РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 28 страница



2. Эти различные силы (за исключением звука) — физика не­бесных тел —

a) переходят друг в друга и взаимно замещают друг друга, и

b) на известной ступени количественного нарастания каждой из этих сил, различной для каждого тела, в подвергающихся их действию телах — будут ли это химически сложные тела или несколько химически простых тел — появляются химические из­менения. И мы попадаем в область химии. Химия небесных тел. Кристаллография —часть химии.

3. Физика должна была или могла оставлять без рассмотрения живое органическое тело, химия же находит настоящий ключ к истинной природе наиважнейших тел только при исследовании органических соединений: с другой стороны, она синтезирует такие тела, которые встречаются только в органической природе. Здесь химия подводит к органической жизни, и она продвинулась до­статочно далеко вперед, чтобы гарантировать нам, что она одна объяснит нам диалектический переход к организму.

4. Но действительный переход только в истории — солнеч­ной системы, земли; реальная предпосылка органической природы.

5. Органическая природа.

Классификация наук, из которых каждая анализирует отдель­ную форму движения или ряд связанных между собою и перехо­дящих друг в друга форм движения, является вместе с тем клас­сификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности, самих этих форм движения, и в этом именно и заключается се значение.

В конце прошлого [XVIII] столетия, после французских ма­териалистов, материализм которых был по преимуществу меха­ническим, обнаружилась потребность энциклопедически резюми­ровать все естествознание старой иыотоно-линнеевской школы, и за это дело взялись два гениальнейших человека—Сен-Симон (не закончил) и Гегель. Теперь, когда новое воззрение на природу в своих основных чертах готово, ощущается та же самая потреб­

{199}

ность и предпринимаются попытки в этом направлении. Но так как теперь в природе выявлена всеобщая связь развития, то внеш­няя группировка материала в виде такого ряда, члены которого просто прикладываются одни к другому, в настоящее время столь же недостаточна, как и гегелевские искусственные диалектические переходы. Переходы должны совершаться сами собою, должны быть естественными. Подобно тому как одна форма движения разви­вается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой23.

* * *

Как мало Конт является автором своей, списанной им у Сен-Симона, энциклопедической иерархии естественных наук, видно уже из того, что она служит ему лишь ради расположения учеб­ного материала и в целях преподавания, приводя тем самым к не­суразному enseignement intйgral [интегральному обучению], где каждая наука исчерпывается прежде, чем успели хотя бы только приступить к другой, где правильная в основе мысль математиче­ски утрируется до абсурда20.

Гегелевское (первоначальное) деление на механизм, химизм, организм27 было совершенным для своего времени. Механизм-— это движение масс, химизм — это молекулярное (ибо сюда вклю­чена и физика, и обе—как физика, так и химия — относятся ведь к одному и тому же порядку) и атомное движение; организм — это движение таких тел, в которых одно от другого неотделимо. Ибо организм есть, несомненно, высшее единство, связывающее в себе в одно целое механику, физику и химию, так что эту троицу нельзя больше разделить. В организме механическое движение прямо вызывается физическим и химическим изменением, и это относится к питанию, дыханию, выделению и т. д. в такой же мере, как и к чисто мускульному движению.

Каждая группа, в свою очередь, двойственна. Механика г 1) небесная, 2) земная.

Молекулярное движение: 1) физика, 2) химия.

Организм: 1) растение, 2) животное.

* * *

Физиография28. После того как сделан переход от химии к жизни, надо прежде всего рассмотреть те условия, в которых возникла и существует жизнь,—следовательно, прежде всего геологию, метеорологию и остальное. А затем и сами различные формы жизни, которые ведь без этого и непонятны.

{200}

* * *

О «МЕХАНИЧЕСКОМ» ПОНИМАНИИ ПРИРОДЫ 29 К стр. 48 30: различные формы движения и изучающие их науки

С тех пор как появилась эта статья («Vorwдrts» от 9 февраля 1877 г.)31, Кекуле («Die wissenschaftlichen Ziele und Leistungen der Chemie») 32 дал совершенно аналогичное определение механи­ки, физики и химии: «Если положить в основу это представление о сущности материи, то химию можно будет определить как науку об атомах, а физику как науку о молекулах; и тогда сама собою напрашивается мысль выделить ту часть современной физики, которая занимается массами, в особую дисциплину, оставив для нее название механики. Таким образом, механика оказывается основой физики и химии, поскольку та и другая, при рассмотрении определенных сторон явлений и особенно при вычислениях, долж­ны трактовать свои молекулы й, соответственно, атомы как массы»33. Эта формулировка отличается, как мы видим, от той, которая дана в тексте34 и в предыдущем примечании35, только своей несколько меньшей определенностью. Но когда один ан­глийский журнал («Nature») придал вышеприведенному положе­нию Кекуле такой вид, что механика — это статика и динамика масс, физика — статика и динамика молекул, химия — статика и динамика атомов36, то, по моему мнению, такое безусловное све­дение даже химических процессов к чисто механическим су­живает неподобающим образом поле исследования, по меньшей мере в области химии. И тем не менее это сведение стало столь мод­ным, что, например, у Геккеля слова «механический» и «мони­стический» постоянно употребляются как равнозначащие и что, по его мнению, «современная физиология... дает в своей области место только физико-химическим, или в широком смысле слова механическим, силам» (Peiigenosis)37.

Называя физику механикой молекул, химию—физикой атомов и далее биологию — химией белков, я желаю этим выра­зить переход одной из этих наук в другую, — следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и разли­чие, дискретность обеих. Итти дальше этого, называть химию юже своего рода механикой, представляется мне недопустимым. Механика в более широком или узком смысле слова знает только количества, она оперирует скоростями и массами и, в луч­шем случае, объемами. Там, где на пути у нее появляется каче­ство тел, как, например, в гидростатике и аэростатике, она не может обойтись без рассмотрения молекулярных состояний и мо­лекулярных движений, и сама она является здесь только вспо­могательной наукой, предпосылкой физики. В физике же, а еще более в химии, не только имеет место постоянное качественное из­менение в результате количественных изменений, т. е. переход

{201}

количества в качество, но приходится также рассматривать множество таких качественных изменений, обусловленность кото­рых количественным изменением совершенно не установлена. Можно охотно согласиться с тем, что современное течение в науке движется в этом направлении, но это не доказывает, что оно является исключительно правильным и что, следуя этому тече­нию, мы до конца исчерпаем физику и химию. Всякое движение заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частей материи; познать эти механические движе­ния является первой задачей науки, однако лишь первой ее зада­чей. Но это механическое движение не исчерпывает движения вообще. Двюкение — это не только перемена места; в надмеханиче-ских областях оно является также и изменением качества. Откры­тие, что теплота представляет собою некоторое молекулярное двюкение, составило эпоху в науке. Но если я не имею ничего другого сказать о теплоте кроме того, что она представляет собою известное перемещение молекул, то лучше мне замолчать. Химия, повидимому, находится на верном пути к тому, чтобы из отноше­ния атомных объемов к атомным весам объяснить целый ряд хи­мических и физических свойств элементов. Но ни один химик не решится утверждать, что все свойства какого-нибудь элемента исчерпывающим образом выражаются его положением на кривой Лотара Мейера38, что этим одним можно будет когда-нибудь объяснить, например, своеобразные свойства углерода, которые делают его главным носителем органической жизни, или же необ­ходимость наличия фосфора в мозгу. И тем не менее «механиче­ская» концепция сводится именно к этому. Всякое изменение она объясняет перемещением, все качественные различия — количественными, не замечая, что отношение между качеством и количеством взаимно, что качество так же переходит в количе­ство, как и количество в качество, что здесь имеет место взаимодей­ствие. Если все различия и изменения качества должны быть сводимы к количественным различиям и изменениям, к механи­ческим перемещениям, то мы с необходимостью приходим к те­зису, что вся материя состоит из тождественных мельчайших частиц и что все качественные различия химических элементов материи вызываются количественными различиями, различиями в числе и пространственной группировке этих мельчайших частиц при их объединении в атомы. Но до этого мы еще не дошли.

Только незнакомство наших современных естествоиспытате­лей с иной философией, кроме той ординарнейшей вульгарной философии, которая распространилась ныне в немецких универ­ситетах, позволяет им в таком духе оперировать выражениями вроде «механический», причем они не отдают себе отчета или даже не подозревают, к каким вытекающим отсюда выводам они тем самым с необходимостью обязывают себя. Ведь у теории об абсо­лютной качественной тождественности материи имеются свои

{202}

приверженцы; эмпирически ее так же нельзя опровергнуть, как и нельзя доказать. Но если спросить людей, желающих объяснить все «механическим образом», сознают ли они неизбежность этого вывода и признают ли тождественность материи, то сколько раз­личных ответов услышим мы на этот вопрос 1

Самое комичное — это то, что приравнение «материалисти­ческого» и «механического» идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом «механический». Но дело в том, что кри­тикуемый Гегелем материализм — французский материализм XV11I века — был действительно исключительно механическим, п по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли слу­жить основой для некоторого общего воззрепия на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через «механически действующие причины» и выраже­ния causae finales — через «целесообразно действующие причины»; но Гегель понимает здесь под словом «механический» — слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в «Логике» и затрагивает его только в «Истории фи­лософии», в тех местах, где оно выступает как исторический факт (следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности!) и совершенно мимоходом при рассмо­трении телеологии («Логика», III, II, 3) 39, где об этом противополо­жении упоминается как о той форме, в которой старая метафизика формулировала противоположность между механизмом и те­леологией. Вообще же он трактует указанное противоположение как давно уже преодоленную точку зрения. Таким образом, Гек­кель просто неверно списал у Гегеля, радуясь тому, что он здесь, как ему показалось, нашел подтверждение своей «механической» концепции, и этим путем он приходит к тому блестящему результату, что когда естественный отбор создает у того или дру­гого животного или растения какое-нибудь определенное изме­нение, то это происходит благодаря causa efficiens; если же это самое изменение вызывается искусственным отбором, то это про­исходит благодаря causa finalis! Зоотехник есть causa finalis! Конечно, диалектик калибра Гегеля не мог путаться в пределах узкой противоположности между causa efficiens и causa finalis. А для теперешней стадии развития науки всей бесплодной бол­товне об этой противоположности кладет конец то обстоятельство, что мы знаем из опыта и теории, что материя и ее форма бытия — движение — несотворимы и, следовательно, являются своими собственными конечными причинами; между тем как у тех отдель­ных причин, которые на отдельные моменты времени п в отдельных местах изолируют себя в рамках взаимодействия движения

{203}

вселенной или изолируются там нашей мыслью, не прибавляет­ся решительно никакого нового определения, а лишь внося­щий путаницу элемент в том случае, если мы их называем действуюгцими причинами. Причина, которая не действует, не есть вовсе причина.

N6. Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, су­ществующих материй, не является, таким образом, чем-то чув­ственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую п свести каче­ственные различия к чисто количественным различиям, образуе­мым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно по­ступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой40, вместо кошек, собак, овец и т. д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, ме­талл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. Теория Дарвина требует подоб­ного первичного млекопитающего, Рготатта1е Гекколя, по должна в то же время признать, что если оно содержало в себе в зародыше всех будущих и ныне существующих млекопитаю­щих, то в действительности оно стояло ниже всех теперешних млекопитающих и было первобытно грубым, а поэтому п более преходящим, чем все они. Как доказал уже Гегель («Энциклопе­дия», I, стр. 199)41, это воззрение, эта «односторонне математическая точка зрения>>, согласно которой материя определима только количественным образом, а качественно искони одинакова, есть «не что иное, как точка зрения» французского материализма XVIII века. Она является даже возвратом к Пифагору, который уже рассматривал число, количественную определенность, как сущность вещей.

*

Во-первых, Кекулс 42. Далее: систематизацию естествознания, которая становится теперь все более и более необходимой, можно найти не иначе, как в связях самих явлений. Так, механическое движение небольших масс на каком-нибудь небесном теле кон­чается контактом двух тел, который имеет две формы, отличаю­щиеся друг от друга лишь по степени: трение и удар. Поэтому мы изучаем сперва механическое действие трения и удара. Но мы находим, что дело этим не исчерпывается: трение производит теплоту, свет н электричество; удар — теплоту и свет, а, может быть, также и электричество. Таким образом, мы имеем превраще­ние движения масс в молекулярное движение. Мы вступаем в область молекулярного движения, в физику, и продолжаем исследовать дальше. Но и здесь мы находим, что исследование

{204}

молекулярным движением не заканчивается. Электричество пере­ходит в химические превращения и возникает из химических пре­вращений; теплота и свет тоже. Молекулярное движение переходит в атомное движение: химия. Изучение химических процессов находит перед собою, как подлежащую исследованию область, органический мир, т. е. такой мир, в котором химические про­цессы происходят согласно тем же самым законам, по при иных условиях, чем в неорганическом мире, для объяснения которого достаточно химии. А все химические исследования органического мира приводят в последнем счете к такому телу, которое, будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманент­ный химический процесс, — приводят к белку. Если химии удаст­ся изготовить этот белок в том опре/взленном виде, в котором он, очевидно, возник, в виде так называемой протоплазмы, — в том определенном или, вернее, неопределенном виде, в котором он потенциально содержит в себе все другие формы белка (причем пет нужды принимать, что существует только один вид прото­плазмы), то диалектический переход будет здесь доказан также и реально, т. е. целиком и полностью. До тех пор дело остается в области мышления, alias [иначе говоря] гипотезы. Когда химия порождает белок, химический процесс выходит за свои собствен­ные рамки, как мы видели это выше относительно механического процесса. Он вступает в некоторую более богатую содержанием область — область органической жизни. Физиология есть, ра­зумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместо с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень.

[МАТЕМАТИКА]


***

Так называемые аксиомы математики — это те немногие мы­слительные определения, которые необходимы в математике в ка­честве исходного пункта. Математика — это наука о величинах; она исходит из понятия величины. Она дает последней скудную, недостаточную дефиницию и прибавляет затем внешним образом, в качестве аксиом, другие элементарные определенности вели­чины, которые не содержатся в дефиниции, после чего они высту­пают как недоказанные и, разумеется, также и недоказуемые математически. Анализ величины выявил бы все эти аксиомати­ческие определения как необходимые определения величины. Спен­сер прав в том отношении, что кажущаяся нам самоочевидность этих аксиом унаследована нами. Они доказуемы диалектически, поскольку они не чистые тавтологии 1.

Из области математики2. Ничто, кажется, не покоится на такой непоколебимой основе, как различие между четырьмя арифметическими действиями, элементами всей математики. И тем не менее уже с самого начала умножение оказывается сокращен­ным сложением, деление — сокращенным вычитанием опреде­ленного количества одинаковых чисел, а в одном случае — если делитель есть дробь — деление производится путем умножения па обратную дробь. А в алгебре идут гораздо дальше этого. Каж­дое вычитание (a - b) можно изобразить как сложение (- b + a), каждое деление как умножение . При действиях со степе­нями идут еще значительно дальше. Все неизменные различия математических действий исчезают, все можно изобразить в про­тивоположной форме. Степень — в виде корня корень — в виде степени
.Единицу, деленную на

{206}

степень или на корень, — в виде степени знаменателя . Умножение или деление степеней какой-нибудь вели­чины превращается в сложение или вычитание их показателей. Каждое число можно рассматривать и изображать в виде сте­пени всякого другого числа (логарифмы, ). И это превраще­ние из одной формы в другую, противоположную, вовсе не празд­ная игра, — это один из самых могучих рычагов математической науки, без которого в настоящее время нельзя произвести ни одного сколько-нибудь сложного вычисления. Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики хотя бы только отрица­тельные и дробные степени, — и он увидит, что без них далеко не уедешь.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!