Базовые концепции развития современного образования



В современном мире наблюдается значительное многооб­разие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базо­выми концепциями образования:

- традиционалистской иде­ологией в обучении;

- рационалистической моделью школы,

- феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаменталь­ных проблем, связанных с образованием человека:

- определе­ние функции и миссии школы как социального института;

- выявление общественно значимых целей обучения и воспи­тания;

-разработка приоритетов в деятельности школы;

- фор­мирование содержания образования за счет включения ак­туальных знаний;

- реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.

В традиционалистской концепции воспитание и образова­ние рассматриваются как формирование заданных общест­вом черт личности, что соответствует технократическим це­лям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступа­ют три постулата.

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми зна­ниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успеш­но изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план

выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения опре­деленных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы — приобщение обучающихся к непреходящим цен­ностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается реше­ние некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее су­щественных элементов культурного наследия человеческой цивилизации — многообразия важных знаний, умений и на­выков, идеалов и ценностей, способствующих как индиви­дуальному развитию, так и сохранению социального поряд­ка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты высту­пают за стабильные, проверенные временем методы обуче­ния и контроля знаний. В соответствии с данной концепци­ей важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуаль­ного труда, как тщательная проработка учебных материа­лов, опора на память, повторение пройденного.

Традиционалистская концепция опирается на теоретиче­ские положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Каро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

Рационалистическая концепция основывается на выявле­нии наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практиче­ской адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные ме­ханизмы. В рамках данной концепции школа функциониру­ет по принципу индустриальной структуры. Знания рассмат­риваются как упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстан­ция и предлагаются им извне как производная от фигуры пре­подавателя, «образовательного менеджера».

Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая знания, умения и навыки, при­обретают «поведенческий репертуар», необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, по­ощрения и наказания, направленной на освоение учащими­ся определенной образовательной программы.

В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.

В трактовке феноменологической концепции с мысл обра­зования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование долж­но наиболее полно и адекватно соответствовать природе че­ловеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализа­тором успешного усвоения знаний. В данной концепции цен­ностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотруд­ничество, равенство, доверительность. Задача школы — дать возможность свободного развития индивидуальности. Про­цесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.

К недостаткам феноменологической концепции образо­вания можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушен­ным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и фи­лософской морали, например в традициях вальдорфской пе­дагогики Р. Штайнера. В России среди возможных концеп­ций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур B.C. Библера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!