Автор и подставной повествователь — некоторые итоги



Теперь мы можем ответить на вопрос, сформулированный в § 79: как устанавливается дистанция между повествователем и истинным автором (и, как следствие, критическое отношение читателя к повествователю)? Во-первых, в случае, когда повествователь является реально действующим лицом, он, как и всякий персонаж, характеризует себя своими поступками, и его поведение в фабульном пространстве отбрасывает определенный свет на его рассказ как отражение его нравственной и идеологической позиции. Так, например, если он совершает неблаговидные или явно неразумные поступки и при этом сам не дает им соответствующую оценку, доверие читателя к нему скорее всего будет поколеблено.

Далее, критическое отношение читателя к повествователю (отношение к нему не только как к субъекту, но и как к объекту изображения) возникает, как правило, и тогда, когда по своему статусу и обусловленному им идеологическому и нравственному кругозору, отражающемуся в его речи, повествователь заведомо и явно чужд как истинному автору, так и, скорее всего, читателю, принадлежит иному социальному или культурному пространству, например он иностранец, человек иной эпохи (как это часто бывает в исторических романах Анатоля Франса), человек «из народа» или деклассированная личность, бандит или хулиган (последнее, например, блестяще использовано в романе современного французского писателя Б. Блие «Les valseuses») 43. У Мериме рассказчиком именно такого типа является Хосе (в третьей главе повести).

Вообще читательская оценка повествователя есть результат сопоставления того, что он рассказывает, с тем, как он это делает, т.е. по существу сопоставления фабулы с сюжетом и стилем, причем точкой отсчета или фоном выступает здесь «нормальная», усредненная литературная манера, отражающая «нормальный» литературный кругозор 44, или индивидуальная норма данного автора, если она известна читателю по его предыдущим произведениям. Критическое же отношение читателя к субъекту повествования, которое в идеале является следствием дистанции между повествователем и истинным автором, возникает из ощущения несоответствия между тем, что рассказывается, и самим рассказом. Эта формула включает в себя и два указанных выше случая — когда повествователь как действующее лицо ведет себя «не так» и когда он по своей позиции явно «чужой».

Всякий повествователь не только субъект, но и объект изображения, а повествователь «остраненный» — вдвойне или втройне: читатель смотрит не только сквозь него на изображаемые события, но и на него и, лишь сопоставляя одно с другим и внося соответствующие поправки в толкование событий, предлагаемое рассказчиком, постигает собственно авторскую позицию. Об этом очень хорошо писал М.М. Бахтин:

«Автор осуществляет себя и свою точку зрения не только на рассказчика, на его речь и его язык... но и на предмет рассказа — точку зрения, отличную от точки зрения рассказчика. За рассказом рассказчика мы читаем второй рассказ — рассказ автора о том же, о чем рассказывает рассказчик, и, кроме того, о самом рассказчике. Каждый момент рассказа мы отчетливо ощущаем в двух планах: в плане рассказчика, в его предметно-смысловом и экспрессивном кругозоре, и в плане автора, преломленно говорящего этим рассказом и через этот рассказ. В этот авторский кругозор вместе со всем рассказываемым входит и сам рассказчик со своим словом. Мы угадываем акценты автора, лежащие как на предмете рассказа, так и на самом рассказе и на раскрывающемся в его процессе образе рассказчика. Не ощущать этого второго интенционально-акцентного авторского плана — значит не понимать произведения.

Как мы уже сказали, рассказ рассказчика или условного автора строится на фоне нормального литературного языка, обычного литературного кругозора. Каждый момент рассказа соотнесен с этим нормальным языком и кругозором, противопоставлен им, причем противопоставлен диалогически: как точка зрения точке зрения, оценка оценке, акцент акценту... Эта-то соотнесенность, эта диалогическая сопряженность двух языков и двух кругозоров и позволяет авторской интенции реализовать себя так, что мы отчетливо ее ощущаем в каждом моменте произведения» 45.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!