Типология художественного образа



1.Авторские

2.Традиционные (статичны, универсальны)

-Образ детали

-Образ героев

-Образ явлений

(это из учебника)

Как виды образа резонно различать образ-персонаж (персонаж) и образ-пред­ставление.

Особый статус персонажа очевиден в драме, где основной текст четко поделен между действующими лицами (предварительно пере­численными в «Списке действующих лиц»). Образы природы, ве­щей возникают как на основе авторского (побочного) текста, так и в монологах и диалогах персонажей.

По сравнению с драмой в эпосе границы образа-персонажа не обозначены четко, размыты, а природная, вещная среда обычно показана полнее и более детально.

Лири­ка часто бесперсонажна Лирический субъект здесь — только голос и, соответственно, «точка зрения» на изображаемые явления. Но первичный субъект речи есть и в эпических произведениях — это повествователь, «повествующий голос»

Итак, в литературном произведении можно выделить виды об­раза, различающиеся по своей функции: это образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи). Тропы же и другие фигуры «переосмысления» суть приемы, средства созда­ния образов.

 

 

6. Содержание литературного произведения: тематика, проблематика, идейный мир (система идей, авторский идеал, система авторских оценок, пафос).

 

Тема, проблема, идея, пафос - компоненты содержания литературного произведения.

Thema (с греч.)— то, что положено в основу.

Тема - единство значений отдельных элементов произведения. Объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей; «предмет сочинения», «то, о чем говорится в сочинении» (Б.В. Томашевский).

Тема – «некоторая установка, которой подчинены все элементы произведения, некоторая интенция, реализуемая в тексте» (А.К Жолковский, Ю.К. Щеглов)

Тема - «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной жизни в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания» (Поспелов).

Тема заявлена в названии.

Сопутствующие и доминирующие темы усугубляют и развивают главную тему.

Контрапунктные темы – сочетание двух или нескольких тем.

Связь темы со временем: преходящие (злободневные) темы – живут недолго (комические, сатирические произведения).

Тема трагедии всегда вечна, в отличие от комедии.

Антропологические (общечеловеческие) темы достигают широкого диапазона актуальности (тема смысла жизни, смерти, любви, счастья и т.д), относятся ко всем временам и культурам.

 

ТЕМАТИКА — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления.

Проблематика - 1)система вопросов, поставленных автором в произведении; сфера, в которой проявляется авторская позиция концепции мира.

2) Проблемная направленность автора

3)Совокупность проблем, поставленных автором

В проблеме содержится конкретизация темы.

Тема может быть вечной, проблема видоизменяется.

Типы проблематики в отечественной литературе были выделены Г.Н. Поспеловым: Мифологические - это объяснение, которое даёт автор произведения, возникновение тех, или иных явлений (Метаморфозы Авидия). Национальная - это интерес к истории становления и судьбе целых народностей. Романная – это интерес к личностному началу и акцент на динамику (Преступление и наказание). Социально-культурная - устойчивые общественные отношения, условия и образ жизни той или иной части общества, сложившаяся в сфере массового объеденного сознания. организация быта. (Мёртвые души). Философские – осмысление общих универсальных закономерностей бытия общества и культуры. Писатель ставит проблемы, вопросы и может не отвечать на них.

 

Идея произведения - 1) мыслительный образ какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты

2) главная мысль произведения, замысел, наиболее существенная часть замысла

3) сфера авторской субъективности, выраженной в произведении, комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю (В.Е. Хализев)

4) «постигнутая и запечатленная творцом произведения бытийная сущность» (Гегель)

Художественные идеи (концепции) отличаются от научных, философских и публицистических обобщений их методом и ролью в духовной жизни человечества. Они нередко предваряют позднейшее миропонимание.

Идея выражается через подтекст, а не открыто.

Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в худож. образах называют идейным содержанием худож. произведения

Требование художественности предполагает единство идеи. Значительность идеи зависит от прогрессивности идеи (идея должна соответствовать объективной логики жизни, тенденции развития). Очень часто в творчестве возникают объективно ложные идеи. Автор может намеренно идеализировать действительность. Объективная идея произведения – это идея, которая вытекает из логики произведения. Объективный замысел не совпадает с идеей. Любая худ идея не может исчерпать полностью тему. Идея может отличаться истинным и ложным характером. Тенденциозность худ текста может быть открытой (рассудочная, т.е. автор открыто заявляет). Идея должна вытекать из худ. логики изображаемого.

Идея с греч. – «вид», «форма», «представление».

Пафос (патетика) - «система авторских оценок, эмоциональная окрашенность мысли, выражаемой в произведении» (В.Е. Хализев)

«Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее» (В.Г Белинский)

«Риторическая категория, соответствует стилю, манере и способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением» (ЛЭС)

Пафос- с греч. «страдание», «страсти», «возбуждение»

Героический пафос состоит в утверждении величия подвига отдельной личности или группы людей. Например, в одах М.В. Ломоносова, поэме А.С. Пушкина «Полтава» создан образ Петра I, окружённый героическим ореолом. Трагический пафос связан с изображением острых внутренних противоречий и борьбы, происходящей в сознании и душе человека. Виды комическогосатира, сарказм, ирония, юмор. Юмор (от англ. humor — юмор, нрав, настроение) — это особый вид комического, в котором автор соединяет комич. изображение предмета или явления с внутренней серьезностью. Видами комического являются также ирония и сарказм. Ирония — это форма комического, которая предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку. Сарказм — это высшая степень иронии, суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сентиментальный пафос. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность. Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. В лит. произведениях сентиментальность имеет идейно-утверждающую направленность. Романтический пафос — подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. Романтический герой — всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва.

Понятие «пафос» и его разновидности.

Пафос (от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

«Эмоциональная отражаемость мысли, выражаемой в произведении» В.Е.Хализев

РАЗНОВИДНОСТИ ПАФОСА:

1) Героический пафос состоит в утверждении величия подвига отдельной личности или группы людей.

Например, в одах М.В. Ломоносова, поэме А.С. Пушкина «Полтава» создан образ Петра I, окружённый героическим ореолом. Откликом на войну 1812 г. были проникнутые героическим пафосом произведения В.А. Жуковского («Певец во стане русских воинов»), А.С. Пушкина («Воспоминания в Царском Селе»), М.Ю. Лермонтова («Бородино»)

2) Драматический пафос звучит в произведениях, в которых показаны противоречия общественной, бытовой, семейной или духовной жизни. Как правило, драматизм положения и переживаний отдельной личности оказывается для писателя как бы «симптомом» социальных и политических противоречий. Драматическим пафосом проникнуты произведения русской классической литературы «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, произведения XX в., посвящённые теме Великой Отечественной войны.

3) Трагический пафос связан с изображением острых внутренних противоречий и борьбы, происходящей в сознании и душе человека. Например, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» показан трагический внутренний конфликт главной героини: не выдержав нравственных мучений, которым она подверглась, уступив своей любви к Борису и не сумев её скрыть от домашних, Катерина бросается с высокого берега Волги.

Трагический пафос находит выражение в поэме Лермонтова «Мцыри»: читатель становится свидетелем глубокого противоречия между романтической жаждой свободы, устремлённостью Мцыри в «чудный мир тревог и битв» и невозможностью найти путь в этот мир, сознанием своей слабости, обречённости.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!