Ми (Е)          Соль (G)         Ля (A)          До (С)       Ре (D)



 

2. Прогресси с аккордом dim.

Упражнение: сыграть последовательности аккордов и определить прогрессииступеней по аккордам:

1. | C, Bdim, Am, G |

2. | C, Am, F, Bdim |

3. | C, Am, Dm, Bdim |

4. | C, Dm, F, Bdim |

5. | C, Em, G, Bdim |

6. | C, F, Bdim, G |

 

3. Секвенция – повтор музыкального построения на другой высоте. Секвенция состоит из звеньев, которые закономерно переносятся на другую высоту,например:| C, Dm, Bdim, C | Am, Bdim, G, C | этоI – IIVII – IVI – VII – V – I. Здесь первое звеноI – IIсостоит из двух ступеней, идущих друг за другом в восходящем порядке, затем эта идея переносится на седьмую ступень и оттуда звено будет выглядеть, как VII – I, затем снова переносится на ступень вниз, теперь уже с шестой ступень VI – VII. Таким образом мы видим тризвенаI – II,VII – Iи VI – VII, это и есть секвенция. Состав звена может быть разным, но их количество должно быть не менее трех, иначе не возникнет ощущения закономерности.

Упражнение: сыграть «Золотую» секвенцию - | I – VVI – IIIIV – I – II – V |

 

4. Функции T,S,D.

В тональности ступени имеют свои названия и функции: Iступень называется тоника (Т),IV ступень – субдоминанта (S),V ступень – доминанта (D). Тоника самая устойчивая,из нее начинается развитие и в ней заканчивается, доминанта самая неустойчивая и тянет в тонику, субдоминанта тоже неустойчивая, но не на столько сильно как доминанта. Субдоминантя тянется в доминанту, а затем в тонику либо сразу в тонику. Получаются следующие схемы: T – D – T, T – S – T, T – S – D – T. В основном вся музыка с точки зрения гармонии устроена по этим основным схемам. Все остальные варианты представляют из себя отклонения, вариации, создающие разнообразие.

 

5. Каданс (Каденция) – это завершающее музыкальное построение, может завершать квадрат, предложение, период или фразу. В прогрессиях, состоящих из четырех-тактового квадрата, каданс, это четвертый такт. В основном каданс, выражен ходом D – T, S – D – T, S – T. Смысл каданса – создать переход из неустойчивости в устойчивость.

Прогрессия может состоять из любого порядка ступеней, но при хаотичном порядке, аккорды не будут создавать логического развития музыкальной мысли, поэтому если располагать аккорды в последовательности от тоники к доминанте, в прогрессии возникнет логика гармония.

Например:

T – S – D – T: C, Em, F, G, C. МеждуT – SпроходящийаккордEm.

T – S – T: C, Am, Dm, F, C. МеждуT – SпроходящиеаккордыAm, Dm.

T – D – T: C, Dm, Em, G, C. Проходящие–Dm, Em.

Также существуют прогрессии, в которых эти правила не соблюдаются, или соблюдаются частично и при этом эти прогрессиимогут иногда звучать довольно интересно.Например: | C – Am – Dm – Em |. Можно поэкспериментировать и найти свои варианты оригинальных прогрессий. Но нужно помнить главное – нарушая правило, необходимо для начала его знать.

 

6. Ступенилада:

Устойчивые ступени: I, III, V

Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

7. Тяготение и разрешение:

Тяготение – это стремление перейти из неустойчивости в устойчивость. Тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые:IIàI, IVàIII, VIàV, VIIàI.

Разрешение – это процесс перехода неустойчивой ступени в устойчивую.

Благодаря тому, что ступени лада обладают неодинаковой устойчивостью, создаются функции T,S,D при игре нескольких ступеней одновременно, при игре аккордов. Например, трезвучие Vступени (доминанта) состоит из V, VII, IIступеней. VII, IIступени неустойчивые, обе тянутся в Iступень, поэтому создается тяготение аккорда Vступени в I. Трезвучие IVступени (субдоминанта) состоит из IV, VI, I ступеней, IV, VI – неустойчивые, тянутся в устойчивые III, Vсоответственно, поэтому создается стремление субдоминанты в тонику.

 

8. Создание прогрессий по функциям T,S,D.

Пример построения: C – Am – F–G – С.Тоника – проходящий аккорд – субдоминанта – доминанта – тоника. F–G – С это каданс.

Упражнение: самостоятельно создать прогрессии аккордов так чтобы квадраты состояли из четырех тактов, в первом такте тоника, в четвертом каданс, в средних двух тактах могут быть любые ступени кроме доминанты, использовать схемы T – D – T, T – S – T, T – S – D – T. Сделать не менее 10 прогрессий.

 

Урок 12.

1. Дробные аккорды – аккорды, у которых основной самый нижний тон, тоника, изменена, в отличии от обычного аккорда, у которого бас является основной нотой, например, аккорд C–нота До в басу. Но бывают аккорды, например, C/B, Am/G, F/E. Название состоит из основного аккорда и названия басовой ноты через дробную черту, от этого и название «дробный аккорд».

 

Am/G

 

Основной аккорд           Нота в басу

 

C/B – означает аккорд C, но басовая нота не основной тон До, а Си (B)

Am/G – означает аккорд Am, но басовая нота не основной тон Ля, а Соль (G)

F/E – означает аккорд F, но басовая нота не основной тон Фа, а Ми (E)

 

Например, существуют подобные прогрессии:

C – C/B – Am – Am/G – F – F/E – Dm – C

Ноты, входящие в измененный бас, должны входить в тональность, в которой находятся сами аккорды. Но иногда бывают исключения, например, в тональности до-мажор может возникнуть аккорд E/G#, нота Соль# не входит в тональность. Это делается для плавности голосоведения в басу.

 

 

2. Трезвучие с октавой.

Здесь приведен пример мажорного аккорда, но в миноре будет тот же принцип. Если к трезвучию добавить удвоение основного тона через октаву, в аккорде получится 4 звука: тоника (прима), терция, квинта и октава:

Между терцией и октавой образуется секста, а между квинтой и октаваой – кварта:

 

2. Обращения аккордов. 1-е обращение называется – Секстаккорд, 2-е – Квартсекстаккорд.

Cекстаккорд – трезвучие с терцией в басу, формула аккорда– II, III, I. Это значит, что аккорд будет состоять из терции, квинты и октавы. Между IIIи Iобразуется кварта, а между крайними звуками аккордаIIи Iобразуется секста:

Квартсекстаккорд – трезвучие с квинтой в басу, формула аккорда–III, I, II. Чтобы его построить, нужно добавить еще одну ноту – терцию через октаву.Аккорд будет состоять из квинты, октавы и терции через октаву. Между IIIи Iобразуется кварта, а между крайними звуками аккорда IIIи IIобразуется секста:

Упражнение: построить на грифе эти обращения, проделать то же с минорным трезвучием.

Дробные аккорды

 

 

Обращения Неаккордовые звуки

                                     Секстаккорд                                         Бас – нота, не входящая в аккорд

Квартсекстаккорд

3. Формы интервалов –сексты. Интервал, состоящий из шести ступеней, малая секста – 4 тона, большая секста – 4,5 тона. Нужно научиться строить на грифе и запомнить следующие аппликатурные формы:

 

Сексты

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!