковысотных связей, объединенная тоникой, основанная на определенных высотных соотношениях и связях. Тоника – первая ступень лада. Лады бывают разные, самые распространенные – мажор и минор.

Ступени лада: I, II, III, IV, V, VI, VII

Устойчивые ступени: I, III, V

Неустойчивые ступени:II, IV, VI, VII

Неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые: II>I, IV>III, VI>V, VII>I

Тяготение – стремление перейти из неустойчивости в устойчивость.

Разрешение – переход из неустойчивости в устойчивость, возникновение устойчивости.

Формула мажора: IтонIIтонIII полутонIV тонV тонVI тонVII полутон I

Формула минора: IтонII полутонIII тонIV тонV полутонVI тонVII тон I

Лады

 

Мажор              Минор

             2 тона – полутон – 3 тона – полутон              тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона

 

Упражнение: запомнить формулы мажора и минора, построить на грифе мажорную и минорную гаммы на одной струне вдоль грифа от любой открытой струны

 

3. Тональность – это высотное положение лада. Название тональности состоит из двух частей – обозначения тоники и обозначения лада, например: до-мажор, ля-минор, фа-диез-минор, си-бемоль-мажор. До-мажор означает, что тональность начинается от ноты До, это тоника, главный звук, от него выстраивается мажорный лад по формуле 2т, пт, 3т, пт. Ля-минор значит что тоника Ля, лад минорный – т, пт, 2т, пт 2т. Фа-диез-минор означает, что тоника фа-диез, лад минорный. Си-бемоль-мажор – тоника си-бемоль, лад мажорный.

 

Упражнение: построить на грифе гаммы в тональностях – ля-минор, до-мажор, ми-минор, соль-мажор, си-минор, ре-мажор, ре-минор, фа-мажор. Упражнение выполнить двумя способами, используя аппликатурные формы гамм и на одной струне вдоль грифа.

 

Урок 7. Пентатоника. Основы импровизации. Нотный алфавит

1. Форма-ми и форма-ля – основные, самые распространенные аппликатурные формы пентатоники. Существует мажорная и минорная пентатоника, здесь приведены схемы минорной пентатоники, мажорная применяется значительно реже.

Форма-ми                                           Форма-ля

2. Менее распространенные формы – соль, ре и до:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!