Крокодил (Мако, сын Сета, или Себек) 9 страница




РЫЦАРЬ ДИСКОВ

 

 

Рыцарь Дисков представляет огненную часть Земли, особенно феномены гор, землетрясений и гравитаций, но также деятельность Земли как про­изводящей жизнь. Он управляет от 21-го градуса Льва до 20-го Девы, и потому тесно связан с сельским хозяйством. Этот воин невысок и коренаст, одет в очень твердые латы, но забрало его шлема, украшенного головой оленя, откинуто назад, ибо в данный момент его функция ограничена производством пищи. Поэтому и вооружен он цепом для молотьбы. Диск в его руке очень тверд; он представляет питание. Под стать воину и его конь - тяжеловоз, прочно ступа­ющий на все четыре ноги, в отличие от коней других Рыцарей. Воин едет через плодородные земли; даже на отдаленных холмах видны возделанные поля.

Люди, им символизируемые, обычно тупы, тяжелы и озабочены ма­териальными вещами. Они трудолюбивы и терпеливы, но интеллектуально не могут охватить даже того, что касается их самым непосредственным образом. Своими успехами в делах они обязаны больше инстинкту, подражанию Природе. Им недостает инициативы; их огонь - это коптящее пламя процесса роста.

В плохом элементальном окружении эти люди безнадежно тупы, не­самостоятельны, неспособны предвидеть развитие даже своих собственных дел и вообще сознательно интересоваться чем-нибудь за пределами своего мирка. Они грубы, неотесанны и тупо-ревнивы к инстинктивно осознаваемому ими более высокому состоянию других. Но, чтобы улучшить себя, им не хватает смелости или ума. Однако они с раздражающим упорством вмешиваются во все и неизбежно все портят на своем пути.

В «И-цзине» огненная часть Земли представлена 62-й гексаграммой, Сяо го, которая не менее важна, чем дополняющая ее Чжун фу (см. Принца Чаш); это «большая Кань», триграмма Луны, у которой каждая черта удвоена. Она также напоминает геомантическую фигуру «Конъюнкцио» (Меркурий в Деве), действительно соответствующую Огню Земли в каббалистической системе. Китайским же мудрецам форма этой фигуры напоминала птицу; соответственно, ее значение видоизменилось под человеческим влиянием более фривольного и безответственного характера: шекспировской «шлюхи», «souvent femme varie» французского циника[149], переменчивой толпы «Кориолана»[150]; да, собственно, самой Истории. Но Меркурий в Деве символизирует и Разум (и даже творческую Идею) применительно к сельскому хозяйству; и это (опять!) находится в совершенной гармонии с Десяткой Дисков, управляемой этой Планетой и этим Знаком. Еще одно доказательство того, что вся эта символистическая система основывается на Реалиях Природы, как их понимает материалистическая Научная Школа - если такая школа еще сохранилась в каком-нибудь всеми забытом старомодном университете! Такая связность, такое сосредоточенное на себе шелушение не может быть случайным параллелизмом грез расплывчатых философий.

Итак, характер, описываемый этой картой, чрезвычайно сложен, но при этом восхитительно крепок; на подстерегающие его опасности указывают символы Луны и птицы. В самом счастливом случае это всего лишь романтизм и воображение, но слишком часто такие «сыны почвы» высокомерны, амби­циозны, суеверны, любят гоняться за ignus fatuus[151] и мечтать попусту. Томас Харди[152] написал много замечательных портретов таких типов. Воистину несчастлив и черен от желчи тот, кто осквернил Священный Огонь, не воспла­менил Землю к новой, более обильной, более разнообразной жизни, но, пялясь на обманчивый лунный свет, отвратил лицо свое от матери своей, Земли.


КОРОЛЕВА ДИСКОВ

 

 

Королева Дисков представляет водную часть Земли, материнскую функцию этого элемента, пассивность - обычно в ее высшем аспекте. Она управляет от 21-го градуса Стрельца до 20-го Козерога.

Эта Королева восседает на троне растительной жизни. Взгляд ее обращен назад, туда, где спокойная река петляет по песчаной пустыне, неся с собой плодородие. Среди пустошей начинают показываться оазисы. Перед Королевой на шаре стоит козел. Это намек на догму о Великом Делании как оплодотво­рении. Доспех Королевы состоит из мелких чешуек-монет, а ее шлем украшен огромными винтообразными рогами мархура[153]. В правой руке у нее скипетр, увенчанный кубом, внутри которого видна трехмерная Гексаграмма[154], а в левой изгибается ее «диск» - сфера из переплетенных петель и окружностей. Так Королева изображает стремление материи принять участие в великой работе Творения.                                    

Персоны, обозначаемые этой картой, обладают качеством тончайшего спокойствия. Они деятельны, но только в полезном направлении. У них огромные запасы любви, доброты, великодушия. Они не интеллектуалы и даже не особенно умны, но для их нужд более чем достаточно инстинкта и интуиции. Эти люди спокойны, трудолюбивы, практичны, благоразумны, любят домаш­ний уют, часто (в сдержанной и непритязательной манере) похотливы и даже развратны, склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Они словно бы могут осознать свое сущностное счастье, лишь выйдя за пределы самих себя.

В плохом элементальном окружении они тупы, раболепны, глупы - скорее батраки, чем работники. Жизнь для них - сугубо механический процесс, и они не могут подняться, ни даже попытаться подняться, над уготованным им жребием.

В «И-цзине» водная часть Земли представлена гексаграммой 31, Сянь. Ее значение - Воздействие. В комментарии описываются результаты движения различных частей тела, от больших пальцев ног до зубов и языка. Это скорее расширение вышесказанного, чем указание на точные соответствия; но и разногласия здесь нет. Общий совет - спокойно идти вперед, не слишком вторгаясь в сложившиеся ситуации.


ПРИНЦ ДИСКОВ

 

 

Принц Дисков представляет воздушную часть Земли, цветение и плодоно­шение этого элемента. Он управляет от 21-го градуса Овна до 20-го Тельца.

Облик этого Принца задумчив. Это элемент Земли, уже ставший умо­постигаемым. Он одет в легкий доспех, а его шлем украшен головой быка; бык впряжен и в его колесницу - это животное особенно священно для элемента Земли. В левой руке он держит свой «диск» - шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на плани­рование, без которого невозможно сельское хозяйство. В правой руке у него скипетр, увенчанный шаром и крестом, символ осуществленного Великого Делания, ибо функция этого Принца - извлекать из материала своего элемента растительность, которой питается сам Дух.

Эта карта обозначает огромную энергию, примененную к самым «плот­ным» практическим делам. Такой человек силен и вынослив; он способный менеджер, стабильный и настойчивый работник. Он хороший специалист: изобретательный, думающий, осторожный, надежный, невозмутимый, постоян­но ищет новых применений для известных вещей и понемногу, продуманно, планомерно переделывает свои обстоятельства «под себя».

Он почти совершенно лишен эмоций, несколько бесчувственен и может казаться скучным, но это не так; он просто не старается понимать идеи, которые ему не нужны. Может выглядеть и глупым, склонен обижаться на более духовные типы людей. Сердится редко, но, если уж «заведется», то становится неумолимым. Различать для этой карты хорошие и плохие элементальные достоинства[155] - не очень практично; можно лишь сказать, что в плохом элементальном окружении ее характеристики и количественно, и качественно несколько ухудшаются. Реакция других на Принца будет зависеть почти полностью от их собственного темперамента.

В «И-цзине» воздушная часть Земли представлена 53-й гексаграмой, Цзянь. В комментарии говорится о полете диких гусей, «приближающихся к берегу», затем к «большим скалам», затем к «сухим равнинам», «деревьям», «высоким холмам» и, наконец, к «большим возвышенностям». Это символи­зирует медленное, постепенное освобождение от всего, что подавляет.

Это толкование - еще более счастливое, чем каббалистическое, хотя и полностью согласующееся с ним. Китайское мышление - даже самое абстракт­ное и метафизическое - никогда не чуралось практических соображений. Главная же ересь Черной Ложи есть презрение к «миру, плоти и дьяволу», которые очень важны для замысла Вселенной; для Великого Делания Адепту совершенно необходимо так устроить свои дела, чтобы «даже злые микробы Материи тоже стали полезными и добрыми».

Ошибка христианских мистиков в этом вопросе была причиной жесто­кости, страдания и коллективного безумия в большей степени, чем все остальные факторы, вместе взятые; ее ядовитые следы можно распознать даже в учении Фрейда, полагавшего Бессознательное «дьяволом», в то время как на самом деле это инстинкт, который завуалировано выражает внутреннюю Точку Зрения каждого и, правильно понятый, является ключом к Посвящению и указанием на то семя, что может расцвести и принести плод «Знания и Общения Святого Ангела-Хранителя». Ибо «Каждый мужчина и каждая женщина - звезда»[156].

Но, несомненно, на суждение Исключительных Адептов[157] (ибо именно они, под руководством Владык Храма, определяют подобные детали доктрины) в случае этой карты повлияло ее положение - переходное от Овна к Тельцу. Слишком часто забывают, что Телец - дом Венеры, а Луна в нем экзальти­рована. Новая доктрина, излагаемая в настоящем эссе, утверждает основным цветом Земли не черный, но зеленый; она настаивает на том, что каждый Диск есть живой и вращающийся символ. Центральный тезис «Книги Закона» - Совершенство Вселенной. В ее пантеистической концепции все возможности одинаково ценны; любое и каждое Точечное Событие есть «игра Нуит», как сказано в «Книге Мудрости или Глупости». «Не связывайте! Да не будет для вас различия между одной вещью и любой другой; ибо от этого вред. Кто же поспособствует этому, тот да будет над всеми вождем» («Liber АL», I. 22-23). Или, еще понятнее и проще: «Каждое число бесконечно; тут нет различия» (там же, I. 4).


ПРИНЦЕССА ДИСКОВ

 

 

Принцесса Дисков, последняя из Фигурных Карт, представляет земную часть Земли. Следовательно, она находится на грани преображения. Она сильна и красива, выражает глубокую задумчивость - словно вот-вот познает тайное чудо.

Ее головной убор украшен головой барана, а скипетр опущен к земле, и там его наконечник становится алмазом, драгоценным камнем Кетер, символи­зируя тем самым рождение высочайшего и чистейшего света в самом глубоком и темном из Элементов. Она стоит в роще священных деревьев перед алтарем, напоминающим сноп пшеницы, ибо она - жрица Деметры. В ее теле содержится тайна будущего. Величие Принцессы подчеркивается и ее диском, в центре которого - китайская идеограмма, показывающая двойную спиральную силу Творения в совершенном равновесии; из нее рождается роза Исиды, великой плодовитой Матери.

Характеристики персоны, изображаемой этой картой, слишком разно­образны, чтобы можно было их перечислить. Обобщим их, сказав, что она есть Женственность в ее крайнем проявлении. В ней содержатся все женские качества, и какому из них проявиться - целиком зависит от влияний, которым она подвергается. Но, в любом случае, ее атрибуты будут самой чистой воды и не обязательно связаны с любыми другими атрибутами, которые обычно считаются символическими. В некотором смысле ее можно охарактеризовать как «сбивающую с толку непоследовательность». Она похожа на колесо фортуны: какой бы номер ни выпал, он никоим образом не определяет следующих номеров и не влияет на них. Каждый поворот колеса равно вероятен и в конечном итоге является наградой. Ибо каждое Событие есть «игра Нуит».

В «И-цзине» земная часть Земли представлена гексаграммой «Гора». Как тонко соответствует значение этой китайской доктрины Равновесия к доктрине Святой Каббалы!

Гора - самый священный из всех земных символов: незыблемая в своем устремлении к Высочайшему. Это столь же могучее воплощение Сокровенного Божества, как и сам Фаллос.

Очень важно, чтобы Ученик проследил для себя эту доктрину в символе: Воздух - податливый и гибкий, но всепроницающий. Вода - текучая, но несжимаемая, самая нейтральная и соединяющая компоненты живой материи; Огонь - так близок к Духу, субстанцией, но остаётся лишь феноменом, и при этом столь неотъемлем, что его можно считать сердцем и сущностью всякой вещи.

Характеристикой Гэнь в «И-цзине» является покой; комментарий описывает покой в различных членах тела - пальцах но спине и челюстях - и его последствия.

В этом смысле гексаграмма Гэнь родственна 31-й гектограмме, с которой начинается вторая часть «И-цзина».

Едва ли можно более адекватно сформулировать доктрину Тетраграмматона Розенкрейцеров  для каждого уха, настроенного на гармонию:

«Взгляни, как небосвод

Весь выложен кружками золотыми;

И самый малый, если посмотреть,

Поет в своем движенье, точно ангел,

И вторит юнооким херувимам.

Гармония подобная живет

В бессмертных душах; но пока она

Земною, грязной оболочкой праха

Прикрыта грубо, мы ее не слышим.»[158]

Пусть же каждый изучающий это Эссе и эту книгу Тахути, книгу живую, которая каждой своей страницей ведет человека сквозь Время в Вечность, крепко держится в сердце и уме своем за эту Доктрину - самую простую и самую далеко идущую, воспламеняющую сокровеннейшие глубины его Существа. Обследовав все тайники Вселенной, да найдет он в них Свет Истины, да придет к Знанию и Общению со Святым Ангелом-Хранителем, да завершит Великое Делание и достигнет summum bonum[159], истинной Мудрости и совершенного Счастья!


 

 


ЧАСТЬ IV. МАЛЫЕ КАРТЫ

 

 

ЧЕТЫРЕ ТУЗА

 

Тузы представляют корни четырех элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными малыми картами. Этим они напоминают Кетер, символом которого считается лишь самая верхняя точка буквы Йод в Тетраграмматоне. В этих картах нет никакого реального проявле­ния элементов в материальной форме. Они - связующее звено между малыми картами и Принцессами, которые управляют Небесами вокруг Северного полюса. Меридиан проходит через Великую пирамиду, и элементы управляют в порядке Тетраграмматона (с запада на восток): Огонь - Вода - Воздух - Земля. Таким образом, Тузы и Принцессы Жезлов приблизительно соответствуют Азии, Чаш - Тихому океану, Мечей - Америке, Дисков - Европе и Африке. Чтобы лучше понять это соотношение, можно обратиться к символу пента­граммы, или Щита Давида. Он изображает Дух, управляющий четырьмя элементами, и, таким образом, является символом Триумфа Человека.

Идея Духа как элемента очень непроста. Букве Шин, соответствующей Огню, приходится выполнять двойную работу - представлять еще и Дух. Вообще говоря, соответствия Духа не так ясны и просты, как соответствия других элементов. Примечательно, что Таблица Духа в Енохианской системе является ключом ко всему злому, как в индусской системе Акаша есть Яйцо Тьмы.

С другой стороны, Дух представляет Кетер. Пожалуй, Исключительный Адепт, или Адепты, изобретшие Таро, и в мыслях не имели углубляться в эту тему. Важно запомнить то, что Тузы - и по внешнему виду, и по значению - суть не элементы как таковые, но лишь их семена.

 

 

ЧЕТЫРЕ ДВОЙКИ

 

Эти карты соответствуют Хокма. С точки зрения обычного человека, Хокма фактически является №1, а не №2, поскольку она - первое проявление; Кетер полностью сокрыт, и никто не знает о нем ничего. Поэтому любой элемент возникает как таковой лишь по достижении Двойки. Хокма не осквернена никакими влияниями; поэтому элементы в ней находятся в изначальных, гармоничных условиях.

Двойка Жезлов называется Владыкой Господства и представляет энергию огня - огня в его лучшей и высшей форме.

Двойка Чаш - это Владыка Любви, играющий такую же роль для воды.

Двойку Мечей раньше[160] называли Владыкой Восстановленного Мира; но слово «восстановленный» здесь неуместно, поскольку еще не было никакого нарушения. Поэтому лучшее название - Владыка Мира, но, чтобы понять это, придется хорошо поразмыслить, ведь Меч, казалось бы, чрезвычайно активен. Полезно прочесть «Эссе о Молчании» (стр. 62), где имеется параллель: Негативная Форма Позитивной Идеи. См. также заключение «Эссе о Цело­мудрии» («Маленькие эссе для установления истины»): «Судари Рыцари, будьте бдительны: держите при себе оружие и обновите ваш обет; ибо зловеще предзнаменован и смертельно опасен тот день, который не наполните через край веселыми деяниями и храбрым, мужественным Целомудрием». Справь­тесь и у Катулла: domi maneas paresque nobis Novem continuas futationes[161].

Понятен и жест Гарпократа; Молчание и Целомудрие суть изомеры.

Все это - один частный случай общего правила: сумма бесконечных Энергий Вселенной равна Нулю.

В старые времена Двойку Пентаклей называли Владыкой Гармоничных Перемен. Теперь - просто «Переменами», и здесь нужно несколько прояснить доктрину. Поскольку эта масть - земная, она связана и с Принцессами, а стало быть, и с финальным Хе Тетраграмматона, Земля есть трон Духа; очутившись в самом низу, сразу же попадаешь снова на самый верх. В этом символизм змея, свившегося в бесконечную ленту.

 

 

ЧЕТЫРЕ ТРОЙКИ

 

Эти карты соответствуют Бина; в каждой из них выражен символизм Понимания. Идея стала оплодотворенной; образовался треугольник. В каждой карте мы видим идею устойчивости, которую уже нельзя нарушить, но от которой может родиться дитя.

Тройка Жезлов поэтому - Владыка Достоинства. Идея воли и господства получает объяснение в Характере.                                     

Тройку Чаш называют Владыкой Изобилия. Идея любви принесла плод; но мы уже достаточно спустились по Древу, чтобы начать делать различие между мастями, что раньше не было возможным.

Идея разделения, переменчивости, идея воздушных качеств вещей проявляется в Тройке Мечей, Владыке Печали. Здесь нам напоминают о тьме Бина, о скорби Исиды; но это не вульгарная печаль вследствие чьего-то разочарования или неудовлетворенности. Это Weltchmertz, мировая скорбь; это качество меланхолии.

Тройка Пентаклей, подобным образом, демонстрирует результат идеи Земли, кристаллизации сил; и поэтому она называется Владыкой Работы. Нечто определенно было сделано.

 

 

ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРКИ

 

Эти карты соотносятся с Хесед. Взаимосвязь между тройкой и четверкой чрезвычайно сложна. Очень важно то, что Четверка - «ниже Бездны»; поэтому на практике она обозначает затвердение, материализацию. Вещи стали проявленными. В сущности, Четверка есть выражение Власти Закона.

В масти Жезлов эта карта называется «Завершение». Проявление, обещанное Сефирой Бина, теперь уже произошло. Четверка должна быть очень плотной, поскольку это, фактически, доминирующее влияние на все последую­щие карты. Хесед, Юпитер-Аммон, Отец, первый под Бездной - это высшая умопостигаемая идея. Вот почему эта Сефира посвящена Юпитеру-Демиургу.

Четверка Чаш называется «Роскошь».

Мужская природа огня позволяет Четверке Жезлов быть очень позитив­ным и четко определенным понятием. Слабость же элемента воды угрожает его чистоте; он не настолько силен, чтобы правильно контролировать себя, и поэтому Владыка Удовольствия[162] немного нестабилен. Чистота потерялась в процессе удовлетворения.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!