Пафос сентиментализма



Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных до­стоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. В литературных произведениях сентиментальность имеет и д е и н о-у тверждающую направленность.

Пафос романтизма

Сентиментальность - это рефлексия умиления, зворушености, вызвана прошлой жизнью с его простотой, моральной совершенством отношений и переживаний Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная д к возвышенному, к идеалу Слово \"романтический\" (франц romantique) впервые появилось в английской поэзии и критике в середине XVIII в (Томсон, Коллинз) для определения пафоса творчествефосу творчості.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение

6) Юмор (от англ. humor — юмор, нрав, настроение, склонность) — это особый вид комического, в котором автор соединяет комическое изображение предмета или явления с внутренней серьезностью. Этот вид комического не отрицает самого предмета смеха, а скорее оправдывает его.

7) Сатира, в отличие от юмора, предполагает беспощадное переосмысление объекта изображения; сатирический смех носит обличительный, уничтожающий характер. Задача сатирика — выявить и показать уродливые стороны жизни, обусловленные историей, социально-политическим устройством, собственно человеческой глупостью. Сатирический пафос заключается в резком, негодующе-насмешливом отрицании определенных сторон общественной жизни.

 

7. Понятие о художественном («внутреннем», «поэтическом») мире произведения. Основные положения статьи Д.С.Лихачёва «Внутренний мир художественного произведения».

Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная.
Понятие «художественный мир произведения» (иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним») укоренено в литературоведении разных стран. У нас оно было обосновано Д.С. Лихачевым [1]. Важнейшие свойства мира произведения — его не тождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы.
Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя компоненты изобразительности (художественной предметности):
- акты поведения персонажей;
- черты их наружности (портреты);
- явления психики;
- факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).
Также, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого [3], порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость.
Художественное целое всегда направляется к неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. При этом внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факультативна. Эстетическая адресованность состоит в том, что произведение уже содержит в себе внутреннюю точку зрения, с которой этот мир открывается во всей своей целостности и оригинальности.

Основные положения статьи Лихачёва:

1) Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

2) Ошибка литературоведов, которые отмечают различные «верности» или «неверности» в изображении художником действительности, заключается в том, что, дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь.

3) Примерное "реальное" время событий не равно художественному времени.

4) Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное «конструирующее» значение. Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы.

5) Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте.

6) Пространство сказки необычайно велико, оно безгранично, бесконечно, но одновременно тесно связано с действием. Благодаря особенностям художественного пространства и художественного времени в сказке

исключительно благоприятные условия - для развития действия. Действие в сказке совершается легче, чем в каком либо ином жанре фольклора.

7) Сюжетное повествование требует чтобы мир художественного произведения был «легким» - легким прежде всего для развития самого сюжета.

8) Изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое.

 

8. Понятие композиции литературного произведения. Основные композиционные приёмы. Виды и типы композиции.

 

Композиция – построение изобразительных элементов, организующий худ.целое произведения. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета(если это эпическое или драм произв), выбор формы повествования (в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию.

Виды композиции по составу:

· Линейная(сохраняется фабульная последовательность)

· Инверсионная (ретроспективное/перспективное развитие)

· Кольцевая(соединение начала и конца, прием текст в тексте)

· Новеллистическая (важные события узнаются в конце)

Композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление и монтаж

Внесюжетные элементы композиции: описание, отступление и речь героев

Композиция:

1) Внешняя (архитектоническая). Внешняя организация произведения (родовая, жанровая специфика) –разделение на части, главы, тома, книги, предисловие, послесловие, посвящение, эпиграфы.

2) Внутренняя композиция – организация предметного мира произведения, единство места, времени.

 

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!