Трактаты Данте периода изгнания



Трактат о Монархии

Делится на 3 части. Данте рассматривает самый важный историко-политический вопрос о соотношении Империи и Папства. Константин (4 в.) дал полномочия Папству также претендовать на светскую власть. Данте не принимает и не признает власть. Вмешательство церкви в светские дела влияет на упадок Империи.

Будучи белым гвельфом пытался защитить светскую власть от папской (Бонифаций 8)

Трактат имеет 2 интерпретации:

1.первый образец светского видения гос-ва (1308 г.)

2.продолжение средневековой традиции, кот. основывалась на подчинении религиозным доктринам (1311-1313)

В 1-ой книге утверждается необходимость универсальной монархии. Цель человеческой цивилизации, по мнению Данте, в том, чтобы разум смог проявить все свои способности как в плане созерцания, так и в плане действия. И эта цель может быть достигнута только если установится всеобщий мир и людьми будет править одно правительство, и оно будет применять одни законы справедливости повсеместно и одинаково для всех. (универсальная монархия)

Образец такого гос-ва во 2-ой части Данте предлагает считать Римскую Империю. Она якобы имела божественное происхождение. И объединение всего античного мира вокруг Рима произошло по божественной воле, с тем, чтобы учение Христа получило свое распространение на всех этих территориях. В доказательство этого приводит много цитат из античного эпоса, из Вергилия, кот. Данте показывает поэтом справедливости.

В 3-ей части рассматриваются отношения между 2-мя «царствами». И Данте оспаривает мнение совр. и предш., кот. считали, что власть императора божественной волей подменена папской властью. Он выступает против аллегорической интерпретации некоторых фрагментов Библии, где говорит об этом вопросе. По его мнению власть императора определена непосредственно Богом. (помазаник Божий)

У человека по сути есть 2 цели: счастье в земной жизни и в загробной.

В первой он может достичь доверившись философским знаниям (рацион. началу). Вторая цель –путем веры (иррацион.)

Папе надлежит направлять людей к вечной жизни путем веры. В то время как император должен вести их к «земному» и временному счастью.

Трактат о народном красноречии

Писался в первые годы изгнания (1303-1304). По начальному замыслу должен был состоять из 4-х книг, в них предполагалось провести анализ различных стилистических уровней и форм volgare, кот. могут применяться в литературном обиходе. Но текст обрывается на 14 главе 2-ой части, когда Данте рассуждает о том, что такое канцона. Причина – работа над «БК». «Сверхцель» - защита volgare и обоснование его возможностей как лит. языка. В трактате впервые ставится вопрос о едином ит. языке, но споры о нем будут вестись еще на протяжении нескольких веков. И единым volgare будет признан только в сер. 16 века. В 1-ой книге трактата утверждается естественный природный характер volgare, поскольку он непроизвольно усваивается еще в детстве.

 

19. «Комедия» Данте: датировка, название и структура поэмы.

2 версии о хронологии написания:

1) Согласно первой поэма была написана до изгнания и было написано 7 песен, а затем Данте вернулся к ней в 1306 г.

2) Согласно второй, работать над поэмой начал в 1304-1305 гг. или в 1306-1307 гг., когда Данте оставляет работу над двумя своими Латинскими трактатами. («Пир» и «О народном красноречии»)

Почему КОМЕДИЯ у Данте:

1) Т.к. “Materia da principo è orribile, e sozza.. in fine lieta desiderata e grata”. (начало ужасное, а конец радостный и благородный)

2) Т.к. произведение не только рассказывает о жизни своих персонажей, но и заставляет их действовать, как и в театральном тексте. (единственная форма: sacro rapprezentazione)

3) Т.к. “Il modo di parlare è dimesso e umile”. Комедия на volgare, понятном всем: “Nel quale anche le femminette conservano”. (Стиль речи спокойной и смиренный...на нем даже бабенки разговаривают)

4) Т.к. цель произведения состоит в том, чтобы “Rimanere gli uomini viventi dallo stato di miseria e condurli allo stato di felicità”

• 1-я кантика не упоминает о событиях после 1309 г.→к 1309 г. была закончена

• во 2-ой кантике не упоминаются события после 1313 г., а отрывки из нее нач. распространяться в 15-16-е гг.

• 3-я часть была начата, вероятно, в 1316 г. и окончена в последние годы жизни, но по мере написания отдельные песни из нее распространялись.

СТРУКТУРА.

Произведение со сложной структурой, в которой смешаны стилистические культуры.

Противостоят различные точки зрения. В целом сверхидеей произведения является попытка показать многогранную человеческую натуру и в этом плане комедия представляет собой революционное произведение.

Комедия относится к жанру «видения», который был широко распространен в лит-ре средневековья и связан с христианской традицией. Данте строит строгую систему загробного мира с точки зрения католического христианства, представляя его в виде 9 кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера.

Выстраивая модель Ада, Данте относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му — грехи насилия («буйное скотство» или matta bestialitade), к 3-му — грехи обмана («злоба» или malizia). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее. Чистилище – 7 кругов – 7 грехов. (1-гордецы, 2-завистники, 3-гневные, 4-унылые, 5 – скупцы и расточители, 6 – чревоугодники, 7 – сладострастники). А также 2 уступа предчистилища (1-Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием. 2-Нерадивые, умершие насильственной смертью, но успевшие покаяться). Из 3-х частей состоит и Рай. В нем 9 небес, кот. впаяны в планеты. 3 иерархии и 9 ангельских хоров.

Размер – терцина.

Ад – 4720 стихов

Чистилище – 4755 стихов

Рай – 4758 стихов

 

 

20. Философская, космогоническая и теологическая система в «Комедии»

Философская система: Данте задал начало процессу освобождения человеческого ума, познания от схоластического мышления, способствовал толчку и развитию идеи гуманизма. Берет начало философии Аристотеля, т.е. от легких грехов по мере нисхождения Данте встречает грешников с более тяжелыми грехами. Грешники помещены на круги Ада навсегда. Не имеет смысла ждать второго пришествия Бога. Одно из самых ужасных слов для человека – навсегда, никогда.

На 4-ом небе-солнце Данте встречает 2 хоровода философов. 2 вереницы по 12 душ. 1 из них ведет Фома Аквинский. 2- Буон Авентура. Человечество восходит от земного и несовершенного к небесному и божественному, находится вне пространства т времени (All’etterno dal tempo)

В космогоническом плане следует за Птолемеем (Земля в центре Вселенной. Такое представление будет господствовать вплоть до 16 в. Вокруг Земли за областями воздуха и огня движутся 9 сфер-планет. Над ними располагается импирей (высшая неподвижная сфера). Земля делится на 2 полушария – северное (boreale) и южное (australe). Северное полностью покрыто водой, а южное – сушей. После того, как был низвергнут Люцифер, образовался на Земле коридор (burella) и застрял в центре Земли и остался замерзшим в глубине озера Коцид. Образовался холм, который стал холмом Чистилища. Воронка Ада – холм Чистилища. Под поверхностью находится Ад.

Теологическая система: соответствием Чистилища на земле является Иерусалим, где произошло искупление человека. 3-я кантика – апофиоз философии и христианской доктрины. Много христианских историй.

 

 

21.История и политика в «Комедии»

• Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин - поборники республики, убившие (в 44 г. до н. э.) Юлия Цезаря, основоположника Римской империи. (9-ый круг Ада)

• Фарината дельи Уберти (род. в нач. XIII в.) - глава флорентийских гибеллинов (то есть сторонников империи). Принадлежа к враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром. Наконец, в 1283 суд инквизиции посмертно осудил "подражателя Эпикура" Фаринату как еретика.

• Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.). Дионисий I - тиран Сиракузский (с 407 по 367 г. до н. э.).

• папа Бонифаций VIII (1294-1303). Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко, Николая III, Гвидо да Монтефельтро, Бонавентуры, Каччагвиды, апостола Петра и Беатриче.

Данте говорит о проблемах Флоренции. Она раздираема (гвельфы и гибеллины), погрязла в коррупции. Много политических моментов: полемика с современными Данте правителями, фигурирует Италия. Полит. тематике посвящены 15,16 песни. Данте беседует со многими персонажами Чистилища: Монфреди (сын императора Фридриха 2), Пиа деи Толомей, Сорделло, Стаций, Форезе Донати. В этом царстве Данте встречается со своим предком Каччагуида (дед, прадед) – 15 песнь. Разговор этих двух – история семьи Данте, история Флоренции. Флоренция погрязнет в коррупции. Каччагуида предсказывает изгнание Данте из Флоренции. И в конечном итоге Данте избирает путь изгнанника с тем, чтобы все свои знания посвятить человечеству. И тем самым и подчеркивается политическая направленность «БК».

 

 

22. Язычество и христианство в «Комедии»

Люди эпохи Возрождения чтили христианских святых и восхищались красотой античных богов. Многие из них были набожны, но слепой догматизм умер. Христианское вероучение подчас воспринималось, как новая мифология. Поэты, живописцы и скульпторы одинаково славили своим искусством и Христа, и Аполлона.

 

По тексту «Божественной комедии» видно, что Данте относился с симпатией к древним языческим богам Греции и Рима. Возможно, на него повлияла «беседа с античными поэтами», что привело к переосмыслению им христианской небесной иерархии. Следствием этого стало размещение нескольких главных языческих богов в Раю, им поручено управлять вращением соответствующих сфер неба. Рай открывается молитвенным обращением к богу Аполлону, который в Средние века считался подручным сатаны. Часто упоминается богиня Диана, сестра Аполлона. А также: Гиперион – сын Урана и Геи, отец Гелиоса; Майя – мать Меркурия; Диона – мать Венеры и другие. Таким образом, Данте рассматривает античных богов не как ложных, а как воплощение несовершенного представления язычников о небесных сферах. Языческие боги просто красивы и великолепны, они делают поэму более динамичной и уводят от «тёмных веков» Средневековья в яркий, сверкающий мир.

Рай показан нам Данте, как образ добра, внутреннего мира и счастья. Рай в христианских представлениях – «место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. О Рае известно только одно – что там человек всегда с богом, созерцает его лицом к лицу»3. Рай вызывает наиболее доверительное отношение, если следовать описаниям Данте, это самое реалистичное место во всей его поэме. Но по количеству античных героев Рай уступает Чистилищу и тем более – Аду.

Представления о средневековой символичности христианских чисел он перенёс в своё произведение. (Ад – 3 части, 9 кругов; Чистилище – 3 раздела, 9 частей; Рай – 3 части, 9 небес; 3 части по 33 песни. Число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).

 

 

23. Символика чисел в «Комедии»

100 песней (от слова песнь)

3 части по 33 песни и вводная песнь (proenio).Число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа

10 – число совершенства = 3*3+1 (3 - Троица)

Представления о средневековой символичности христианских чисел он перенёс в своё произведение. (Ад – 3 части, 9 кругов и 7-ой круг делится на 3 малых, а 8-ой на 10; Чистилище – 3 раздела, 9 частей; Рай – 3 части, 9 небес, кот. впаяны в планеты. 3 иерархии и 9 ангельских хоров.)

Хронология путешествия:

Начинается в ночь с 7-го на 8-е апреля 1300 г., т.е. с четверга на пятницу страстной недели юбилейного года церкви (отсчет от 1000 г.). Продолжается около 7-ми дней (174 часа) во время весеннего равноденствия. Завершается 14-го апреля в четверг после Пасхи.

Первый день проводит в сумрачном лесу и в Лимбе. След. Сутки Данте проводит в Аду, след. Сутки они с Вергилием пробираются в центр Земли (самое опасное, т.к. перебираются по шерсти Люцифера). Сутки проводят в коридоре, выходят к Чистилищу→3 дня+3 ночи в Чистилище, а в Раю – один день.

 

24.Образ Беатриче в «Комедии»

 

Беатриче в поэме представляет собой иррациональное начало, т.е веру. Поэма включает апофеоз Беатриче, как женщины и как олицетворения религии в качестве одной из основных тем.

Беатриче ведет Данте в последней книге «Рай», и последних 4 песнях «Чистилища». В конце «Чистилища», когда Данте вступает в Земной Рай, навстречу ему приближается торжественная триумфальная процессия; среди нее дивная колесница, и на ней сама Беатриче, в зеленом платье и в плаще огненного цвета. Беатриче обращается к ангелам и, обвиняя Данте, рассказывает историю его заблуждений, особенно подчеркивая его необычайные природные дарования, пользуясь которыми он мог бы «во всякой добродетели достигнуть совершенства», но «необработанная почва тем обильнее производит дурные и дикие растения, чем плодороднее» — является олицетворением его совести.В восьмой сфере, сфере неподвижных звезд Данте впервые видит полную улыбку Беатриче и теперь уже способен вынести ее блеск — способен вынести, но не выразить словами. Беатриче, на миг исчезнувшая, появляется уже в самом верху, на престоле, «венчая себя короной из вечных лучей, из нее самой исходящих».

Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров Данте противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает „могучим рычагом“ своей поэзии правду и искренность своего чувства. Беатриче является первой женщиной, которая оставит неизгладимый след в формирующейся итальянской литературы, хотя женские фигуры уже присутствуют в произведениях современников Данте Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти — но не столь отчетливые. Куртуазная любовь Данте к Беатриче повлияла на литературное оформление страсти Петрарки к Лауре и Бокаччо к Фьямметте.

24.Образ Беатриче в «Комедии»

 

Беатриче в поэме представляет собой иррациональное начало, т.е веру. Поэма включает апофеоз Беатриче, как женщины и как олицетворения религии в качестве одной из основных тем.

Беатриче ведет Данте в последней книге «Рай», и последних 4 песнях «Чистилища». В конце «Чистилища», когда Данте вступает в Земной Рай, навстречу ему приближается торжественная триумфальная процессия; среди нее дивная колесница, и на ней сама Беатриче, в зеленом платье и в плаще огненного цвета. Беатриче обращается к ангелам и, обвиняя Данте, рассказывает историю его заблуждений, особенно подчеркивая его необычайные природные дарования, пользуясь которыми он мог бы «во всякой добродетели достигнуть совершенства», но «необработанная почва тем обильнее производит дурные и дикие растения, чем плодороднее» — является олицетворением его совести.В восьмой сфере, сфере неподвижных звезд Данте впервые видит полную улыбку Беатриче и теперь уже способен вынести ее блеск — способен вынести, но не выразить словами. Беатриче, на миг исчезнувшая, появляется уже в самом верху, на престоле, «венчая себя короной из вечных лучей, из нее самой исходящих».

Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров Данте противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает „могучим рычагом“ своей поэзии правду и искренность своего чувства. Беатриче является первой женщиной, которая оставит неизгладимый след в формирующейся итальянской литературы, хотя женские фигуры уже присутствуют в произведениях современников Данте Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти — но не столь отчетливые. Куртуазная любовь Данте к Беатриче повлияла на литературное оформление страсти Петрарки к Лауре и Бокаччо к Фьямметте.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!