Сравнение истории и модели



 

Соответствие расчётной картины развития человечества с наблюдениями антропологов и историков требует более детального рассмотрения, которое мы начнём с того, что определим, в каких пределах следует исчислять логарифмическое время развития. Если эпохи каменного века можно соотносить либо с Р. Х., либо с нашими днями, поскольку это приведёт к ошибке всего в 2 тыс. лет и для времён, длительностью в сотни веков, несущественно, то в историческую эпоху уже немаловажно, с какого момента следует отсчитывать давность прошлых эпох. Поэтому выбор момента, от которого в логарифмическом масштабе следует определять древность событий, небезразличен — в такой нелинейной шкале непредставим нулевой год и нельзя просто складывать и сдвигать даты.

Только в линейной шкале времени изменение начала отсчёта производится простым сложением и вычитанием дат. Физическая же модель роста не должна зависеть от выбора начала отсчёта времени, и поэтому вполне допустим известный произвол в том, с какого момента отсчитывается время. Для календарного времени это традиционно определяется различными вероучениями. Так, Православная церковь ведёт летоисчисление от возникновения мира, произошедшего, согласно установлению Императора Константина, в 5508 г. до Р. Х. В странах ислама летоисчисление ведут от года бегства Мухаммада из Мекки в Медину, произошедшего в 622 г. Таким образом, у мусульман или евреев, китайцев или буддистов существуют свои системы летоисчисления, не основанные на христианской традиции, хотя для всех систем основной единицей измерения времени является год.

Напомним, что после Великой французской революции был декретирован новый календарь. После Октябрьской революции в России в 1929 г. тоже была предпринята попытка ввести новое летоисчисление от 1917 г. Эти идеи были недолговечны и только лишний раз напоминают нам о том, как новая власть стремилась утвердить себя даже ценой изменения наших взглядов на мир. Последняя попытка такого рода недавно была предпринята в Туркменистане, и интересно, насколько долговечной окажется она во всё более глобализованном мире.

С прошедшим рубежом тысячелетий некоторые наивно связывали некое мистическое знамение или тайный смысл. Но, как заметил Т. Манн в философском романе «Волшебная гора», «у времени нет деления, отмечающего его течение. Нет ни грома, ни молний и трубного гласа, отмечающих приход нового месяца или начало нового года. Только мы, простые смертные, встречаем начало нового столетия звоном колоколов или стрельбой из пистолетов».

Наша эпоха отмечена пределом сжатия исторического времени, что приводит к серьёзным последствиям, поскольку затрагивается главный и, казалось бы, незыблемый временной остов нашего исторического бытия и мышления. Именно поэтому нашу эпоху следует считать временем демографической революции, подобной которой не было в истории человечества. Выше упоминалась неолитическая революция. Она заняла почти 10 тыс. лет и сопровождалась не только миграцией, обменом и развитием производительных сил, но также и ростом населения. В рамках модели этот период выделен своим срединным расположением в развитии человечества. Возможно, с усовершенствованием модели такая особенность получит своё объяснение.

Справедливо называемое демографической революцией, наше время заслуживает такого названия в ещё большей степени потому, что, во-первых, оно занимает всего около 100 лет — в 100 раз короче неолита, а его течение очень стремительно; во-вторых, при этом наблюдается коренное изменение скорости роста и ограничение численности человечества. Наконец, в-третьих — налицо глубокое изменение производственных сил и до сих пор не осознанное изменение экономических отношений и ценностей общества. Сам же ход исторического времени уже не может более ускориться. В этом смысле именно изменение времени становится критерием перемен, и потому проблема времени истории приобретает такое важное значение.

При обсуждении результатов данных исследований на заседании Президиума РАН крупным физиком и математиком, академиком Л. Д. Фадеевым, был поставлен вопрос о том, в какой мере современная эпоха действительно выделена и не является ли такое утверждение следствием субъективности наших взглядов. Ведь каждое поколение по-своему всегда убеждено в собственной исключительности. Указанные выше рассуждения, по существу, предлагают ответ на этот справедливый и очень важный вопрос. Ответ тем самым затрагивает как понимание хода исторического развития в прошлом, так и оценку значимости нашей эпохи.

В физике такие переходы называют фазовыми переходами, и этим фундаментальным явлениям посвящено множество исследований. В частности, именно за работы в данной области академик В. Л. Гинзбург был удостоен Нобелевской премии в 2003 г. Поэтому представляет интерес выяснение того, в какой мере указанные замечания и свойства фазовых превращений могут быть полезными в понимании процессов, которые мы переживаем в столь уникальный момент истории человечества. Физические превращения, которые наблюдаются при фазовых переходах, в первую очередь проявляются во внезапном переходе в новое состояние, новую пространственную и временную структуру системы. Так, при нагревании воды до точки кипения никаких видимых изменений не наблюдается, но при достижении температуры кипения вода сразу превращается в пар и в газообразном состоянии коренным образом меняется организация её молекул. Этот частный пример по аналогии может помочь в объяснении того, в чём смысл понятия фазового перехода: после прохождения демографического перехода происходит изменение характера развития по многим параметрам. Прежде всего это проявляется в нарушении временных связей и корреляций, резком изменении воспроизводства населения. Таким образом теория глобального роста населения, рассматривающая перемены как фазовый переход, указывает на смысл происходящих в мире изменений.

Эти выводы, несомненно, потребуют более глубокого анализа наших представлений о сущности понятий времени и причинности, роста и развития в критический период истории человечества. Именно у современного поколения до предела напряжены память и традиционные связи с прошлым, которые исторически складывались веками и тысячелетиями. Так сжатие исторического времени и ускорение роста в итоге приводят к разрыву пространственных и временных связей при демографическом переходе. Этим можно объяснить динамическую причину распада империй, нарушение порядка в организации общества, рост множества негативных явлений, внезапно обрушившихся не только на нашу страну. Нарушения развития доверия и связей, безусловно, отражают глобальный кризис развития человечества и проявляются в разных странах по-своему.

Стремительность перемен, характерная для нашего времени, привела к кризису и стрессу на уровне личности, семьи и общества, что выражается и в инфантильности, и в потере ориентиров, и во многих проявлениях общественного сознания, в искусстве и литературе — т. е. в сфере, которая должна быть предметом изучения обществоведов. Причём искать причины подобных явлений следует не столько в дефектах общественного устройства или в недееспособности правительств и их руководителей, а в тех более общих процессах, которые переживает мир и мы, кому довелось «посетить сей мир в его минуты роковые».

История и время

 

Вернёмся к тому, как историческая наука рассматривает понятие времени. В книге И. М. Савельевой и А. В. Полетаева «История и время» при обсуждении понятий о времени оно рассматривается в двух смыслах. Авторы вводят физическое, ньютоновское время как Время-1, а для процессов истории, определяемых самой длительностью процессов, вводится Время-2. Если Время-1 — внешнее, от происходящего не зависит и обратимо, то Время-2 — это внутреннее, дискретное и структурное время, необратимое и неравномерное относительно Времени-1. Фундаментальное различие между ними было давно осознано философами, а в XX в. подобные идеи связывают с французским философом Анри Бергсоном. Он указал на значение длительности происходящего как меры времени эволюции и становления, т. е. саморазвитие системы определяет течение своего собственного, внутреннего времени.

В случае демографической системы сама история развития человечества олицетворяет течение времени, которое, как мы видели, не только не обратимо, дискретно, но и неравномерно. Именно это проявляется тогда, когда развитие человечества представлено на логарифмической шкале времён, а самые крупные эпохи, выделенные в антропологии и истории, отождествляются с демографическими циклами, периодами, равномерно разделяющими в логарифмическом представлении рост человечества за всё время его развития. Таким образом, для развития человечества вплоть до демографического перехода, этой великой революции, переживаемой нами, можно утверждать, что Время-2 есть натуральный логарифм Времени-1, отсчитываемое в прошлое от момента демографического перехода, который практически совпадает с 2000 г.

Заметим, что такое неравномерное представление о времени и о том, как оно воспринимается человеком, хорошо известно в музыке. Гармонический ряд основан на постоянстве отношений частот звука (или обратной величины длительности колебаний тона), а не на их разнице. Поэтому вся шкала тонов в музыке логарифмическая, и так она воспринимается нашим слухом. Однако само музыкальное повествование разворачивается в линейном представлении времени. Таким образом, в нотной записи шкала времени тактов линейная, а частота тонов представлена в логарифмическом масштабе. Если линейное, тактовое время не ограничено, то высота тонов в принципе ограничена диапазоном нашего слухового восприятия, как со стороны низких тонов, так и со стороны высоких частот. Этот диапазон частот от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду составляет 10 октав или 210 = 1000 раз. Отметим, что человек воспринимает громкость звука и интенсивность света тоже в логарифмической шкале.

В историческом развитии мы также видим, что логарифмическое время развития ограничено в прошлом и в настоящем. Как показано в модели, в далёком прошлом ограничение связано с нижним пределом скорости роста населения — порядка одного человека за поколение. Верхний предел скорости роста, наступающий при демографическом переходе, соответствует тому, что человечество не может удваиваться быстрее, чем за одно поколение, вследствие чего и наступает кризис роста. В формализации этих положений, по существу, и состоит содержание всей математической модели развития человечества.

В процессе нашей жизни мгновенное и местное течение времени мы склонны воспринимать и переживать в линейном, равномерном, ньютоновом Времени-1. Оно объективно измеряется часами или годами. Но как литература, так и наш собственный опыт показывают, что в течение жизни, особенно в детстве и старости, человек воспринимает течение времени по-разному. Более того, наше субъективное восприятие времени тоже относительно. Недаром говорят, что «счастливые часов не наблюдают», а в неволе время тянется невыносимо долго.

Историческое же время следует воспринимать в логарифмическом Времени-2, и оно задаётся масштабом демографических циклов. В приведённой выше таблице циклы названы демографическими, так как они возникают из модели роста населения Земли. Однако конкретных демографических данных усмотреть в этих циклах практически невозможно. Так, для каменного века палеодемографические данные представляют собой только общие оценки населения. Эти оценки вполне удовлетворительно соответствуют расчётам, но они не допускают сколько-нибудь определённого выделения периодов, несмотря на то, что с циклами часто связывают скачки роста населения.

Существенно то, что временные рамки этих циклов уже известны и вполне допускают сравнения с расчётом. В целом результат такого сравнения даже лучше, чем можно было ожидать. Ведь они относятся к периодам, выделенным археологами в каменном веке главным образом на основе анализа развития технологий каменных орудий и никак не связаны с ростом населения. Но вся модель основана именно на связи роста населения и развития, причём развитие выражено как функция населения. Так развитие увязывается с населением, и потому демографические циклы модели становятся периодами, отражающими технологическое и социальное развитие. Причём происходит это как в каменном веке, так и в историческую эпоху. Более того, циклы по своей структуре во многом соответствуют инновационным социально-экономическим циклам Н. Д. Кондратьева [11]. Только они охватывают всё мировое развитие и по мере удаления в прошлое будут удлиняться в соответствии со структурой исторического времени. В этом состоит связь развития, которое происходит в историческом времени и одновременно само задаёт ход времени. Именно в этом выражается взаимосвязь роста и развития нелинейного мира. Такая связь может проявляться в процессах разного масштаба, а не только в масштабе всего человечества, которое в основном и рассмотрено нами.

Мыслители минувших веков, быть может, интуитивно понимали это и в преданьях старины глубокой по-своему выражали растяжение времени в прошлом. Например, авторы Ветхого Завета приписывали древним патриархам возраст в соответствии с их удалением в прошлое: так Мафусаил жил 969 лет. Такой же метафорой являются и семь дней творения, которые образно передают последовательность событий, во многом совпадающих с представлениями современной космологии. В подобных теориях, согласно общей теории относительности, время также течёт неравномерно и сцеплено с развитием Вселенной как целое. Наконец, идеи единства и эволюции мира живого можно найти в 103 Псалме, блистательно переложенном М. В. Ломоносовым.

Представляет интерес сопоставление динамической структуры времени развития всего человечества с выводами об относительности продолжительности развития, рассмотренными в исторической науке. Наиболее полно это было сделано французскими историками, принадлежащими к школе Анналов [12], что нашло своё выражение в понятии la longue duree [13]. Сама же относительная длительность зависит от структуры того явления, которое рассматривается. В обзорной монографии французского демографа Ж. Шене [14] демографический переход последовательно рассматривается именно с позиций longue duree. Локальное течение исторического времени проявляется в изолятах. Например, Западное полушарие было заселено выходцами из Азии 40 тыс. лет тому назад. Позднее уровень мирового океана поднялся и прервал связи с Азией. То, что потом стало Америкой, развивалось в своём, замедленном темпе по сравнению с Евразией, и последующее столкновение цивилизаций показало всю разницу в развитии Старого и Нового Света.

Продолжительность времени основного развития увеличивается пропорционально древности происходящего. Олдувай — нижний палеолит — длился миллион лет и окончился полмиллиона лет назад, а средние века длились тысячу лет и закончились 500 лет тому назад. В этом состоит масштабная инвариантность гиперболического роста. По мере приближения к критической дате происходит сокращение длительности циклов. Продолжительность последнего цикла, с которого начался демографический переход, равна 45 годам. Так эффективная длительность репродуктивной жизни человека определяет продолжительность глобального демографического перехода и ведёт к стабилизированной численности населения Земли на уровне 10-12 млрд.

В рамках математической модели мы описываем развитие в среднем. Это развитие детерминировано, и статистический подход вполне допускает предсказание поведения общества, когда именно средними значениями мы описываем поведение демографической системы в целом. Таким образом, развитая модель применима только к самым крупным явлениям истории, и синхронными для всего человечества структурами становятся демографические циклы. Цивилизации, которые некоторыми историками считаются базисными структурами истории, появляются и исчезают, подобно вихрям в реке или циклонам в атмосфере. Быть может, поэтому и сами цивилизации трудно определить, поскольку они не являются такими глобально детерминированными подсистемами, как отмеченная временная структура циклов. Но в разные эпохи сама длительность цивилизаций подчиняется масштабу исторического времени в смысле 1а longue duree, которое определяется древностью — удалённостью в прошлое, отсчитываемой от времени демографического перехода, иными словами, от наших дней.

Длительность истории Древнего Египта составляет 3 тыс. лет, окончилась она 2700 лет назад, и мерой истории, так же, как в Китае, там были династии. Согласно утверждению английского историка Э. Гиббона, Римская империя просуществовала 1500 лет и распалась 500 лет назад, а мерой истории были правления отдельных королей или императоров. Нынешние империи возникали за века и распадались, уже на нашей памяти, за десятилетия. Так сокращалась мера исторического развития и ускорялся ход мировой истории, которая в настоящее время достигла предела своего стремительного бега. В этом следует видеть не конец Истории, как это представляется некоторым историкам [15], а революционную неизбежность перехода к новой парадигме глобального развития, при которой произойдёт изменение многих сторон жизни.

Появление в истории человечества критической даты, которая как бы предопределяет ход истории, указывает на трудность с причинным объяснением развития. Дело в том, что в критической области при прохождении перехода происходит смена переменных. Если вдали от перехода развитие как бы причинно зависит от времени, то в области перехода сам его момент и изменение роста населения подчиняют и время, и процесс роста.

Это приводит к тому, что исторический процесс, который ещё в Средние века занимал сотни лет, в настоящее время определяется не течением исторического времени, а практически эффективным временем жизни человека или же ещё меньшим временным масштабом конкретных политических решений. Так современная история сливается с современной политикой, что отражается как на наших представлениях, так и на тех решениях и законах, которые необходимо принимать. Стремительность современного исторического процесса приводит к отмеченному ранее разрыву в развитии производительных сил и производственных отношений. По аналогии с миром компьютеров и выражаясь на компьютерном арго, можно сказать, что «железо» становится всё дешевле, а «софт» — программное обеспечение — всё дорожает и только усложняется. Человечество «и жить торопится, и чувствовать спешит», не поспевая за правилами жизни, за им же самим созданным прогрессом.

Наконец, есть все основания думать, что наша историческая память, память культуры, в значительной мере реализуется в масштабе Времена-2. Это приближает то далёкое прошлое, откуда к нам пришли мифы и фольклор, магия и суеверия, сохранившиеся как тени давно ушедших культур. Наши нравственные представления и религиозные верования пришли из более поздних времён, в первую очередь, как отметил К. Ясперс, с «осевого времени». В этом смысле прошлое, воспринимаемое во Времени-2, оказывается гораздо ближе к нам, чем тогда, когда мы его относим в календарное прошлое. Отметим, что некоторые современные публицисты по аналогии с прошлым рассматривают наше время как осевое. Однако то, что происходит сейчас, представляет гораздо более значительный этап в развитии человечества, чем события, происходившие между VIII и II вв. до Р. Х., когда на пространствах Евразии практически одновременно зарождались гуманистические представления, которые легли в основу мировых религий [16].

В нашу эпоху, когда время и инвариантный за цикл объём информации уплотнены до предела, происходит сокращение диапазона памяти. И не стоит удивляться тому, что нынешние поколения не воспринимают событий полувековой давности, что довоенные и дореволюционные события в сознании молодёжи как бы слились в одно и отошли в давно прошедшее время — в немецкой грамматике это называется Plus-quam-perfect. Сокращение памяти происходит, несмотря на то, что эффективная длительность жизни человека за последний век практически удвоилась, а значит, должен был бы увеличиться и эффективный диапазон памяти в обществе.

Обращаясь к подобным явлениям, автор стремился привлечь внимание к тому, что в эпоху наибольшего сжатия исторического времени следует учитывать феномен Времени-2 как объективный фактор при анализе различных явлений, происходящих в общественном сознании. Более того, исследование состояния и изменений в общественном сознании в критическую переходную эпоху демографической революции, несомненно, должно стать предметом нашего особого внимания. Многие аналитики, начиная с Мальтуса, искали причины для пределов развития человечества в недостатке ресурсов. Однако главный ресурс — это время, и именно его не хватает в нашу критическую эпоху для выработки «программного обеспечения», в частности, национальной идеи в России.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!