Понятие о сюжете и мотиве. Проблема разграничения сюжета и фабулы.



 

Сюжет – схема действий, комплекс мотивов

- система событий лит.произведения, раскрывающих характеры героев и конкретные взаимотношения между ними. Способы построения сюжета различны.

Виды сюжета:

- Хроникальные (временные связи между событиями; сост. из эпизодов и они выстраиваются последовательно

- Концентрические (с преобладанием причинно-следственной связи между событиями; единовременные чаще всего; драмы, новеллы)

Состав сюжета:

1. Пролог – вступление к основным сюжетным действиям

2. Экспозиция – это объяснение, изображение жизни персонажей в период до образования конфликта

3. Завязка – это обнаружение конфликта

4. Развитие действия – это группа событий, необходимых для реализации конфликта

5. Перипетии – неожиданные обстоятельства, осложняющие конфликт

6. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта. После нее действие ослабевает

7. Развязка – это разрешение конфликта, она завершает течение событий остросюжетных произведений

8. Эпилог – заключительный эпизод, в этой части произведения кратко сообщается о судьбах героев, в эпилоге изображаются окончательные следствия, вытекающие из показанных событий.

Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент лит.текста, может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (направление опред.цикла), так и в комплексе всего его творчества, а также какого-либо лит.направления или целой эпохи

Мотив – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой(содержательный) элемент текста.

Фабула – общий ход событий, могущий взят из действительного жизненного происшествия. (Бахтин)

Сюжет и фабула. Сюжет есть система событий, раскрывающих характеры героев и конкретные взаимоотношения между ними. Фабула составляет основную схему сюжета. Фабулы могут быть сходными, а сюжеты всегда неповторимы, потому что связаны с единичным произведением, с темой, раскрываемой специфическим образом.
Выделяют основные (=ведущие) и второстепенные мотивы.
ВЕДУЩИЙ МОТИВ, или
ЛЕЙТМОТИВ - преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации.

МОТИВ И СЮЖЕТ

Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано русским филологом А.Н. Веселовским в «Поэтике сюжетов», 1913.
Веселовский понимает мотив как кирпичик, из которого состоит сюжет, и считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга.
По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком», борьба братьев за наследство и т. п.
Творчество, по Веселовскому, проявлялось прежде всего в «комбинации мотивов», дающей тот или иной индивидуальный сюжет.
Для анализа мотива ученый использовал формулу: a + b. Например, «злая старуха не любит красавицу - и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению b».
Так, преследование старухи выражается в задачах, которые она задает красавице. Задач этих может быть две, три и больше. Поэтому формула a + b может усложняться: a + b + b1 + b2.
В дальнейшем комбинации мотивов преобразовались в многочисленные композиции и стали основой таких повествовательных жанров, как повесть, роман, поэма.
Сам же мотив, по мнению Веселовского, остался устойчивым и неразложимым; различные комбинации мотивов составляют сюжет.
В отличие от мотива, сюжет мог заимствоваться, переходить от народа к народу, становиться «бродячим».
В сюжете каждый мотив играет определенную роль: может быть основным, второстепенным, эпизодическим.
Часто разработка одного и того же мотива в разных сюжетах повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив.
Веселовский отмечал склонность великих поэтов с помощью «гениального поэтического инстинкта» использовать сюжеты и мотивы, уже подвергшиеся однажды поэтической обработке. «Они где-то в глухой темной области нашего сознания, как многое испытанное и пережитое, видимо, забытое и вдруг поражающее нас, как непонятное откровение, как новизна и вместе старина, в которой мы не даем себе отчета, потому что часто не в состоянии определить сущности того психического акта, который негаданно обновил в нас старые воспоминания».

 

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!