Проблема сущности искусства. И.Бродский о функциях искусства (Нобелевская лекция. Собр. соч. В 4 т. СПб., 1992. Т. 4. С. 5-16).
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания идуховной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и
активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических,
|
|
|
|
|
|
3. Литература как вид искусства, её отличие от других видов. Лессинг о специфике литературы («Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»).
Художественная литература как вид искусства
Искусство относится к сфере духовной деятельности человека (хотя его результаты могут иметь вполне материальную форму, как картины или скульптуры, например).
В искусстве реализуются творческие способности человека.
Функции искусства:
- способствует постижению окружающего мира (информативная функция);
- создает идеал, способствует ценностной ориентации, помогает определиться с приоритетами (аксиологическая функция);
- приносит пользу обществу, регулирует общественные отношения (социальная функция);
- доставляет эстетическое наслаждение (эстетическая функция) и пр.
В разные эпохи акцентируются различные функции искусства. В зависимости от требований времени искусство может быть ориентировано в первую очередь на выполнение «социального заказа», или на создание идеала, или на знакомство человека с явлениями окружающей действительности.
|
|
Каждый вид искусства использует свой собственный материал/несколько материалов для выполнения соответствующих функций. Именно по специфике используемого материала осуществляется разделение искусств на виды:
- изобразительное искусство, которое более или менее наглядно воспроизводит явления действительности при помощи вспомогательных средств (живопись, графика, скульптура, фотография);
- выразительное искусство, которое передает ощущения/переживания по поводу действительности, но не воспроизводит ее непосредственно (архитектура, музыка, литература).
Существуют виды искусства, которые используют одновременно несколько материалов (киноискусство, театральное искусство, хореография).
В искусстве автор сначала переживает что-то сам, а потом при помощи соответствующих инструментов и материалов пытается донести свои переживания до других, самовыражается и самореализуется.
Искусство всегда возникает в связи с человеком, оно не существует вне человеческого сообщества. Человек является как творцом произведений искусства, так и объектом изображения, а также (реципиентом, т.е. тем, кому искусство адресовано).
Все виды искусства, кроме литературы, до определенной степени ограничены в своих возможностях материалом. Живопись пользуется только цветовыми сочетаниями на плоскости, скульптура – только объемными формами различной конфигурации (в крайнем случае, прибегает к раскрашиванию форм), даже киноискусство, оперируя одновременно движущимися формами, музыкальными созвучиями, словесными конструкциями и цветовыми сочетаниями, в данный момент не способно обеспечивать полный «эффект присутствия», т.е. трехмерные объемы, рассредоточенные в пространстве, а также запахи и тактильные ощущения.
Слово же является универсальным способом отображения и пересоздания мира. При помощи слов можно создать целостный образ объекта или явления, включающий в себя полную картину, получаемую при помощи всех органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). В этом заключается специфика литературы как вида искусства и слова как инструмента.
Классификация искусств по содержанию:
1. Изобразительные – художественное воссоздание явлений (живопись, скульптура, графика, театр, кино);
2. Выразительные – выражение общественного отношения.
Литература – изобразительно-выразительный вид искусства.
Специфика литературы очень долго не осознавалась и принимала вид искусства, бывшего лидером в системе искусств. В античности это была скульптура, в средние века – архитектура, в эпоху Возрождения – живопись, в эпоху классицизма – театр, в XX веке – кино. Только в конце XVIII – начале XIX века литература вступила в свои права и начала занимать ведущее место в системе искусств (литературоцентризм). Литература становится универсальным видом искусства. В конце XVIII века была осмыслена специфика литературы (В.Э. Лессинг в своей статье «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»). «Своеобразие литературы определяется не волей художника, а самой природой художественного слова» (Лессинг).
Отличия литературы от живописи (по Лессингу):
1. Невещественность образов. Если средства живописи – линии, краски – воспроизводят наглядный, зримый облик, слово в поэзии – условный знак, непохожий на обозначаемый им предмет. В поэзии между словом и чувственным обликом изображаемого предмета нет связи.
2. Отсутствие зрительной наглядности позволяет литературе развернуть свои универсальные возможности, определяет многозначность образа, его смысловую насыщенность, ассоциативность. Словесное произведение в наибольшей степени передаёт субъективную реакцию человека на мир;
3. Слово – продукт человеческой мысли, сознания. Писатель берёт слова, обладающие определённым смыслом. Он может переосмысливать значения слов. Художественная литература – единственный вид искусства, способный непосредственно воссоздать процесс мышления. Поэтому литература строит искусственную и интеллектуальную деятельность человека.
4. Литература передаёт жизнь в динамике, развитии, действии, а не в статике, как живопись. В этом заключается превосходство поэзии. «Предмет поэзии – действие» (Гегель). Художественная речь – последовательность словесных образов, которые в своей совокупности передают жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Сюжет – система внешних и внутренних действий в произведении. Он передаёт текучесть человеческой жизни. Ретроспектива – перенос действий в прошлое. Перспектива – перенос действий в будущее. Ретардация – торможение действия. Процесс изображения помогает писателю усилить художественный эффект, вовлечь читателя в процесс сотворчества;
5. В литературе наряду с внесловесными действиями осваивается и запечатлевается речевая деятельность людей. Объектом изображения в литературе является говорящий человек. Словесный аспект двухплановый: рассказчик (основной субъект речи) и персонаж.
6. В любом художественном тексте существует субъект речи (тот, кому приписан текст). Автор в тексте не присутствует. Субъект речи – это не автор! Он является посредником между читателем и вымышленным художественным миром, управляет зрением читателя, подсказывает ему определённое эмоционально-сознательное отношение к изображаемому. Выбор субъекта речи очень важен для автора, но автор корректирует точку зрения своего субъекта речи.
7. Высокая степень читательского сотворчества. Читатель – активный участник творческого процесса.
Сегодня литература, характеризующаяся своими особенностями, активно взаимодействует с другими видами искусства. Литература существует как искусство слова и входит в состав других видов искусства, как важнейший компонент: театр, кино, музыка, живопись («словесная живопись» – попытка нарисовать образ предмета). Литература была и остаётся в центре культуры.
4. Содержание и форма в искусстве (литературе). Понятие «содержательность формы» (с опорами на работы М.Бахтина или Г.Гачева, В.Кожинова).
Содержание и форма — внутренняя и внешняя стороны художественного произведения, которые выделяются в процессе литературного анализа и представляют собой единое целое.
Содержание и форма присущи любому явлению природы и общества, поскольку в каждом явлении можно выделить внешние, формальные, и внутренние содержательные элементы (суть явления).
Но в искусстве вообще и в литературе в частности проблема содержания и формы решается очень непросто. Дело в том, что содержание и форма конкретного произведения искусства настолько слитны, что их невозможно разделить, не нарушив при этом целостности самого произведения. Любое изменение формы ведет к изменению содержания, а изменение содержания требует коренной переработки формы. В науке, например, дело обстоит иначе: форма научного сочинения или технического проекта может быть изменена без всякого ущерба для его содержания.
Содержание и форма в литературном произведении имеют сложное, многоступенчатое строение. Например, организация речи произведения (метр, ритм, интонация, рифма) выступает как форма по отношению к художественному смыслу, значению этой речи. В то же время смысл речи является формой сюжета произведения, а сюжет — формой, воплощающей характеры и обстоятельства, которые в свою очередь предстают как форма для проявления художественной идеи всего произведения. Таким образом, каждая последующая ступень выступает по отношению к предыдущей как ее содержание.
Иногда к форме относят художественную речь и композицию, а к содержанию — тему, идею, сюжет, характеры и обстоятельства. Но такое деление не является общепризнанным и бесспорным. Это связано с тем, что, расчленяя произведение на форму и содержание, мы тем самым разрушаем его как единое целое. Такое расчленение, разделение внешней и внутренней стороны литературного произведения необходимо для научного анализа. Но при этом следует помнить, что конечной стадией анализа должна быть характеристика произведения как органического единства формы и содержания. Таким образом, на начальной стадии литературного анализа мы разъединяем форму и содержание для того, чтобы глубже понять смысл произведения, и, в конце концов, вновь приходим к единству, нераздельности его внутренних и внешних сторон.
Нельзя считать, что форма художественного произведения является некой оболочкой, внешним покровом, который можно снять, поскольку как раз в форме и проявляется содержание. Читая произведение, мы воспринимаем не что иное, как его форму — речь и композицию. Эта форма и несет в себе содержание. Таким образом, форма — это, по сути, реализация содержания, его внешнее проявление. Содержание переходит в форму, а форма — в содержание.
Содержательность формы – специфика взаимоотношений содержания и формы. (СМ. КОНСПЕКТ; в целом то же самое что написано выше)
Форма – способ существования содержания, это то, как автор это сказал.
· Форма оказывает эстетическое воздействие на читателя, выступает носителем эстетического качественного художественного произведения.
· Может быть фантастична и условно-неправдоподобна,она существует для воплощения содержания.
· Игнорирование формы уничтожает произведение как явление искажено, заставляет видеть в нем сугубо идеологическое, но не идейно-эстетическое явление.
· Форма-условна.
Содержание не может быть прекрасным или безобразным (исключительно на уровне формы)
· Содержание-безусловно
· В пределах художественного произведения содержание обладает безусловностью, нельзя отвечать на вопрос «зачем оно существует?»
· Игнорирование ведет к формализму, к бессодержательным абстрактным построениям.
·
Содержание - первично, форма-вторична. Для читателя на первом месте форма!
В литературе связанность формальных и содержательных начал достигает наивысшей степени. Любое изменение формы неминуемо ведет к изменению содержания.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!