В условиях разрушения традиционных структур реальности культуры общество переходит в качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер.



 

Радикальный конструктивизм, возникший в 80-е годы ХХ века в Германии, заложил основы неклассической сетевой концепции реальности. Сетевая методология была предложена радикальным конструктивизмом на основе изучения данных кибернетики, гештальттеории, нейробиологии и социологии. Синтезировав в себе указанные течения, радикальный конструктивизм приобрёл характер междисциплинарного научного дискурса.

В отечественной философской литературе отсутствует чёткое определение радикального конструктивизма, не дана классификация его видов. Также является практически неисследованной связь радикального конструктивизма с современными научными и философскими учениями, в частности с синергетикой и постмодернизмом.

В связи с малочисленностью работ на русском языке, посвящённых радикальному конструктивизму, идеи последнего не получили должного освещения в современной философии. Представляется вполне естественным, что для адаптации конструктивистских идей в России, для осмысления их методологической значимости потребуется некоторое время.

 

1. Методологические принципы радикального конструктивизма — саморегуляция, самореферентность и наличие когнитивного механизма поведения — позволяют создать более адекватную современным социокультурным реалиям модель культуры за счёт учёта тех сегментов культуры, которые игнорируются в рамках других подходов.

2. Конструирование особых слоёв реальности является необходимым свойством культуры как самоорганизованной целостности, причём закономерности конструирования реальности различны в различных культурах.

3. Методология радикального конструктивизма подтверждает существование следующих моделей культуры: центрированной (Улей), децентрированной (Омут) и сетевой (Забвение). Данные модели основаны на различных способах конструирования реальности культуры. В центрированной модели культуры определяющим смыслом является «центр», в децентрированной — «знак», в сетевой — «информация».

4. Методология радикального конструктивизма позволяет адекватно выявить и описать особенности переходных периодов в жизни общества и культуры. Эти особенности обусловлены современной глобализацией и требуют особых понятийных средств. Категориальный аппарат радикального конструктивизма позволяет достичь понимания того, почему культура в качестве системы способна вести себя целеустремлённо. Такое понимание было недостижимо в классической концепции рациональности.

5. Методология радикального конструктивизма позволяет доказательно представить постмодернистскую стратегию деконструкции как идеологию свободно конструируемой культурной идентичности и теоретическую основу современного проекта мультикультурализма.

6. Установка радикального конструктивизма на то, что культура самореферентна, то есть, замкнута на собственных описаниях, существенно модифицирует классическое представление о диалоге культур как о свободном взаимодействии открытых систем. В исследовании диалога культур необходимо принимать во внимание наличие закрытых сегментов системы, успешно противостоящих разнообразным манипулятивным техникам.

7. Обнаружение в культуре закрытых сегментов системы вносит уточнение в видение роли культуры России в глобальном историческом процессе. В рамках радикального конструктивизма теоретически обоснованной оказывается невозможность, с одной стороны, полного включения России в западную цивилизацию путём разрушения её самобытности в котле мультикультурализма, а с другой — изоляционизма, предполагающего полную закрытость культуры. Внешние атаки на закрытый сегмент культуры могут служить свидетельством перерастания диалога культур в культурные войны с целью конструирования другой реальности культуры.

Более масштабный разрыв мозга можно получить здесь, прочитав полную версию автореферата.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!