Четвертый член Символа веры



4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 4.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

Распятого же за ны при Потийстем Пилате – здесь указание о времени распятия - в правление Иудеей римским прокуратором Понитии Пилате.

Страдавша - показывает, что распятие Его было не притворным, кажущимся, как говорили некоторые еретики, а реальным, подлинным. И такой же реальной была Его смерть. Но стоит оговориться, что Он страдал и умер не Божеством, а человечеством, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что Его смерть была добровольной.

Давайте немного остановимся на словах: распятого и страдавшего.

От частого употребления эти слова (как это часто случается) немного утратили своего напряжения. Что такое распятие? Распятие, это самая мучительная казнь римской империи и не только мучительная, но и самая позорная. Это казнь плебеев. Человека имевшего римское гражданство не распинали. Мы знаем, что апостола Павла, а он имел римское гражданство по праву рождения, не распяли, а усекли мечом, попросту говоря - отрубили голову. Даже самых лютых, но своих преступников, власти Рима не распинали.

Христос был предан на распятие «лучшими людьми» Израильского народа. Лучшими в смысле – учеными, «праведными». Тут имеется ввиду «праведность» в кавычках, та, что внешняя, для людей, а не внутренняя, которая перед Богом и для Бога. А вот ученость без кавычек – самая настоящая, но та, что: «надмевает» (1Кор.8:1) [1]. И совесть этих людей (совесть, называют голосом Бога в душе человека), с которой люди уже научились договариваться, отозвалась на проповедь Христа. Он как бы раздел их закутанные души, стал выразителем того, что они, в общем-то, о себе сами всегда знали, но что научились успешно оправдывать. И вот это свидетельство Истины перед ложью, к которой они все привыкли, и которая всех устраивала, никого не могла оставить равнодушным. Проповедь Христа о приблизившемся Царствии Небесном всегда ставила людей в позицию выбора. Это происходило и две тысячи лет назад, происходит и сегодня. И тогда и сейчас человек услышав о Христе, делает выбор – он или с Ним или против Него. Нейтральной позиции нет, отсидеться в данном случае не получится. И в течение всего земного служения Господа люди определялись со своим выбором. Но кому-то было достаточно просто услышать о Христе (таких было мало), кому-то нужно было увидеть Его хотя бы издалека, другим – услышать Его проповедь, а еще были такие, которым надо было стать свидетелями совершаемого чуда, - может быть совершаемого даже над ними. Вообще, явные чудеса быстро становились известными всему народу и вызывали эмоции абсолютно у всех. Видя их, люди говорили: «... И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Матф.9:33) и все, в общем-то, понимали, что никакой человек не сможет таким образом проповедовать и творить подобных чудес, если с ним не будет Бога, т.е. всем была ясна явная сила Божия, как мы читаем в Евангелии от Иоанна о человеке по имени Никодим: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». (Иоан.3:1,2)

Христос за три с половиной года, - время своей проповеди, - сотворил множество чудес: Он исцелял; изгонял бесов; воскрешал мертвых. И все эти чудеса шли как бы по возрастающей. Самым первым чудом было чудо совершенное Господом по просьбе своей Матери Девы Марии на свадьбе в Канне Галилейской - Он превратил воду в вино. Такое, простое, если можно так выразится – бытовое чудо. Чудо, поразившее как мы знаем, только распорядителя пира: «… и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Иоан.2:10). А последним, максимальным чудом, после которого уже точно не было возможности усомнится в том, что Иисус из Назарета совершает все силой Божией - это воскрешение четырехдневного мертвеца – Его друга Лазаря. Недалеко от Иерусалима, в селении Вифания проживала семья, с которой Господь был дружен. И вот Его друг Лазарь, заболел и умер, а когда Христос пришел к его гробу был уже четвертый день, а вы знаете какой климат в Палестине, недаром там хоронят покойников в день их смерти. И Христос воскресил уже разлагающуюся плоть человека – восставил. После этого многие люди уверовали, а другие, «лучшие люди Израиля»: «С этого дня положили убить Его» (Иоан.11:53).

Христос в Евангелии от Матфея говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Матф.10:34). Здесь Он говорит о разделении, которое должно произойти с людьми с Его пришествием. Меч это разделение, никто не останется в стороне. И вот с одной стороны: Пресвятая Дева со словами: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему», а с другой - сопротивление явной силе Божией вплоть до попытки Его убийства, уничтожения.

И вот Христос предан на распятие, предан одним из своих близких учеников. Его судили, нарушив все законы, Его невиновность была ясна всем, даже Понтию Пилату. Тем не менее, Господа, судили, истязали и утром 14-го нисана, это была пятница – распяли. Распяли Его на месте, называемом Голгофа – горе, на которой обычно совершались все казни. На Голгофе всегда стояли столбы, приготовленные к казни. Перпендикулярную же балку осужденный нес сам. При этом было принято в пути его истязать. Мы знаем, что спаситель на Своем пути на Голгофу, падал – Он был изможден. На Голгофе Христос были прибит гвоздями к кресту, не такими, какие сегодня продаются в магазинах, а кованными, четырехгранными гвоздями, прибит и оставлен умирать.

Мы говорим, что Христос пострадал более всех нас, что Его крестные страдания или по-другому – страсти, несравнимы ни с какими другими. А ведь известно, что распинали и до Христа и после Христа. Например: по некоторым источникам Спартак, после своего пленения был распят и умирал на кресте неделю, а Христос умер относительно быстро. Почему Его страдания исключительны? Потому, что страдал Бог. Христос Богочеловек, Он принял человеческую природу всю без остатка, но без греха. Обычные люди, мы с вами, мы как бы «привыкли» к смерти, она для нас как бы «естественна». Человек в силу своего состояния, измененного грехопадением, своей воли уклоняющейся ко греху не может осознать (к счастью) всего ужаса смерти, смерть для нас «своя». А в Боге, источнике Жизни, Который Благ, нет места греху: «…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30), нет места смерти. Поэтому Христос, Он один по-настоящему осознавал, что такое смерть и Его возглас на кресте: «… Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46), говорит о том Христос по Своему человечеству в полной мере испытал чувство богооставленности.

Другой момент, на котором здесь хотелось бы остановиться, это добровольность крестной жертвы. Когда Христос был предан, Его арестовывали, то апостол Петр защищая Его, выхватил меч и ударил раба первосвященника, но Спаситель остановил своего ученика: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:52-54), вот эту возможность – призвать Себе на помощь двенадцать легионов Ангелов, Христос имел всегда: и когда молился в Гефсиманском саду о Чаше: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39), и будучи на кресте. Он всегда имел возможность остановить события, сойти со Своего крестного пути и всегда Его человеческая воля оставалась верной воле Божественной. Помните промах Адама – грехопадение, рассогласование воли Адама и воли Божией, Христос не промахнулся. Он сделал то, чего не сделал Адам, Его и называют Вторым Адамом. Его человеческая воля всегда была свободно согласна с волей Божественной. Его жертва была абсолютно добровольной.

Смерть для человека всегда насилие, даже когда человек сам выбирает свою смерть, он, по сути, выбирает только время смерти, но сопротивление смерти, даже неосознанное, на уровне рефлексов, биологии присутствует в нем всегда. Читал где то слова выжившего самоубицы: «Когда летишь с моста понимаешь, что все твои проблемы решаемы. Кроме одной – ты уже летишь с моста». Была бы возможность, любой из нас в последний момент (я так думаю) рефлекторно уклонился бы от смерти. Христос же каждое мгновение имел такую возможность – избежать смерти и добровольно подчинил Себя ей. И при этом Он полностью осознавал, что такое смерть.

И еще один момент. Мы говорим: Христос взял на Себя грехи мира. Но вот подумайте: бывает, что простое сопереживание чужому горю, поражает настолько глубоко, что как говорят – «сердце кровью обливается». А тут грехи всего мира.

По преданию, под горой, на которой был распят Христос - Голгофой погребен Адам и Христос Своей кровью омыл грех Адама, что иногда символически и изображается.

В сам момент смерти Христа произошли многие события, и о некоторых из них стоит упомянуть. Первое: в час смерти Христа померкло солнце, этот факт зафиксирован древними историками, один из которых – Дионисий Арепагит, сказал при этом: «Либо Творец страждет, либо мир разрушается», а римский сотник несший стражу у креста произнес: «…истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мар.15:39), нам известно имя этого человека – его звали Лонгин, впоследствии он крестился и принял мученическую смерть за Христа. Другое чрезвычайно важное событие: это то, что в Иерусалимском храме разодралась надвое завеса, отделявшая Свято святых от храма. Эту завесу, сделанную из кож чистых животных, в случае необходимости раздвигали около сотни человек, и вот она разодралась надвое, открыв Святое святых, место особого обитания Бога, куда первосвященник мог входить только однажды в год. Таким образом, со смертью и воскресением Христа Иерусалимский храм утратил свою исключительность.

Погребен - показывает, что Он действительно умер, был положен во гроб (пещеру), гроб был опечатан и к нему была представленная римская стража.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!