Данте как поэт-персонаж



Данте - центральный персонаж поэмы, повествующий обо всем увиденном от первого лица. Данте в поэме принадлежит внешне пассивная роль, он словно выполняет повеление грозного

ангела из "Апокалипсиса": "Иди и смотри!" Абсолютно доверившись Вергилию,

Данте может лишь послушно следовать за ним, смотреть на картины ужасных мучений

и то и дело просить Вергилия, чтобы тот истолковал ему смысл увиденного.

О. Мандельштам в "Разговоре о Данте" пишет: "Внутреннее беспокойство и

тяжелая, смутная неловкость, сопровождающая на каждом шагу неуверенного

в себе, измученного и загнанного человека, - они-то и придают поэме всю

прелесть, всю драматичность, они-то и работают над созданием ее фона".

Данте - истинный сын своей эпохи, того сложного переломного периода, когда

в недрах средневекового мироощущения вызревали всходы нового понимания

жизни и ее ценностей. В его душе еще живы аскетические идеалы, поэтому

свободную, разрушающую узы брака любовь Франчески к Паоло, младшему брату

своего мужа, он считает тяжким грехом. Когда во втором круге Ада (песнь

5-я) поэт слышит от Франчески рассказ об их "злосчастной любви", он, глубоко

сочувствуя возлюбленным, не ропщет против постигшей их жестокой кары небес.

Однако любовь, свободная от всякой чувственности, - это для Данте великая

мировая сила, которая "движет солнце и светила". Такая любовь с юных лет

связывает его с Беатриче, образ которой освещает всю его жизнь, подобно

путеводной звезде. В конце "Новой жизни", подробно рассказывающей историю

его любви к Беатриче, любви, которая постепенно восходит от бессловесного

восхищения к благоговейному и возвышенному почитанию, поэт выражает надежду

на то, что в будущем сможет "сказать о ней то, что никогда еще не говорилось

ни об одной". Действительно, в "Божественной комедии" Беатриче предстает

перед рассказчиком в образе святой, обитающей в Раю, в "небесной розе",

местопребывании блаженных душ.

27. «Комедия» Данте как многоуровневое произведение

Интерпретация комедии:

1) Многоуровневое произведение и может быть проинтерпретировано различными способами:

а) в литературном плане тема комедии – это воображаемое (фантастическо-аллегорическое) путешествие поэта через 3 царства загробного мира (Ад, Чистилище, Рай). Комедия относится к жанру «видения», кот. был широко распространен в лит-ре средневековья и связан с христианской традицией. («Чистилище» Святого Павла, «Видения» Тунгдала и Альберигса). Дантовская концепция «путешествия-видения» намного превосходит предыдущие модели по широте замысла, по худ. задачам энциклопедичности и лит. универсальности.

б)в аллегорическом плане основная тема комедии – достижение земного и небесного

блаженства. По мнению Данте этого совершенства можно достичь 3 этапами:

• Посредством осознания вины – Ад. Вооружившись разумом (retta ragione+scienza umana=Вергилий)

• Покаяние, искупление вины и грехов – Чистилище. Приводит к счастью на земле – Paradiso terreste

• Получение благодати, достижение совершенства и вечного счастья – Рай. Человечество получает высшее благо – лицезреть Бога.

в) в духовно-мистическом плане фигурой Данте представлен человеческий род, земное процветание которого зависит от императора. Он представляет собой верховную земную власть и славу независимой светской власти. Идеалом государства для Данте является Римская Империя со столицей в Риме и Данте хотел, чтобы в идеале это реализовалось. Земное счастье человеческого рода зависит от Папы Римского, кот. является главой духовной верховной власти, отделенной от власти светской, приходящей. Данте совершает символическое путешествие, во время которого он будет присутствовать при решениях высшего суда, строгого, но справедливого, кот. установит наказание, покаяние и награды. Происходить это будет на основе морального принципа – Legge di contrappasso (закон возмездия и воздаяния), что значит, что есть четкое соответствие между виной и наказанием за нее.

28. Этическая проблематика в «Комедии».

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаютсяаристотелевы ценности, основанные на принципе середины;ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!