В. девиации капитализма



Становление капиталистического способа производства социальной жизни, смена эмпирических технологий прошлого научными технологиями, в том числе и технологиями внеэкономического производства, объективно необходимого в условиях действия закона конкуренции (конкуренция — «борьба за существование, перенесенная из мира животных в общество и действующая в нем с удесятеренной силой» (Ф. Энгельс)), обусловили всплеск накопления эмпирических данных о развитии и девиациях в обществе. В странах, встающих на путь капитализма, внедрение научных индустриальных машинных технологий, призванных обеспечить рост производительности труда и освободить работника от тяжелых физических нагрузок, породило неожиданное сопротивление трудящихся механизированным технологиям.

Движение «ломателей машин» в Англии, «пионерке капитализма», стремительное распространение аналогичного явления сразу в нескольких других странах становящегося индустриального общества — все это требовало объяснения. Мало того, сам нарождающийся класс предпринимателей, буржуа, капиталистов, фабрикантов (можно применять любое название, в сущности, это одно и то же, как всегда, по разным основаниям определяемое) — «класс наиболее талантливых изобретателей, организаторов производства и ученых», по характеристикам К. Макса и Ф. Энгельса, — обнаружил странности собственного развития, впервые с неопровержимой очевидностью эмпирических данных отразившихся в знаменитых «Самоубийстве» Э. Дюркгейма, «Вырождении» М. Нордау, «Капитале», «Манифесте» и других работах К. Маркса и Ф. Энгельса, «Политической антропологии» Л. Вольтмана, «Теории праздного класса» Т. Веблена и т.д. и т.п. Работ оказалось более чем достаточно — и в науке, и в публицистике, и даже в классической и художественной литературе. Оказалось, что выражение «Богатые тоже плачут» вовсе не лишено смысла, поскольку, как уже говорилось, чем выше по социальной лестнице, тем больше процент суицида, девиаций, уклонений, коэффициента вырождения по А. Кинси…

В самых разнообразных областях теперь уже научного знания, выплескиваясь в художественную литературу и кино, СМИ, начинают накапливаться эмпирия и норма девиантного, отклоняющегося от правильного пути — вплоть до вырождения — развития человека и всех его исторических общностей, включая брак и семью, поселенческие общности, классы и социальные группы, а также этнообразования — складывающиеся нации, расы, да и человечество в целом.

Изначально «неудобный» материал — информация, имеющая отношение к вырождению рыночного общества, различию наций и рас, — встречает неприятие у определенной части населения мира и отдельных стран, поскольку касается прежде всего тех, кто считает себя либо социальной элитой, либо по крайней мере представителями самых продвинутых и приличных народов. При этом мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, о которой в свое время предупреждали древние греки: здравый смысл — плохой помощник в исследовании окружающей действительности. В данном отрезке антропосоциогенеза (социального процесса, истории) элита, как показал материал предшествующих учебных пособий, сплошь и рядом рано или поздно трансформируется (в силу объективных законов) в свою противоположность, оказывается псевдоэлитой, «портрет которой можно написать только серой краской» (подробнее об этом см. работы Ф. Ландберга («60 семей Америки» и «Богачи и сверхбогачи»), книгу Р. Миллса «Властвующая элита», экономическое исследование Т. Веблена «Теория праздного класса». Заслуживает, безусловно, внимания в этом ключе и роман Т. Манна «Будденброки. История гибели одного семейства». Если постараться, то данный список можно существенно увеличить). Это демонстрация постоянного в антропосоциогенезе процесса ротации, смены элит и вырождения их представителей во всех сферах общественной жизни: экономической, внеэкономической, политической, культурной, идеологической.

Разработкой данной темы занимались десятки авторов; было выпущено немалое количество научных публикаций и трудов: психологическое исследование «Вудро Вильсон — 28-й президент США» З. Фрейда и У.С. Буллита; статья Э. Майра «Человек как биологический вид»; «Биология человека» — монография Дж. Харрисона и др.; книга О. Платонова «Почему погибнет Америка»; работа Р. Белоусова «Частная жизнь знаменитостей»; исследование психиатра М.И. Буянов «Лики великих, или знаменитые безумцы»; труд Р. фон Крафт-Эбинга «Половые психопатии»; трактат В.В. Розанова «Люди лунного света»; запрещенное сейчас к продаже сочинение Г.П. Климова «Протоколы советских мудрецов: Лекции по высшей социологии» и т.д.

Постепенно в мире начинаются дискуссии о евгенике. Появляются «История английской евгеники», «Русская евгеника», а также множество других работ на данную тему: монография В.Б. Авдеева «Новая парадигма в расологии»; резюмирующие процесс буржуазного антропосоциогенеза книги П. Дж. Бьюкенена («Смерть Запада») и Дамбисы Мойо («Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди»); а также «После капитализма» и «Будущее капитализма». Публикуются исследования, поднимающие вопрос лихорадочного поиска социальных ниш для вырождающегося под действием закона конкурентной борьбы класса предпринимателей («После капитализма», «Третья волна на Западе» и т.д.). Это весьма печальная тенденция, поскольку среди предпринимателей есть масса замечательных людей. Именно им требуются «ангелы-хранители», об отсутствии которых сожалел, размышляя об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и других гениях феодального века, Г.П. Климов.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!