Крокодил (Мако, сын Сета, или Себек) 2 страница



Нет сомнения, что мы наблюдаем постепенное приближение профанической науки внешнего мира к священной мудрости Посвященных.

 

* * *

 

Рисунок представляемой здесь карты строится на идеях, изложенных выше. Дурак весь из золота Воздуха. У него рога Диониса Загрея, а между ними - фаллический конус белого света, изображающий воздействие Короны (Кетер: см. положение Пути Алеф на Древе Жизни), что находится выше. Фон Дурака - воздушный, разгорающийся зарей из пространства; сам он как бы неожиданно врывается или даже «взрывается» в мир.

Он одет в зеленое, что соответствует Весне; обувь же его - из фаллического золота Солнца.

В правой руке Дурак держит жезл, увенчанный белой пирамидой Отца Всего. В левой руке у него пылающая сосновая шишка, имеющая то же значение, но более отчетливо указывающая на растительность. С левого плеча свисает гроздь винограда. Эти ягоды представляют плодовитость, сладость и основание экстаза. Сам же экстаз показан как черешок виноградной грозди, превращающийся в радужную спираль. Форма Вселенной. Указание на Тройную Завесу Отрицания, которая проявляется благодаря его вмешательству в разделенном свете. На спирали расположены другие атрибуты божества: гриф Маут, голубь Венеры (Исиды, Марии) и плющ, священный для почитателей Вакха. А также многоцветная воздушная бабочка и крылатый шар с двумя змеями - символ, отраженный и усиленный в младенцах-близнецах, обнимающихся на среднем витке спирали. Над ними благословением парят три соединенных цветка. К Дураку ластится тигр, а под его ногами в Ниле среди побегов лотоса изогнулся крокодил. В центре фигуры, обобщая все это множество форм и цветов, находится фокус микрокосма - сияющее солнце. Вся картина - глиф созидательного света.

 


I. ФОКУСНИК

 

 

Эта карта соответствует букве Бет, название которой означает «дом», и планете Меркурий. Связанные с этим символом идеи чрезвычайно сложны и разнообразны.

Французское название этой карты в средневековой колоде – «Le Bâteleur», то есть Держатель Жезла. Меркурий - прежде всего держатель Жезла, Энергии, направляемой вовне. Итак, эта карта изображает Мудрость, Волю, Слово, Логос, которым созданы миры. (См. Евангелие от Иоанна, гл. 1.) Она представляет принцип Воли. Коротко говоря, это Сын, действенное проявление идеи Отца. Маг - это мужское соответствие Великой Жрицы. Да не возникнет здесь путаницы по поводу фундаментальной доктрины Солнца и Луны как Второй Гармонии Лингама и Йони; ибо, как показывает текст «Парижского делания»[81], творящий Меркурий имеет природу Солнца. Но Меркурий – это путь, ведущий от Кетер к Бина, «Пониманию»; таким образом, Он - посланник богов и представляет именно этот Лингам, Слово творящее, язык которого – молчание.

Однако Меркурий изображает действие во всех его формах и на всех стадиях. Он - текучая основа всякой передачи деятельности и, согласно динамической теории Вселенной, сама субстанция таковой. Если говорить на языке современной физики, он - тот электрический заряд, который является первым проявлением кольца из десяти неопределимых идей, упоминавшегося выше. Итак, он есть непрерывное творение.

Вполне логично также, что, будучи Словом, он есть закон причины, необходимости и случайности: это тайный смысл Слова, сущность Слова и условие его произнесения. Поэтому, а особенно благодаря своей двойственности, он представляет и истину, и ложность, и мудрость, и глупость. Неожиданный, он расстраивает любую устоявшуюся идею и поэтому выглядит ловким хитрецом. Творец, он лишен совести. Если не может достичь своих целей честным путем, он прибегнет к одурачиванию. Вот почему легенды о молодом Меркурии - это легенды о хитрости. Его невозможно понять, потому что он -Бессознательная Воля. Его положение на Древе Жизни показывает, что третья Сефира, Бина, или «Понимание», пока еще не оформилась, не говоря уже о ложной Сефире Даат, или «Знании».

Из всего вышесказанного ясно, что эта карта представляет вторую эманацию из Короны и, таким образом, в каком-то смысле является взрослой формой первой эманации, Дурака, чья буква - Алеф, а смысл - «Единство». Эти идеи слишком тонки, а их уровни слишком возвышенны, чтобы можно было дать им определения. Это даже и нежелательно, поскольку по природе своей эти идеи перетекают одна в другую. Можно только сказать, что любой данный иероглиф представляет собой легкое утверждение о какой-то конкретной форме многоликой идеи. В этой карте упор делается на творческий и двойственный характер Пути Бет. В традиционной карте используется маска Фокусника.

Фокусник - один из самых грубых и наименее удовлетворительных персонажей во всей средневековой колоде. Обычно его изображают в шляпе, форма которой напоминает математический символ бесконечности (показанный на нашей карте «Двойка Дисков»). Он держит жезл с утолщениями на обоих концах, возможно, связанный с двойной полярностью в электричестве; но это также пустотелый жезл Прометея, в котором тот принес огонь с Небес. На столе, или алтаре, за которым стоит Фокусник, находятся три других элементальных орудия.

«Жезлом творит Он.

Чашей сохраняет.

Кинжалом разрушает.

Монетой освобождает».

Liber Magi, стих 7-10

Представляемая же здесь карта создавалась в основном на основе греко-египетской традиции, ибо идею Мага, безусловно, лучше, чем когда бы то ни было, понимали в те времена, когда эти две философии воздействовали друг на друга.

Индуистская концепция Меркурия как Ханумана, бога-обезьяны, деградировала самым жалким образом. В этом культе не осталось ни одного из высших аспектов символа. Кажется, главной целью его адептов было создание временной инкарнации бога, для чего каждый год в джунгли отправляли женщин. Мы не видим даже ни одной сколько-нибудь духовно глубокой легенды. Хануман, конечно же, не более, чем обезьяна Тота.

Главным признаком Тахути, или Тота, египетского Меркурия, является его голова ибиса. Ибис - символ сосредоточения, ведь полагали, что он все время стоит без движения на одной ноге. Вполне очевидно, что это символ медитативного духа. Здесь может быть и связь с центральной мистерией Эона Осириса, тщательно охранявшейся от профанов тайной о том, что для зачатия детей необходимо вмешательство мужского начала. В этой форме Тот держит посох с фениксом, символизирующий воскресение через процесс деторождения. В левой руке у него Анх, символизирующий ремень от сандалии, то есть средство передвижения по мирам, каковое есть отличительный признак божества. Но по форме своей Анх - фактически одна из форм Розы и Креста, и этот факт - не такое уж совпадение, как нас убеждают современные египтологи, озабоченные опровержением фаллической школы археологии.

В другой форме Тот изображается как прежде всего Мудрость и Слово. В правой руке он держит стило, а левой - папирус. Он - посланец богов; передает их волю иероглифами, понятными только посвященным; записывает их деяния. Но с древнейших времен было замечено, что использование речи или письма означает в лучшем случае появление двусмысленности, а в худшем - лжи. Поэтому Тота изображали в сопровождении собакоголовой обезьяны, дело которой - искажать Слово бога, дразниться, притворяться и обманывать. На философском языке можно сказать: Проявление предполагает иллюзию. Эту доктрину можно найти в индийской философии, где аспект Тахути, о котором мы говорим, называется Майей, а также в центральном и типичном образе буддийской школы Махаяна (практически тождественной доктрине Шивы и Шакти).

Настоящая карта стремится представить все эти концепции. Но истинный образ вообще невозможен: во-первых, потому, что все образы как таковые лгут; во-вторых, поскольку движение вечно, а предел его скорости, с, есть скорость Света, любая статичность противоречит идее карты. Вот почему этот рисунок - не более, чем мнемонические наброски. Многие из идей, выраженных в рисунке, хорошо объясняются в «Парижском делании».

 


II. ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА

 

 

Эта карта соответствует букве Гимел, название которой означает «верблюд» (символизм верблюда будет объяснен позже), и Луне.

Луна (общий женский символ, символ второго порядка, соотносящийся с Солнцем, как Йони соотносится с Лингамом) универсальна и движется от высшего к низшему. Это символ, который будет часто встречаться в иерогли­фах Таро. Предыдущие Козыри были связаны с Природой над Бездной, Верховная Жрица - первая карта, которая соединяет Триаду Вышних[82] с Гексадой[83]; и ее путь, как показано на диаграмме, напрямую соединяет Отца в его высшем аспекте и Сына в его самом совершенном проявлении. Этот путь находится в совершенном равновесии на Срединном Столпе Древа Жизни. Итак, в этой карте содержится самая чистая и возвышенная концепция Луны. (На другом же конце спектра находится Ату XVIII.)

Еще эта карта изображает наиболее духовную форму Вечной Девы Исиды - греческой Артемиды. Она одета лишь в вуаль из света. Для высокого посвящения важно относиться к Свету не как к совершенному проявлению Вечного Духа, но скорее как к завесе, этот Дух скрывающей. Этому способствует его ни с чем не сравнимый ослепительный блеск. Итак, женская фигура - это свет и тело света. Это истина, сокрытая за световой завесой. Это душа света. На ее коленях - лук Артемиды, он же музыкальный инструмент, ибо она - охотница, которая охотится, чаруя.

А теперь рассмотрим эту идею как бы с той стороны Завесы Света, третьей Завесы изначального Ничто. Этот свет - растворитель проявления, богиня Нуит, возможность Формы. Это первое и самое духовное проявление женственного берет себе мужское соответствие, формулируя в себе любую геометрическую точку, из которой можно созерцать возможность. Богиня-девственница - потенциальная богиня плодовитости. Она есть идея, стоящая за всеми формами; как только влияние Триады опускается ниже Бездны, конкретная идея завершается.

Следующая глава из «Книги Лжей (неверно так называемой)» поможет ученику понять эту доктрину при помощи медитации:

 

ПЫЛЬНЫЕ ДЬЯВОЛЫ

 

В Ветре ума вздымается вихрь, называемый «я».

Он разбивается; мысли бесплодные сыплются вниз.

Всякая жизнь задыхается.

Эта пустыня есть Бездна, в которой - Вселенная.

Звезды - лишь чертополох в пустоши сей.

Но и пустыня - лишь точка, проклятая в мире блаженства.

Снова и снова Путники пересекают пустыню;

Они приходят от Великого Моря и к Великому Морю уходят.

Проходя, они расплескивают воду, и когда-нибудь

Напитают пустыню водой, и она расцветет.

Смотри! Пять следов верблюда! V.V.V.V.V.[84]

 

(Классическое описание Бездны ученику рекомендуется искать в «LIBER 418», или книге «Видение и Голос»81, особенно в Десятом Этире[85]. См. «Равно­денствие», том 1, № 5, Дополнение.)

Поэтому в нижней части карты показаны зарождающиеся формы, вихри, кристаллы, семена, стручки, символизирующие начало жизни. Посреди них стоит Верблюд, упомянутый в только что цитированной главе. Эта карта - связующее звено между Миром Архетипов и Миром Формирования[86].

До сих пор, рассматривая этот Путь Древа, мы считали его нисходящим из Короны; но для Кандидата, то есть для адепта, уже достигшего Сефиры Тифарет, познавшего Святого Ангела-Хранителя и общающегося с ним, это путь, ведущий вверх. И данная карта, в одной из систем Таро называющаяся «Жрицей Серебряной Звезды», символизирует мысль (или, точнее, умо­постигаемое сияние) этого Ангела. Это, коротко говоря, символ высшего Посвящения. Условием Посвящения является то, что обладающие его ключами должны передать их всем истинным аспирантам. Таким образом, эта карта особо указывает на работу А∴А∴. Некоторое представление о формуле Посвящения дается в другой главе «Книги Лжей»:

 

УСТРИЦА

 

Братья А∴А∴. едины с Матерью Ребенка.

Многое столь же восхитительно для Одного, как и Одно для Многого.

Это Любовь Тех; творение-порождение есть Любовь Одного;

Соитие-растворение есть Блаженство Многого.

Все, так переплетенное с Теми, есть Блаженство.

Ничто не превосходит Блаженство.

Мужчина радуется, соединяясь с Женщиной;

Женщина отделяется от Ребенка.

Братья А∴А∴ суть Женщины; Кандидаты А∴А∴ - Мужчины.

 

Важно понимать, что эта карта - полностью женственная, полностью девственная, ибо она представляет в себе влияние и средства проявления (или, если смотреть снизу, достижения). Она изображает возможность в ее второй стадии; еще не началось никакое завершение.

Следует особенно отметить, что три последовательные буквы Гимел, Далет и Хе (Ату II, III и XVII) показывают Символ Женственности (Инь) в трех формах, образуя Триединую Богиню. За этой Троицей следуют три соот­ветствующих и дополняющих Отца - Вау, Цадди, Йод (Ату IV, V, IX). Козыри 0 и I - гермафродиты. Оставшиеся 14 Козырей представляют эти Изначальные Квинтэссенции Бытия в соединении, работе и проявлении.

 


III. ИМПЕРАТРИЦА

 

 

Эта карта соответствует букве Далет, название которой означает «дверь», и планете Венера. На первый взгляд, она служит дополнением к Императору, но ее соответствия гораздо более универсальны.

На Древе Жизни Далет занимает Путь, ведущий от Хокма к Бина и объединяющий Отца с Матерью. Далет - один из трех путей, которые полностью находятся над Бездной. Кроме того, стоит отметить, что алхимичес­кий символ Венеры - единственный из планетарных символов, охватывающих все Сефиры Древа Жизни. Подразумевается, что фундаментальная формула Вселенной - Любовь. (Круг проходит через Сефиры 1, 2, 4, 6, 5, 3; крест образуется из 6, 9, 10, 7 и 8)[87]. Все значения символа Женщины суммировать просто невозможно по той причине, что она каждый раз появляется в новом виде - «многопрестольная, многоразумная, многохитрая Зевса дочь».

На этой карте она показана в своем самом обычном проявлении[88]. В ней сочетаются высшие духовные и низшие материальные качества. Поэтому она может представлять одну из трех алхимических форм энергии - Соль. Соль есть неактивный принцип Природы; это материя, которая должна получать энергию от Серы для поддержания равновесия вращения, существующего в Природе. Поэтому руки и туловище фигуры на карте напоминают символ алхимической Соли ( ).

Мы видим женщину в имперской короне и соответствующем облачении, сидящую на троне, спинка которого напоминает голубые извивающиеся языки пламени. Это символ ее рождения из Воды - женского, текучего элемента. В правой руке женщина держит лотос Исиды; лотос изображает женственную, пассивную энергию. Его корни - в земле, что под водой, или в самой воде, но свои лепестки он раскрывает перед Солнцем, образ которого - внутренняя часть чашечки цветка. Таким образом, это живая форма Святого Грааля, освященная кровью Солнца. На напоминающей пламя спинке трона сидят две самых священных птицы Венеры - воробей и голубь. Смысл их символизма нужно искать в стихах Катулла и Марциала. Ее блуза украшена пчелами и костями домино в окружении спиралей; их значение везде одинаково. Поясом ей служит Зодиак.

Пол под троном обит материей, расшитой цветками лилий и рыбами; они как бы восхищаются Тайной розой, изображенной в основании трона. Значение этих символов уже было объяснено. В этой карте все символы родственны, потому что главная эмблема чиста и проста. В ней нет противоречия, а если и кажется, что есть, то это лишь оппозиция, необходимая для равновесия. И это показано двумя вращающимися лунами.

Геральдика Императрицы двойственна: с одной стороны - традиционная самка Пеликана, кормящая потомство кровью собственного сердца; с другой - Белый Орел алхимиков.

Что касается самки Пеликана, ее полный символизм доступен только посвященным Пятой ступени О.Т.О. Общее же значение можно уловить, отождествив Пеликаниху с Великой матерью, а ее потомство - с Дочерью в формуле Тетраграматона. Именно потому, что дочь есть дочь своей матери, она может взойти на ее трон. Речь идет о непрерывности жизни, о наследовании крови, объединяющем все формы Природы. Нет разрыва между светом и тьмой. Natura non facit saltum[89]. Если полностью понять все эти соображения, можно примирить квантовую теорию с уравнениями электромагнетизма.

Белый Орел этого козыря Таро соответствует Красному Орлу на карте Супруга, Императора. Здесь нам следует остановиться, ибо в этих высших картах содержатся символы совершенства: как начального совершенства Природы, так и финального совершенства Искусства; не только Исиды, но и Нефтиды. Поэтому детали работы относятся к последующим картам, особенно Ату VI и XIV.

На заднем плане карты видна Арка или Дверь - так истолковывается буква Далет. Подводя итоги, можно назвать эту карту Вратами Неба. Но символ так красив и так всеобъемлющ, что ученик, ослепленный любым из его частных проявлений, рискует отклониться в сторону. В этой карте, как в никакой другой, важно не обращать внимание на детали, но сосредоточиться на целом.

 


IV. ИМПЕРАТОР

 

 

Эта карта соответствует букве Цадди и зодиакальному знаку Овна. Этим знаком управляет Марс, и поэтому Солнце в экзальтации. Таким образом, знак Овна сочетает в себе энергию в самой материальной форме и идеей власти. В изначальной, звукоподражательной форме языка этому соответствует звук Ц. Он происходит от санскритского корня со значениями «голова» и «возраст», а сегодня встречается в таких словах, как «царь», «цезарь», «сенат», «сеньор».

На карте изображена мужская фигура в короне, в императорском облаче­нии и с соответствующими регалиями. Император сидит на троне, столбы которого украшены головами гималайских диких баранов, поскольку «Овен» - это баран. У его ног возлежит Агнец с Флагом, подтверждая соответствие барану и на низшем плане. Ведь баран по природе своей - зверь дикий и храбрый, одиноко живущий в горах; когда же его укрощают и приучают лежать на зеленых пастбищах, не остается ничего, кроме послушного, трусливого, стадного и сочного животного. Такова теория управления.

Император - одна из важнейших алхимических карт; вместе с Ату II и III он входит в триаду Серы, Ртути и Соли. Его руки и голова образуют треугольник, направленный вверх, а скрещенные ноги - крест. Эта фигура есть алхимический символ Серы (см. Ату X). Сера - мужская энергия Вселенной, Раджас индийской философии. Это быстрая созидательная энергия, начальная стадия всего Бытия. Сила Императора есть обобщение отцовской силы; отсюда такие символы карты, как пчелы и лилии. Говоря о качествах этой силы, нужно отметить, что она представляет собой действие неожиданное, насильственное, но непостоянное. Прилагаемая слишком долго, эта сила сжигает и разрушает. Отличайте ее от Творческой Энергии букв Алеф и Бет: эта карта находится уже ниже Бездны.

Император держит скипетр, увенчанный головой барана (причина объяснена выше), и державу с мальтийским крестом; это означает, что его энергия успешно нашла выход, его правление установлено.

Есть здесь еще один важный символ. На щите изображен двуглавый орел, увенчанный малиновым диском. Он представляет золотую тинктуру алхими­ков, в то время как белый орел его супруги Императрицы - лунное серебро.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!