Десятый член Символа веры



10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Исповедаю одно крещение во оставление грехов.

В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, т.е. невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или другими словами в таинствах мы посредством земных, материальных средств приобщаемся небесных благ. Это такой мостик, соединяющий нас с Царствием небесным, при этом единственным Свершителем таинств является Сам Господь Бог.

Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

Таинство крещения - такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду (может быть обливание или даже окропление), с призыванием имени Пресвятой Троицы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения. И рождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь в Иисусе Христе и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан. 3, 5).

Более того, мы знаем из Евангелия о том, что Иисус Христос Сам принял крещение от Иоанна Предтечи. Но, что это было за крещение? Иоанн Креститель вышел к израильскому народу с проповедью о покаянии: «… покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2) и совершал в Иордане крещение: «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:6).

Ритуал омовения в воде присутствует у многих народов. И здесь человек, приходивший к Иоанну, входил в воду Иордана, исповедовал свои грехи, окунался и очищенный выходил. Сам Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). Иоаново крещение было крещением покаяния, люди как бы оставляли свои грехи в воде. И в эту воду, кишащую грехами вошел Иисус, Тот, который не нуждался в покаянии. Давайте прочтем этот отрывок: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:13-17).

Из это текста видно, что Господу нашему Иисусу Христу не требовалось крещение покаяния, Он вошел в воду и тот час вышел оттуда. О том, Кто пришедший к нему Иоанн знал. Войдя в воды Иордана, Господь освятил их, взяв грехи людей на себя, Самому же ему не было нужды в исповеди.

В этом отличие Крещения Иоанна от того крещения, которое совершается в новозаветной Церкви. Там покаяние, без тени освобождения, здесь рождение в новую жизнь. Если хотите – крещение есть смерть для прошлой жизни. Крестившись, человек умер для греха и родился в новую жизнь. В таинстве крещения человек освобождается от власти греха, отрекается от диавола. Это отречение имеет видимое действие, крещаемый плюет на диавола, плюет буквально по-настоящему и при этом три раза и троекратно же подтверждает свое сочетание со Христом. Важный момент: как мы знаем причиной падения диавола явилась его гордость, он возгордился, а тут на него плюют. Если вы попробуете плюнуть на какого-нибудь человека, то редко кто промолчит и воздержится от ответных действий. А если человек при этом честолюбив и горд, имеет власть и силу, что можно ожидать? Правильно – самой резкой ответной реакции. Диавол это верх гордыни, и плюя на него, мы вызываем что? Гнев с его стороны. С этого момента, христианин для него враг и он будет вести против нас боевые действия. Христиан совсем не образно называют воинами Христовыми. Христиане воины самые, что ни на есть настоящие, но воинствующие против кого? Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» Еф.6:11-13), т.е. христиане воинствуют не против людей - крови и плоти, а против мироправителей тьмы, против духов злобы поднебесной и победить мы сможем только если приимим всеоружие Божие, т.е. будем верны Богу и Его Церкви с преподаваемыми в ней таинствами.

В древности Святое крещение часто принимали в сознательном возрасте, делая акцент именно на осознанности выбора человека, но как и тогда, так и сегодня Православная Церковь крестит и младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников. То, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Марк. 2, 5).

Крещение может быть только одно, также как может быть только одним рождение.

Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».

Покаяние - таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника (он только свидетель) и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20, 22-23).

Что бы лучше понять что такое покаяние нужно обратиться к греческому значению этого слова. Покаяние по-гречески – метаннойя, что дословно означает – перемена ума. Покаяние это такой процесс, состоящий из актов, в которых человек меняет себя. Т.е. такое осознание неправедности своей жизни, которое влечет за собой ее изменение.

Важно: мое прошлое не определяет моего будущего. Я грешный человек, но это не страшно - я могу измениться. Страшно не меняться.

Из свидетельства многих христиан мы знаем, что покаяние не имеет завершения в нашей жизни. Приводят такую аналогию: когда в темном чулане зажигают свечу, становится виден крупный мусор под ногами, если свет станет ярче мы увидим еще какие-то недостатки, сделаем еще ярче – нам откроется грязь в углах, на стенах и т.д. Предела уборке не будет. Так вот – темный чулан, это наша душа, а свет, освящающий ее, покаяние.

Бывает, что человек впадает в отчаяние от такой картины. Это не правильно. Да, человеку, невозможно спастись, но Богу возможно все. Главное не отчаиваться.

Из Евангелия мы знаем два примера такого осознания совершенного греха: один, это когда апостол Петр отрекся от Христа, был такой момент, когда Христа арестовали и повели на допрос Петр последовал за ним и во дворе первосвященника в нем признали Его ученика и Петр отрекся. А надо сказать, что Иисус ему это предсказал: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матф.26:34).

И второй пример: предательство Иуды - предав Христа, он понял, что совершил и впал в отчаяние.

А отличие их в том, что апостол Петр принес плод покаяния и был восстановлен в апостольстве. По преданию у него на щеках были бороздки от слез, он всегда помнил о своем падении, но и никогда не отступал от Бога, только в нем видя свое спасение.

А Иуда, осознав свой грех, не принес плода покаяния, отчаялся и удавился. Хотя даже ему этот путь не был закрыт.

Истинное покаяние возрождает к жизни, а не убивает.

Причащение - таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Человек может соединяется с Богом с Источником Жизни, Источником своего бытия. Соединиться не теоретически, не образно, а реально. Это доступно христианам. Ни мусульмане, ни иудеи об этом не то, что не говорят, а даже возможность такую не рассматривают. Для них Бог абсолютно недоступен, или как говорят трансцендентен миру, у них между Богом и человеком непреодолимая пропасть, у них нет Того, Кто (помните праведного Иова?) «положил бы руку на нас обоих» (Иов).

Слова Тело и Кровь Христовы очень жесткие, режущие слух. И не только наш слух. Вот что мы читаем в Евангелии о беседе Христа с народом: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Иоан.6:47-69)).

Как видите, слова Христа шокировали людей и одни ушли, но другие, от лица которых говорил апостол Петр, остались, потому что (см. выше подчеркнутое). Тайна. И еще степень веры. Авраам по вере Богу приносил в жертву своего единородного сына Исаака. Не потому что он осознавал себя слепым орудием беспощадного в своем произволе божества, а потому что верил, что открывшийся ему благой Бог не может творить или желать зла, не может требовать совершения зла от Своего творения. И как Авраам удержал свою волю в воле Божественной, как доверился Ему до конца, так и апостолы, не понимая и страшась слов Христа о Его Теле и Его Крови, тем не менее, успев познать открывшегося им Христа (еще не осознано), приняли Его слова, оставшись Ему верными. Потому что верили, доверяли Иисусу из Назарета, слова Которого если и были непонятными, то только потому, что они сами пока не могли их понять. Вера.

Мы не знаем как это возможно, это тайна. Когда перед отцами 4-го Вселенского собора встала эта задача: сформулировать как именно во Христе соединилась человеческая природа с Божественной, они тоже не знали как это сделать, но в итоге дали такую формулу: неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Это был ответ на раздиравшие в то время церковь ереси. Вот и за литургией, хлеб и вино не меняя свой сущности, оставаясь по своему химическому составу тем, чем и были, становятся Истинным Телом и истинной Кровью Христовой. Как Бог соединился с человеческой, физической, материальной природой во Христе, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно, так Он соединяется и с предложенными Дарами, хлебом и вином, и они становятся Его Телом и Его Кровью. Тайна. Даже говорят – Страшная Тайна.

Есть такой очень хороший образ причастия человека Богу: все мы знаем, что в садоводстве к одному плодовому дереву, например яблоне, можно привить ветви разных сортов и даже других фруктов. Так вот, когда срезанную ветвь прививают дереву, то она остается той же ветвью, ее суть не меняется (можно привить, грушу к яблоне или вишне и т.д.), но соки в ней будут уже от нового дерева, новых корней. Так и человек – он срезанная, умирающая ветвь, которая в таинстве Причащения соединяется с Источником жизни – Богом и получает от Него в дар – новую, обновленную жизнь. И в ней, в сохнущей, умирающей ветви начинают ходить животворящие соки и она оживает. И будет жить, если вновь не отпадет. В Церковь мало войти, в Церкви надо остаться.

Или другой образ – бывает что у человека отказывают почки и его кровь не очищается, в этом случае он должен регулярно, раз в несколько дней проходить процедуру очищения под аппаратом искусственная почка. У больного берут кровь, пропускают через аппарат, она там очищается и насыщается и его же кровь вливают ему обратно в вену. Христос сделал тоже самое – Он усвоил Себе нашу отравленную, умирающую кровь, оживотворил ее в Себе и возвращает ее нам.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение».

Евхаристию установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание" (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25) изаповедал ученикам совершать его всегда: «сие творите в Мое воспоминание».

В каждом храме над Царскими вратами находится, икона, образ Тайной вечери. На самом деле Евхаристия одна, эта самая. А все мы, вместе с апостолами, ее участники. Когда священник выходит с Дарами, а причащающиеся подходят к нему то, они оказываются как раз здесь, за столом с апостолами, во главе, которого Христос. Заметьте, что и Иуда здесь, за этим же столом, Христос не отверг его, допустил до этого Таинства, но для Иуды причастие Святых Христовых Тайн стало осуждением. Вообще, отступники в Церкви были всегда, и число их, как говорит отец Андрей Кураев – евангельское, каждый двенадцатый.

Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до окончания времен за богослужением, называемым Литургией. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Святая Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. В практике нашей Церкви таинство причащение соединяют с таинством исповеди и с постом, что также связано с ослаблением духовной жизни.

Брак - таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. И Христос, как мы знаем, освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление.

Священство - таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.

Елеосвящение – или соборование, таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!