РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 7 страница



Между тем и континенту суждено было приобрести своих духо­видцев от науки. Одна петербургская научная корпорация — не знаю точно, университет ли или даже академия — делегиро­вала господ статского советника Аксакова и химика Бутлерова для изучения спиритических явлений, из чего, впрочем, не по­лучилось, кажется, больших результатови. Но зато, — если только верить громогласным заявлениям господ спиритов, — и Германия выставила теперь своего духовидца в лице господина профессора Цёльнера из Лейпцига.

Как известно, господин Цёльнер уже много лет интенсивно работает в области «четвертого измерения» пространства, причем он открыл, что многие вещи, невозможные в пространстве трех измерений, оказываются само собою разумеющимися в простран­стве четырех измерений. Так, например, в этом последнем про­странстве можно вывернуть, как перчатку, замкнутый метал­лический шар, не проделав в нем дыры; точно так же можно завязать узел на не имеющей с обеих сторон концов или закреплен­ной на обоих концах нитке; можно также вдеть друг в друга два отдельных замкнутых кольца, не разрывая ни одного из них, и проделать целый ряд других подобных фокусов. Теперь, со­гласно новейшим торжествующим сообщениям из мира духов, господин профессор Цёльнер обратился к одному или нескольким медиумам, чтобы с их помощью установить дальнейшие подроб­ности относительно местонахождения четвертого измерения. Успех при этом был поразительный. Спинка стула, на которую он опи­

{35}

рался верхней частью руки, в то время как кисть руки ни разу не покидала стола, оказалась после сеанса переплетенной с рукой; на припечатанной с обоих концов к столу нити появились четыре узла и т. д. Словом, духи играючи произвели все чудеса четвертого измерения. Заметьте при этом: relata refero12, я не отвечаю за пра­вильность того, что сообщают бюллетени духов, и если в них име­ются неправильные сообщения, то господин Цёльнер должен быть благодарен мне за повод исправить их. Но если предположить, что эти сообщения верно передают результаты опытов господина Цёльнера, то они безусловно знаменуют начало новой эры в науке о духах и в математике. Духи доказывают существование четвертого измерения, как и четвертое измерение свидетельствует о существовании духов. А раз это установлено, то перед наукой открывается совершенно новое, необозримое поле деятельности. Вся математика и естествознание прошлого оказываются только преддверием к математике четвертого и дальнейших измерений и к механике, физике, химии, физиологии духов, пребывающих в этих высших измерениях. Ведь установил же научным образом господин Крукс, как велика потеря веса столов и другой мебели при переходе ее, — мы можем теперь сказать так, — в четвертое измерение, а господин Уоллес объявляет доказанным, что огонь не вредит там человеческому телу. А что сказать о физиологии этих одаренных телом духов! Они дышат, у них есть пульс, — зна­чит, они обладают легкими, сердцем и кровеносной системой, а следовательно, п в отношении остальных органов тела они без сомнения одарены по меньшей мере столь же богато, как и наш брат. Ведь для дыхания необходимы углеводы, сжигаемые в лег­ких, а они могут доставляться только извне. Итак, духи имеют желудок, кишечник, со всем сюда относящимся, а раз все это констатировано, то и остальное получается без всяких трудно­стей. Но существование этих органов предполагает возможность их заболевания, а в таком случае господину Вирхову, может быть, еще придется написать целлюлярную патологию мира духов. А так как большинство этих духов удивительно прекрасные молодые дамы, которые ничем, решительно-так и ничем, не отличаются от земных женщин, разве только своей сверхземной красотой, то долго ли придется ждать до тех пор, пока они предстанут перед «мужами, которые чувствуют любовь»13? А если здесь имеются также констатированные господином Круксом по биению пульса «женские сердца», то перед естественным отбором открывается тоже четвертое измерение, где ему уже нечего опасаться, что его будут смешивать с зловредной социал-демократией 14.

Но довольно. Мы здесь наглядно убедились, каков самый вер­ны й путь от естествознания к мистицизму. Это не безудержное теоретизирование натурфилософов, а самая плоская эмпирия, презирающая всякую теорию и относящаяся с недоверием ко

{36}

всякому мышлению. Существование духов доказывается не на основании априорной необходимости, а на основании эмпириче­ских наблюдений господ Уоллеса, Крукса и компании. Так как мы доверяем спектрально-аналитическим наблюдениям Крукса, приведшим к открытию металла таллия, или же богатым зоологи­ческим открытиям Уоллеса на островах Малайского архипелага, то от нас требуют того же самого доверия к спиритическим опытам и открытиям обоих этих ученых. А когда мы заявляем, что здесь есть все-таки маленькая разница, именно, что открытия пер­вого рода мы можем проверить, второго же не можем, то духо­видцы отвечают нам, что это неверно и что они готовы дать нам возможность проверить и спиритические явления.

Презрение к диалектике не остается безнаказанным. Сколько бы пренебрежения ни выказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между со­бою хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь. Вопрос состоит только в том, мыслят ли при этом правильно или нет, — и пренебрежение к теории является, само собою разумеется, самым верным путем к тому, чтобы мы­слить натуралистически и тем самым неправильно. Но непра­вильное мышление, если его последовательно проводить до конца, неизбеяшо приводит, по давно известному диалектическому за­кону, к таким результатам, которые прямо противоположны его исходному пункту. И, таким образом, эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий — современного спиритизма.

Точно так же обстоит дело и с-математикой. Обыкновенные математики метафизического пошиба горделиво кичатся абсолют­ной непреложностью результатов их науки. Но к этим резуль­татам принадлежат также и мнимые величины, которым тем самым тоже присуща известного рода реальность. Однако если только мы привыкнем приписывать корню квадратному из минус еди­ницы или четвертому измерению какую-либо реальность вне на­шей головы, то уже не имеет особенно большого значения, сдела­ем ли мы еще один шаг дальше, признав также и спиритический мир медиумов. Это —как Кеттелер сказал о Дёллингере: «Этот че­ловек защищал в своей жизни так много нелепостей, что он, право, мог бы примириться еще также и с догматом о непогрешимости!»

Действительно, голая эмпирия неспособна покончить со спи­ритами. Во-первых, «высшие» явления всегда показываются лишь тогда, когда соответственный «исследователь» уже доста­точно обработан, чтобы видеть только то, что он должен или хочет видеть, как это описывает с такой неподражаемой наивно­стью сам К руке. Во-вторых, спириты нисколько не смущаются тем, что сотни мнимых фактов оказываются явным надуватель­ством, а десятки мнимых медиумов разоблачаются как заурядные

{37}

фокусники. Пока путем разоблачения не покончили с каждым отдельным мнимым чудом, у спиритов еще достаточно почвы под ногами, как об этом и говорит определенно Уоллес в связи с исто­рией о поддельных фотографиях духов. Существование подделок доказывает, дескать, подлинность подлинных фотографий.

И вот эмпирия видит себя вынужденной противопоставить назойливости духовидцев не эмпирические эксперименты, а теоре­тические соображения и сказать вместе с Гексли: «Единственная хорошая вещь, которая, по моему мнению, могла бы получиться из доказательства истинности спиритизма, это — новый аргу­мент против самоубийства. Лучше жить в качестве подметаль­щика улиц, чем в качестве покойника болтать чепуху устами какого-нибудь медиума, получающего гинею за сеанс»16.

ДИАЛЕКТИКА 1


(Развить общий характер диалектики как пауки о связях в противопололшость метафизике.)

Таким образом, история природы и человеческого общества — вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трем законам:

Закон перехода количества в качество и обратно.

Закон взаимного проникновения противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистиче­ский манер лишь как законы мышления: первый— в первой части «Логики» — в учении о бытии; второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его «Логики» — учение о сущ­ности; наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы. Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир—хочет ли он того или нет — должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления. Если мы перевернем это от­ношение, то все принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таин­ственными, немедленно становятся простыми п ясными, как день*

Впрочем, тот, кто хоть немного знаком с Гегелем, знает, что Гегель в сотнях мест умеет давать из области природы и исто­рии в высшей степени меткие примеры в подтверждение диалек­тических законов.

Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания. Мы поэтому

{39}

не можем входить в детальное рассмотрение вопроса о внутренней связи этих законов между собою.

1. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного уба­вления материи или "движения (так называемой энергии).

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, — что имеет место почти всегда, — на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия ма­терии либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела. В этой форме таинственное гегелевское положение оказы­вается, следовательно, не только вполне рациональным, но даже довольно-таки очевидным.

Едва ли есть необходимость указывать на то, что и различные аллотропические и агрегатные состояния тел, зависящие от раз­личной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве (Menge) движения, сообщенного телу.

Но что сказать об изменении формы движения, или так назы­ваемой энергии? Ведь когда мы превращаем теплоту в механи­ческое движение или наоборот, то здесь изменяется качество, а количество остается тем же самым? Это верно, но относительно изменения формы движения можно сказать то, что Гейне говорит о пороке: добродетельным каждый может быть сам по себе, а для порока всегда нужны двое 2. Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движе­ния такого-то качества (например теплоту), а другое получает соот­ветствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне. До сих пор еще никогда не уда­валось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую.

Здесь речь идет пока только о неживых телах; этот же самый закон имеет силу и для живых тел, но в живых телах он про­является в весьма запутанных условиях, и количественное измере­ние здесь для нас в настоящее время часто еще невозможно.

Если мы представим себе, что любое неживое тело делят на все меньшие частицы, то сперва не наступит никакого качествен­ного изменения. Но это деление имеет свой предел: когда нам удается, как в случае испарения, получить в свободном состоянии отдельные молекулы, то хотя мы и можем в большинстве случаев

{40}

продолжать и дальше делить эти последние, но лишь при полном изменении качества. Молекула распадается на свои отдельные атомы, у которых совершенно иные свойства, чем у нее. Если мы имеем дело с молекулами, состоящими из различных химических элементов, то вместо сложной молекулы появляются атомы или молекулы самих этих элементов; если же дело идет о молекулах элементов, то появляются свободные атомы, обнаруживающие совершенно отличные по качеству действия: свободные атомы обра­зующегося кислорода играючи производят то, чего никогда не сделают связанные в молекулы атомы атмосферного кислорода.

Но уже и молекула качественно отлична от той массы физи­ческого тела, к которой она принадлежит. Она может совершать движения независимо от этой массы и в то время как эта масса кажется находящейся в покое; молекула может, например, совер­шать тепловые колебания; она может благодаря изменению поло­жения и связи с соседними молекулами перевести тело в другое аллотропическое или агрегатное состояние и т. д.

Таким образом, мы видим, что чисто количественная операция деления имеет границу, где она переходит в качественное раз­личие: масса состоит из одних молекул, но она представляет собою нечто по существу отличное от молекулы, как и последняя в свою очередь есть нечто отличное от атома. На этом-то отличии и осно­вывается обособление механики как науки о небесных и земных массах от физики как механики молекул и от химии как физики атомов.

В механике мы не встречаем никаких качеств, а в лучшем случае состояния, как равновесие, движение, потенциальная энергия, которые все основываются на измеримом перенесении движения и сами могут быть выражены количественным образом. Поэтому, поскольку здесь происходит качественное изменение, оно обусловливается соответствующим количественным изме­нением.

В физике тела рассматриваются как химически неизменные или индиферентные; мы имеем здесь дело с изменениями их моле­кулярных состояний и с переменой формы движения, при которой во всех случаях — по крайней мере на одной из обеих сторон — вступают в действие молекулы. Здесь каждое изменение есть переход количества в качество — следствие количественного из­менения присущего телу или сообщенного ему количества дви­жения какой-нибудь формы. «Так, например, температура воды не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее капельно-жидкому состоянию; но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когда это состояние сцепления изменяется и вода превращается — в одном случае в пар, в другом—в лед» (Hegel, «Enzyklopдdie», Gesamtaus­gabe, Band VI, S. 217)3. Так, необходим определенный мини­мум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать свет; так,

{41}

у каждого металла имеется своя теплота плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения, — поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, у каждого газа имеется критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние. Одним словом, так называемые константы физики суть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное (изменение)4прибавление или уба­вление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, — где, следовательно, количество пере­ходит в качество.

Но свои величайшие триумфы открытый Гегелем закон при­роды празднует в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель («Logik», Gesamtausgabe, III, S. 433) 5. Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкно­венно, то мы имеем перед собою озон — тело, определенно отлича­ющееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соеди­няется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, каче­ственно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N2O) от азотного ангидрида (пятиокиси азота N2O5)! Первый—это газ, второй, при обыкновенной темпера­туре— твердое кристаллическое тело. А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором тело в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими рас­положены еще три других окисла азота (NO, N2O3, NO2), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга.

Еще поразительнее обнаруживается это в гомологических рядах соединений углерода, особенно в случае простейших угле­водородов. Из нормальных парафинов простейший — это метан, CH4. Здесь 4 единицы сродства атома углерода насыщены 4 ато­мами водорода. У второго парафина — этана, C2H6,—два атома углерода связаны между собою, а свободные 6 единиц сродства насыщены 6 атомами водорода. Дальше мы имеем С3Н8, С4Н10 и т. д. по алгебраической формуле CnH2n+2, так что, прибавляя каждый раз группу СН2, мы получаем тело, качественно отличное от предыдущего. Три низших члена этого ряда — газы; высший известный нам член ряда, гексадекан C16H31, — твердое тело с точкой кипения 270°C. Точно так же обстоит дело с рядом (теоре­тически) выведенных из парафинов первичных алкоголей с фор­мулой СnН2n+2O и с рядом одноосновных жирных кислот (формула CnН2nO2). Какое качественное различие приносит с собою количе­ственное прибавление C3Н6, можно узнать на основании опыта: достаточно принять в каком-нибудь пригодном для питья виде,

{42}

без примеси других алкоголен, винный спирт С2Н60, а в другой раз принять тот же самый винный спирт, но с небольшой примесью амилового спирта С5Н120, который образует главную составную часть гнусного сивушного масла. На следующее утро наша голова почувствует это, и к ущербу для себя; так что можно даже ска­зать, что опьянение и следующее за ним похмелье являются тоже перешедшим в качество количеством: с одной стороны — винного спирта, а с другой — прибавленного к нему С3Н6.

В этих рядах гегелевский закон выступает перед нами между прочим еще и в другой форме. Нижние члены ряда допускают только одно единственное взаимное расположение атомов. Но если число объединяющихся в молекулу атомов достигает некоторой определенной для каждого ряда величины, то группировка атомов в молекуле может происходить несколькими способами; таким образом могут появиться два или несколько изомеров, заклю­чающих в молекуле одинаковое число атомов C, H, O, но тем не менее качественно различных между собою. Мы в состоянии даже вычислить, сколько подобных изомеров возможно для каждого члена ряда. Так, в ряду парафинов, для С4Н10 существуют два изомера, для C6H12 — три; для высших членов число возможных: изомеров возрастает очень быстро. Таким образом, опять-таки количество атомов в молекуле обусловливает возможность, а также — поскольку это показано на опыте — реальное существо­вание подобных качественно различных изомеров.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!