Первый член Символа веры



Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и не видимым. Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и не видимого.

Первое слово Символа веры, а также и каждого отдельного его члена (если они читаются раздельно) – верую. Что это значит – верую? Что вообще значит верить? Нам будет легче это сделать, если мы обратимся к опыту Церкви. Святые отцы Церкви – это те люди, которые имели богатый личный опыт Богообщения, - говорят, что наши отношения с Богом, можно спроецировать на наши отношения с людьми. Тогда, в человеческих взаимоотношениях, что значит – верить? Вот, например, другу говорят: «я верю тебе». Или когда альпинист поручает своему напарнику закрепить страховочный конец веревки. Что он совершает? Каков мотив его поступка? Или, еще говорят: «я бы с ним в разведку пошел». Что это значит? Наверное, то, что произносящий эти слова человек готов вверить тому, в отношении кого он это говорит, самого себя, свою жизнь. Или другой пример: люди, прожившие в браке долгую жизнь, допустим пятьдесят лет. За этот срок, за полвека, супруги узнают о друг друге, если не все, то очень и очень многое и не считают нужным скрывать друг от друга какие-то горести, надежды, немощи, даже наоборот ищут поддержки в друг друге. Почему? Или отношения ребенка к родителям (дедушкам, бабушкам). Он же не знает – правильно ли ему советуют взрослые, он не может это проверить, у него недостаточно нужного опыта, и он просто им - доверяет. И в каждом рассмотренным нами случае речь идет о доверии. Верить – значит доверять.

Мало верить в Бога, нужно еще Ему доверять.

В библейской истории есть человек, которого называют отцом всех верующих, он почитаем представителями трех мировых религий. Этот человек - праведный Авраам. Об истории его жизни можно прочесть в книге Бытия. Вся жизнь Авраама это история возрастания веры в Бога, доверия Богу. От того самого момента, когда Бог призвал его оставить свою землю, свой род и идти туда, куда Он – Бог, - ему укажет. И до жертвоприношения его сына Исаака, когда Бог сначала повелел Аврааму принести в жертву Ему единственного сына, которого Он ему обещал, а потом, когда Авраам не потерял доверия Богу, даже в такой казалось бы жесточайшей ситуации, остановил его и заменил Исаака овном. И мы знаем, что жертвоприношение Исаака это один из образов жертвы Христовой.

А ведь даже первое испытание – призвание Бога идти в землю, которую Он укажет, уже было очень не простым и требовало мужественности в принятии решения. Посудите сами: в те времена не было ни дорог, ни карт, ни GPS-навигаторов, ни межправительственных соглашений, ни конвенции прав человека. И человек, в данном случае семья Авраама или его дом, отделявшийся от своего рода, становился беззащитным не только перед лицом природных стихий, он один должен был их преодолевать, но и перед алчностью других племен, которые рассматривали его, незащищенного многочисленным и богатым родом, всего лишь как не захваченную добычу. Да и вообще древний человек не отделял себя от рода, он был с ним одним целым. Наверное, не было людей несчастнее изгоев. И чтобы выйти из своего рода, чтобы решится на этот поступок, нужно было иметь очень сильную веру, очень высокую степень доверия. Не говоря уж о той вере благому Богу (в том, что Бог благ Авраам убеждался в течение всей свой жизни но, тем не менее), какую явили и Авраам, и Исаак в жертвоприношении.

Вот, что значит - верить.

Один знаменитый писатель – Джордж Роуэл Толкин, может быть вы слышали о нем, это он написал трилогию «Властелин колец», по которой несколько лет назад были сняты три кассовых фильма. Он был филологом, профессором Кембриджа и верующим человеком - принадлежал к католической церкви. Так вот, в одном из писем своему сыну Толкин пишет – у того видимо был период сомнений, охлаждения в вере, - он пишет: вера есть акт воли. Т.е. вера не есть логическое продолжение обстоятельств жизни человека, более того вера иррациональна, что прекрасно видно в событиях жертвоприношения Исаака. Нельзя поверить на основании логики, математических расчетов. На их основании можно придти к вере в Бога, как в Создателя мира, Источника Жизни и т.д. наблюдая и изучая этот мир, что и было, например, с древнегреческими философами, но что бы перейти к вере Богу – нужно усилие воли. Усилие перехода из области знаний, того в чем мы уверены благодаря своим пяти чувствам, в область веры, доверия Богу. И каждый верующий человек делает такой шаг. Должен сделать иначе, вера в нем не родится. В противном случае может быть все, что угодно: культурология, история, эстетика, семейные традиции, послушание родителям, но только не вера.

Теперь о Боге. Так Кто же такой Бог в христианском представлении? Сразу нужно сказать, что точно сформулировать полноценный ответ на вопрос: «Кто такой Бог» мы никогда не сможем в силу ограниченности наших способностей к познанию и отсутствия инструментария – понятий, которые могли бы наиболее точно это выразить. Мы говорим, что Бог есть дух, что Он вездесущ, постоянен, не изменен и т.д. но это далеко не все, это ничтожная часть того, что можно было бы сказать о Нем. Это как бы такие штрихи, которыми мы (имеется ввиду - Церковь, ее Предание и Писание) пытаемся очертить, дать контуры даже не Богу, а тому, что он Сам нам – человечеству, - открыл о Себе. Отдельные штрихи, но далеко не полная картина.

Но все же давайте более подробно остановимся на некоторых моментах, знания которых помогут нам лучше понять христианское вероучение:

Во-первых: Бог есть дух. Апостол Иоанн в своем Евангелии говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан.4:24). Что это значит? Это значит, что Он не нуждается в каком либо месте для своего существования. Ему не нужен, как богам Эллады, Олимп, океан, подземелье или еще что-то. Он превыше всего этого. Как дух Он везде и во всем, вездесущ и беспределен. Все Собой наполняет: и вот это наше помещение, и самую отдаленную от этого места звезду во вселенной.

Во-вторых: христиане верят в личностного Бога. Не в какой-то абстрактный абсолют, вселенский разум, силу (помните, как в Звездных войнах: «да пребудет с вами сила»). Бог это не что. Бог это Кто. Он есть личность. К Нему можно обращаться как к любой личности: с вопросами, просьбами, благодарностями и получать ответы. Более того, Он, как и любая другая личность, познается только в общении. Это общение называется молитва. Таким образом: тот, кто хочет познать Бога, узнать Его, должен как минимум попросить Его об этом. Ведь и мы в нашей жизни, если хотим узнать какого-то человека то, сначала знакомимся с ним и только потом, в общении познаем его. Вот и с Богом нужно «познакомится», т.е. обратиться к нему.

Или даже не совсем так. В Откровении Иоанна Богослова написано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). То есть даже не человек ищет встречи с Богом, а Бог ищет встречи с человеком. От нас же требуется только услышать этот призыв и впустить Его в свое сердце.

Тут присутствует один интересный момент: только что я говорил, что Бог как дух вездесущ и для Него нет преград, а теперь говорю, что есть. Есть такое место во вселенной куда Бог просто так войти не может. Какое это место? Это сердце человека. И преградой для Бога, дверью является свободная воля человека. Вот такая дана нам власть – не пустить Бога в свое сердце. Но об этом чуть позже.

В-третьих: христиане верят в благого Бога. Христос говорит в Евангелии: «никто не благ, как только один Бог» (Лк: 18:19) и в другом месте, в первом послании апостола Иоанна: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5). Что это значит? Это значит, что Бог не является источником зла, Он источник жизни, блага. И тот, кто ищет жизни, кому жизнь интересна, тот ищет возможности войти в общение с ее источником. Это очень важный момент, на котором мы также чуть позже остановимся подробнее.

В-четвертых: Бог самодостаточен. Он единственный, Кто имеет жизнь в самом себе, т.е. не нуждается в чем-то внешнем, что бы существовать. В Библии Бог открылся Моисею именно с этим именем: «…Я есть Сущий…» (Исх. 3:14). Что это значит для нас? Это значит, что создание миров видимого и невидимого, не было для Бога какой-то необходимостью. Как ответил все тот же протодиакон Андрей Кураев на вопрос: «Зачем Бог создал мир?», «а ни зачем, просто так». Бог создал мир не за что-то и не из-за чего-то. Он был благ и до создания мира и остался благим и после создания мира. Он не изменен. Учение Церкви говорит, что Бог создал мир по своей любви, для того, что бы разделить радость бытия с другими свободными личностными существами.

И в-пятых: Бог всеведущ. Ему известны судьбы мира. Здесь важно понимать, что всеведение не означает предопределения. Как это совместить? Бог не насилует ничью волю, не предопределяет никакого нашего действия, но Ему известен исход любого нашего решения. О том, что это значит для нас мы коснемся чуть ниже.

В рассматриваемом нами первом члене говорится «… во Единаго Бога Отца…». Здесь акцентировано на «во Единаго» в противоположность древним, да и современным, политеистическим религиям, которых мы называем языческими. Как вы, помните, в древности (и сегодня) люди часто верят не в Единого Бога, а во множество богов отвечающих каждый за какое-то свое направление. Например: один за небо, другой за море, третий за ветры, четвертый за торговлю и т.д. Эти боги друг с другом могут враждовать или вступать в союз, обманывать и хитрить, в общем, имеют в своем распоряжении полный спектр человеческих страстей возведенных в степень божественных и умноженных на бессмертие.

Учение о Едином Боге, вверенное народу Израиля было скандальным с точки зрения древнего человека. Потому, что, например, не было такого народа, который бы не обожествлял солнце, как источник света, тепла, а значит жизни. И луны, как чего-то или кого-то таинственного, мистического, переменчивого. А что мы читаем в первых главах Библии: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так». (Быт.1:14-15). Что же это как не скандал. Всю свою историю, все народы верили в божественность солнца и луны, а тут утверждается, что это всего лишь светильники, т.е. фонари по-нашему, функция которых не формировать человеческую судьбу (астрологические прогнозы!), а светить днем и ночью, ну еще определять время. Действительно скандал!

В Библии же говорится о Едином Боге, Едином Источнике, Единой Причине всего. Ему нужно верить и Ему одному поклоняться, все остальное недостойно божественного поклонения. К сожалению, сегодня, когда человеческая цивилизация достигла небывалых технологических высот и как никогда гордится своими познаниями, о поклонении Единому Богу забывают. У нас парадоксально совмещены самые различные убеждения. Люди верят и в Бога, и в инопланетян, и в фэн-шуй, и во Вселенский разум, и в прогресс, просто в «энергетику». И при этом держат маленьких божков-идолов на счастье (например, на рынках, очень часто можно встретить) и иероглифы притягивающие удачу с собой носят, и еще много чего другого, всего не упомнишь. И все это считается вполне приемлемым, «продвинутым». А вот о вере в Единого Бога, Первопричине всего, вспоминать стараются как можно реже. И вера в Единого Бога считается, чуть ли не признаком ограниченности. Но это отвлечение.

Единый Бог. Но ведь не одни только христиане верят в Единого Бога. А кто еще? Иудеи и мусульмане. Недаром эти три религии называются авраамическими. И тут возникает резонный вопрос, а чем тогда в принципе они отличаются? Ведь если мы все верим во Единого Бога, так может между нами только обрядовые и культурологические отличия, а принципиальной разницы нет? Очень часто можно услышать такое мнение: религии разные, а Бог один. Или: Бог один, а путей к нему много. Так ли это?

Очень часто можно слышать как мусульман и иудеев называют строгими монотеистами, т.е. единобожниками, как бы отделяя, таким образом, их от христиан. И может создаться ложное впечатление, что христиане не являются строгими монотеистами. Смею вас заверить – это не так. Христиане не менее строгие монотеисты, но им в отличие от мусульман и иудеев приоткрыта Тайна Самого Бога – то что Он Триипостасен. Помните, Троица - это самое первое понятие, о котором мы с вами говорили. Знание о Боге как о Троице, Трех Личностях пребывающих в абсолютной любви. Посмотрите на икону Ветхозаветной Троицы преподобного Андрея Рублева. Три Лица пребывающие в абсолютной любви. Вот основание нашего мира – Любовь. Не сила, не разум, не справедливость, не милосердие, не жалость, а Любовь. Это знание не от мира сего. Это, если так можно выразится надмирное знание, сверхъестественное по своей природе, т.е. к нему невозможно придти естественным путем познания. Вот этим знанием Бога христианство в корне отличается от ислама и иудаизма.

Еще раз подчеркну: Бог по отношению к миру Един, а откровение о Троице, это откровение о Боге в Самом Себе.

Есть такая иллюстрация тайны Пресвятой Троицы. Один из учителей Церкви блаженный Августин получив в юности блестящее философское образование, задался задачей четко, ясно и понятно сформулировать учение о Пресвятой Троицы и изложить его в трактате. Размышляя о своем труде, он прогуливался по берегу моря и встретил мальчика, который сделав в песке ямку, лил в нее морскую воду, нося ее из моря в серебряной ложке. Августин некоторое время наблюдал за действиями мальчика, а потом поинтересовался, что тот делает. Мальчик ответил, что он хочет вычерпать ложкой море и перелить его в свою ямку. Блаженный Августин, удивленно заметил мальчику, что любому человеку, очевидно, что это невозможно. Тогда тот ответил: «но ты же хочешь, исчерпать своим умом тайну Пресвятой Троицы и вместить ее в свою книгу». И исчез. Тогда блаженный Августин понял, что этот был ангел.

Что касается иных верований, иных путей. Путь человека к Богу можно сравнить с путем через болото, на котором невидимые нашему глазу тропинки обозначены вешками. И смысл выбора пути сводится к вере в правильность установленных вешек, т.е. по сути доверия людям, которые эти вешки оставили. Это очень ответственное решение, ведь если выбрать ошибочный путь, пусть даже и очень хорошего человека, то можно погибнуть, ведь даже неизвестно – остался ли жив сам этот хороший человек на этом своем пути. И уж куда более опасным, можно даже сказать безнадежным представляется тот путь, который и проложен-то с целью погубить человека. Бог христиан, Воплощенный Бог Слово Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек указал нам этот путь, и не только указал, но и Сам его прошел, и мы следуем уже Его путем. Вешки этого нашего пути – догматы Церкви. Если остаешься в этом огороженном пространстве, то есть большая вероятность, что останешься жив. Если выйти за пределы этих вешек, перешагнуть через догматы Церкви, то вероятность твоей гибели возрастает неимоверно. У нас в народе даже такая поговорка есть: вольному воля – спасенному рай. Кстати про поговорки: вы знаете откуда произошло слово «спасибо»? Многие знают. Спаси Бог. А сейчас вообще просто «пасибки» или в Интернете «псб». Или вот еще интересно: раньше люди перед каким-то ответственным делом просили «помолитесь за меня», а теперь «поругайте меня».

Ну, так вот, о различных путях. Мы все дети одних родителей – Адама и Евы. Прародителям, когда они были в раю, в состоянии постоянного богообщения была доступна Истина, открыты тайны Божии (в определенной, конечно, мере). И они эти знания, уже после своего грехопадения и утраты рая, этого места богообщения, передали своим потомкам. А те в свою очередь, рассеявшись по лицу земли, потеряв связь между собой, большую часть этих знаний утратили безвозвратно. Не так как сегодня многие говорят, что частички Истины как фигурки мозаики скрыты во всех религиях, мира и нужно их объединить и тогда будет всем счастье. Нет, совсем не так. Люди утратили эти знания, или правильнее сказать - предания, сохранив лишь их отдельные, разрозненные крупицы. Из которых невозможно сложить ничего цельного, так же как невозможно из десяти деревянных ножек собрать мебельный гарнитур. Есть такое сравнение: если взять, условно, три мебельных гарнитура и провезти их разными, но ухабистыми дорогами, очевидно, что они утратят свою целостность и в итоге из этих трех некогда целых гарнитуров нельзя будет собрать даже одного. Это очевидно, потому что может быть утрачено одно и тоже у всех трех и этот недостаток неоткуда будет восполнить. Также и с Преданием – оно в своей больше части было безвозвратно утрачено, но все-таки, в каждом народе, в каждой культуре, мы можем встретить эти зернышки божественного откровения.

Мы исповедуем, что вся полнота Истины находится в Православной Церкви. Но говоря так и утверждая таким образом, что иудаизм, ислам и другие верования являются ложными религиями, ложными путями, мы не утверждаем того, что все поголовно мусульмане, иудеи и другие не православные христиане все сплошь негодные люди, и все погибнут. Нет, это не так. Это не христианская точка зрения, а сектантская. Так утверждают тоталитарные секты – все кто не снами пойдут в ад, так они говорят. Христианство различает человека и обстоятельства его решения, действия; каждый человек в руках Божиих, и только Он может знать и определять, кто чего достоин. А пока мы живы, мы – все люди земли, - потенциальные граждане Небесного царствия. И Бог решает кому в нем место. Бог знает, а не человек, даже самый умный. А наше с вами дело проповедовать Христа своей жизнью, своими делами, каждодневными поступками.

И еще одна цитата по поводу «хороших»/ «не хороших» людей. Господь говорит нам в Евангелии: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Богу одинаково дороги все люди: и праведники, и грешники, и воцерковленные христиане и бомжи пропойцы.

Далее в первом члене Символа веры Бог Отец назван Вседержителем. Этим термином выражается то, что Бог сотворив мир не оставил его, а содержит его, промышляет о нем. Были и есть такие религии, учения которые говорили, что Творец, создав мир запустил его как некий часовой механизм и самоустранился. Церковь же говорит о другом, о том, что Творец никогда не бросит свое творение, как любящий отец никогда не бросит своих детей. Бог даже зло обращает во благо. Помните, одно из свойств Бога – всеведение. Бог знает во что выльется то или это наше решение, но Он благ и Он Вседержитель, а значит Он будет последствия наших дел обращать во благо, снова и снова давая нам шансы свободно уклоняться от зла и следовать Его благой воли. И будет предоставлять эту возможность до тех пор, пока есть вероятность нашего обращения. Но, как мы все понимаем, наши ресурсы ограничены и рано или поздно наша воля либо укореняется в воле Божественной, либо во зле.

Творца неба и земли, всего видимого и не видимого. В греческой церкви, в Символе веры, который составлен на греческом языке, это слово «Творец» имеет значение слова «Поэт». Поэт неба и земли. Тот, кто сочинил их из ничего. Правда, красиво? Красиво и очень верно. Бог творит мир из ничего. Из небытия возникло и все, что мы видим вокруг себя и мы сами.

Слова: «небо и земля»,«видимого и не видимого» - говорят о творении двух миров – духовного или ангельского, и материального, т.е. того который мы с вами видим вокруг себя, ощущаем своими чувствами. Из Библии мы знаем, что мир ангельский был сотворен прежде мира материального.

Немного об ангелах. Тут мы касаемся еще одной тайны. Дело в том, что мы практически ничего не знаем об ангельском мире. Само слово «ангел» переводится как вестник, т.е. возвещающий, объявляющий волю и говорит о служении, предназначении, а не о природе этих существ. Есть много мнений об ангелах, но это все предположения, относящиеся к частным мнениям. Нам известно, только лишь, что это разумные существа, имеющие личные имена и обладающие свободной волей.

Теперь давайте мысленно оглядимся – в каком мире мы живем, как мы соотносимся с этим миром. Вот посмотрите: с одной стороны мы только что говорили о том, что Бог благ, вездесущ и всеведущ, а с другой – видим явное несовершенство мира. Говорили, что Бог Вседержитель, а мир лучше не становится, даже вроде бы совсем наоборот. Мы болеем, стареем, умираем, да и не только мы, но и все что принадлежит к живой природе. Мы видим несправедливость, злобу и ненависть. Становимся свидетелями ужасных злодеяний, вроде бы даже остающихся безнаказанными. Как все это совместить? Или, например, такое явное для каждого из нас несоответствие того, что должно было бы быть, и того что есть. Кстати, наличие в нашем сознании такой «линейки», некой шкалы от «несовершенного» к «идеальному» является одним из доказательств бытия Бога. Так вот пример: несоответствие моего «внутреннего Я», моего сознания и моего «внешнего Я».

Даже во внешнем. Я, например, себя четко ощущаю стройным, подтянутым с длинными волосами. Это может, конечно, показаться не правдоподобным, но я-то себя точно помню таким в 17- 18 лет и поэтому не люблю смотреть в зеркало – там я вижу человека только отдаленно похожего на меня. И это на самом деле серьезно. Я смотрю на свою руку, и я помню, что когда-то это была рука ребенка, потом юноши, потом мужчины, а если Бог даст дожить до старости, то это будет рука старика. Мое тело меняется, стареет, но я-то остаюсь прежним. Может быть с другим опытом, с другим отношением к жизни, но я все тот же «Я», а мое тело изменяется. Оно разрушается, если быть совсем уж откровенным. И это несоответствие касается не только внешних форм, но и наших мыслей и дел. Апостол Павел в своем послании Римлянам говорит: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим.7:15). Апостол!

Так почему Бог не лишит голоса лгуна, не останавливает вора, убийцу, насильника? Почему все так? если Бог благ, вездесущ, беспределен и всеведущ.

И ту мы подходим к одному очень важному вопросу. Вопросу происхождения зла.

Что такое зло в христианском понимании? Если мы попытаемся найти определение зла, то потерпим неудачу, потому что такого определения нет. Отцы Церкви не оставили нам его по очень простой причине – зла нет. Зло - есть небытие. Зло - это отсутствие добра. Оно не существует само по себе, оно может существовать только по отношению к добру. Оно как паразит, существующий за счет и против чего либо, и исчезающий вместе со своим носителем. Как тень, существующая только при источнике света. Жизнь без смерти возможна – Бог есть Жизнь, а представить смерть без жизни нет никакой возможности. Или еще одни пример: можно представить луч света освещающий темный угол, и не возможно вообразить луч тьмы затеняющий свет.

Но это все эти образы и сравнения не отвечают на вопрос происхождения зла. Так откуда оно взялось в совершенном мире?

Предание Церкви говорит нам о трагедии, произошедшей еще до сотворения материального мира. Случилось так, что одно из прекраснейших творений Божиих, один из светоносных ангелов, и не просто ангелов, а самый светлый, самый лучший, самый умный тот, которого называли космократор, т.е. повелитель вселенной, возгордился посчитав себя равным Богу, восстал на Него и был низвегнут. Этого ангела называли Денница – утренняя звезда, а стали звать сатаной, т.е. врагом, противником и диаволом – клеветником. Так в мир вошло зло.

Вместе с диаволом были низвергнуты и ангелы, последовавшие за ним.

Ангелы, как мы помним, созданы бессмертными свободными личностными существами, однако их воля, их свободный выбор по отношению к Богу уже реализован. В отличие от нас, а мы можем, пока живы, и уклоняться от Бога и воссоединяться с Ним, ангелы это выбор уже совершили раз и навсегда. Поэтому диавол остается диаволом. Покаяние, насколько нам известно, для него не возможно. С падением Денницы, грех вошел в мир.

Слова о том, что Бог является творцом и мира и духовного и мира материального, для нас имеют немаловажное значение и вот почему:

во-первых: духовный мир реален. Он существует и это факт. Мы не можем видеть его ввиду объективных причин, у нас просто нет таких органов чувств, но можем чувствовать его или замечать его влияние на нас и наше окружение.

во-вторых: духовный мир неоднороден, в нем присутствуют силы как благоволящие человеку, так и враждебные ему, или как мы говорим злые силы. Это, повторюсь, объективная реальность (см. п. 1). Но мы знаем, что Бог благ и не творил зла. Как же это совместить? Причина лежит в свободной воле, которой Бог наделил созданные Им разумные существа. В свободе вплоть до вражды против Самого Себя.

Немного об ангелах. Тут мы касаемся еще одной тайны. Дело в том, что мы практически ничего не знаем об ангельском мире. Само слово «ангел» переводится как вестник, т.е. возвещающий, объявляющий волю и говорит о служении, предназначении, а не о природе этих существ. Есть много мнений об ангелах, но это все предположения, относящиеся к частным мнениям. Нам известно, только лишь, что это разумные существа, имеющие личные имена и обладающие свободной волей. Однако их воля, их свободный выбор по отношению к Богу уже реализован. В отличие от нас, а мы можем, пока живы, и уклоняться от Бога и воссоединяться с Ним, ангелы это выбор уже совершили раз и навсегда. Поэтому диавол остается диаволом. Покаяние, насколько нам известно, для него не возможно.

Итак, повторюсь, духовной мир: во-первых: реален, а это значит, что с ним возможны контакты и кто их ищет, тот их обычно и находит; во-вторых: неоднороден, а это значит, что ищущему контакта с духовном миром неизвестно кто откликнется, вернее даже известно кто – падшие ангелы или бесы. И вот поэтому в Церкви разработана детальная техника безопасности применяемая при контакте с духовным миром. Правило там одно: не влезай, а то убьет. Это очень серьезно. Есть много поучений святых отцов, об опасности своевольного, самонадеянного вторжения в духовный мир. Они учили не искать контактов с духовным миром, не обращать внимания ни на видения, ни на сны, потому что, как говорит апостол Павел, в своем втором послании к Коринфянам (2Кор. 11:14): «…сам сатана принимает вид Ангела света». Т.е. можно очень легко обмануться и погибнуть.

Теперь, я надеюсь, вы понимаете насколько, мягко говоря, небезопасны обращения к различным барабашкам, экстрасенсам, предсказателям, ясновидящим и прочим им подобным.

Есть еще один важный момент: сегодня очень часто можно столкнуться с таким мнением, что Бога и диавола мыслят чуть ли не равными друг другу по силе. Что именно в их противоборстве заключена жизнь этого мира. Такой религиозный взгляд называется дуализмом. Были и есть в мире учения, придерживающиеся этого взгляда, с христианством они не имеют ничего общего, диавол не равен Богу, даже сравнение такое не то, что не корректно, а скорее даже кощунственно.

Вообще есть две крайности в отношении сил духовного мира враждебных человеку: одна не верить вовсе в их существование, другая наделять их неким всемогуществом. И первое, и второе в корне не верно. Бог, как мы уже знаем – Вседержитель, Он держит, сохраняет этот мир. И если мы будем жить с Богом, находиться в Церковной ограде, то нам никакие противники-клеветники не страшны. Но если мы от Бога отворачиваемся, то поворачиваемся к кому? К тому кто против Него. К противнику.

Это все, что говорится в Символе веры о Боге Отце. В следующей беседе мы с вами будем говорить о Втором Лице Пресвятой Троицы – о Боге Сыне, Логосе, Боге Слово о Его воплощении, почему оно было необходимо, как произошло и какое это событие имеет значение непосредственно для каждого из нас.

 

 


Беседа вторая


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!