Крокодил (Мако, сын Сета, или Себек) 7 страница




XXI. ВСЕЛЕННАЯ

 

 

Первой и наиболее очевидной характеристикой данного козыря является то, что он стоит в самом конце и, таким образом, дополняет Дурака. Ему соответствует буква Тау. Итак, обе эти карты составляют слово «Ат», что означает «Сущность». Вся реальность, следовательно, представляет собой переход от первой буквы к последней. Началом было Ничто; поэтому концом тоже должно быть Ничто, но Ничто в его полном расширении, как уже объяснялось ранее. В качестве основы такого расширения было выбрано число 4, а не 2, - отчасти, несомненно, просто для удобства, чтобы расширить «мир дискурса»[132], отчасти же для подчеркивания идеи ограничения.

Название буквы Тау означает «крест», то есть расширение, распростране­ние; и это расширение виделось четырехсторонним, поскольку так удобнее строить вращающийся символ Тетраграмматона. В случае числа 2 единствен­ным исходом может быть возвращение к единству или к негативному; двойка не может быть удобным символом никакого непрерывного процесса. Четверка же поддается не только жесткому расширению в факты природы, но и преодолению пространства и времени посредством постоянных самовозме­щающих перемен.

Буква Тау соответствует Сатурну, самой внешней и самой медленной из семи священных планет, обладающей качествами инертности и тяжести; поэтому с данным символом соотнесли элемент Земли. Для примитивного мышления было достаточно трех исконных элементов - Огня, Воздуха и Воды; Земля и Дух были добавлены позже, и их нет среди изначальных Путей системы «Сефер Йецира». Мир Ассия, мир материальный, упоминается лишь как «подвеска» к Древу Жизни.

Таким же образом и элемент Духа приписывается букве Шин в качестве дополнительного украшения; таким же образом и Кетер соотносят с верхним острием буквы Йод в Тетраграмматоне. Нужно всегда различать символы философской теории и основанные на них более проработанные символы, необходимые для практической работы.

Сатурн и Земля обладают определенными общими качествами. Это тяжесть, холод, сухость, неподвижность, инертность и т. п. При этом Сатурн появляется в Шкале Королевы, шкале Наблюдаемой Природы, как черный цвет, соответствующий Сефире Бина. Но всегда, как только процесс достигает конца, он автоматически возвращается к началу.

Обратимся к химии: самые тяжелые элементы в земных условиях неспособны поддерживать напряженность своей внутренней структуры; поэтому они излучают очень тонкие и высокоактивные частицы. В одном эссе о втором законе термодинамики, написанном в Чефалу[133], на Сицилии, предполагалось, что при абсолютном нуле воздушного термометра может существовать элемент тяжелее урана, который по своей природе способен восстановить всю серию элементов. Это было химическое истолкование уравнения 0 = 2.

Если конец должен порождать начало, мы вправе предполагать наличие соответствующих символов; вот почему, согласно одной древней скрытой традиции, солнцу соответствует черный цвет. Другой пример: одним из потрясений, которые переживал кандидат на посвящение в Мистерии, было откровение: «Осирис есть черный бог».

Итак, Сатурну присущ мужской род; он - старый бог, бог плодовитости, солнце на юге[134]. Но в равной степени он - Великое Море, великая Матерь; и буква Тау на Древе Жизни выглядит эманацией от луны Йесод, основания Древа и представительницы репродуктивных процессов и равновесия (или, скорее, отождествления) изменчивости и стабильности. Воздействие этого Пути опускается на землю, Малкут, Дочь. Тут мы опять встречаемся с доктриной «Дочери, восходящей на трон Матери». Следовательно, данная карта есть глиф завершения Великого Делания в его высшем смысле, как Ату Дурака есть символ его начала. «Дурак» - это негативное, исходящее в проявление; «Вселенная» и есть это проявление, достигшее своей цели и готовое вернуться назад. Двадцать карт, находящихся между этими двумя, демонстрируют Великое Делание и его агенты на разных стадиях. В этом смысле образ Вселенной - это образ девы, последней буквы Тетраграмматона.

В настоящей карте она изображена танцующей. В ее руках - светящаяся спиральная сила, демонстрирующая полярность активного и пассивного. Партнер девы по танцу - Херу-ра-ха из Ату XIX. «Солнце, Сила и Зрение, Свет - это для слуг Звезды и Змея»[135]. В этой финальной форме образа Магической Формулы Бога сочетается и преображается так много символов, что описать их трудно, да в этом и нет необходимости. Правильным способом изучения этой карты (собственно, всех карт, но этой особенно) является продолжительная медитация. Вселенная, как следует из самого названия, есть Празднование завершения Великого Делания. В углах карты четыре Херувима показывают, что Вселенная утвердилась; вокруг женской фигуры виден эллипс, со­ставленный из семидесяти двух кругов - по числу квинариев Зодиака и ангелов Шемхамфораш.

В центре нижней части карты виден чертеж дома Материи. Он показывает девяносто два известных химических элемента, расположенных по ранжиру. (Этой схемой мы обязаны гению покойного Дж. У. Н. Салливана[136]: см. его «Основы современной науки»). В самом центре карты колесо Света подражает форме Древа Жизни, показывая десять основных тел Солнечной системы. Но это Древо видимо только тому, чье сердце совершенно чисто.

 

1. Вечный двигатель, представленный Плутоном. (Вспомните об альфа-частицах радия.)

2. Сфера Зодиака, или неподвижных звезд, представленная Нептуном.

3. Сатурн. Бездна. Она представлена Гершелем, планетой распада и взрыва.160

4. Юпитер.

5. Марс.

6. Солнце.

7. Венера.

8. Меркурий.

9. Луна.

10. Земля (Четыре Элемента).

Все эти символы плавают и пляшут в сплошной сложной среде петель и спиралей. Общий цвет традиционной карты - сумрачный; он представляет смешение и тьму материального мира. Но Новый Эон принес полноту Света; в Мinutum Мundum[137] Земля больше не черного цвета, не смешанных цветов, но ярко-зеленая. Индиго же Сатурна происходит от синего бархата полуночного неба, и танцующая дева представляет исход от него, но через него, в Вечность. Сегодня эта карта - такая же яркая и светящаяся, как любая в Колоде Таро.


 

 

 


ЧАСТЬ III. ФИГУРНЫЕ КАРТЫ

 

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Эти карты представляют собой графический анализ сил четырех букв Имени и четырех Элементов. Они также связаны с Зодиаком, но при этом не три декана одного знака соответствуют одной карте: влияние карты начинается в последнем декане одного знака и продолжается до второго декана следую­щего знака. Дело усложняется тем, что, вопреки разумным ожиданиям, элементальные атрибуты карт не приведены в соответствие с зодиакальными. Например, можно ожидать, что «огненная часть Огня» относится к самому активному из огненных знаков, а именно к Овну. Не тут-то было: это последний декан Скорпиона и первые два декана Стрельца, который в Зодиаке является водной и самой мягкой по влиянию частью Огня.

Дело в том, что в сфере Элементов все смешано и перепутано; или, если говорить в оправдательном тоне, взаимозависимо и уравновешено. При таком расположении карты, пусть на грубом и сугубо практическом уровне, но очень хорошо описывают различные типы мужчин и женщин. Коротко говоря, любая из этих карт изображает человека, чье Солнце или восходящий знак при рождении попадает в диапазон зодиакальных соответствий данной карты. Так, человек, родившийся 12 октября, может обладать многими качествами Королевы Мечей; если же он родился незадолго до полуночи, к ним при­бавляются и многие характерные черты Принца Жезлов.

 

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ ФИГУР

 

Рыцари символизируют силы буквы Йод в Имени. Они - наиболее воз­вышенная, изначальная, активная часть Энергий Элементов; по этой причине их изображают всадниками в полных доспехах. Их действие - быстрое и насильственное, но преходящее. В Элементе Огня, например, Рыцарь со­ответствует вспышке Молнии; в Элементе Воды - Дождям и Родникам; в Элементе Воздуха - Ветру; в Элементе же Земли - Горам. Очень важно в качестве духовного упражнения уяснить для себя эти соответствия между Символами и теми Силами Природы, которые они представляют; для магичес­кой работы необходимо полностью усвоить это знание.

Королевы представляют первую букву Хе в Имени. Они дополняют Рыцарей: принимают, возбуждают и передают дальше их изначальную Энергию. Они принимают эту Энергию быстро и хорошо приспособлены к своей функции, но они - еще не конечный продукт. Королевы - вторая стадия процесса сотворения, четвертой и последней стадией которого является материальное осуществление. Их изображают сидящими на тронах. Этим подчеркивается тот факт, что Королевы назначены для выполнения определённых функций.

Принцы символизируют Силы буквы Вау в Имени. Принц - это сын Королевы (дочери старого Короля) и Рыцаря, завоевавшего ее; поэтому его изображают в колеснице, несущим объединенную Энергию своих родителей. Он - активное порождение их союза, его внешнее проявление, его интел­лектуальный образ. Поэтому действие Принца более длительно, чем действия его предшественников. В некотором смысле он обретает даже относительную вечность, будучи «обнародованным свидетельством» о том, что было сделано в тайне. Кроме того, он - «Умирающий Бог», освобождающий свою Невесту в час своей смерти (и ценой ее).

Принцессы изображают финальное Хе в Имени, последний результат изначальной Энергии в ее завершении, кристаллизации, материализации. Они также представляют уравновешивание и самопоглощение этой Энергии, Безмолвие, в которое все возвращается. Таким образом, они одновременно и вечны, и вообще не существуют. Результат уравнения 0 = 2.

У Принцесс нет зодиакальных соответствий. Но очевидно, что они изображают четыре типа людей. Это те многочисленные «элементальные» люди, кого мы узнаем по отсутствию чувства ответственности, чьим мораль­ным качествам недостает четкости. Они подразделяются соответственно доминирующим планетам. Такие типы многократно описаны в художествен­ной литературе. Элифас Леви писал: «Любовь Мага к таким существам нечувствительна и может его уничтожить».

Отношения между четырьмя элементами Имени слишком сложны, чтобы их можно было описать в одной книге; для каждого оттенка смысла они особенные.

Например, Принцесса появляется не раньше, чем Принц завоевывает ее в браке и она восходит на трон своей Матери. Так она пробуждает Древность первого, старого Короля, который после этого становится молодым Рыцарем, возобновляя цикл. Принцесса - не только совершенная Дева, но, из-за смерти Принца, еще и одинокая, причитающая Вдова. Все это можно встретить в мифах, характерных для Эона Осириса. Эти сложности вряд ли можно распутать до конца, но для ученика вполне достаточно разбирать по одной легенде за раз.

Для Эона Осириса, когда царили Воздух, борьба, интеллект, такая запутанность вполне естественна; его символы и формулы и должны были перекрываться, противоречить друг другу. Все эти многочисленные басни и притчи невозможно привести в состояние гармонии, потому что каждая из них должна была подчеркнуть особую формулу, необходимую для достижения некоторой локальной или временной цели.

 


ОБОБЩЕННОЕ ОПИСАНИЕ ШЕСТНАДЦАТИ ФИГУРНЫХ КАРТ

 

РЫЦАРЬ ЖЕЗЛОВ

 

 

Рыцарь Жезлов представляет огненную часть Огня; он управляет от 21-го градуса Скорпиона по 20-й градус Стрельца. Это воин в полном доспехе. Его шлем украшен черной конской головой. В руке у него пылающий факел; пламенеет и его плащ; по пламени же он и скачет на черном коне.

Этой фигуре соответствуют такие моральные качества, как деятельность, щедрость, свирепость, стремительность, гордость, импульсивность, быстрота и непредсказуемость. При неправильной энергетической подпитке он зол, жесток, невежественен и груб. В любом случае он плохо приспособлен для выполнения своей деятельности и не может видоизменять ее по обстоятельст­вам. Если первая попытка не удается, у него больше нет никаких ресурсов.

В «И-цзине» огненная часть Огня представлена 51-й гексаграммой, Чжэнь[138]. Ее значения полностью согласуются с доктриной Таро, но особый упор делается на поразительный, опасный и революционный характер связанных с ней событий. Кверенту советуют быть осторожным, но спокойным, решительным и бодрым; опасаться несвоевременных действий, но продолжать идти вперед с уверенностью в своих силах.

Все соответствия из «И-цзина» следует изучать непосредственно по этой книге (S.B.E., том XVI);[139] мы будем ссылаться на этот текст, когда важные фрагменты окажутся слишком длинными для цитирования.


КОРОЛЕВА ЖЕЗЛОВ

 

 

Королева Жезлов представляет водную часть Огня, ее текучесть и цвет. Она управляет Зодиаком от 21-го градуса Рыб до 20-го градуса Овна. Ее корона увенчана крылатым шаром и испускает пламенные лучи. Ее длинные, червон­ного золота волосы струятся по кольчуге. Она восседает на троне из огня, которому ее материальная власть приказала принять форму геометрического света. Пламя под троном вздымается ровными волнами. В левой руке Королевы жезл, на конце которого шишка, напоминающая о мистериях Вакха. Рядом с ней сидит леопард, на голову которого она возложила другую руку. В ее лице - экстаз женщины, ум которой поглощен той тайной, которая сокрыта ниже ее груди.

Характерные черты этой Королевы - приспособляемость, настойчивая энергичность, спокойная властность, которую она умеет использовать для увеличения своей привлекательности. Она добра и щедра, но не терпит сопротивления. Она очень умеет и дружить, и любить, но только по своей собственной инициативе.

В ней не меньше гордости, чем в Рыцаре, но нет внутреннего благородства, извиняющего этот недостаток. У Королевы - не истинная гордость, но самодовольное тщеславие и даже снобизм.

Другой ее характерной чертой является склонность к «думам», из которых вытекают неверные решения и дикие реакции. Ее легко ввести в заблуждение, и тогда она показывает себя глупой, упрямой и тираничной. Ей ничего не стоит оскорбить другого или начать мстить без весомой причины. Она может ни с того, ни с сего, наброситься даже на своих лучших друзей. Когда же она, собираясь укусить, промахивается, то ломает себе челюсть!

В «И-цзине» водную часть Огня представляет 17-я гексаграмма, Суй. Она указывает на обдумывание побуждающего импульса и, как следствие, на равномерное протекание действия. Подразумевается большая способность к ясному пониманию и плавному выполнению работы, но только по приказу и под руководством какого-нибудь творческого ума. Имеется склонность к непостоянству, даже к неверности; идеи, которым Королева подчиняется, не оказывают на нее глубокого или долговременного влияния. Она то «льнет к мальчику и отпускает мужа зрелого и опытного», то наоборот (2-я и 3-я черты гексаграммы), не осознавая, что она делает, Она подвержена припадкам меланхолии, которые пытается лечить запоями, а также всплескам панического страха, за которыми следует ничего не разбирающая ярость.


ПРИНЦ ЖЕЗЛОВ

 

 

Принц Жезлов представляет воздушную часть Огня, летучую и способ­ную расширяться. Он управляет с 21-го градуса Рака по 20-й Льва. Это воин в кольчуге, но с голыми руками: знак его силы и активности. У него корона из лучей, увенчанная крылатой львиной головой; с короны свисает огненная завеса. На его груди - сигилла «То Меgа Теrion»[140]. В левой руке он держит Фениксовый жезл Второго Адепта по Ритуалу 5°=6° R.R. и А.С., жезл Силы и Энергии, другой же рукой правит запряженным в колесницу львом. Колесница укреплена колесом, испускающим пламя. Принц едет через волнующееся море огня.

Моральные качества, соответствующие этой фигуре - быстрота и сила. Иногда этот Принц склонен действовать импульсивно, иногда легко дает себя увлечь внешним влияниям, иногда, особенно в мелочах, он становится жертвой нерешительности. Часто он резок, особенно когда выражает мнение, но сам не всегда придерживается того мнения, которое так бурно отстаивает. Он напористо высказывается просто для того, чтобы высказаться. На самом деле он очень медленно и тщательно составляет свое суждение по любому вопросу и всегда видит обе стороны медали. Он внутренне справедлив, но всегда чувствует, что в интеллектуальном мире справедливость недостижима. По характеру он чрезвычайно благороден и щедр. Он может неудержимо хвастать, при этом посмеиваясь и над объектом своего хвастовства, и над самим собой. Во всем, что касается истории и традиции, он романтичен до глупости. Любит придумывать разные «фокусы» и сложные розыгрыши. Может выбрать какого-нибудь безобидного, ничтожного человечка и годами издеваться над ним всеми возможными способами, как Свифт над несчастным Партриджем[141], - и все это без малейшей враждебности: если его жертве будет нужно, он готов снять с себя последнюю рубашку. Его чувство юмора не останавливается ни перед чем и может сделать его фигурой загадочной и безумно страшной для людей, которые фактически ничего не знают о нем, кроме его имени - символа Ужаса.

Так сказывается на этой карте влияние последнего декана Рака. Один из величайших пороков Принца Жезлов - гордыня; любая посредственность и ограниченность вызывает его бесконечное презрение. Он фанатично храбр и неутомимо вынослив, всегда сражается «против шансов» и всегда выигрывает в отдаленной - очень отдаленной - перспективе. Порукой тому - его огромная работоспособность, которой он пользуется просто так, «не вожделея резуль­татов»; пожалуй, дело еще и в его высокомерном отвращении к миру в целом - сосуществующем, однако же, с глубоким и экстатическим уважением к «каждому мужчине и каждой женщине» как к «звезде»[142].

В неблагоприятном элементальном окружении[143] характер Принца вырождается. Каждое из вышеупомянутых качеств оборачивается своей противоположностью. В Принце может быть много жестокости - отчасти садистского свойства, отчасти вследствие его толстокожести, происходящей от безразличия и, в каком-то смысле, от праздности! Он также может быть нетерпимым, предубежденным и ленивым - в основном потому, что так меньше хлопот. И, наконец, он может быть совсем уж пустым хвастуном и большим трусом.

В «И-цзине» воздушная часть Огня представлена гексаграммой 42, И, которая означает приумножение, увеличение. Полный добродетели и уверен­ный в ней, Принц готовится к огромному труду, часто именно так, как описано в афоризме к пятой черте этой гексаграммы: «с искренним сердцем стремлюсь помочь всем, кто ниже». И может достичь в этом больших успехов. Но этот путь сопряжен с не меньшей опасностью: «Его приумножению никто не поспособствует, нападут же на него многие. Он не соблюдает правил, упоря­дочивая свое сердце» (черта 6). Если этой опасности и удается избежать, тогда «прибавят в хранилище десять пар черепашьих панцирей, чьим оракулам невозможно противостоять. Царь да использует их в своих приношениях Божеству» (черта 2).


ПРИНЦЕССА ЖЕЗЛОВ

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!