Часть II Дух, обличающий мир о грехе



1. Грех, справедливость и суд

27. Когда Иисус в своей прощальной речи в Горнице возвещает пришествие Святого Духа «ценой» своего отшествия и обещает: «Я пошлю Его к вам», в том же контексте Он добавляет: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о справедливости и о суде»102. Тот же Утешитель и Дух истины, Который, согласно обетованию, «наставит» и «напомнит», Который «будет свидетельствовать», в только что процитированных словах обетован как Тот, Кто «обличит мир о грехе и о справедливости и о суде».

Этот контекст представляется весьма многозначительным. Иисус связывает свое возвещение о Святом Духе со словами, которые указывают на Его собственное отшествие через Крест, и даже подчеркивают необходимость этого: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам»103.

Но еще более важным является объяснение, которое Сам Иисус добавляет к этим трем словам: грех, справедливость, суд. Ибо Он говорит: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о справедливости и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о справедливости, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден»104. Грех, справедливость и суд в сознании Иисуса имеют очень точный смысл, отличающийся от того смысла, какой хотелось бы, может быть, вложить в них кое-кому, независимо от объяснения самого Иисуса. Это объяснение также указывает, как надлежит понимать «обличение мира», присущее действию Святого Духа. Здесь важен как смысл отдельных слов, так и то, что Иисус связал их воедино в одной фразе.

«Грех» в этом контексте означает неверие, с которым столкнулся Иисус среди «своих», начиная с сограждан Назарета. Грех означает отвержение Его миссии, что приведет людей к тому, чтобы осудить Его на смерть. Говоря затем о «справедливости», Иисус, по-видимому, имеет в виду ту окончательную справедливость, которую проявит к Нему Отец, одарив Его славой Воскресения и Вознесения на небеса: «Я иду к Отцу». «Суд» же, основанный на таком понимании «греха» и «справедливости», означает, что Дух истины покажет виновность «мира» в осуждении Иисуса на крестную смерть. Тем не менее, Христос пришел в мир не только для того, чтобы судить или осуждать его: Он пришел, чтобы спасти его105. Обличение о грехе и справедливости имеет своей целью спасение мира, спасение людей. Именно эта истина, по-видимому, подчеркивается словами о том, что этот «суд» касается лишь «князя мира сего», Сатаны, того, кто от начала использовал тварный мир в ущерб спасению, в ущерб завету и единству человека с Богом: он «уже осужден» с самого начала. Если Дух-Утешитель должен обличить мир именно о суде, то это свершается ради того, чтобы продолжить в мире спасительное дело Христа.

28. Обратим здесь наше внимание прежде всего на эту миссию Святого Духа, которая заключена в «обличении мира о грехе», учитывая в то же время общий контекст слов Иисуса на Тайной Вечере. Дух Святой, принимающий от Сына дело Искупления мира, берет тем самым на Себя задачу спасительного «обличения о грехе». Это обличение всегда связано со «справедливостью», то есть с окончательным спасением в Боге, с завершением домостроительства, средоточие которого – распятый и прославленный Христос. И это Божье домостроительство спасения в определенном смысле избавляет человека от «суда», то есть от того проклятия, которому был подвергнут грех Сатаны, «князя мира сего», ставшего из-за своего греха «мироправителем тьмы века сего»106. Вот так, посредством этой связи с «судом» открываются широкие горизонты для понимания «греха» и «справедливости». Дух Святой, указывая на фоне Креста Христова на грех в домостроительстве спасения (можно сказать, «отпущенный грех»), позволяет нам понять, что Его миссия состоит также и в том, чтобы «обличить» грех, который уже был окончательно осужден («грех осужденный»).

29. Все слова, произнесенные Искупителем в Горнице накануне Его Страстей, вписываются в эпоху Церкви – прежде всего, слова о Духе Святом как о Параклите и Духе истины. Эти слова вписываются в нее по-новому в каждом поколении и в каждом историческом периоде. Что касается нашего времени, это подтверждено всем учением II Ватиканского Собора, особенно Пастырской конституцией Gaudium et Spes. Многие фрагменты этого документа ясно показывают, что Собор, открывший себя свету Духа истины, является подлинным хранителем пророчеств и обетований, данных Христом апостолам и Церкви во время Его прощальной беседы; и особенно – того пророчества, по которому Святому Духу надлежит «обличить мир о грехе и о справедливости и о суде».

На это указывается уже в тексте, в котором Собор объясняет, как он понимает «мир»: «Собор принимает во внимание мир людей, или всю человеческую семью в ее целом, со всем тем, чем она живет; мир, представляющий собою арену истории рода человеческого, запечатленный его трудами, поражениями и победами; мир, который, как верят христиане, сотворен и храним любовью Творца, впавший в порабощение греху, но освобожденный по сокрушении власти Лукавого Христом, распятым и воскресшим, дабы преобразиться согласно замыслу Божию и достигнуть своего завершения»107. Опираясь на этот краткий, но весьма емкий по своему содержанию текст, следует читать все другие части этой конституции, где со всем реализмом веры сделана попытка изложить ситуацию, связанную с грехом в современном мире, а также объяснить его сущность с разных точек зрения108.

Когда накануне Своей Пасхи Иисус говорит о Духе Святом как о Том, Кто «обличит мир о грехе», то Его высказыванию следует, с одной стороны, придавать максимально широкий смысл, поскольку оно относится ко всей совокупности грехов в истории человечества. Но с другой стороны, когда Иисус объясняет, что этот грех состоит в том, «что не веруют в Него», то понятие греха в этом смысле оказывается применимым лишь к тем, кто отвергает мессианскую миссию Сына Человеческого и осуждает Его на крестную смерть. Однако трудно не заметить, что это более «ограниченное» и исторически конкретное значение слова «грех» расширяется, обретая универсальное значение в силу всеобщности Искупления, совершенного на Кресте. Откровение тайны Искупления открывает путь к пониманию, согласно которому каждый грех, где бы и когда бы он ни был совершен, соотносится с Крестом Христовым – и потому, косвенным образом, также и с грехом тех, кто «не веровал в Него» и осудил Иисуса Христа на смерть крестную.

С этой точки зрения надлежит вернуться к событию Пятидесятницы.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!