Часть III Дух животворящий



1. Основание для Юбилея 2000 г.: Христос, зачатый Духом Святым

49. К Духу Святому обращаются мысль и сердце Церкви ныне, когда кончается двадцатый век, приближается начало третьего тысячелетия со времени пришествия в мир Иисуса Христа, в предвидении великого Юбилея, коим Церковь отметит это событие. Ведь само исчисление времени указывает на пришествие Христа как на событие, относящееся к истории человека на земле. Принятое исчисление времени основано на отсчете лет, веков и тысячелетий в их последовательности до или после Рождества Христова. Но следует также помнить, что для нас, христиан, Его пришествие знаменует, как говорил ап. Павел, «полноту времени»193, поскольку в нем человеческая история была всецело пронизана «мерой» Самого Бога, трансцендентным присутствием вечного «ныне». Присутствием Христа, «Который есть и был и грядет», Который есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний»194. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»195. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, дабы нам получить усыновление»196. И это воплощение Сына – Слова, совершилось «от Духа Святого».

Оба Евангелиста, которым мы обязаны рассказом о рождении и детстве Иисуса из Назарета, излагают это одинаково. Согласно Луке, во время Благовещения о Рождестве Христовом Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». И получила такой ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»197.

Матфей повествует в простой манере: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго»198. Иосиф, смущенный этим, получает во сне следующее объяснение: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо ‘Ребенок, которого она носит, зачат от Духа Святого’ (пер.В.Н. Кузнецовой); родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»199.

Таким образом с самого начала исповедание Церковью тайны Воплощения, сей ключевой тайны веры, связано с упоминанием о Духе Святом. Апостольский Символ веры гласит: «Верую в Господа… Который был зачат Духом Святым, рожден Девой Марией». Подобным образом и Никео-Константинопольский Символ утверждает: «Верую в… Господа… воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком».

Воплотившись «от Духа Святого», стал Человеком Тот, Кого Церковь, словами того же Символа, исповедует Сыном, единосущным Отцу: «Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного». Он соделался человеком, воплотившись «от… Марии Девы». Это произошло, когда пришла «полнота времени».

50. Завершающий Второе Тысячелетие Великий Юбилей, к празднованию которого уже готовится Церковь, имеет непосредственную христологическую направленность: ибо это торжество, посвященное Рождеству Иисуса Христа. В то же время у него есть и пневматологический аспект, поскольку тайна Воплощения совершилась «Духом Святым». Ее «осуществил» Тот Дух, Который – будучи Единосущным Отцу и Сыну – в абсолютной тайне Триединого Бога есть Лицо-Любовь, несотворенный Дар, являющийся вечным источником каждого дара, исходящего от Бога в порядке творения; непосредственный принцип и, в определенном смысле, субъект само-сообщения Бога в порядке благодати. Тайна Воплощения является вершиной этого дарения, этого божественного само-сообщения.

Действительно, Зачатие и Рождество Иисуса Христа – это величайшее свершение Духа Святого в истории творения и спасения: наивысшая благодать, – «благодать единения» (gratia unionis), – источник всякой иной благодати, как объясняет св. Фома200. Великий Юбилей относится к этому делу, а также – если мы глубже осмыслим его – к его Совершителю, к Ипостаси Духа Святого.

Ибо «полноте времени» соответствует особая полнота само-сообщения Триединого Бога во Святом Духе. «Духом Святым» осуществляется тайна «ипостасного соединения», то есть соединения божественной природы с человеческой, божества с человечеством в единой Ипостаси Сына-Слова. Когда во время Благовещения Мария произносит Свое fiat – «Да будет Мне по слову твоему»201 – Она непорочно зачинает Человека, Сына Человеческого, являющегося Сыном Божиим. Посредством этого «вочеловечения» Сына-Слова, само-сообщение Бога достигает в истории творения и спасения окончательной полноты. Эта полнота особо убедительно выражена в Евангелии от Иоанна: «Слово стало плотию»202. Воплощение Бога-Сына знаменует принятие в единство с Богом не только человеческой природы, но в ней, в определенном смысле, всего того, что является «плотью»: всего человечества, всего видимого материального мира. Таким образом, Воплощение обладает также и космическим значением, космическим измерением. Христос, будучи «Рожденным прежде всякой твари»203, воплощаясь в человеческую личность, соединяется определенным образом со всей человеческой природой, а в ней – со всякой «плотью»204, и со всем творением.

51. Все это совершается «Духом Святым», и потому является частью приближающегося Великого Юбилея. Церковь может готовиться к нему не иначе, как во Святом Духе. То, что совершилось в «полноте времени» действием Духа Святого, может ныне обновиться в памяти Церкви лишь силой Того же Духа, и благодаря Его силе может присутствовать в новом этапе земной истории человека: в 2000 году от Рождества Христова.

Дух Святой, осенивший Своей силой девственное тело Марии, полагая в Ней начало Ее Богоматеринства, одновременно соделал Ее сердце всецело послушным тому само-сообщению Бога, которое превышает всякое понятие и всю силу разумения человека. «Блаженна Уверовавшая!»205, – так приветствовала Марию Ее родственница Елисавета, сама «исполненная Духом Святым»206. В словах приветствия, обращенных к Той, что «уверовала», прослеживается отдаленный, но, по сути дела, отчетливый контраст по отношению ко всем тем, о которых Христос впоследствии скажет, что они «не веруют»207. Мария входит в историю спасения мира через послушание веры. Вера же, в ее глубочайшей сущности, есть открытость сердца человека навстречу Божьему дару: навстречу само-сообщению Бога в Духе Святом. Ап. Павел пишет: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода»208. Когда Триединый Бог открывается человеку в Духе Святом, это откровение Божие являет и дарует сотворенному человеку полноту свободы. Эта полнота высочайшим образом проявилась в вере Марии, в Ее «послушании веры»209. Воистину – «Блаженна Уверовавшая!».

2. Основание Юбилея: явление благодати

52. В тайне Воплощения действие Духа «Животворящего» достигает своей вершины. Невозможно даровать жизни полнота которой пребывает в Боге, иначе, чем соделав ее жизнью Человека – Христа в Его человечестве, воспринятым Словом в ипостасном единстве. Вместе с тем, с тайной Воплощения по-новому открывается источник этой божественной жизни в истории человечества: Дух Святой. Слово, «рожденное прежде всякой твари», становится «первородным между многими братиями»210, и, соответственно, становится главою Тела, каковым является Церковь, рожденной на Кресте и явленной в день Пятидесятницы, а в Церкви – Он становится главой человечества: людей всех народов, всех рас, всех стран и культур, всех языков и континентов, призванных ко спасению. «Слово стало плотью, и в Нем была жизнь и жизнь была Свет человеков… и всем, кто принял Его, Он дал власть быть чадами Божиими»211. Но все это совершилось и непрестанно совершается силою Духа Святого.

Ибо, как учит ап. Павел, «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»212. Осознание того, что все мы, усыновленные чада Божии, рождается в людях на основе тайны Воплощения, то есть благодаря Христу, вечному Сыну. Но это рождение, или возрождение, происходит, когда Отец «посылает в наши сердца Духа Сына Своего»213. И тогда мы принимаем «Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”»214. Таким образом, осознание себя чадом Божиим, насажденное в душе человека посредством освящающей благодати, есть дело Духа Святого. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу»215. Освящающая благодать является в человеке началом и источником новой жизни: божественной, сверхъестественной жизни.

Дарование этой новой жизни – как бы окончательный ответ Бога на слова Псалмопевца, в которых некоторым образом отзывается глас всего творения: «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли»216. Тот, Кто в тайне творения дарует человеку и вселенной жизнь в ее многочисленных формах, зримых и незримых, еще раз обновляет ее посредством тайны Воплощения. Таким образом, творение завершается Воплощением, и с этого момента оно пронизано силой Искупления, объемлющей человечество и все творение. Об этом говорит нам ап. Павел, космическо-теологическое видение которого как бы повторяет слова древнего псалма: все творение «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих»217, то есть тех, кого Бог «предузнал» и кого Он «предопределил быть подобными образу Сына Своего»218. У истоков этого сверхъестественного «усыновления» стоит Дух Святой – Любовь и Дар. Он дается человеку как Любовь и Дар. И в изобилии этого несотворенного дара берет начало в сердце человека тот особый сотворенный дар, через который люди «соделываются причастниками Божеского естества»219. Так жизнь человека проникается соучастием в божественной жизни, и сама также обретает божественное, сверхъестественное измерение. Это новая жизнь, в которой люди, будучи сопричастны тайне Искупления, «имеют доступ к Отцу в Духе Святом»220. Итак, существует тесная взаимосвязь между Духом, дающим жизнь и освящающей благодатью, и (…) той сверхъестественной жизненной силой человека, которая проистекает от этой благодати: между несотворенным Духом и сотворенным духом человека.

53. Все это, можно сказать, вписывается в рамки упомянутого выше Великого. Ибо следует переступить исторические границы, в которых рассматривается этот факт. В самом христологическом содержании празднуемого Юбилея следует постичь его пневматологическое измерение, охватывая очами веры два тысячелетия действия Духа истины, Который на протяжении веков черпал из сокровищ Искупления Христа, давая людям новую жизнь, совершая в них усыновление в Сыне Единородном, освящая их, дабы они могли вместе с ап. Павлом сказать: «Мы приняли… Духа от Бога»221.

Но, рассматривая это основание Юбилея, нельзя ограничиваться лишь двумя тысячелетиями, прошедшими от Рождества Христова. Следует вернуться назад, охватить все действие Духа Святого также и до Христа – с самого начала, во всем мире, и особенно в домостроительстве Ветхого Завета. Ибо Он действовал везде и во все времена, а также и в каждом человеке, в соответствии с вечным замыслом спасения, и потому Его действие тесно связано с тайной Воплощения и Искупления, которые, в свою очередь, оказывали влияние на тех, кто веровал в будущее пришествие Христа. Это особенно ясно подтверждается в Послании к Ефесянам222. Итак, благодать имеет как христологический, так и пневматологический аспекты, что проявляется, прежде всего, в тех, кто открыто принимает Христа: «В Нем [во Христе] и вы …запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего»223.

Но, оставаясь в рамках перспективы Великого Юбилея, мы должны смотреть и дальше, и шире, зная, что «Дух дышит где хочет», согласно образу, использованному Иисусом в беседе с Никодимом224. II Ватиканский Собор, сосредоточенный, прежде всего, на теме Церкви, напоминает нам о действии Духа Святого и «вне видимого тела Церкви». Собор ясно говорит обо всех людях «доброй воли, в сердцах которых незримо действует благодать. Поскольку Христос умер за всех, и так как высшее призвание человека в действительности одно, то есть Божие, мы должны твердо верить, что Святой Дух дает всем возможность приобщиться к этой Пасхальной тайне ведомым Богу образом»225.

54. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»226. Эти слова были произнесены Иисусом в другой беседе, с женщиной-самарянкой. Великий Юбилей, которым будет отмечен конец этого и начало следующего тысячелетия, должен стать мощным призывом ко всем тем, кто «поклоняется Богу в духе и истине». Он должен стать для всех особым поводом к размышлению о тайне Триединого Бога, который сам по себе полностью трансцендентен по отношению к миру, особенно к зримому миру. Ибо Он есть абсолютный Дух – «Бог есть дух»227; но, вместе с тем Он совершенно дивным образом не только близок к миру, но и присутствует в нем и, в определенном смысле, имманентен ему, он пронизывает его и оживотворяет его изнутри. Это особенно верно по отношению к человеку: Бог присутствует в глубине его существа, в его уме, совести и сердце: Бог есть онтологическая и психологическая реальность, размышляя над которой св. Августин говорил о Нем, что Он был «глубже глубин моих»228. Эти слова помогают нам лучше понять слова Иисуса, сказанные женщине-самарянке: «Бог есть дух». Лишь Дух может быть «глубже глубин моих». Лишь Дух может быть столь имманентным человеку и миру, оставаясь в то же время недосягаемым и неизменным в Своей абсолютной трансцендентности.

Это божественное присутствие в мире и человеке проявилось новым образом и в видимой форме в Иисусе Христе. В Нем «явилась благодать Божия»229. Любовь Бога Отца, божественный дар, бесконечная благодать, источник жизни, стала зримой во Христе. В Его Человечестве эта любовь стала «частью» вселенной, человечества и истории. Это явление благодати в истории человека через Иисуса Христа было совершено Духом Святым, являющимся источником всего спасительного деяния Бога в мире: Он, «Бог сокровенный»230, как Любовь и Дар «наполняет вселенную»231. Вся жизнь Церкви, которая найдет свое выражение в Великом Юбилее, означает движение навстречу сокровенному Богу – навстречу Духу «Животворящему».


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!