Тема 5. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы



Изготовление орудий труда. Постоянное применение подручных средств. Первые формы труда. Созидательная суть средств труда. Новое положение человека с момента появления труда (новые формы поведения и общения человека). Установление человеком господства над природой с помощью труда.

Труд начинается с того момента, когда имеет место изготовление орудий труда с помощью других орудий и приме­нение их для преобразования объектов природы в практических целях субъекта действия. Это положение служит методологичес­ким ориентиром при определении начала человеческой исто­рии. Большинство специалистов считает, что человеческий род начинается с питекантропов и синантропов, ведущих свое про­исхождение от переходной формы между обезьяной и челове­ком — австралопитека. Согласно открытиям супругов Луиса и Мэри Лики в ущелье Оддовай (Танзания), время возникновения человеческих предков отодвигается до 4-5 млн. лет. Только на­чиная с питекантропа появляются признаки, характерные для человека: грубые орудия более или менее постоянной формы, а также весьма крупный головной мозг с развитыми лобной и те­менной зонами, согласованное функционирование которых обес­печивает трудовые действия.

Переход наших животных предков к труду стал, по всей вероятности, важнейшим условием выживания в суровой борьбе за существование. Возможно, что многие разновидности приматов погибли в этой борьбе прежде, чем какой-то или каким-то из них удалось более эффективно, чем другим, использовать свое единствен­ное, доставшееся от древесного образа жизни преимущество — способность схватывать и применять для зашиты или нападения различные объекты природы.

Первый шаг был сделан — наши предки перешли к посто­янному применению подручных средств как единственному шансу на победу в борьбе с более сильными врагами или более ловки­ми объектами охоты. Следующий шаг — подработка, совершен­ствование орудий с помощью сначала естественных средств (зу­бов, ногтей), а затем и с помощью других предметов был уже сравнительно более легким и естественным делом. Предки че­ловека постепенно переходили к изготовлению орудий труда. Тем самым было положено началу труду. Процесс изготовления ору­дий труда явился одновременно началом перехода от обезьяны к человеку. Созидательная сущность труда проявилась не только в объектах, с которыми обращался человек в процессе производ­ственной деятельности, но и в его собственном развитии.

Труд поставил человека в качественно иное положение по отношению к природе и привел к существенной перестройке биологической природы самого человека. По законам корреля­ционных связей изменилась морфофизиологическая организа­ция человека, поскольку труд потребовал гораздо более сложной и многообразной структуры движений, чем биологическая дея­тельность животных предков человека.

Многообразие функций человека, способность к прямохождению, соответствующие изменения скелета и расположе­ния внутренних органов, специфика сенсорных и двигательных реакций, а также множество других особенностей — все это, в конечном счете, явилось следствием трудовой деятельности че­ловека. Однако самое важное и существенное следствие трудо­вой эволюции человеческого рода — возникновение способнос­ти к мышлению и речи как внешней форме его проявления.

Труд сообщил качественно новый характер формам пове­дения и общения человека. Прежде всего, труд потребовал но­вых форм коллективных действий людей. Коллективное приме­нение орудий труда, а тем более их изготовление, потребовало новых форм разделения труда между членами общины и новых форм общения. Возникла необходимость в передаче гораздо более сложной, чем раньше, информации. В сферу интересов человека, благодаря труду, включается уже не только биологически потребное (как у животных), но и практически потребное. Это одновременно расширило круг интересующих явлений и задачи познания их. Только на основе трудовой деятельности возникает потребность познания явлений действительности и передачи информации о существенных свойствах, сторонах и отношениях этих явлений.

Эту возникшую в развитии общества проблему Ф. Энгельса сформулировал очень кратко: "формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу".

Членораздельная речь появилась как способ передачи сущностной информации в виде взаимосвязи абстрактных понятий. Только в этом случае можно говорить о наличии языка как средстве общения и мышления в собственном смысле этого слова.

Изменение природы в процессе труда — вот причина и основа формирования мышления человека как способности оперировать абстрактными понятиями, возникшими в результате познания причинных связей и существенных отношений между явлениями. Поскольку отноше­ние животных к природе строится на основе приспособления к меняющимся условиям среды, у них не возникает ни потребности в мышлении, ни самого мышления. Итак, отношение человека к природе строилось и во все большей степени продолжает строиться через труд, в ходе которого сформировались все специфические черты и свойства человека.

Самое серьезное внимание на то, какие могут быть послед­ствия стремительного изменения природы человеком для разви­тия самого общества, обратил Ф. Энгельс. Им было замечено, что уже животные вносят в природную среду такие изменения, кото­рые оказывают обратное воздействие на них же самих, вынуждая их приспосабливаться к новым условиям путем структурных из­менений своего организма. Но изменения, которые вносит жи­вотное в окружающую среду, имеют стихийный, непреднамерен­ный характер. Цель действия живого существа весьма ограничена – удовлетворить биологическую потребность в пище, укрытии, в особи другого пола и т. д. Такая деятельность не выходит за пре­делы приспособления к изменениям окружающей среды. Человек же вносит в окружающую среду более серьезные изменения, так как его деятельность имела постоянный, направленный характер.

Труд вырвал человека из естественной необходимости жи­вотного мира, поскольку в своих действиях человек стал осозна­вать себя и свое отношение к окружающему миру, целенаправ­ленно организуя свою деятельность.

Свобода человека в отношении к явлениям природы обус­ловливается, как степенью развития производи­тельных сил, так и уровнем развития социальной структуры, тем, насколько она способствует использованию производительных сил общества в интересах людей труда.

Уровень технической оснащенности общества создает воз­можность рационального природопользования, увеличивая со­вокупную мощь людей в их воздействии на природную среду. Но эта возможность становится действительностью, только накладываясь на благоприятные социальные условия, которые также должны быть достаточно рациональными. В этом случае нарас­тание опосредованности взаимодействия общества и природы по мере роста технической оснащенности не ведет фатально к ухудшению среды, поскольку общество может использовать со­вершенные технические средства для контроля и регулирования происходящих в природе изменений. Главное, чтобы было обес­печено единство интересов людей на базе общности основных целей социального развития.

Качественно новый момент появляется в деятельности че­ловека благодаря труду. Главное в трудовой деятельности заклю­чается не столько в приспособлении человека к среде, сколько в том, что он приспосабливает с помощью орудий труда окружаю­щую среду к своим нуждам и потребностям. Следовательно, труд с самого начала имеет целью изменение явлений природы, по­скольку такое изменение выступает условием человеческого потребления. В отличие от животных человек вносит изменения в при­роду, как правило, не случайно, а сознательно и преднамерен­но, преследуя в каждом отдельном случае определенные практи­ческие цели, например, расчищает участок леса, чтобы получить поле и, посеяв семена, собрать урожай; строит плотину, чтобы использовать силу реки для получения электроэнергии, и т.д. Тем самым человек не только обеспечивает жизненно необходимый ему об­мен веществом и энергией между собой и природой, но с помо­щью орудий труда берет этот процесс под свой контроль. На основе познанных законов природы человек устанав­ливает свое господство над ней и обеспечивает его с помощью труда. Однако труд, как показал Ф.Энгельс, — это не только великое благо для человека, освободившее его от рабской зави­симости от природы. Труд как мощное средство воздействия на природные процессы таит в себе и другую сторону. Из фактора созидательного он при определенных условиях может превра­титься в свою противоположность — разрушительный фактор. Особенно заметно разрушительное воздействие человека на при­роду стало в последнее время, когда наряду с успехами научно-технического прогресса нарастает загрязнение окружающей сре­ды, иссыхают реки, разрушаются почвы и т. д.

Дело в том, что в обществе, развивающемся стихийно (а именно такими были все прежние формации), каждый чело­век, внося изменения в природу, заботился лишь о непосред­ственном эффекте своих действий, не задумываясь, как прави­ло, об отдаленных последствиях, которые могут обнаружиться спустя какое-то время в результате накопления изменений или возникновения модификаций во взаимосвязанных процессах. Этот отдаленный результат может быть вовсе нежелательным и непредвиденным. Подтверждение тому — факты современной действительности, когда люди, стремясь извлечь сверхприбыли, варварски относятся к природным ресурсам.

Общество действительно вышло за пределы природы в том смысле, что благодаря труду оно обрело способность на­правлять и контролировать в своих целях природные процес­сы. Но общество не должно забывать, что оно остается в то же время в природной среде, структурно включено в нее как наи­более развитая ее часть. Господство над природой, основанное на знании ее законов, состоит не в независимости от нее, а в осознании этой зависимости и деятельности на основе этого знания.

«Для этого требуется полный переворот в нашем способе про­изводства и вместе с ним во всем нашем…общественном строе». (Ф. Энгельс)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!