Русский народный праздник в художественном текстиле



Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и Дизайна»

 

Институт прикладного искусства

 

На правах рукописи

Ракина Татьяна Владимировна

 

Русский народный праздник в художественном текстиле

 

Специальность: 072600.62 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

 

Диссертация на соискание ученой степени магистра

 

Научный руководитель: Дмитриев В.А. профессор кафедры ДПИ

Института прикладного искусства СПГУТД,

доктор исторических наук

Консультанты: Кикнадзе Я.С.

 

Санкт-Петербург

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Лубочная гравюра в народной праздничной зрелищной культуре

1.1 Виды городских зрелищных форм искусств………………………………13

1.1.1. Медвежья комедия………………………………………………………..13

1.1.2 Раек…………………………………………………………………………17

1.1.3 Балаганы…………………………………………………………………...24

1.1.4 балаганные зазывалы……………………………………………………...31

1.1.5 Карусельные деды…………………………………………………………34

1.2 Лубок как явление традиционной праздничной зрелищной культуры....37

1.2.2 Театрально-зрелищная природа лубка…………………………………...37

ГЛАВА 2. Современные технологии и проектирование печатного рисунка

2. 1 Становление печати на ткани……………………………………………...45

2.1.1 Набойка с деревянных форм и ксилография……………………………45

2.1.2 Набойка с металлических форм и развитие гравюры на металле……...47

2.1.3 Печатный рисунок на ткани и развитие полиграфии…………………...50

2.2 Методы проектирования текстильного рисунка…………………………..53

2.2.1 Канонический метод проектирования…………………………………54

2.2.2 Графический метод………………………………………………………..55

2.2.3 Компьютерная графика…………………………………………………...58

ГЛАВА 3. Работа над серией текстильного панно «Русский народный праздник». Этапы проектной работы………………………………………….

3.1 Составление эскизов на основе изучения лубочных художественных сюжетов и приемов………………………………

3.2 Создание панно…………………………….

3.3 Решение конструктивно-технологических задач ………………………

Экономическая часть

Заключение………………………………………………………………………..

Библиографический список…………………………………………………….

Приложение ………………………………………………………………………..

Введение

Актуальность темы исследования. Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни – это, прежде всего, хозяйственная деятельность: работы в полях, ремесленных мастерских. Время праздника же было наполнено радостью, весельем. Устраивались народные гуляния, способствовавшие сближению и укреплению родственных связей, возникновению чувства коллективизма. Радостная атмосфера снимала чувство неловкости, напряжения в обществе [1c.34].

Однако праздник в его семантическом значении, традиционной обрядовой структуре и мифологической трактовке - это предмет изучения этнографии. В данной же работе представляет интерес его художественное осмысление и сопровождение. Поэтому темы будут рассматриваться лишь на основе визуальной стороны вопроса – материала, представленного площадной праздничной культурой.

Обращение к русским ярмарочным увеселениям, помимо конкретного знакомства с чрезвычайно специфической и удивительно интересной стороной городской жизни России прошедших столетий, без сомнения, вносит свою лепту в решение многих сложных вопросов. Вопросы эти связаны с выявлением художественных графических принципов организации праздников и крупных театрально-зрелищных форм.

Данная тема нуждается в глубоком осмыслении еще и потому, что в настоящее время, время глобальных перемен, когда в обществе возникают проблемы идейно-эстетического воспитания и велика роль зрелищных видов искусств, необходимость изучения русского народного праздника возрастает. Русские увеселения, ярмарки, городские гуляния – яркие моменты в истории зрелищной культуры. И народная гравюра являются символической формулой, знаковым кодом, важным объектом магического действия во время этих событий.

Степень разработанности темы. Лубочная тема достаточно полно представлена в литературе, однако автора интересует исследования, раскрывающие его связь с праздничными зрелищными видами искусства.

Работа строится на анализе большого количества текстов: лубочных романов, повестей, пьес, а также сценариев балаганных представлений, игравшихся без диалогов (арлекинад, феерий). Для создания проекта было исследовано большое количество изобразительных материалов, запечатлевших ярмарку, балаганы, балаганную рекламу. Важным иллюстративным источником послужили и произведения живописи и графики начала XX Льва Бакста, Александра Головина, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, журнальные и газетные иллюстрации и т.д [1].

Основной блок литературы об искусстве русского лубка открывает, прежде всего, имя И.М.Снегирева, выступившего в 1822 году в Обществе любителей российской словесности с докладом, посвященным гравированным картинкам и их роли в жизни народных низов. Практически во всей литературе, необходимой для написания этой работы, авторы часто делают отсылки к его трудам.

Известен поистине подвижнический труд Д.А.Ровинского, опубликованный в 1881 году; в него вошло четыре тысячи подробно описанных, атрибутированных лубков. Уже в то время им был обобщен практически весь известный сегодня иллюстративный лубочный материал, изображения которого также представлены в данной квалификационной работе.

Исследования Некрыловой А.Ф, Савушкиной Н.И. открыли фольклорную основу демократического театра XVIII века, показали связь его с народной рукописной сатирой, лубочными картинками и устной народной драмой XVIII века.

Тема лубочный культуры в ее преемственной связи с фольклором и как предтечи современных массовых художественных видов и форм достаточно ясно изложена в сборнике «Статьи по семиотике культуры и искусства» Лотмана Ю.М.

Надежным источником в изучении лубочного изобразительного наследия служит книга Дюршартра П.Л. «Русские народные картинки и гравированные книжицы».

Внимание природе лубочных картинок Некрылова А. Ф. уделила и в статье «Фигуранты уличной сцены». В небольшом исследовании лубочные картинки представлены как своего рода настенный театр, выявлена их особая театральная специфика.

Часть сведений о народные гуляниях, развлечениях, лубочной стихии российского быта было взято автором из издания «Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор» Лаврентьева Л. С. и Смирнова Ю. И.

О том, как выглядели конструкции качелей, райка, изобразительный ассортимент в наборе раешника, можно узнать в мемуарных воспоминаниях А. Бенуа. Этот источник еще интересен тем, что рассказ о празднике ведется с точки зрения художника, который особо внимателен к графическому сопровождению во время народных спектаклей.

Взаимосвязь старинной гравюры и методов современной печати очень ясно объяснена в «Очерках по истории и технике гравюры» Н. И. Александровой.

Вопросы, касающиеся способов нанесения графического сюжета на современный текстиль, были решены, благодаря учебнику для текстильщиков Бесчастнова Н.П. и Журавлевой Т.А. «Художественное проектирование текстильного печатного рисунка».

Цель и задачи. Главная цель научной работы заключается в изучении темы праздника через призму художественного лубочного анализа, сюжетных праздничных интерпретаций, зафиксированных лубочной гравюрой.

Для реализации данной цели в диссертации необходимо решить следующие задачи:

• описать основные развлечения, которые бытовали во время ярмарок и народных гуляний

• рассмотреть изображения, посвященные народным праздникам в картинках и гравюрах русских художников XVII-XX в., в народном лубке, фотографиях

• изучить театрально-зрелищную природу лубка

• проследить этапы становления текстильного и бумажного печатного дела

• составить описание современных технологий печатного производства

• выполнить зарисовки с музейных экспонатов, декорированных изображениями с сюжетами народных увеселений

• поиск новых изобразительных решений различными графическими приемами

• составить авторскую композицию на основе изученного творческого материала

Научная новизна состоит в изучении и обобщении информации о роли лубка в праздниках. Так, например, роль народных картинок в некоторых зрелищах (медвежьих потехах, балаганных пантомимах, вертепе) недостаточно полно описана исследователями-этнографами, несмотря на многочисленные лубочные свидетельства. Проанализирована праздничная образность народной гравюры как фиксатора зрелищных видов искусства того времени. Используя полученные знания, составлен авторский вариант оформления художественного текстильного полотна, сюжет которого построен на основе образов народных гуляний. Творческая работа может быть использована в качестве декорации при реконструкции народного театра, так как авторское графическое решение полностью опирается на лубочную стилистику.

Объектом исследования стали праздничные площадные мотивы, отраженные в народной графике.

В качестве предмета исследования выбрана лубочная гравюра как изобразительный свидетель и компонент праздничных народных зрелищных форм искусства.

Практическое значение заключается в выявлении некоторых закономерностей развития лубочной графики в народном искусстве и в возможности использования сделанных в ходе исследования выводов и наблюдений за современными творческими процессами. Изучение традиционных видов фольклорного театра (раешных, балаганных представлений), изобразительных лубочных законов, на основе которых строится организация праздничного пространства, особенностей оформления театрально-зрелищных форм, поможет в дальнейшей работе с декоративным праздничным убранством. Рассмотрены современные технологии печатного производства и методы художественного проектирования рисунка для последующей печати на текстиле, что позволяет и в будущем использовать данный опыт в профессиональной деятельности.

Методы и средства исследования. При работе над исследованием были применены: метод анализа литературы, индукционный метод, моделирование. Главный метод сочетает в себе научно-исследовательский и практический методы. Рассмотрены типы городских площадных увеселений в контексте народного изобразительного искусства. Описано традиционное оформление зрелищ лубочной гравюрой, выявлены внутренние связи между стилистикой народной графики и зрелищной смеховой культурой. На основе теоретического исследования спроектирован рисунок авторского полотна.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, списка литературы, включающего 33 источников, заключения, экономической части. Общий объем работы представлен на 81 страницах текста, включая 27 рисунков в приложении.

Положения, выносимые на защиту:

1. В данной работе с точки зрения декоративно-прикладного искусства представляет интерес изучение роли лубочной графики внутри праздничного пространства, ее художественная развитость. С этой позиции значение лубка в обозначенном поле разделяется на две ипостаси: народная картинка как активный участник и одновременно документальный свидетель.

2. На материале городского зрелищного фольклора успешно изучены такие явления и процессы в жизни произведений лубка, как трансформации, вариативность, различные переходные, промежуточные моменты становления жанра.

3. Картинки находили широкое применение в оформлении всех видов развлечений по многим причинам: внешняя красота и колористическая яркость звучания, линейная простота и четкость, удобочитаемость текстовой части, раскрывающий комический смысл. Художественное пространство лубочного листа организовано особым образом, ориентируя зрителей на переживания не живописно-графического, а театрального типа. Гротескность образов, смещение в мир ирреальный, фамильярное сопровождение как нельзя лучше соответствовали веселому площадному настроению, зеркальному миру праздника.

4. Развитие текстильного и бумажного печатного дела всегда шло параллельно, благодаря их общей графической природе. Поэтому выбранный материал для проектной работы – печатный текстиль – является продолжением техники народной гравюры, хотя и очень осовремененным.

5. Основываясь на собственных впечатлениях от русского праздника, представленного балаганной культурой, взятых их книжиц и прочих изобразительных свидетельств, составлено авторское панно. Заимствованы некоторые лубочные праздничные мотивы и графические формулы старинной гравюры (гротескность, декорационная линеарность, узорчатость, иконность застылах поз, их фиксированная жесткость), однако они в сочетании с собственной графической манерой (круглящиеся линии, сложная колористическая гамма) носят формально-стилевой характер. Современный художник в целях достижения образности должен синтезировать старые и новые приемы. Эклектизм - обязательный момент в нынешних условиях для создания своего нового произведения.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!