Крокодил (Мако, сын Сета, или Себек) 3 страница



Наконец, отметим, что белый свет, ниспадающий на Императора, ука­зывает на положение этой карты на Древе Жизни. Его власть исходит от Хокма, творческой Мудрости, Слова, и применяется к Тифарет, организованному человеку.

 


V. ИЕРОФАНТ

 

 

Эта карта соответствует букве Вау, название которой означает «гвоздь». Девять гвоздей видны в верхней части карты; они удерживают окно позади главной фигуры картины.

Карта соотносится с Тельцом, поэтому трон Иерофанта окружен слонами, у которых тельцовская природа, а сам он фактически сидит на быке. Вокруг него - четыре животных, называемых Херувимами, - по одному в каждом углу карты. Это стражи любого святилища, но здесь их важность заключается прежде всего в том, что они указывают на одно конкретное таинство, на главную цель и сущность всякой магической работы - объединение микрокосма с макрокосмом. Поэтому окно призрачно, а перед Проявляющим Таинство видна гексаграмма, представляющая макрокосм. В ее центре находится пентаграмма с танцующим мальчиком. Она символизирует закон нового Эона Гора-Ребенка, сменившего Эон «Умирающего Бога», который правил миром две тысячи лет. Перед Иерофантом изображена женщина с мечом; в иерархии нового Эона она представляет Багряную Жену. Этот символизм разрабатывается дальше в окне, где позади фаллического головного убора Иерофанта видна цветущая пятилепестковая роза.

Образы змея и голубя отсылают к стиху 57 из первой главы «Книги Закона»: «Есть любовь и любовь. Есть голубь, и есть змей».

С этим символом мы вновь встретимся в козыре под номером XVI.

Фон всей карты — темно-синий; это цвет звездной ночи Нуит, из чьей утробы рождаются все явления.

Телец, зодиакальный знак этой карты, сам по себе является Херувимом-Быком, то есть элементом Земли в самой сильной и уравновешенной форме. Этим знаком управляет Венера; ее представляет женщина перед Иерофантом.

В главе III «Книги Закона» (стих 11) сказано: «Пусть женщина опояшется мечом передо мною». Эта женщина - Венера, и теперь она в Новом Эоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна.

В этом знаке экзальтирована Луна; ее влияние представлено не только женской фигурой, но и девятью гвоздями.

В настоящее время невозможно объяснить эту карту во всех подробнос­тях, ибо лишь дальнейший ход событий покажет судьбу нового потока посвящения.

Сейчас Эон Гора, Ребенка. Хотя лицо Иерофанта кажется милостивым и улыбающимся, а сам Ребенок - счастливым в своей безнравственной невин­ности, трудно отрицать, что в выражении лица Посвятителя есть что-то таинственное и даже зловещее. Кажется, он радуется очень тайной шутке над кем-то. Есть в этой карте что-то отчетливо садистское, и не случайно, поскольку ее сюжет берет начало в мифе о Пасифае, прототипе всех легенд о богах-Быках. Эти легенды сохранились в таких религиях, как шиваизм, и даже (после многочисленных искажений) в самом христианстве.

Символика Жезла необычна; три пересекающихся кольца на его вершине могут представлять три Эона - Исиды, Осириса и Гора. Верхнее кольцо отмечено багряным цветом Гора, а два нижних - зеленым цветом Исиды и бледно-желтым Осириса. И все эти цвета нанесены поверх темного индиго-цвета Сатурна, Владыки Времени. Ибо ритм Иерофанта таков, что он совершает движения лишь с интервалами в 2000 лет.

 


VI. ВЛЮБЛЕННЫЕ (или БРАТЬЯ)

 

 

Эта карта и ее близнец под номером XIV, «Искусство», - самые сложные и туманные из всех Ату. Каждый из символов карты сам по себе двойной, так что смысл ветвится, и объединить его можно только при помощи ряда свадеб, отождествлений и некоторой формы гермафродитизма.

Соответствия же этой карты - сама простота. Ату VI связан с Близнецами, управляемыми Меркурием, и с еврейской буквой Заин, название которой означает «меч». Поэтому на карте изображена Арка из Мечей, под которой происходит Королевская Свадьба.

Меч - это прежде всего инструмент разделения. В интеллектуальном мире - а это мир масти Мечей - он представляет анализ. Эта карта вместе с Ату XIV составляет исчерпывающую алхимическую максиму: solve et coagula.

Поэтому данная карта Таро - одна из самых фундаментальных. И это первая карта, на которой изображено более одной центральной фигуры. (Обезьяна Тота в Ату I - всего лишь тень.) В своей изначальной форме она рассказывала историю Творения.

Ниже приводится представляющее исторический интерес описание этой карты в ее примитивной форме из «Liber 418»:

 «Есть ассирийская легенда о женщине с рыбой, и еще легенда о Еве и Змее - ведь Каин был дитя Евы и Змея, а не Евы и Адама, и поэтому, когда он покончил со своим братом (первым убийцей, приносившим живых существ в жертву своему демону), Каин получил начертание на чело его. Это «начертание Зверя», о котором говорится в Апокалипсисе[90], и знак Посвящения.

Пролитие крови необходимо, ибо Бог не слышал детей Евы, пока кровь не пролилась. И это внешняя религия; но Каин не говорил с Богом и не имел начертания на челе, и потому сторонились его все люди, пока он не пролил кровь. И эта кровь была кровью его брата. Это таинство шестого ключа Таро, который следовало бы называть не «Влюбленными», но «Братьями».

В центре карты стоит Каин; в его правой руке Молот Тора, которым он убил брата, весь обагренный кровью того. Левую же ладонь держит он открытой в знак невинности. На его правой руке - его матерь Ева; вокруг нее обвился змей, раскрывший свой капюшон позади ее головы. На левой же его руке - фигура, напоминающая индусскую Кали, но гораздо более соблаз­нительная. Однако я знаю, что это Лилит. А над ним - Великая Сигилла[91] со Стрелой, направленной вниз и пронзающей сердце ребенка. Этот ребенок -Авель. Смысл данной части изображения неясен, но это правильный рисунок карты Таро и правильная магическая притча, из которой еврейские книжники, не имевшие полного Посвящения, выкрали свою легенду о Грехопадении и последующих событиях.»

Очень важно то, что почти каждое предложение в этом фрагменте по видимости противоречит смыслу предыдущего. Это потому, что противо­действие всегда равно и противоположно действию. В мире интеллектуальном, где нет больших промежутков времени, и то, и другое происходит, или должно происходить, одновременно: формулирование любой идеи создает противо­речащую идею почти в тот же самый миг. В любом тезисе содержится антитезис. Это необходимо для сохранения равновесия Вселенной. Эта теория уже объяснялась в обзоре Ату I, Фокусника, но теперь о ней вновь нужно упомянуть для истолкования данной карты.

Ключ - в том, что на этой карте изображено Сотворение Мира. Иерархи придавали этому секрету запредельное значение. Поэтому Посвященные, подготовившие Таро к использованию во время Эона Осириса, заменили изначальную карту, вышеописанную в фрагменте из «Видения и Голоса». Их заботило сотворение новой, их собственной, Вселенной, они были отцами Науки. Их методы работы, собирательно известные как Алхимия, никогда не были открытыми для публики. Интересно, что все достижения современной науки за последние пятьдесят лет дали разумным и образованным людям воз­можность задуматься о том, что наука в целом повернула назад, к алхимичес­ким целям и (mutatis mutandis[92]) методам.

К соблюдению секретности алхимиков вынуждала мощь преследовавших их церквей. Как бы яростно фанатики ни грызлись между собой, все они были равно озабочены тем, чтобы уничтожить новорожденную Науку, которая, как они инстинктивно понимали, должна была положить конец невежеству и слепой вере как основе их власти и богатства.

Тема этой карты - Анализ, за которым следует Синтез. Первый вопрос, задаваемый наукой, - «Из чего состоят вещи?» Ответив на него, она ставит следующий вопрос: «Как их переставить для нашей вящей пользы?» В этом - вся работа Таро.

Мужская фигура под капюшоном, занимающая центральную часть карты, - это другая форма Отшельника, который будет объяснен в Ату IX. Сам же он, в свою очередь, - одна из форм бога Меркурия, описанного в Ату I. Этот муж плотно укутан в саван, как бы указывая на то, что первопричина вещей на­ходится по ту сторону проявления и разума. (Как известно, в самом конечном счете возможны только две операции - анализ и синтез.) Он стоит в Знаке Вхо­дящего[93], как бы испуская таинственные силы творения. Вокруг рук его обвит свиток, указывающий на Слово, которое есть и его сущность, и его послание. Но Знак Входящего - это еще и Знак Благословения; таким образом, действие этого персонажа карты является празднованием Герметической Свадьбы. За ним видны фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена для того, чтобы сохранить в какой-то степени изначальную форму карты и показать ее непрервавшуюся связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово «Телема», которое есть Слово Закона (см. «Liber АL», 1.39). Стрелы же его суть сумма Воли. Таким образом показано, что эта фундаментальная формула магической работы, анализа и синтеза, сохраняется из Эона в Эон.

Теперь можно обратиться и к самой Герметической Свадьбе. Эта часть карты в упрощенном виде передает содержание «Химической Свадьбы Христиана Розенкрейца», шедевра слишком длинного и многословного, чтобы с пользой цитировать его здесь. Скажем лишь, что сущность анализа - непрерывный маятник противоречивых идей. Это глиф двойственности. Царственные персоны, изображенные на карте, - это Черный Король, или Король-Мавр, в золотой короне и Белая Королева в короне из серебра. Его сопровождает Красный Лев, ее - Белый Орел.

Это символы мужского и женского принципов Природы; таким образом, они, на разных стадиях проявления, - Солнце и Луна, Огонь и Вода, Воздух и 3емля. В химии они фигурируют как кислоты и щелочи или (на более глубоком уровне) металлы и неметаллы, если употреблять эти понятия в самом широком философском смысле и включить в первое водород, а в последнее кислород. В том смысле фигура под капюшоном представляет протеический[94] элемент углерод, семя всякой органической жизни.

Дальнейшие символы мужского и женского - регалии Короля и Короле­вы; он держит Священное Копье, а она - Святой Грааль; их свободные руки соединены, как при свадебной церемонии. Регалии поддерживают два ребенка-близнеца, причем в перекрестном положении: белый держит не только Чашу, но и розы, черный же, держась за отцовское Копье, имеет при себе дубинку - равнозначный символ. В самом низу - плод Свадьбы в примитивной и при этом составной форме: крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо представляет собой сущность жизни, появляющейся благодаря этой формуле мужского и женского. Оно продолжает символизм Змеев, которыми вышита мантия Короля, и Пчел, украшающих одеяние Королевы. Яйцо серое - в нем смешиваются белое и черное; это означает сотрудничество трех Вышних Древа Жизни. Цвет Змея - пурпурный, соответствующий Меркурию в шкале Королевы[95]; подразумевает­ся влияние этого бога, проявленного в Природе. Крылья имеют малиновый оттенок, соответствующий (в палитре Короля) Бина, Великой Матери. Итак, в этом символе содержится полный глиф равновесия, необходимого для начала Великого Делания. Но последняя тайна еще не разрешена. Замысел создания жизни совершенен, но природа этой жизни еще сокрыта. Она может принять любую форму из возможных, но какую именно? Это зависит от воздействий во время беременности.

Фигура, парящая в воздухе, представляет некоторую трудность. Тра­диционно ее истолковывают как Купидона, причем не совсем понятно, какое отношение Купидон может иметь к Близнецам. Рассмотрение положения соответствующего пути на Древе Жизни ничего нам не дает, поскольку Близнецы ведут от Бина к Тифарет. Итак, Купидон создает целую проблему. Римское божество обычно представляет собой более материальный аспект того греческого божества, от которого оно произошло, - в данном случае Эроса. Эрос - сын Афродиты, а отцом его по разным преданиям был Арес, Зевс или Гермес, то есть Марс, Юпитер или Меркурий. Внешний вид Купидона на этой карте заставляет предположить, что его настоящий предок - Гермес; его вообще не так уж легко отличить от юного Меркурия, ибо они оба своенравны, безответственны и любят подшучивать. Но у данного образа есть особенные черты: лук и стрелы в золотом колчане (иногда Купидона изображают с факелом), золотые крылья и повязка на глазах. Поэтому может оказаться, что он представляет разумную (и в то же время бессознательную) волю души объединиться со всем и вся, как уже объяснено в общей формуле относительно агонии разделённости.

В алхимической символике фигуре Купидона не придается какого-то особого значения. Но в каком-то смысле он - источник всякого действия, либидо для выражения Нуля через Два. С другой стороны, его можно рассматривать как интеллектуальный аспект влияния Бина на Тифарет, ибо в одной из традиций[96] название этой карты - «Дети Голоса, Оракул Могущественных Богов». С этой точки зрения Купидон - символ вдохновения, нисходящего на фигуру в капюшоне, которая в данном случае есть пророк, управляющий соединением Короля и Королевы. Стрела Купидона представляет духовный разум, необходимый для алхимических операций, а не просто жажду выполнять их. С другой стороны, стрела - это символ направления, и поэтому вполне уместно греческое слово «Телема» на колчане. Нужно заметить, что знак противоположной карты - Стрелец, то есть Лучник, но такая фигура не присутствует в Ату XIV ни в какой форме. Эти две карты дополняют друг друга и их нельзя изучать по отдельности, если желательно полное толкование.

 


VII. КОЛЕСНИЦА

 

 

Ату VII соответствует зодиакальному знаку Рака, в который входит Солнце при летнем солнцестоянии.*

 

 * Обратите внимание на букву Хет: ее название состоит из букв Хет (числовое значение - 8), Йод (10) и Тау (400), которые вместе дают 418. Это одно из важнейших ключевых чисел «Liber АL», число Эона, ABRAHADABRA, шифр Великого Делания. (См. «Равноденствие богов», стр. 138, а также «Храм царя Соломона».) Об одном этом слове можно и нужно было бы написать целую книгу.

 

Рак - кардинальный знак элемента Воды.**

 

 ** Отсюда праздник Крещения и различные ритуалы, связанные с водой.

 

 Он представляет первый энергичный натиск этого элемента. Еще он соответствует пути, ведущему от Великой Матери Бина к Гебура, и, таким образом, влиянию Вышних, нисходя­щему сквозь Завесу Воды (то есть кровь) на энергию человека. Таким образом, Рак вдохновляет и тем самым дополняет Иерофанта, который, по другую сторону Древа Жизни, направляет вниз огонь Хокма (см. диаграмму).

На рисунок настоящей карты очень повлиял Козырь, изображенный Элифасом Леви.

Балдахин Колесницы имеет цвет Бина - синий, как ночное небо. Поддер­живающие его столбы суть четыре столпа Вселенной, режим Тетраграмматона. Алые колеса представляют изначальную энергию Гебура, вызывающую вращательное движение.

В Колесницу впряжены четыре сфинкса, составленные из частей четырех Херувимов: Быка, Льва, Орла и Человека. Их части перемешаны, и потому вся композиция представляет шестнадцать субэлементов.

Колесничий одет в янтарного цвета доспехи, уместные для этого знака. Он скорее восседает на колеснице, как на троне, чем управляет ею, поскольку вся система движения совершенно сбалансирована. Его единственная функция - держать Святой Грааль.

На его панцире видны десять Звезд Ассия, наследие небесной росы его Матери.

На гребне его шлема сидит краб, символ зодиакального знака. Забрало шлема опущено, ибо никто из живых не может видеть его лицо. По той же причине ни одна из частей его тела не обнажена.

Рак - это дом Луны; таким образом, эта карта в чем-то аналогична карте Верховной Жрицы. Но, кроме того, в Раке экзальтирован Юпитер, и это заставляет нас вспомнить о карте Фортуны (Ату X), связанной с Юпитером.

Главная деталь карты находится в центре - это Святой Грааль. Он имеет цвет Юпитера, чистый аметистовый, но формой напоминает Луну и Великое Море Бина.

В центре чаши видна сияющая кровь - подразумевается духовная жизнь, свет во тьме. Испускаемые ею лучи вращаются, чем подчеркивается юпитерианский элемент в символе.

 


VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

В старой колоде эта карта называлась Справедливостью. Это слово не имеет никакого смысла, кроме чисто человеческого, и потому относительного; следовательно, его нельзя считать одним из фактов Природы. Согласно любой теологической или этической системе, Природа не справедлива: она точна.

Эта карта соответствует знаку Весов, управляемому Венерой. В нем экзальтирован Сатурн. Таким образом, ее символ - всеобщее равновесие. Это финальное урегулирование формулы Тетраграмматона, когда Дочь, освобожден­ная браком с Сыном, восходит на трон Матери; так она наконец «пробуждает древность Отца Всего».

Однако, как высший символ, символ за пределами всяких планетарных и зодиакальных соображений, эта карта является женским дополнением к Дураку, ибо буквы Алеф и Ламед составляют тайный ключ к «Книге Закона», а это - основание полной каббалистической системы, которая глубже и тоньше, чем любая другая. Детали этой системы еще не раскрыты. Но, тем не менее, было сочтено правильным намекнуть на ее существование, уравняв рисунки этих двух карт. Итак, Богиня изображена танцующей и напоминающей Арлекина, не только потому, что Весы - знак Венеры, но и потому, что она - партнерша Дурака.

Мы видим молодую стройную женщину, балансирующую на носках. Она увенчана страусовыми перьями Маат, египетской богини Справедливости, а на лбу ее - змей Урей, Владыка Жизни и Смерти. Она в маске, а выражение лица демонстрирует тайное внутреннее удовлетворение ее господством над любым элементом неравновесия во Вселенной. Это состояние символизируется Магическим Мечом, который она держит двумя руками, и весами, в сферичес­ких чашах которых она взвешивает Вселенную: Альфа-Начало полностью уравновешивается Омегой-Концом. Это Судья и Свидетели Страшного Суда; Свидетели[97], в частности, символизируют тайный курс суда, когда весь текущий опыт впитывается, превращается и, наконец, передается, благодаря действию Меча, в дальнейшее проявление. Все это происходит в образуемом женской фигурой ромбе, в котором скрывается Vesica Piscis; именно через него утонченный и отрегулированный опыт переходит в свое следующее проявление.

Женская фигура балансирует перед троном, составленным из шаров и пирамид (их число - четыре, что символизирует Закон и Ограничение), которые поддерживают такую же, как и она сама, беспристрастность, но на совершенно безличном плане. Они образуют рамки, в которых происходят все действия. За их пределами, в углах карты, изображены уравновешивающие друг друга сферы света и тьмы, а лучи, исходящие от этих сфер, образуют занавес; это взаимодействие всех тех сил, которые Регулирование суммирует и о которых принимает решение.

Следует погрузиться глубже в философию; этот Козырь изображает Женщину Удовлетворенную. Равновесие несовместимо с любыми индиви­дуальными предрассудками; поэтому во Франции эта карта должна бы называться Justesse[98] (Правосудие). Природа скрупулезно точна. Нельзя уронить булавку, не вызвав соответствующей реакции на каждой звезде. Даже такое действие нарушает равновесие Вселенной.

Эта женщина-богиня есть Арлекин; она - партнерша и осуществление Дурака. Она - та предельная иллюзия, которая есть проявление; она - многоцветный, многохитрый танец самой Жизни. В постоянном кружении фантомного представления Пространства и Времени реализуются все возмож­ности: все вещи реальны на поверхности души, поскольку моментально компенсируются этим Регулированием. Все вещи суть гармония и красота; все вещи суть Истина, потому что они взаимозачитываются.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!